Профессиональная Я-концепция педагога
Я-концепция — это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности.
Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение Я-конценции обусловлено факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Профессиональная Я-концепция личности может быть реальной и идеальной. Самооценка профессиональных способностей, знаний и достижений может быть рассмотрена как важнейший элемент в структуре профессиональной Я-концепции личности. Самооценка является понятием более частным в сравнении с понятием «самоотношение», которое описывает общую направленность и «знак» отношения человека к самому себе. Самооценка является конкретным выражением самоотношения. В структуре самооценки вообще и профессиональной самооценки в особенности целесообразно выделять два аспекта. 1. Операционально-деятелъност-ный аспект самооценки, который связан с оценкой себя как субъекта деятельности и выражается в оценке своего профессионального уровня (сформированности умений и навыков) и уровня компетентности (системы знаний). 2. Личностный аспект профессиональной самооценки, который выражается в оценке своих личностных качеств в связи с идеалом образа «Я-профессионального». Самооценка по этим двум аспектам не всегда согласована. Дискордантность (рассогласование) самооценки по оперционально-деятельност-ному и личностному аспектам влияет на профессиональную адаптацию, профессиональную успешность и профессиональное развитие.
В структуре профессиональной самооценки целесообразно также выделять: cj> Самооценку результата, которая связана с оценкой достигнутого (в общем и парциальном аспекте) и отражает удовлетворенность/неудовлетворенность достижениями. s с£> Самооценку потенциала, которая связана с оценкой своих профессиональных возможностей и отражает, таким образом, веру в себя и уверенность в своих силах. Низкая самооценка результата вовсе не всегда говорит о «комплексе профессиональной неполноценности». Напротив, в сочетании с высокой самооценкой потенциала является фактором профессионального саморазвития. Раздел V Социальная педагогическая Психология Педагогическое общение СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ Педагогическое общение — совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся. Процесс общения преподавателя и учащихся может складываться в двух крайних вариантах: <г взаимопонимание, слаженность выполнения учебной деятельности, развитие способности прогнозировать поведение друг друга; <v разлад, отчуждение, неспособность понять и предугадать поведение друг друга, появление конфликтов. Можно выделить шесть основных стилей руководства преподавателем учащимися. 1. Автократический (самовластный) стиль предполагает осуществление препо 2. Авторитарный (властный) стиль допускает возможность для учащихся уча
3. Демократический стиль предполагает внимание и учет преподавателем мне 4. Игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится как 5. Попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда пре 6. Непоследовательный, алогичный стиль предполагает использование препо Стили педагогического общения (В. А. Канн-Калик) Известный психолог В. А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения: 1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его от 2. Общение на основе дружеского расположения, предполагающее увлеченность 3. Общение-дистанция, которое постоянно прослеживается во взаимоотноше 4. Общение-устранение, являющееся негативной формой общения, антигуман 5. Общение-заигрывание, характерное для молодых преподавателей, стремящихся Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|