Педагогическая деятельность как организационно-управленческая
(КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ) Управление (применительно к учебному процессу) представляет собой целенаправленное, систематическое воздействие преподавателя на коллектив учащихся и отдельного ученика (студента) для достижения заданных результатов обучения. Класс как объект управления Н. Ю. Скороходова выделяет следующие параметры, характеризующие класс как объект управления [47, с. 9-10]: Ф Многомерность: Каждый ученик — это личность со своими целями, вкусами и способностями. Важно научить детей быть постоянно активными — выполнять различные задания, использовать учебный материал, находиться в курсе событий и т. д. г£> Одновременность. Учитель одновременно объясняет учебный материал, учитывая внимательность учеников; решая, игнорировать ли разговаривающих учеников или остановить; определяя, достаточно ли времени, чтобы начать следующую тему; выбирая, кто должен ответить на вопрос, который только что задан, и т. п. Ф Немедленность и непредсказуемость. Жизнь класса богата событиями и непредсказуема. Учителю необходимо немедленно реагировать на огромный объем поступающей информации — реплики и молчание, улыбки и ссоры, обиды и непонимание. Учитель постоянно обменивается с учениками информацией. О Публичность общения. Учитель и ученики постоянно чувствуют себя немного «на сцене». Каждое действие или реплика оцениваются окружающими. Ученики всегда видят, прав ли учитель, справедлив ли он, есть ли у него любимчики. Публичное общение идет по определенным правилам в соответствии с принятыми нормами. Учитель должен убедиться, что все знают, как себя вести в той или иной ситуации.
Ф Учет истории класса и взаимоотношений в нем. Значение отдельных действий учителя или ученика зависит от предыдущих событий. Пятнадцатое опоздание ученика должно восприниматься иначе, чем первое. Ф Необходимость взаимопомощи, организация сотрудничества. Важная задача управления для учителей — это достижение поставленной цели путем повышения взаимопомощи учеников в классе, обучение детей сотрудничеству, например создание микрогрупп для работы над заданием. Отличительные черты управления учебным процессом / Сознательное и планомерное воздействие, которое всегда предпочтительнее стихийной регуляции. / Наличие причинно-следственных связей между управляющей подсистемой (преподаватель) и объектом управления (обучаемый). / Динамичность или способность управляемой подсистемы переходить из одного качественного состояния в другое. / Надежность — способность системы управления выполнять заданные функции при определенных условиях протекания процесса. • Устойчивость — способность системы сохранять движение по намеченной траектории, поддерживать намеченный режим функционирования, несмотря на различные внутренние и внешние возмущения. Схематичная картина непрерывного управленческого процесса выглядит следующим образом:
Эффективное управление процессом обучения возможно при выполнении определенных требований: >• формирование целей обучения; >• установление исходного уровня (состояния) управляемого процесса; >- разработка программы действий, предусматривающей основные переходные состояния процесса обучения; >- получение по определенным параметрам информации о состоянии процесса обучения (обратная связь); >- переработка информации, полученной по каналу обратной связи, выработка
и внесение в учебный процесс корректирующих воздействий. Осуществление обратной связи применительно к учебному процессу предполагает решение двух задач: 1) определение содержания обратной связи — выделение совокупности контроли 2) определение частоты обратной связи. СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|