Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогическая деятельность как организационно-управленческая




(КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ)

Управление (применительно к учебному процессу) представляет собой це­ленаправленное, систематическое воздействие преподавателя на коллек­тив учащихся и отдельного ученика (студента) для достижения заданных результатов обучения.

Класс как объект управления

Н. Ю. Скороходова выделяет следующие параметры, характеризующие класс

как объект управления [47, с. 9-10]:

Ф Многомерность: Каждый ученик — это личность со своими целями, вкуса­ми и способностями. Важно научить детей быть постоянно активными — выполнять различные задания, использовать учебный материал, находиться в курсе событий и т. д.

г£> Одновременность. Учитель одновременно объясняет учебный материал, учи­тывая внимательность учеников; решая, игнорировать ли разговаривающих учеников или остановить; определяя, достаточно ли времени, чтобы начать следующую тему; выбирая, кто должен ответить на вопрос, который только что задан, и т. п.

Ф Немедленность и непредсказуемость. Жизнь класса богата событиями и не­предсказуема. Учителю необходимо немедленно реагировать на огромный объем поступающей информации — реплики и молчание, улыбки и ссоры, обиды и непонимание. Учитель постоянно обменивается с учениками информацией.

О Публичность общения. Учитель и ученики постоянно чувствуют себя немно­го «на сцене». Каждое действие или реплика оцениваются окружающими. Ученики всегда видят, прав ли учитель, справедлив ли он, есть ли у него любимчики. Публичное общение идет по определенным правилам в соответ­ствии с принятыми нормами. Учитель должен убедиться, что все знают, как себя вести в той или иной ситуации.

Ф Учет истории класса и взаимоотношений в нем. Значение отдельных дей­ствий учителя или ученика зависит от предыдущих событий. Пятнадцатое опоздание ученика должно восприниматься иначе, чем первое.

Ф Необходимость взаимопомощи, организация сотрудничества. Важная зада­ча управления для учителей — это достижение поставленной цели путем повышения взаимопомощи учеников в классе, обучение детей сотрудниче­ству, например создание микрогрупп для работы над заданием.

Отличительные черты управления учебным процессом

/ Сознательное и планомерное воздействие, которое всегда предпочтительнее стихийной регуляции.

/ Наличие причинно-следственных связей между управляющей подсистемой (преподаватель) и объектом управления (обучаемый).

/ Динамичность или способность управляемой подсистемы переходить из од­ного качественного состояния в другое.

/ Надежность — способность системы управления выполнять заданные функ­ции при определенных условиях протекания процесса.

• Устойчивость — способность системы сохранять движение по намеченной траектории, поддерживать намеченный режим функционирования, несмот­ря на различные внутренние и внешние возмущения.

Схематичная картина непрерывного управленческого процесса выглядит следу­ющим образом:

 

 

 

 

 

 

 

            Н    
  Цель   Действие Н Результат Новая цель  
 
               

Эффективное управление процессом обучения возможно при выполнении опре­деленных требований: >• формирование целей обучения;

>• установление исходного уровня (состояния) управляемого процесса; >- разработка программы действий, предусматривающей основные переходные

состояния процесса обучения; >- получение по определенным параметрам информации о состоянии процесса

обучения (обратная связь); >- переработка информации, полученной по каналу обратной связи, выработка

и внесение в учебный процесс корректирующих воздействий.

Осуществление обратной связи применительно к учебному процессу предпола­гает решение двух задач:

1) определение содержания обратной связи — выделение совокупности контроли­
руемых характеристик на основании целей обучения и психологической теории
обучения, которая принимается за базу при составлении обучающих программ;

2) определение частоты обратной связи.


СТРУКТУРА

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Этапы и компоненты Педагогические действия Профессионально важные умения и навыки (ПВУиК)
Подготовительный этап I. Конструктивная деятельность ♦формулирование педа­гогических целей ♦ диагностика особеннос­тей и уровня обученно-сти учеников ♦ выбор содержания учеб­ного материала буду­щих занятий * выбор методов обучения * проектирование своих действий и действий уче­ников 1.* Высокие научные про­фессиональные знания 2.* Психолого-педагогиче­ские и методические знания 3.* Практическое владение методиками учебно-воспи­тательных воздействий
Этап осуществления педагогического процесса П. Организаторская деятельность * установление дисципли­ны, рабочей обстановки на учебных занятиях * стимулирование деятель­ности учеников * организация своей дея­тельности по изложению учебного материала * организация своего по­ведения в реальных ус­ловиях 4.* Наблюдательность, по­нимание психического со­стояния людей, настроение коллектива в целом 5.* Быстрая ориентация в обстановке, гибкость пове­дения 6.* Доступно, логически, последовательно, эмоцио­нально объяснить материал 1*, 2*, 3* — способности 7. Культура речи, эрудиция 8. Экспрессивные способно­сти 9.* Хорошее распределение внимания, смысловая па­мять, гибкое творческое мышление 10. Выдержка, умение уп­равлять собой, настроением 11. Умение управлять сво­им телом, голосом, мими­кой, жестами 4*, 5* — спо­собности

Этапы и компоненты Педагогические действия Профессионально важные умения и навьрш (ПВУиК)
III. Коммуникатив­ная деятельность * организация деятельно­сти учеников * организация контроля результатов педагоги­ческих воздействий и корректировки * установление правиль­ных взаимоотношений с учениками ♦ осуществление воспита­тельной работы 12. Организаторские способ­ности 2*, 3*. 4*. 5*, 9* — способности 13. Умение получать обрат­ную информацию о степени усвоения объясняемого ма­териала 14. Наличие потребности общения 15. Педагогический такт 16. Педагогическая импро­визация, умение применять разные средства психологи­ческого воздействия 17. Демократический стиль общения и руководства 2*, 4*, 5* — способности
Этап анализа результатов IV. Гностическая деятельность ♦ анализ результатов обу­чения, воспитания * выявление отклонений результатов от постав­ленных целей ♦ анализ причин этих от­клонений ♦ проектирование мер по устранению этих при­чин ♦ творческий поиск но­вых методов обучения и воспитания 18. Критическая оценка достоинств и недостатков своей личности, своей дея­тельности 19. Самообразование, изуче­ние новых методов обуче­ния, воспитания 20. Творческий подход к педагогической деятельно­сти

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...