Работа режиссера над сценарием массового
Музыкально-театрализованного представления
Общие положения К сожалению, на сегодняшний день круг профессионалов-драматургов в области данного вида искусства, знающих и понимающих его специфику, крайне ограничен. Таким образом, помимо трех основных (по В. И. Немировичу-Данченко) функций режиссера — постановщика, воспитателя, организатора — здесь режиссер выступает еще и в качестве драматурга. То есть, как мы уже говорили, превращается в «автора спектакля». Толчком к возникновению замысла массового музыкально-театрализованного представления являются конкретные предлагаемые обстоятельства, чаще всего документальные. Именно это определяет тему, идею, сверхзадачу, место проведения, наличие творческих сил и материальных средств. Изучение документов, обычаев, исторических фактов, связанных с тем или иным событием и местом действия, становится сценарной основой. В отличие от традиционной пьесы, которая пишется чаще всего «вообще», может быть поставлена в любом театре и в любое время, сценарий театрализованного массового представления в большинстве случаев прочно привязан к определенному событию и конкретному месту действия. Известный режиссер И. М. Туманов отмечал, что режиссеру массового представления важно овладеть темой не меньше, чем литератору-драматургу. Так, при подготовке к Общественно-культурному марафону «Москва за нами!», посвященному 60-летию разгрома немецко-фашистских войск под Москвой, мне как автору сценария и режиссеру-постановщику необходимо было подготовить несколько театрализованных музыкальных представлений в городах Тверь (Калинин), Смоленск, Калуга, Тула с заключительным театрализованным гала-концертом в Москве, в Государственном концертном зале «Россия». По сути, в каждом городе были созданы и поставлены совершенно разные программы с учетом конкретных исторических событий, происходивших в этих городах, а также с учетом той ключевой роли, которую они сыграли в победе советских войск под Москвой.
Вполне естественно, что во время создания сценариев мне пришлось стать исследователем, изучать архивы и прессу, необходимую литературу, мемориальные экспонаты. Часто режиссер привлекает к этому процессу профессионально подготовленных специалистов. Данная работа и диктует постановщику отбор художественных номеров, а также создание нош Лишь после такой подробной, углубленной «разведывательной ориентации наступает этап создания подробного литературно-режиссерского сценария. С нашей точки зрения, массовое представление должно быть действенно-динамичным, образно-эмоциональным и зрелищным. Ему категорически противопоказаны статичные разговорные эпизоды. Необходимо создать «систему аудиовизуальных образов». Декорации, долетали реквизита, видеоряд (об этом режиссерско-образном приспособлении речь пойдет позднее) — все это основа зрелищной природы массового театрализованного действа. Использование текста должно быть сжатым, ёмким и крайне оправданным. «Болтовня», чаще всего неподготовленная и непродуманная, звучащая с эстрадно-сценических площадок и ставшая, к сожалению, нормой, лишь увеличивает крайне важную составляют программы — сценическое время. Жесткий временной каркас, на котором держится темпо-ритмический рисунок представления, не должен давать артистам возможности отступать от режиссерского замысла, отраженного в сценарии. Самодеятельные отступления в виде неуместных банальных реплик: «С праздником!», «Счастья вам!», «Привет!» и т. д. должны быть исключены. Тем более недопустимы неожиданные байки или репризы исполнителей в ходе сценического действия. Однако нам все чаще приходиться лицезреть программы, где помимо пошлого текста ведущих на зрителей; обрушивается попсовый сленг исполнителей.
