Педагогическая социальная перцепция
Проблема познания педагогом личности учащегося является жизненно актуальной. С уровнем познания педагогом личности учащегося, с адекватностью и полнотой познания в существенной мере связана результативность педагогической деятельности. Способы (механизмы) межличностного восприятия в педагогическом общении Идентификация — неосознанное отождествление себя с другим либо сознательная мысленная постановка себя на место другого. Рефлексия — логическая форма познания личностных особенностей себя и других людей. Она предполагает попытку логически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на это обобщение, делать частные выводы о конкретных случаях взаимодействия. Эмпатия — постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Это способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова. Выделяют три уровня развития: ♦ первый уровень — низкий: общаясь с учеником, педагог проявляет своеоб ♦ второй уровень — средний: по ходу общения у учителя возникают отрывоч ♦ третий уровень — высокий: умение сразу войти в состояние ученика не толь Проецирование — неосознанная склонность приписывать другим свои собственные мотивы, переживания, качества. Децентрация — способность педагога отойти от собственной эгоцентрической позиции, способность к восприятию точки зрения другого человека. Стереотипизация — упрощение представлений о других группах людей, о которых мы располагаем скудной информацией. Можно выделить шесть групп социально-перцептивных стереотипов [44]:
1) антропологические стереотипы — оценка внутренних, психологических 2) этнонациональные стереотипы — психологическая оценка человека опо 3) социально-статусные стереотипы — оценка личностных качеств чело 4) социально-ролевые стереотипы — оценка личностных,.качеств человека 5) экспрессивно-эстетические стереотипы — оценка личности зависит от 6) вербально-поведенческие стереотипы — оценка личности зависит от внеш Кроме стереотипов, необходимо отметить такие факторы, мешающие правильно воспринимать и оценивать людей, как: • предубеждения — эмоциональная оценка людей как хороших или плохих, • установка — неосознанная готовность человека определенным привычным • эффект «ореола» — первоначальное отношение к какой-то одной частной • эффект «проецирования» — по аналогии с собой другому человеку припи
• эффект «первичности» — первая услышанная или увиденная информация о • эффект «последующей информации» — однажды полученная негативная,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|