Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Режиссерские приемы использования кино- и видео-проекции




Широкий формат экрана, целиком образующий задник сценической площадки и совпадающий с ним по размеру.

Фактически экран здесь выполняет функцию основной декорации или является ее важной составляющей. Он может создавать движущийся или статичный фон для того или иного номера, выполнять функции киноэкрана для тематических эпизодов — кинороликов. В таком случае экран должен нести на себе важную смысловую нагрузку, а драматургия видеоряда представления должна быть отдельно сочиненной и иметь отдельный сценарий. Носителями воспроизводимого на экран изображения могут выступать профессиональные betacam-магнтофоны, DVD-магнитофоны, компьютеры, ноутбуки, с которых воспроизводят кино-, видео-, слайдпроекции, движущиеся компьютерные изображения.

Чаще всего в таких случаях используются большие натяжные экраны с rear-проекцией. Однако важно помнить, что расстояние от источника видеосигнала до экрана обычно составляет 5-8 метров (в зависимости от размеров и качества оборудования). Данные технические требования приводят, естественно, к потере сценического пространства (глубины сцены). Поэтому, планируя использование такого вида экрана в своей работе, следует заранее знать размеры сценической площадки и количество участников театрализованного действа, а также учитывать размеры других декорационных элементов. Поэтому главное для режиссера-постановщика — знать, какое сценическое пространство требуется для каждого номера (в особенности для больших хореографических коллективов, оркестров и хоров и других массовых номеров).

Как пример использования двух больших натяжных экранов в качестве сценического декорационного задника и суперзанавеса можно привести гала-концерт, посвященный открытию после реконструкции Московского академического Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Использование экрана-суперзанавеса позволило постановщикам, не прерывая сценического действия, а наоборот — насыщая его, одновременно готовить сцену для следующего номера.

Вмонтированный в декорацию экран как основная образная часть декорации. Ассоциативный экран.

В качестве примера можно привести экран в форме треугольника фронтового письма, вмонтированный в писаный задник, на котором были отображены фрагменты документальных автографов на стенах Рейхстага, Брестской крепости, блокадного Ленинграда (художник — заслуженный художник России Александр Мальков, ГЦКЗ «Россия»).

Другой пример, также из моей режиссерской практики, — экран в виде фасада Смольного, вмонтированный в архитектурный коллаж главных памятников Петербурга (театрализованный концерт «Из Ленинграда в Петербург», художник — Владимир Михайлов, ГЦКЗ «Россия»).

 

Такое использование экрана обязывает режиссера-постановщика и художника изначально найти образное зерно музыкально-театрализованного представления, которое могло бы соответствовать использованию экрана для наибольшего эмоционального и художественного впечатления. В данном случае видеодраматургия представления (так же как и в нервом варианте использования экрана) несет на себе не менее важную нагрузку, чем происходящее на сцене.

Использование нескольких экранов одновременно (прием полиэкрана).

Как правило, для этого требуются дополнительные технические установки. Здесь могут быть использованы как натяжные экраны, так и светодиодные табло. Этот прием дает нам возможность манипулировать различными сюжетами одновременно, а также «вписать» с помощью камеры участников представления в экран. Кроме того, большое количество экранов дает возможность не быть привязанным к таким деталям оформления, как суперзанавес или основной занавес.

В массовом музыкально-театрализованном представлении, посвящённом 55-летию государства Израиль, поставленном мной на сцене Израильской государственной оперы в Тель-Авиве, задник-экран был оформлен в виде развернутого свитка Торы. Большая декорационная конструкция имела суперзанавес в виде массивных храмовых ворот, которые открывались и закрывались в ходе представления. За воротами располагалась еще одна высокая сценическая площадка, к которой вели ступени. Когда ворота закрывались, большой экран зрителю виден не был, и смысловая нагрузка ложилась на два малых экрана, висящих по бокам авансцены. Они либо дублировали видеоряд основного, либо работали сепаратно, в зависимости от сценария.

Таким образом, несколько проекционных источников и экранов позволили использовать суперзанавес в виде больших ворот и существенно расширили сценографические возможности, создав условия для подготовки исполнителей к выходу на площадку-подиум за воротами. Кроме того, масштабная программа постановки получилась более информационно насыщенной за счет дополнительных экранов.

Специфика использования современного проекционного оборудования дает нам возможность не только плоскостных (экранных) проекций. Сегодня мы имеем куда больший выбор: проекции, направленные на лед или на арену, на водяной занавес, на стены помещения, в котором происходит действие, на дым и т. д. В ряде европейских городов, да и в нашей столице (в летнее время на ВВЦ), можно увидеть шоу фонтанов, где в музыкальном сопровождении на водяном занавесе демонстрируются различные световые эффекты и картинки.

Тем не менее, став традиционными, эти средства выразительности не должны превратиться в привычный, «навязший и зубах» штамп. Задача режиссера-постановщика и заключается в том, чтобы, имея большой выбор технического потенциала спецэффектов и выразительных средств, отобрать необходимые и наиболее образные для выражения творческой задачи и идеи постановки.

Рекомендуемая литература:

Художник и зрелище: Сб. статей. М.: Советский художник, 1990.

Тихомиров Д. В. Беседы о режиссуре театрализованных представлений. М.: Советская Россия, 1977.

Шароев И. Г. Многоликая эстрада: за кулисами кремлевских концертов. М.: Вагриус, 1995.

Интернет-литература: www.arispro.ru/catalog.htm

 

ЛЕКЦИЯ 7

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...