Стратегии формирования новых знаний и способностей
В педагогической психологии выделяется несколько стратегий формированияновых знаний, умений, развития способностей, которые могут применяться в учебном процессе: / стратегия интериоризации; / стратегия экстериоризации; / стратегия проблематизации и рефлексии. Стратегия интериоризации — это процесс формирования внутренних структур психики, обусловливаемый усвоением структур и символов социальной деятельности. В отечественной психологии интериоризация трактуется как преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания. Иначе, превращение интерпсихологических (межличностных) отношений в ин-трапсихологические (внутриличностные, отношения с самим собой).
В теории деятельности интериоризация — это перенос соответствующих действий, относящихся к внешней деятельности, в умственный, внутренний план. Теория такого перехода (интериоризации) наиболее полно разработана в учении П. Я. Гальперина об управляемом формировании умственных действий, понятий и образов. Стратегия экстериоризации — это объективизация мысли, т. е. представление мысли в форме социально воспроизводимой структуры. Таким образом, мысль становится не только собственным достоянием, но и достоянием других. Мысль объективируется и становится доступной для рефлексии и критики (сначала со стороны другого, а затем со стороны самого субъекта). Это та же самая мысль, только изменяющая свою форму (а в ходе критики и содержание). Экстериори-зация является не только механизмом развития, но и началом мышления.
Стратегия проблематизации и рефлексии предполагает осуществление обучения и развития по следующей схеме: практическая деятельность — затруднения, фиксируемые через проблемные ситуации, — акты осознавания затруднений и проблемных ситуаций — последующая рефлексия, критика действий — проектирование новых действий и реализация (выполнение) их. В проблемной ситуации привычные способы действий не позволяют решить задачу, в результате чего осознается необходимость рефлексии, осмысление неудач. Рефлексия направлена на поиск причины неудач и затруднений, в ходе чего осознается, что используемые средства не соответствуют задаче. Таким образом, формируется критическое отношение к собственным средствам. Затем к условиям задачи применяется более широкий круг средств, выдвигаются догадки, гипотезы, происходит интуитивное решение (на неосознаваемом уровне) данной проблемы (т. е. находится решение в принципе), а затем уже происходит логическое обоснование и реализация решений. ЗАУЧИВАНИЕ Результаты учения определяются не только субъективными факторами (отношение к предмету, установка на заучивание и др.). но и объективными (свойствами самого заучиваемого материала). Свойства учебного материала СОДЕРЖАНИЕ Определяется предметом заучивания (фактические сведения, понятия, умения и навыки). Характер и методы обучения зависят от того, какой тип материала является предметом заучивания. ФОРМА ♦ жизненная, когда обучение осуществляют на ♦» предметная; ♦ дидактическая, когда обучение осуществля- ♦ речевая; ется на специально препарированных и схе- ♦ символическая,
ТРУДНОСТЬ При прочих равных условиях зависит от его связи с имеющимися у ученика опытом, знаниями и умениями. ЗНАЧЕНИЕ ♦ гностическое (познавательное); ♦ эстетическое (художественное); ♦ практическое (деловое); ♦ социальное (общественное); ♦ этическое (нравственное); ♦ воспитательное (педагогическое). ОСМЫСЛЕННОСТЬ Зависит от того, имеются ли в арсенале обучающегося понятия и действия, необходимые, для того чтобы понять элементы учебного материала и установить связи между ними. СТРУКТУРНОСТЬ Предполагает наличие логических, семантических и синтаксических связей его частей, облегчающих заучивание. ОБЪЕМ Можно измерить только косвенным числом понятий или действий, которые требуется усвоить, связей, которые в нем устанавливаются, или числом суждений, которые он содержит. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ♦ привлекательность; ♦ способность вызывать определенные чувства и переживания. Обучаемость Обучаемость человека является одним из основных показателей его готовности к учению, к усвоению знаний стихийно или целенаправленно в условиях какой-либо конкретной образовательной системы. Обучаемость в широком смысле слова можно трактовать как потенциальную возможность овладения новыми знаниями в содружественной со «взрослыми» работе (Б. В. Зейгарник), как «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский). Обучаемость — это совокупность (ансамбль) интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т. д.) зависит продуктивность учебной деятельности (3. И. Калмыкова) [23]. В данном определении обучаемость поставлена в связь с продуктивностью. Под последней понимается, прежде всего, качество, темп работы, ее объем в единицу времени, отсутствие напряжения и утомления в течение длительного периода, удовлетворенность результатом труда. Обучаемость соотносится с понятием обученность как той совокупностью всех характеристик психического развития, которые суть результат предыдущего обучения. Обучаемость — это восприимчивость ученика к усвоению новых знаний, его готовность к переходу на новые уровни умственного развития (А. К. Маркова).
Основные показатели • Темп продвижения в освоении знаний и формировании умений. • Легкость этого освоения знаний (отсутствие напряжения, утомления, переживание удовлетворения). • Гибкость в переключении на новые способы и приемы работы. • Прочность сохранения освоенного материала. Суммарными показателями обучаемости, по мнению 3. И. Калмыковой, являются: о экономичность и темп мышления; о способность к самообучению; О работоспособность и выносливость. Существенны показатели обучаемости, предложенные А. К. Марковой: • активность ориентировки в новых условиях; инициатива в выборе необязательных решений, самостоятельное обращение к более трудным заданиям могут быть соотнесены с понятием интеллектуальной инициативы как единицы творческой активности (Д. Б. Богоявленская); настойчивость в достижении поставленной цели и «помехоустойчивость» как умение работать в ситуациях отвлечения, препятствий; восприимчивость, готовность к помощи другого человека, отсутствие сопротивления. Обучаемость — это динамическая характеристика. В разных возрастных периодах обучаемость одного и того же человека может меняться: возрастать или ослабевать. Тем не менее четко выделяются группы учащихся с различной степенью обучаемости: от высокой к средней до заниженной и низкой. Неуспеваемость Понятие «неуспеваемость» по-разному трактуется в педагогической и психологической литературе. По мнению Л. А. Регуш, в психологии, говоря о неуспеваемости, имеют в виду ее психологические причины, которыми являются, как правило, свойства самого ученика, его способности, мотивы, интересы и т. д. Педагогика рассматривает как источник неуспеваемости формы, методы организации обучения и даже систему образования в целом.
Причины неуспеваемости П. П. Борисов предлагает объединить все возможные причины неуспеваемости в четыре крупных блока.
Л. С. Славина среди причин неуспеваемости называет следующие: • неправильное отношение к учению; • трудности усвоения учебного материала; • неумение трудиться; • отсутствие познавательных учебных интересов; • отсутствие навыков и способов учебной деятельности или неправильно сфор А. Л. Венгер и Г. А. Цукерман в качестве причин, вызывающих неуспеваемость, выделяют: О проблемы, связанные с умственным развитием; О поведенческие проблемы; О эмоциональные и личностные проблемы; О проблемы общения; О невротические проявления (тики, энурез).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|