Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Важно помнить, что даже при самой тщательной и грамотной технической подготовке сценической площадки определяющим в ходе сценического действия остается человеческий фактор.




Рекомендуемая литература:

 

Михайлова А. А. Образный мир сцепы. М.: Знание, 1979.

Михайлова А. А. Пространство для игры // Театр, 1983, №6.

Березкин В. И. Театр художника // Искусство сценографии мирового театра. Т. 4. М: Комкнига, 2006.

Тышлер А. Диалог с режиссером // Художники театра о своем творчестве: Сб. статей. М.: Советский художник, 1973.

Товстоногов Г. А. Зеркало сцены. Л.: Искусство, 1980.

Стрелер Д. Театр для людей. М.: Радуга, 1984.

 

 

ЛЕКЦИИ 5-6

Отбор и использование традиционных средств

Художественной выразительности

 

Как мы уже отмечали, костюмы, реквизит, музыка, свет, видеопроекция — основные средства художественной выразительности, используемые но всех видах зрелищного искусства — требуют специфических приемов в своем применении.

 

Костюмы и реквизит

Как правило, на практике режиссеру-постановщику приходится иметь дело с готовыми костюмами исполнителей, что нередко приводит к ощущению сценической «грязи», разностильному хаосу и эклектике.

Мы понимаем, что шить специально для данного конкретного представления большое количество костюмов чаще всего нереально. Поэтому наша задача — заранее отсмотреть костюмы, имеющиеся у исполнителей, и отобрать наиболее подходящие по стилю, жанру, цветовой гамме — идее и стилистике всего представления.

Другой вариант работы с костюмами — прокат. В основном это относится к использованию той или иной униформы, прежде всего военной и спортивной. Здесь режиссеру проще избежать эклектики и пестроты, так как чаще всего он лично контролирует процесс отбора костюмов.

Возможной формой влияния режиссера на уже готовые костюмы является смена деталей, дающих возможность трансформации и мгновенного изменения образа. Платки, головные уборы, зонтики, шарфы, веера, банты, ленты, перчатки — все эти выразительные детали костюма приобрести значительно проще и дешевле, чем костюм целиком.

Для постановки, посвященной дню рождения Москвы, по моей просьбе была подготовлена большая театрализованно-песенная сюита о Москве. Это было попурри известных песен, и артисты-певцы, выходившие на сцену группами, друг за другом, каждый раз меняли детали костюмов в зависимости от содержания песни и времени, в котором она была написана.

Нередко костюмы специально изготавливаются для ключевых блоков представления, несущих на себе основную идейную нагрузку.

Так, для театрализованно-музыкального представления со сквозным сюжетом «Последний расстрел» были поставлены несколько ключевых хореографических сюит («Тринадцать», «Последний расстрел», «Танец сексотов»). Для исполнителей были сшиты специальные арестантские робы и стилизованные длинные кожаные плащи времен НКВД, черные костюмы-трико «палачей».

У режиссера всегда есть возможность большим количеством мелких деталей, розданных исполнителям, например флажков, свечей, лент, превратить артистов в море огня, воды или в огромный флаг.

Специфика нашего вида искусства в том, что он требует крупного выразительного элемента, ибо мелкая деталь, пусть даже очень выигрышная, образная и метко найденная, скорее всего просто останется незамеченной. А вот огромное множество деталей или синхронное их применение может привести к переходу из количества в качество. Для примера вспомним закрытие «Олимпиады-80» в Москве. Знаменитого плачущего олимпийского Мишку создавало множество людей на трибуне, а фигура куклы улетающего Мишки должна была соответствовать размеру стадиона.

Точно так же, как белый голубь, прочно вошедший в наше идеологизированное сознание как образ мира, один, как правило, не вызывал никаких ассоциаций (или же он должен был быть очень крупным). Чаще всего голубей должно было быть много.