Одним из проектов, осуществленных автором, стал Всероссийский общественно-культурный марафон «Берегите Россию!» (2006-2007). Серия театрализованных и музыкальных представлений и гала-концертов, посвященных важнейшим историческим датам нашей страны, прошли в ряде российских городов. Проект, целью которого стало объединение регионов страны через национальное многоцветие российской культуры, собрал ярких представителей отечественного искусства: Государственный академический хореографический ансамбль «Березка» п/р н. а. СССР Миры Кольцовой, Государственный академический ансамбль народного танца п/р н. а. СССР Игоря Моисеева, народных артистов СССР — Владимира Спивакова и Владимира Андреева, Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана, а также народных артистов России — Владимира Конкина, Надежду Бабкину, Валентину Толкунову, Рената Ибрагимова, Тамару Гвердцители, Александра Розенбаума, Ларису Долину, Михаила Боярского, Сергея Захарова, Джаз-оркестр п/р лауреата Государственной премии РФ Игоря Бутмана, камерный оркестр «Виртуозы Москвы», ансамбль «Русская песня», Государственный академический ансамбль народного танца имени Ф. Гаскарова Республики Башкортостан, детские танцевальные коллективы и др. Одним из ключевых событий Марафона стал театрализованный гала-концерт в Башкирском государственном театре оперы и балета, посвящённый 450-летию вхождения Башкирии в состав России. Сценарий масштабного сценического действа включил в себя страницы нашей общей истории, отраженной в разных жанрах современного искусства: народной и эстрадной песне, современной хореографии и народном танце, драматическом искусстве и кинематографе. В сценарий были включены как лучшие номера артистов и коллективов, так и специально созданные премьеры. В результате пресса писала: «...Выступления подлинных мастеров сцены нашли горячий прием у зрителей. Один за другим выходили участники театрализованной программы на сцену, не прерывая этот яркий, запоминающийся калейдоскоп вокальных, поэтических, танцевальных номеров какими-либо пошлыми обращениями к „залу", рассуждениями „о времени и о себе" или словами „мы вас любим" (как это теперь принято на современной эстраде). Тщательно продуманная драматургия и отобранный репертуар, специально созданные премьеры и высокий исполнительский класс всех без исключения участников гала-концерта свидетельствовали о давно забытом уважительном отношении к зрителю. В результате ретро-показ фрагментов лучшего отечественного кино, эффектные хореографические постановки ансамбля „Березка", вплетенные в богатую вокальную ткань старых и новых песен наших лучших композиторов, стали настоящим праздником, взволновавшим зрителей...» (Алия Давлетшина. Официальный информационный портал «Республика Башкортостан», ИА «Башинформ». 01.03.2007).
А вот фрагмент другой рецензии: «...Никто не заглядывал в программки, заботливо разложенные на спинках кресел, хотя выступающих не объявляли. Да это и не требовалось. Во-первых — их, давно любимых и известных артистов, прекрасно знают в лицо, во-вторых — сценарий театрализованного концерта был построен таким образом, что предыдущий номер являлся началом следующего. <...> И только громкие аплодисменты на секунды прерывали зрелище. <...> Тихонько подпевали Валентине Толкуновой, восторженно аплодировали Ренату Ибрагимову, вытирали платочком слезы, слушая Тамару Гвердцители, и, наконец, совместно отплясывали вместе с Надеждой Бабкиной, которая сумела вытащить на сцену даже одного из руководителей Республики. <…> Как скатал один из присутствующих: „Звезд сегодня ни сцене не было, они - на «Фабрике», а у нас здесь мастера искусств, Мастера с большой буквы..."» (Елена Шарова. Республиканская общественно-политическая газета «Республика Башкортостан». 01.03.2007). Когда мы говорим о сценарии театрализованного массового представления, то менее всего имеем в виду сценарий кинематографический или телевизионный, в которых, по сравнению с традиционной пьесой, лишь слегка расширено описание зрительного ряда.
В данном случае сценарий — всего лишь общепринятый термин, по форме больше напоминающий оперное или балетное либретто. Это специфический режиссерский сценарий с описанием действенно-событийной линии, с развернутыми и подробными постановочными ремарками. Сюда входят театральный, зрелищный, пластический, музыкальный, световой и кино-видеоряды, которые в результате должны составить единое целое для зрителя. (В качестве примеров смотрите Сценарии.) Естественно, что в процессе предварительной репетиционной работы, в ходе встреч с исполнителями режиссер корректирует сценарий, внося необходимые изменения. Окончательный вариант режиссерского сценария готовится для всех творческих и технических служб (художника-постановщика, балетмейстера, звукорежиссера, художника по свету, видеорежиссера или видеоинженера и помощников режиссера-постановщика), которые совместно с режиссером работают над представлением. Все более необходимой в нашей постановочно-режиссерской работе сегодня становится скульптурная выразительность мизансцены. Казалось бы, это не имеет отношения к созданию сценария, однако уже на этапе сценарной работы мы должны четко представлять себе этапы последующего воплощения действа. Сценарий фиксирует наши режиссерские задумки и тот процесс работы, который мы ведем с художников, балетмейстером, кинорежиссером, звукорежиссером и другими соавторами этой многовекторной работы. Так, прологом к театрализованному гала-концерту, посвященному 55-летию Победы в Великой Отечественной войне, поставленному мной также на сцене Государственного центрального концертного зала «Россия», стала музыкально-пластическая композиция «Вставай, страна огромная!». Для создания этой работы совместно со звукорежиссером была подготовлена особая музыкальная драматургия с включением звуке боев, с наложением специально обработанной мелодии песни «Вставай! страна огромная!». Задник — экран с документальными кадрами Москвы 41-го, перекрестные движения прожекторов, характерные для тех лет, и специальная световая партитура создавали необходимую сценическую атмосферу. «Рапидные» движения одетых в зимние одежды москвичей, их бледные, усталые лица высвечивались группами и словно из небытия поднимались к нам. Изначально эти группы людей были «заряжены» в оркестровой яме, которая в ходе действия медленно поднималась. Люди с лопатами рыли окопы, передавали друг другу кирпичи и бревна для строительства и укрепления блиндажей. В это время на сцене прощались влюбленные пары, металась женщина с младенцем. Высвечивая поочерёдно то одну, то другую группы действующих лиц, художники должны были воскресить жизнь и атмосферу того времени. Дым, заволакивающий сцену, создавал ощущение пелены разрывающихся рядом снарядов и дорожной пыли.
Когда оркестровая яма с работающими людьми поднялась вровень со сценой, возникла общая картина военной Москвы, тематически объединенная с происходящим на экране-заднике. Музыкальная драматургия менялась, мелодия песни «Вставай, страна огромная!» начинала звучать оркестровым маршем, и из зала, проходя между рядами, появлялись группы марширующих ополченцев. Пройдя через зал, они поднимались на сцену, где действующие лица уже выстроились по диагонали, сквозь которую проходили новоявленные солдаты, а те, кто оставался в тылу, махали им вслед и за ними покидали сцену. Пролог завершался. Для того чтобы эта картина пролога состоялась, а зритель увидел ее без «грязи» и помех при малом количестве сводных репетиций, как это бывает на практике (т. к. большие концертные залы загружены ежедневно), необходимо было всем техническим службам (звукорежиссеру, художнику по свету, осветителям, помощникам режиссера, выпускающим большое количество исполнителей по музыке, рабочим сцены, передвигающим яму и дающим дым, и т. д.) иметь четко прописанный сценарий. Только правильно согласованные и зафиксированные на бумаге действия участников многосложного сценического процесса массового театрально-музыкального представления приведут к результату, который задуман режиссером. Таким образом, сценарий становится итогом длительной практической работы. Тогда как в других жанрах все наоборот: сценарий является источником, отправной точкой для режиссерской фантазии, работы с актёрами и постановочной группой. Следовательно, наш сценарий — чётко зафиксированная на бумаге партитура действий и взаимодействий всех участников массового театрализованного представления, средств выразительности, используемых только в данном сценическом проекте. Принципы построения В сценарии театрализованного массового представления, как и в любом драматургическом произведении, есть завязка, развитие действия, кульминация и развязка. У нас это именуется иначе — пролог, серия тематических эпизодов, финал. Пролог, как эпиграф ко всему представлению, несет экспозиционные функции и наибольшую информативную нагрузку. Чаще всего это продолжительный массовый номер с большим количеством исполнителей. Однако это вовсе не обязательно. Представление может начинать большой экран, маленький ребенок, фигура музыканта, просто силуэты людей, голоса, лирический хоровод и т. д. Так, прологом музыкально-театрализованного представления «Из Ленинграда в Петербург», поставленного мной на сцене ГЦКЗ «Россия» к годовщине смерти первого мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака, стал специально созданный клип на премьеру песни Александра Розенбаума «Петербург». Этот черно-белый клип гармонично вписывался в графические черно-белые декорации. Фигура сидящего за роялем Розенбаума перекликалась с фигурой одиноко идущего по петербургской набережной (на экране) Собчака. Музыкально-поэтическое содержание песни и видеоряд стали эмоциональным прологом не только для всего представления, но и для идущего вслед за прологом выступления ученика Анатолия Собчака, Президента России — Владимира Путина. Каждый тематический эпизод должен иметь законченное образно-смысловое решение. Все эпизоды должны быть сюжетно или ассоциативно связаны между собой и следовать друг за другом по степени эмоционального нарастания, логично подводя зрителя к финалу. Тематических эпизодов в программе, как правило, должно быть 4-6. Каждый из эпизодов может быть отдельным номером или состоять из нескольких номеров. Так, в театрализованном гала-концерте «Берегите Россию!» один из тематических блоков, «Все начинается с любви!», открывался одноимённым стихотворением Роберта Рождественского. В этот блок вошли новые, специально подготовленные и поставленные дуэты (Р. Ибрагимов и Т. Гвердцители, Н. Бабкина и Е. Гор, Р. Ибрагимов и В. Толкунова) и хореографические композиции. Были найдены новые решения любимой зрителями классики — песен «Мелодия» (А. Пахмутова, Н. Добронравов), «Старые слова» (О. Фельцман, Р. Рождественский) и «Эхо любви» (Е. Птичкип, Р. Рождественский). На эти песни были подготовлены киноклипы по фильмам советских лет, которые дороги зрительским сердцам многих поколений. Вся композиция объединялась не только мизансценическими, но и поэтическими связками и переходами (в записи драматических артистов звучали короткие фрагменты стихов о любви). Весь блок завершали новые песни-дуэты — «Влюбленная весна» (А. Пахмутова, Н. Добронравов), написанная для Т. Гвердцители и Р. Ибрагимова, и «Почти как боги» (С. Сашин, Э. Мельник), написанная для Н. Бабкиной и Е. Гора. Словом, это была композиция, объединяющая сразу несколько сценических жанров, которой мы хотели сказать, что без любви нет нас, нет России, нет прошлого и будущего. В финале массового музыкально-театрализованного представления режиссер обычно должен сделать выбор: что это — эмоционально приподнятый апофеозный эпилог или философский финал-многоточие — уход в темноту, пустоту, тишину? А может быть, это — жесткий политический вопрос, призывающий к ответу? Театрализованное музыкально-сценическое действо «Последний расстрел» на сцене Концертного зала «Россия» о последней сталинской расправе — расстреле Еврейского антифашистского комитета завершался специально созданной мной и балетмейстером, н. а. России Б. Санкиным, хореографической сюитой «Последний расстрел» (музыка н. а. России М. Глуза). Сюита заканчивалась мизансценой расстрела тринадцати арестованных. Одетые в полосатые арестантские робы, каждый из них держал в руках горящую свечу. В конце музыкально-хореографической композиции звучало тринадцать выстрелов, после каждого из которых гасла одна свеча. Оркестровая яма, на которой стояли артисты балета, во время этого «расстрела» медленно опускалась, и визуально зрителю оставалось видно все меньше и меньше расстреливаемых. Наконец оставалась видна лишь одна поднятая со свечой рука. С последним выстрелом исчезала и она. Наступала полная темнота. Раздавался бой кремлевских курантов... Вспыхивал яркий свет, начинала звучать музыка финальной песни «О, народ древний!». Оркестровая яма вновь медленно поднималась, но в ней уже стояла со свечой в руке исполняющая песню Т. Гвердцители в окружении застывших, в виде памятника, расстрелянных заключенных... К сожалению, в основном приходится видеть, что происходящее на сцене сводится к простому концертному показу-дивертисменту но даже если режиссер вынужден соорганизовать лишь чередование номеров, он обязательно должен думать о нарастании эмоционального впечатления. Зачастую мы видим откровенное неумение «выстроить» последовательность сценических номеров, исходя из качества предлагаемой эстрадной продукции. Режиссер обязан подумать и о связках между номерами. Лучше всего, чтобы это не был банальный конферанс. Мы должны понимать, что массовое представление — это не прокат готовых номеров, а сплав разножанрового материала, специально отобранного, а лучше всего — специально подготовленного для данного проекта. Только тогда мы можем говорить о создании совершенного нового синтетического комплексного жанра. Подготовке новых, специально созданных для данного конкретного представления номеров следует уделить особое внимание. К сожалению, такая возможность предоставляется не всегда. Причины различны: отсутствие опытных специалистов в разных жанрах, нехватка времени, сил и средств у руководителей коллективов и т. д. Поэтому иногда следует прибегнуть к переработке или доделке готовых номеров. К примеру, как-то на одном из концертов я увидела танцевальную композицию «Время, вперед!» на известную музыку Г. В. Свиридова. Мне понравилась динамичная, «полетная» хореография. Однако прыжки из одного конца сцены в другой танцоров в спортивных, огненного цвета, купальниках не выражали ничего, кроме бурного, стремительно-напористого характера и ритмического рисунка музыки. Танец носил чисто иллюстративный характер. Готовясь к постановке представления, посвященного 10-летию Независимости России (ГЦКЗ «Россия»), я вспомнила про эту работу и предложила руководителю Театра танца «Ритмы планеты» Борису Сайкину, сохраняя хореографическую стилистику номера, переделать его, раскрыв драматургию этого известного музыкального произведения в преломлении исторических событий распада СССР и образования новой России. Это ведь тоже результат «времени, которое неумолимо идет вперед». В результате композиция «Время, вперед!» явилась прологом ко всему представлению. На