Условия объективности и обоснованности итогового контроля (оценки)
1. Учет всех характеристик знаний и умений, которые предусмотрены целью обучения и которые должны, следовательно, контролироваться.
2. При контроле той или иной характеристики усвоения, при одних и тех жецелях обучения и одних и тех же результатах контроля (например, при равномколичестве правильных решений равнозначных задач) выставляется одно и тоже количество баллов.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
Педагогическая оценка — отношение педагога к фактическому результату деятельности ученика, определяемое степенью соответствия достигнутого заданным нормам.
Функции педагогической оценки
Согласно Б. Г. Ананьеву, педагогическая оценка выполняет две главные функции.
• Ориентирующая функция педагогической оценки выступает как индикатор
определенных результатов и уровня достижений.
• Стимулирующая функция педагогической оценки связана с побудительным
воздействием на аффективно-волевую сферу личности школьника.
Виды педагогической оценки
В процессе обучения педагогическая оценка проходит большую эволюцию, проявляясь в разнообразных формах и модификациях, различаясь по уровню обобщенности, способам предъявления и оценочного воздействия (Б. Г. Ананьев).
Педагогическая оценка
| По уровню обобщенности
|
|
|
|
|
| f
|
|
|
|
| Парциальная
|
| Фиксированная
|
| Интегральная
|
| оценка
|
| оценка
|
| оценка
|
| Исходная форма пе-
|
| Отражает промежуточные
|
| Складывается на
|
| дагогической оцен-
|
| или завершенные успехи
|
| основе парциаль-
|
| ки, которая имеет
|
| школьника, его приле-
|
| ной и фиксирован-
|
| отношение к част-
|
| жание и дисциплину на
|
| ной оценок. Она
|
| ному знанию, уме-
|
| уроке, и поэтому она но-
|
| определяет в целом
|
| нию, навыку и от-
|
| сит более обобщенный и
|
| личность и поведе-
|
| дельному акту пове-
|
| систематический харак-
|
| ние школьника.
|
| дения.
|
| тер (равняется отметке).
|
|
|
| По способу предъявления (презентации)
|
|
|
|
|
|
|
| Прямая оценка
Непосредственно обращена к оцениваемому лицу.
|
| Опосредованная оценка
Оценка одного из учеников производится либо через оценку какого-либо другого учащегося, либо через оценку его кем-либо из одноклассников.
|
|
|
|
|
|
Парциальная оценка
| По способу оценочной стимуляции
|
|
|
|
|
| г
|
| \
| <
|
| Отсутствие оценки
Самый худший по своим психологическим последствиям вид оценки. Такой способ воздействия не ориентирует человека в результатах его деятельности, дезорганизует поведение и вызывает у него состояние неуверенности.
|
| Неопределенная парциальная оценка
По своему действию близка к отсутствию оценки как разновидности оценочной стимуляции. Она дается в виде таких однословных реплик, как: «Ну», «Ладно», «Так», «Дальше» и т. п. Неопределенная оценка является переходной формой к прямым определенным оценкам.
|
| Прямая однозначная оценка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Положительная оценка
Может выступать в трех основных формах: согласия, ободрения и одобрения.
Отрицательная оценка
Имеет такие разновидности, как замечания, отрицания и порицания.
Согласие и отрицание представляют собой, скорее, безоценочные суждения, с помощью которых производится простая констатация либо правильности, либо неправильности ответа или поведения. Ободрение или одобрение, замечание или порицание — это не только констатация известного результата, но и формы оценочного определения личности, в которых выражается соответствующее («положительное» или «отрицательное») отношение преподавателя к учащемуся и подчеркивается преимущество или недостаток каких-либо сторон личности — способностей, характера, поведения.
Типичные субъективные ошибки оценивания
1. Великодушие, проявляющееся в вынесении завышенных оценок.
2. Ореол, связанный с предвзятостью и проявляющийся в тенденции оценивать только положительно или только отрицательно тех учащихся, к которым относятся, соответственно, либо положительно, либо отрицательно.
3. Центральная тенденция, проявляющаяся в стремлении избежать крайних оценок.
4. Контраст, состоящий в оценивании знаний, качеств личности и поведения человека выше или ниже в зависимости от того, выше или ниже выражены теже характеристики у самого учителя.
5. Близость, выражающаяся в тенденции выносить сходные по времени и месту оценки.
6. Логические ошибки, проявляющиеся в вынесении сходных оценок разным психологическим свойствам и характеристикам, которые представляются логически связанными,
Воспользуйтесь поиском по сайту: