Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Зрелищами и музыкальными представлениями





Ледниковый период жанра

 

Наш учитель Владимир Иванович Немирович-Данченко, человек столь же несовременный, сколь своевременный, внятно объяснил, чем грозит нам «бесконечное принуждение к празднику», в которое в последние десятилетия превратился жанр, исследуемый в данной книге: «Когда... определенный слой общества или целая нация начинает удовлетворяться искусством, занимающимся пустяками, это верный признак, что это общество или эта нация начинает доживать свои последние дни».

Растопить затянувшийся «ледниковый период» жанра — задача непростая. Для этого нужно не только горячее желание, но и высочайший профессионализм. То и другое есть у автора этой книги. Лекции, в форме которых изложен насыщенный практическими примерами материал, станут безусловным подспорьем тем, кто посвятил свою жизнь искусству массовых форм, кто из мозаики разных жанров хочет сложить яркий, неповторимый, а главное, цельный узор нового сценического произведения. Эта книжка призвана помочь научиться поверять сценическую гармонию алгеброй увлекательной многоступенчатой работы.

Режиссерский путь Ирины Горюновой к успеху отмечен государственными наградами и премиями. Но важнее — другое. Проложен он яростным стремлением во что бы то ни стало решать профессиональные задачи. А решать их в условиях воцарившейся «диктатуры безвкусицы» становится все сложнее. Тем ценнее изложенный опыт. Тем ответственнее слово.

Яркие, образные, театральные по форме и глубоко идейные по своему посылу и содержанию постановки Горюновой всегда затрагивают духовно-нравственные проблемы общества, страны, человека. Не случайно так богата палитра ее художественных интересов. Выдающиеся мастера отечественной и мировой культуры: хореографы, музыканты, певцы, драматические артисты, прославленные коллективы — не раз составляли труппу масштабных творческих проектов, осуществленных ею на крупнейших сценических площадках страны и мира.



Я рассматриваю «лекции» достаточно молодого режиссера и педагога не только как желание подвести первые итоги и поделиться разнообразно богатым практическим опытом. Я вижу в них важную для режиссера-профессионала позицию, сформулированную в свое время все тем же Немировичем-Данченко в качестве предостережения. Эта позиция превратилась в закон жизни: «Мы будем блестящи и пусты душой...»

Сегодня в кармане коллег огромный технический и технологический арсенал средств художественной выразительности. Но вот беда, чем толще этот карман, тем скорее фантазия и мысль режиссеров эстрадно-массовых форм затушевывается бессмысленной пестротой спецэффектов и лавинообразными потоками пошлости.

Важно, что, подробно останавливаясь практически на всех этапах процесса создания музыкально-театрализованного представления, Ирина Горюнова выделяет ключевое звено этого процесса — работу с актером. Я не раз был свидетелем ее работы с артистом на эстрадно-сценической площадке, и меня поражало ее умение вызывать в актере редкое на сегодняшний день понимание права и цели выхода на сцену, умение донести до зрителя идею постановки, ее дух и атмосферу. Важно, что вне поля зрения автора не остается ни один из принципиальных компонентов массового представления. Режиссёр не уходит от сложных вопросов. Напротив, пытается обнажить «болевые точки», предостерегая молодых коллег от ложных ходов и неверных решений, воспитывая готовность к любым — не столь уж редким — неожиданностям реального проведения спектакля, подсказывая пути выхода из, казалось бы, тупиковых ситуаций.

В этой связи отнюдь не второстепенны материалы сценариев, куда вошли подробные режиссерские разработки пяти массовых музыкально-театрализованных представлений, поставленных на разных сценических площадках заслуженным деятелем искусств России Ириной Горюновой.

Кроме важных профессиональных практических рекомендаций в предложенный лекционный курс вовлечен значительный образовательный материал, и хотя в лекциях ощущается явное предпочтение автором некоторых деятелей отечественной культуры, каждый мастер может дополнить «исторические страницы» своими примерами и именами. Важно, что в современной творческой и учебно-педагогической практике появилась работа, в которой процесс создания массовых музыкально-театрализованных представлений отражён от начала до конца с позиций проблематики жанра, его специфики и современных тенденций.

Как же превратить уродливо-гламурных псевдозвезд в живых людей? Как вернуть зомбированных роботов к «жизни человеческого духа»? На эти вопросы должны наконец ответить те, кто придет после нас. Те, для кого создавалась эта книга, прочитав которую, я могу лишь вновь процитировать любимого классика: «...Путь был намечен правильно, и по нему надо идти...»

 

Станислав Гаудасинский,

народный артист России,

лауреат Государственной премии РФ,

профессор

 

ЛЕКЦИЯ 1 (Вводная)

 

Современные тенденции и проблемы

В работе над массовыми театрализованными

зрелищами и музыкальными представлениями

 

Традиции отмечать знаменательные даты и юбилеи, а также организовывать различного рода олимпиады, фестивали, дни городов и т. распространены повсеместно. Как известно, в советские годы по количеству праздников на душу населения наша страна занимала одно из первых мест.

Новая Россия поставила перед организаторами и создателями массовой театрализованной концертной деятельности новые проблемы. На повестку дня встал вопрос художественного уровня и качества предлагаемой народу продукции. На сегодняшний день необходимо констатировать, что уровень этот крайне низок и в большинстве случаев приближается к откровенной халтуре.Деградировал сам вид искусства «массово-театрализованных зрелищ». В результате чего многие, даже выдающиеся, мастера театральной и музыкальной культуры зачастую относятся к нему снисходительно, непрофессионально. В итоге у отечественного зрителя сформировалось стойкое дурновкусие и привычка к низкопробному зрелищу. Главную роль в этом негативном процессе играет телевидение, так как именно оно является основным источником зрелища для многомиллионной аудитории.

Превратив большинство эстрадных программ в «фанерный нон-стоп», их создатели перестали задумываться о художественной, качественной, идейно-драматургической сторонах тиражируемого «попсового марафона». Диктатура безвкусицы, воцарившаяся и узаконенная на эстрадных подмостках, поставила под угрозу существование и развитие жанра и во многом благодаря телевидению сделала его главным орудием для «оболванивания масс». Дабы долго не останавливаться на примерах, приведу текст одного из последних растиражированных эстрадных хитов. Российская попдива с «медицинским» псевдонимом «Глюкоза» одной фразой обозначила суть жанрово-исторического контекста: «Танцуй, Россия, и плачь, Европа, а у меня самая-самая красивая попа».

Аудитория эстрады поистине безгранична. Поэтому все чаще стадионы и дворцы спорта, далеко не всегда собирающие публику для спортивных состязаний, закрепляются за концертными организациями. А создание и многочисленных развлекательных телевизионных шоу-программ в после; нее время стало на телевидении своеобразным соревнованием: «Звезды на льду», «Звезды в цирке», «Звезды на ринге», «Звезды в танцзале»... Обилие «звезд» ослепляет телезрителей и греет коммерческое сознание создателей «звездных» программ.

Основные профессиональные проблемы современной режиссуры театрализованно-массовых зрелищ — отсутствие единого режиссерского сценария, образных постановочных решений, творческой идеи, неумение организовать репетиционный процесс, а также неумение работать с актером в условиях создания массового представления. В результате на самых разных сценических площадках и по любому поводу мы видим один и тот же набор штампованных приемов и отработанных ходов.

Создание театрализованного массового зрелища имеет свою специфику, ибо происходит в крайне нетипичных предлагаемых обстоятельствах. Это выражается в отсутствии традиционной сцены, оснащённой стандартным театральным арсеналом: занавесом, кулисами, софитами, штанкетами, поворотным кругом и т. д., отсутствии постановочных цехов, а часто и театрального света. Но главное — это отсутствие постоянной труппы актеров, атмосферы театрального здания, а также подготовленного административного аппарата. Решение всех этих проблем режиссёр вынужден брать на себя. Не менее важным является изначальное отсутствие главного компонента современного театра — драматургиис подробной психологической мотивировкой каждого поступка героя и скрупулезной разработкой характеров, то есть нет первоосновы (литературной или музыкальной), которая в театре является для режиссера точкой отсчета.

 

Что же есть?

Есть огромные масштабы представления, отличные от театра постановочные трудности и целый ряд организационных проблем. Вот хотя бы некоторые из них:

• умение направить работу временно созданной режиссерско-постановочной группы на создание в короткие сроки яркого качественного зрелища;

• умение организовать и провести репетиции порой с тысячами неподготовленных людей (например, на улице, стадионе, площади и т. д.);

• умение в короткие сроки организовать творческий репетиционный процесс, часто совмещая его с технической репетицией (установка света, звука, монтировка декораций);

• умение превратить недостатки сценической площадки в ее достоинства;

• создание неповторимой атмосферы, свойственной именно данному представлению

• необходимость разместить артистов и организовать их действия таким образом, чтобы зрителям в любой точке порой огромного сценического пространства было одинаково видно и слышно все происходящее.

И часто все это — ради того, чтобы зрители увидели данную работу только один раз! Какая ответственность ложится на режиссёра, не имеющего права даже на привычную театральную «накладку»! Вспомним, что в любом традиционном театре ни одна премьера не обходится без той или иной «накладки». В нашей же работе одноразовость показа определяет невозможность что-то доработать, исправить, внести коррективы с учетом реакции публики. И это еще больше повышает меру ответственности режиссера, необходимость «профессионального чутья», требует продуманности и тщательности каждого подготовительного этапа работы.

