В педагогической деятельности
На объективность и адекватность оценки (самооценки) педагогической деятельности, создание благоприятных условий для профессионального роста мастерства, непрерывного самосовершенствования личности и труда учителя существенное влияние оказывает способность человека к построению и использованию прогноза, основным продуктом которого является знание о будущем. Прогнозирование как любая сознательная деятельность представляет собой единство содержательного, операционного и мотивационнсго компонентов. Содержательная сторона прогнозирования включает его основания — знания, необходимые для получения прогноза (о развитии процесса или явления в прошлом, о циклах повторяемости объектов прогноза, знание закономерностей и теорий). Операционный состав прогнозирования включает следующие умственные действия: установление причинно-следственных связей, реконструкцию и преобразование представлений, выдвижение и анализ гипотез, планирование. Мотивация как компонент прогнозирования проявляется многопланово. Спецификой мотивов прогнозирования является то, что они фиксируют желаемое будущее, побуждают к активной деятельности с целью снимания этого противоречия между нежелательным настоящим и желательным*будущим.
КОНТРОЛЬ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Контроль — неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, выделяют три основных его вида: предварительный, текущий, итоговый. Предварительный контроль Назначение предварительного контроля состоит в установлении исходного уровня разных сторон личности учащегося и, прежде всего, исходного состояния познавательной сферы. Трудность для учителя состоит в том, что пробелы в знаниях у учащихся разные, поэтому адаптация учебной программы к исходному уровню неизбежно требует индивидуализации обучения. Текущий контроль Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной связи. Она позволяет преподавателю получать сведения о ходе процесса усвоения у каждого учащегося. Обратная связь составляет одно из важнейших условий успешного протекания процесса усвоения. Требования к организации текущего контроля: 1. На первых этапах процесса усвоения контроль должен быть пооперационным. 2. В начале материального (материализованного) и внешнеречевого этапов внешний контроль должен быть систематическим — за каждым выполняемым заданием. 3. В конце первого и второго этапов, а также на последних этапах, внешний контроль должен быть эпизодическим — по требованию обучаемого или приналичии у него систематических ошибок. Итоговый контроль В практике обучения итоговый контроль используется для оценки результатов обучения, достигнутых в конце работы над темой или курсом. Требования к организации итогового контроля:
1. Соответствие содержания итогового контроля задачам, составляющим цели обучения. Умение использовать содержание изученного предмета (раздела) при решении этих задач и означает, что цели обучения данному предмету достигнуты. 2. Валидность контроля, т. е. соответствие предъявляемых контрольных заданий тому, что намечено проверить. Итоговый контроль должен удовлетворять требованиям двух видов валидности: содержательной (связанной с предметными знаниями) и функциональной (соответствие контрольного задания тому познавательному действию, которое подлежит контролю). 3. Надежность контроля, понимающаяся как устойчивость результатов, получаемых при повторном контроле. Известно, что итоговый контроль выражается в виде числа (оценки). Оценке предшествует качественный анализ усвоения и более низкому качеству соответствует меньшее число, чем более высокому (по одним и тем же характеристикам).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|