вступлении музыка словно прорывается откуда-то, образуя ритмичные стучащие звуки. Танцоры, сгруппировавшиеся под большим красным полотнищем, пытаются вырваться из-под него. Мигающий свет ПРК и цветных стробоскопов высвечивал движения рук, продетых в разорванные части полотнища, символизировавшего советский флаг. Вырвавшись из-под него, танцоры словно метались в поисках выхода, натыкаясь на препятствия и как бы ударяясь о них. Через какое-то время на сцену вбегала девушка в спортивном белом купальнике, с белым полотнищем в руках. Затем вбегала девушка с синим полотнищем, затем — с красным. В ходе танца большое рваное красное полотнище исчезало, и возникало три новых. К финалу они составлялись в руках танцоров в российский флаг. Таким образом, в прологе была заявлена мысль о том, что все мы вышли из красного советского флага, с трудом находя дорогу и нащупывая новый путь. А трехцветный флаг и новое государство рождались в муках и метаниях. Не случайно в новом флаге есть часть того красного, советского, флага. Мы также хотели сказать о том, что не надо забывать о разорванных связях, о руках людей, просящих помощи, и о том, что при разрушенных политических границах духовное и культурное пространство остается неделимым... Иногда режиссеру приходится сокращать большие номера (что является крайне болезненным процессом для их создателей) или показывать фрагмент номера. Но так как режиссеру необходимо сохранить темпо-ритм всего представления, здесь нужно проявить жесткость. Из этого следует, что подумать о переодевании актеров в другие костюмы или о замене музыкального сопровождения надо заранее. Часто, чтобы добиться нужного решения, следует объединить несколько номеров в один сводный. Так, создавая финал музыкально-театрализованного действа, посвященного 55-летию образования государства Израиль (Государственная опера Израиля, Тель-Авив), я попросила н. а. СССР, художественного руководителя Государственного академического хореографического ансамбля «Березка» Миру Кольцову, поставившую накануне с коллективом новый номер «Хава Нагила», который шел в сопровождении музыкального ансамбля «Березка», создать новую композицию-финал. Это должна была быть совместная работа с певцом из США Яковом Явно и афроамериканской госпелс-группой из Нью-Йорка, которые исполняли известную песню в современной аранжировке, с элементами симфо-джаза. В результате с последними аккордами знаменитой «Калинки» девушки из «Березки», абсолютно меняя хореографический язык, но оставаясь в тех же «летящих» русских костюмах, переходили в ритмичный, зажигательно яркий танец «Хава Нагила» вместе с появившимися на сцене американскими исполнителями, также участвовавшими в танце. В финале к ним присоединялся знаменитый танцевальный ансамбль из Израиля «Хора Иерушалаим». Эта интернациональная танцевальная феерия и завершала представление. Сегодня мы все чаще вспоминаем масштабные тематические театрализованные концерты, поставленные в разные годы советской эпохи на крупнейших отечественных сценах. Однако лишь единичные режиссеры музыкально-театрализованных массовых представлений, в частности И. М. Туманов, И. Г. Шароев, Г. П. Ансимов, Б. А. Покровский, А. Д. Силин, А. Я. Аскольдов, А. А. Рубб, Л. Д. Михайлов, С. Л. Гаудасинский, справлялись с грандиозными масштабами постановок, наполняя их мощным образным содержанием. Если отбросить идеологические клише, с которым часто связаны современные снисходительные и критические оценки их работ, это профессиональное наследие следует внимательно изучить. Несколько слов необходимо сказать о жанре массового представления и о его определении в период работы над сценарием. Жанр, как известно, отношением художника к теме произведения, а также зависит от поставленной сверхзадачи. Назовем некоторые современные, утвердившиеся в практике жанры массовых театрализованных представлений: торжественные шествия и манифестации, открытия и закрытия крупнейших спортивных событий, дни города, тематические театрализованные гала-концерты, представления на воде и на льду, карнавалы и маскарады, эстрадные шоу, митинги-концерты, вечера памяти, творческие вечера известных деятелей культуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|