Наиболее частая ошибка, встречающаяся у неопытного постановщика массового театрализованного зрелища, — попытка механического перенесения апробированных приемов и навыков, полученных в работе в традиционном театре, на постановку массового представления. Такая ошибка нередко приводит к провалу.

В то же время, как известно, масштабно-патетическая режиссерская манера великого мастера советской сцены Николая Охлопкова осваивалась режиссером на самой маленькой столичной сцене Московского реалистического театра. Именно здесь в начале 30-х годов прошлого века он проявил первые чудеса режиссерской изобретательности. В поисках большого масштаба изображения он экспериментировал с театральным пространством, разворачивая зрелище среди зрителей, создавая несколько сценических площадок и применяя приемы одновременного действия. В результате зрители оказывались вовлечены в самую гущу событий.

Охлопков одним из первых перенес на сцену некоторые кинематографические приемы. Так, постоянная тяга режиссера к мощному зрелищу отразилась в театральном спектакле «Аристократ» по пьесе Н. Погодина о перерождении уголовников — строителей Беломорканала в сознательных людей. Охлопков поставил спектакль как праздничный карнавал -с использованием приемов старинного площадного театра, с открытой театральной условностью и слугами просцениума. Спектакль был признан «зрелищем поражающей новизны» и одновременно удивлял «масштабами общественно-политического содержания». В русле аналогичных поисков были поставлены «Мать» М. Горького и «Железный поток» по роману А. Серафимовича.

Как известно, в самом первом массово-зрелищном действе «Борьба труда и капитала», осуществленном Охлопковым на главной площади Иркутска, где начался его режиссерский путь, молодой постановщик сделал главным действующим лицом представления, показанного 1 мая 1921 года, народ, штурмующий старый мир. В программной статье «Об условности» Охлопков вспоминал: «Декораций — никаких... на площади со всех сторон — тысячи зрителей. <...> Но я никогда в жизни не забуду, как эти тысячи зрителей, словно по мановению волшебной палочки чародея, начали верить во все происходящее на сцене, начали видеть те места действия, о которых только намеком говорили детали и игровые предметы. Это чудо осуществилось с помощью древней силы театра — силы, проверенной веками и называемой воображением».

Безусловно, основные законы театра, открытые и сформулированные К. Станиславским, Е. Вахтанговым, Вс. Мейерхольдом, А. Таировым и другими основоположниками нашей профессии, не просто применимы к этой так называемой массовой форме, а зачастую проявляются наиболее ярко, так как средства и методы воздействия на зрительскую аудиторию здесь совершенно иные, нежели в театре. Прежде всего, при постановке массового представления следует подумать о форме выражения идеи, о жанре. Зачастую этот жанр ближе к искусству плаката, то есть в нем должны содержаться лаконизм и образность, величественность и зрелищность, символика и ясность.

Современная специфика работы в области массовых форм требует от режиссера профессионального знания всех видов искусств и умения использовать их в своей работе. Драма и опера, кинематограф и хореография, симфоническая и хоровая музыка, вокально-инструментальный жанр, фольклор и пантомима, народный танец, детское творчество, спорт — все это арсенал познаний режиссера-постановщика. Режиссер должен знать законы монтажа и законы коллективного восприятия, а также хорошо ориентироваться в самых современных технических средствах художественной выразительности (все виды осветительной и звуковой аппаратуры, кино- и видеопроекции, лазерной техники и т. д.).

Короче говоря, это должен быть совершенно особый, синтетический вид профессиональной подготовки. Повышенное внимание в процессе этой подготовки должно быть направлено на создание драматургического и режиссерского сценария. Именно такому режиссеру как никому другому подходит термин Вс. Мейерхольда — «автор спектакля».

Задача данной работы — обобщить принципиально важные творческие этапы и приемы в практике создания театрализованного массового зрелища и музыкального представления, рассмотреть общие закономерности режиссерской деятельности, а также проанализировать причины наиболее часто встречающихся практических ошибок.

Рекомендуемая литература:

Немирович-Данченко В. И. Театральное наследие: В 2 т. М.: Искусство, 1952.

Вахтангов Е. В. Материалы и статьи. М.: ВТО, 1959.

Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы. М.: Искусство, 1963.

Охлопков Н. П. Всем молодым. М.: Молодая гвардия, 1981.

Велихова Н. А. Охлопков и театр улиц. М.: Искусство, 1970.

Туманов И. М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. Л.: ЛГИК, 1974.

Шароев И. Т. Музыка, которую мы видим. М.: Просвещение, 1990.

Ладур М. Ф. Искусство для миллионов. М.: Советский художник, 1983.

 

 

ЛЕКЦИИ 2-3





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2018 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.