Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС)
Для учителя с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. По сравнению с учителями эмоциональных стилей учитель с РИС проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения, относительное время спонтанной речи его учащихся во время уроков меньше, чем у учителей с эмоциональным стилем. Учитель с РИС меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем (посредством подсказок, уточнений и т. п.), давая возможность отвечающим детально оформить ответ. Рассуждающе-методичный стиль (РМС) Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается с малым стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений. В процессе опроса учитель с РМС обращается к небольшому количеству учеников, давая каждому много времени на ответ, особое внимание уделяя слабым ученикам. Для учителя с РМС характерна в целом рефлексивность. Личность педагога
Свойства личности учителя (П. Ф. Каптерев)
Еще в начале XX в. П. Ф. Каптерев выделил объективные и субъективные факторы, необходимые для педагогической деятельности, наметил их иерархию.
Структура субъективных факторов (Н. В. Кузьмина) По мнению Н. В. Кузьминой, структура субъективных факторов включает: ♦ тип направленности; ♦ уровень способностей; ♦ компетентность, в которую входят:
♦ специально-педагогическая компетентность; ♦ социально-психологическая компетентность; ♦ дифференциально-психологическая компетентность; ♦ аутопсихологическая компетентность.
• истинно педагогическую; • формально педагогическую; • ложно педагогическую. Только первый тип направленности способствует достижению высоких результатов в педагогической деятельности. Истинно педагогическая направленность состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащихся средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащихся в знании, носителем которого является педагог. Основным мотивом истинно педагогической направленности является интерес к содержанию педагогической деятельности. Структура субъектных свойств учителя (А. К. Маркова) По мнению А. К. Марковой, структура субъектных свойств может быть представлена следующими блоками характеристик. / Объективные характеристики: профессиональные знания, профессиональные умения, психологические и педагогические знания. / Субъективные характеристики^ психологические позиции, мотивация, «Я-концепция», установки, личностные особенности. К важнейшим профессиональным качествам педагога относятся: □ эрудиция, □ целеполагание, □ практическое и диагностическое мышление, □ интуиция, □ импровизация, □ наблюдательность, □ оптимизм, □ находчивость,
□ предвидение, j □ рефлексия. Психологический портрет учителя любого учебного предмета включает следующие структурные компоненты: О индивидуальные качества человека, т. е. его особенности как индивида — темперамент, задатки и др.; О его личностные качества, т. е. его особенности как личности — социальные сущности человека; cj> коммуникативные (интерактивные) качества; Ф статусно-позиционные, т. е. особенности положения, роли, отношений в коллективе; Ф деятельностные (профессионально-предметные); О внешнеповеденческие показатели. Структурно-иерархическая модель личности учителя (Л. М. Митина) Самый высокий уровень в иерархической модели личности учителя Л. М. Ми-тиной занимают педагогические способности — проектировочно-гностические и рефлексивно-перцептивные, которые рассматриваются как особая комбинация личностных качеств и свойств. Центральный уровень структурно-иерархической модели личности учителя Л. М. Митиной составляют такие профессионально важные качества, как: • педагогическое целеполагание (ПЦ); • педагогическое мышление (ПМ); • педагогическая направленность (ПН); • педагогическая рефлексия (ПР); • педагогический такт (ПТ).
(В. Г. Рындак) (продолжение)
1. 2. Планирование обучения с учетом психологических закономерностей овладения предметом, предвидение возможных затруднений учащихся. 3. Определение наиболее рациональных видов деятельности учащихся по овладению материалом и предвидения их сложностей для учащихся. 4. Определение наиболее эффективных методов и приемов ведения урока. 5. Планирование внеклассной работы в единстве с целями и задачами учебно-воспитательного процесса по предмету. 6. Умение проектировать и создавать элементарные наглядные пособия в соответствии с задачами урока. 7. Умение методически целесообразно использовать средства наглядности и ТСО на уроках и во внеклассной работе. 8. Планирование творческих работ и домашних заданий.
1. 2. Отбор и дозировка необходимого материала с учетом его особенностей и уровня подготовки учащихся.
3. Расположение материала от легкого и простого к более трудному и сложному. 4. Определение места и характера демонстрационного эксперимента на уроке. 5. Расположение задач и упражнений, в порядке увеличения их трудности для учащихся. 6. Определение объектов и способов контроля усвоения материала и уровня сформированности умений. 7. Умение предусмотреть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах деятельности, выбрать общие, групповые и индивидуальные формы работы. 8. Рациональное распределение времени на отдельных этапах урока, логические переходы от одного этапа к другому. 9. Определение характера руководства работой учащихся на каждом уроке и возможных вариантов изменения хода урока.
(В. Г. Рындак) (продолжение)
1. 2. Организация своей деятельности и деятельности учащихся в целях реализации намеченного плана урока с соблюдением основных принципов научной организации педагогического труда. 3. Рациональное сочетание коллективной, групповой и индивидуальной деятельности и взаимопомощь учащихся. 4. Организация факультативных занятий по предмету с учетом интересов учащихся. 5. Организация деятельности учащихся по созданию средств наглядности и ТСО. 6. Реализация, оценка и корректировка намеченных планов по внеклассной работе. 7. Использование многообразных форм включения учащихся в учебную, трудовую, общественно полезную деятельность, обучение их самоорганизации. 8. Умение организовать собственную деятельность, связанную с решением педагогических задач. 9. Использование новых, передовых приемов общения.
1. 2. Умение раскрывать систему перспективных линий развития коллектива и личности каждого, внушать уверенность в успехе. 3. Нахождение наиболее сильных сторон личности учащегося и внушение ему уверенности в себе. 4. Проявление требовательности и справедливости во взаимоотношениях с учащимися. 5. Воздействие на учащихся на основании признания авторитета. 6. Установление и развитие педагогически целесообразных взаимоотношений с участниками педагогического процесса. 7. Предотвращение и разрешение конфликтов.
(В. А. Крутецкий) В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В. А. Крутецким, который дал им соответствующие общие определения [25].
(В. А. Крутецкий) (окончание)
одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы учителя.
(Н. В. Кузьмина) В настоящее время концепция педагогических способностей, разрабатываемая Н. В. Кузьминой и ее школой, представляет собой наиболее полную систематическую трактовку.
связано с эмпатией и оценкой совпадения потребностей учащихся с требованиями Чувство меры или такта Чувство причастности
(Н. В. Кузьмина) (окончание)
чувствительностью к индивидуальным особенностям учащихся хорошо развитой интуицией суггестивными свойствами фактором речевой культуры (содержательность, воздейственность) (по Л. Д. Столяренко)
♦ индивидуальная (достижения человека по отношению к самому себе во вре ♦ социальная (достижения одного человека по отношению к другим людям). "Терминальные способности (собственно способности) исследователь определяет как индивидуально-психологические особенности человека, которые не только обеспечивают ему успешность в какой-либо деятельности, но и повышают его конкурентоспособность, т. е. успешность в ситуации соперничества (соревнования) с другими на любом поприще. Инструментальные способности Н. А. Аминов рассматривает как способы (психологические ресурсы), с помощью которых человек достигает успеха в реализации себя (личностном росте) без конкуренции с другими. Эти способности делятся на две группы: ♦ общие (перцептивные) способности; ♦ специальные способности:
♦ эмоциональные, ♦ волевые, ♦ мнемические, ♦ аттенционные, ♦ имажинативные (представления).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|