Нередко часть реквизита умело превращается в художественный образ, становясь деталью декорации. Так, в финале «Победа!» музыкально-театрализованного действа, поставленного мной к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, полностью менялась одежда сцены — опускались новые кулисы, и экран закрывался белоснежной тюлевой сеткой, апплицированной цветущими ветками яблони. Большое количество высыпавших на сцену людей держали в руках те же яблоневые ветки и к концу музыкальной композиции, уходя со сцены, вставляли эти ветки в кулисы и задник.

 

Куклы и маски

В условиях площадного действа, когда бытовой жест и мимика актера не видны, а фигура его слишком мала, или же когда стоят задачи гиперболизации и гротеска, используются такие сверхвыразительные элементы, как большие куклы и яркие маски. Эти старинные приемы средневекового уличного театра и народного балагана обрели в наше время вторую жизнь. Изготовлением данной продукции занимаются специальные фирмы. Необходимо лишь найти тот образный прием, который требуется для реализации режиссерской задачи.

Особенно часто куклы и маски разнообразных форм и размеров, конструкций и материалов используются сегодня в уличных празднествах. Важно, чтобы они несли образные функции (сатирические, информационные исторические и т.д.). Даже при постановке, к примеру, циркового шоу, где, как правило, часто используются надувные клоуны, стоит подумать не только о декоративных функциях, которые несут на себе куклы, но и задуматься о результате восприятия этих сценических элементов зрителями.

 

Надувные куклы и маски могут, как мы знаем, играть роль не менее важную, чем самый талантливый актер. Вспомним еще раз надувного олимпийского Мишку, улетевшего в ночное небо над Москвой в церемонии закрытия Олимпиады-80, который заставил плакать миллионы зрителей.

Ярким примером использования разнообразных кукол может служить современное оформление различного рода телевизионных студий. Например, большие надувные куклы использовал телеканал «Культура» В оформлении студии программы «Культурная революция».

Большую популярность приобрели специальные костюмы, надев которые, артисты превращаются в гигантских зверей или знакомых сказочных персонажей. Использование таких костюмов превращает артиста в большую куклу. Особенно актуально использование подобных приемов в постановке массовых праздников, детских елок, крупных корпоративных праздничных мероприятий. Как правило, такие люди-куклы осуществляют декорационные или развлекательные функции.

 

Свет

Свет как средство выразительности приобретает в современном массовом театрализованном зрелище все более главенствующее значение. На сегодняшний день свет служит не только элементом художественной выразительности, но может являться самостоятельным действующим лицом. Все более популярными становятся световые шоу, а также водные феерии, в которых свет играет одну из главных ролей.

В наши дни к услугам режиссера — огромный выбор специальной световой аппаратуры для массовых театрализованных шоу (пульты с компьютерным запоминающим устройством, множество разновидностей стробоскопов, световых пушек, скрытых подсветов, приборы заливного света, различные модификации светофильтров, лазерное оборудование). Режиссёру далеко не просто разобраться в этой профессиональной технике.

В последнее время световые шоу как отдельные представления, имеющие самостоятельную художественную концепцию, становятся все более популярными. Часто они сочетаются с водными феериями или шоу фонтанов, которые вызывают большой зрительский интерес и особенно популярны на Западе.

Появление видеосветовых приборов типа Catalyst (Каталист) позволяет еще больше расширить возможности светового художественного оформлении. Это мультифункциональный прибор, который объединяет две системы: автоматизированный световой прибор и видеопроектор. Прибор поддерживает все стандарты видео и осуществляет полный контроль над изображением, может перемещать его, фокусировать, менять размеры и автоматически корректировать трапецию. Так как видеопроектор вмонтирован в световую лиру, появляется возможность показа видеоизображения в трехмерном пространстве. Проекция может осуществляться на поверхности сцены, стен, потолка, декораций, водной глади или одновременно на все вышеперечисленное. Проецируя высококонтрастные видеоизображения, прибор позволяет давать четкую картинку без перепадов яркости, характерных для обычных световых приборов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...