В структуре массового театрализованного представления не последнюю роль играют ритуально-обрядовые элементы.
Организовывая митинг-концерт на Донском кладбище в Москве в честь открытия памятника 50-летию расстрела Еврейского антифашистского комитета (последний сталинский расстрел), мы пригласили не только известных политических деятелей, руководителей города, послов ряда государств, руководителей и членов общественных организаций, детей и внуков расстрелянных, многие из которых приехали из-за рубежа, но также простых людей, тех, кому дороги историческая память и справедливость. Большое количество народа и множество телекамер сгруппировались на небольшом пространстве, имя которому «Захоронение № 3». Здесь — последний приют множества убитых и замученных в результате сталинских репрессий. Люди самых разных национальностей... Прижавшись друг к другу, стоят памятники японцам, полякам, венграм и т. д. В центре этого полукруга памятных плит — скульптура скорбящей женщины, вокруг которой всегда посажены живые цветы. Таким образом, всю церемонию открытия нового памятника необходимо было провести, объединив в одно целое речи выступающих официальных лиц, фрагменты исторических сообщений ведущего, концертные номера и ритуально-обрядовые процедуры (все же это не просто памятник — а могила-захоронение). Одной из главных задач для меня было соблюсти запланированные временные рамки и не дать участникам митинга-концерта выйти за них. А участники этого непростого исторического мероприятия, как я уже подчёркивала, были абсолютно разные. Поэтому необходимо было еще в ходе подготовительной работы четко обозначить время выступления каждого. Следует отметить, что с чиновниками и общественно-политическими деятелями работать в этом смысле намного труднее, чем с профессиональными артистами.
Неотъемлемой частью массовых театрализованных концертов, посвящённых важным историческим и государственным датам, являются речи руководителей государства, чиновников высокого ранга и приглашенных гостей. Здесь для режиссера важны не только временные рамки выступлений, но зачастую и их драматургическая роль в идее постановки. Кроме того, еще раз подчеркну, такая часть нашего профессионального арсенала, как темпо-ритм, является необходимой и важнейшей составляющей всех видов театрализованно-массовых мероприятий. Часто пущенная на самотек «импровизация» участников действия напрочь уничтожает все предварительные замыслы режиссера. Любое речевое выступление, кроме, конечно, глав государств и правительств, должно быть заранее жестко оговорено и использовано в необходимом с точки зрения режиссера месте программы. Хотя и здесь бывают исключения из правил. Один любопытный пример из моей практики подтверждает это. За несколько дней до премьеры в ГЦКЗ «Россия» спектакля-концерта «Из Ленинграда в Петербург» (памяти Анатолия Собчака) из Администрации Президента запросили сценарий, согласно которому началом-прологом действия была премьера песни Александра Розенбаума «Петербург» и специально сделанный видеоклип, хотя, как известно, по законам жанра правительственного концерта выступления официальных лиц, тем более главы государства, открывают мероприятие. Мне напомнили об этом. Но я настаивала на своем, пытаясь убедить, что в данном случае Президент — не только глава государства, но и ученик Анатолия Собчака, близкий ему человек, с которым его связывали не только профессиональные, но и дружеские отношения, а также множество непростых событий. Поэтому в данном случае хотелось уйти от парадного официоза. Меня услышали. Однако до последнего момента оставались сомнения, что это решение не будет скорректировано, и небольшая трибуна для Президента была заготовлена в левом углу авансцены. Удивительно, но пустая трибуна органично вписалась в декорации архитектурных фрагментов Петербурга. Словно место лидера, оратора, Учителя вдруг оказалось свободным, пустым. Тем более что в видеоклипе песни было немало кадров, где Собчак говорил с трибуны. И вот после песни о Петербурге вышел В. В. Путин и встал за эту трибуну... Было слышно и видно, что говорить ему непросто. В зале, где находилось три с половиной тысячи зрителей, наступила звенящая тишина. А я мысленно благодарила всех, кто отступил от протокола, дав первое слово искусству. Но, к сожалению, такое бывает редко.
Другой пример. Часть вышеупомянутого Марафона Победы проходила в Санкт-Петербургском государственном театре оперы и балета им. Мусоргского, в котором я ставила большое театрализованное представление с участием известных певцов, драматических артистов, танцевальных коллективов и т. д. Приветствовать ветеранов и зрителей перед началом представления должны были губернатор города В. И. Матвиенко и полномочный представитель Президента в Северо-Западном Федеральном округе. Вдруг — сообщение: начинайте, руководство приедет позже и выступит в ходе программы! Но как остановить действие, которое имеет четкую драматургию, атмосферу, сценографию, световую партитуру? Закрыть занавес посреди представления, у которого не предполагалось антракта, вынести микрофон и объявить приехавших руководителей? Это значит поставить в глупое положение уважаемых чиновников высокого ранга, известных артистов, зрителей, да и вообще перечеркнуть всю постановку. Театрализованный концерт начался. Через какое-то время сообщают: приехало руководство города, надо дать слово. Прошла примерно половина представления. Самое лучшее, думаю я, чтобы они вышли на сцену в конце, поприветствовали ветеранов, поблагодарили приехавших артистов. Но срочные дела требуют их быстрого отъезда. Спасает директор художественный руководитель театра, н. а. России С. Л. Гаудасинский. Ведет высоких гостей не на сцену, а в ложу, и они из зала следят за происходящим на сцене, видимо, тоже понимая, что выходить посреди идущего действия будет не очень логично.
Тем временем состоящая из нескольких тематических блоков программа приближалась к теме блокады Ленинграда. Еще одно спасение! Дотянуть до нее и дать слово руководителям Питера. Тогда их появление на сцене, даже в военных декорациях, будет оправданным: они благодарят ветеранов-блокадников, отдают дань памяти погибшим. Вбегаю в ложу, приветствую высоких гостей и прошу подождать 10 минут, объясняя замысел их появления на сцене. Получаю согласие. Убегаю за кулисы предупредить все службы об изменениях в ходе сценического действия... Звучат строки Ольги Берггольц, известный саксофонист Игорь Бутман играет вокализ С. Рахманинова. На большом экране-заднике — документальные кадры блокады... Бутман заканчивает вокализ. Стоп-кадр на экране. И на сцене появляется В. И. Матвиенко. Зал замер от неожиданности на несколько секунд, но, узнав губернатора, взорвался аплодисментами. Получилось, что своим появлением Валентина Ивановна словно перебросила мостик из прошлого в настоящее. Я подумала: все же режиссура этого жанра — особенная профессия. Здесь, как нигде, соотношение документального материала и художественного вымысла, реальности и театрализации, их слияние и взаимопроникновение могут быть самыми неожиданными.
Рекомендуемая литература: ШароевЭ.Г. Режиссер эстрады и массовых представлений. М.: ГИТИС, 1975. Товстоногов Г. А. О профессии режиссера. Л.: Искусство, 1984. Туманов И. М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. Л.: ЛГИК, 1974. Сценарии театрализованных праздников. М.: Искусство, 1967. Развлекательные формы искусства: Сб. статей. М.: Искусство, 1985. Тынянов Ю. Кино — слово — музыка. М., 1977. Хазанов Г. В. Эстрада — место действия // Эстрада: Что? Где? Зачем? М.: Искусство, 1988. Ремез О. Я. Мастерство режиссера. Пространство и время. М: Просвещение, 1983.
ЛЕКЦИЯ 4
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|