Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Но главная роль в работе с художником по свету по-прежнему принадлежит режиссерской фантазии.




Как я уже упоминала, частью сценографического решения музыкально-театрализованного действа, посвященного 15-летию Международного культурного центра им. С. Михоэлса, поставленного мной на сцене ГЦКЗ «Россия» (художник Б.Голодницкий), была огромная скрипка-подиум (на которой разворачивалось действие), почти целиком занимающая сцену. Внутрь скрипки были вмонтированы световые приборы, позволяющие постоянно менять цветовую гамму в зависимости от световой партитуры. Скрипка то заливалась алым цветом, то ритмично мигала в такт музыке, то небесная синева и окутывающий скрипку дым позволяли воспринимать артиста, словно плывущим по небу. Обрамляли же сцену 15 свечей, которыми управляла специально изготовленная лебедка. Вернее, лебедкой управляли рабочие за сценой, меняя размеры свечей, высота которых могла доходить до 8 метров. Внутрь свечей также были вмонтированы световые приборы, обеспечивающие богатую сценическую световую палитру. Подвижная конструкция декорационного оформления, вмонтированное внутрь нее световое оборудование обеспечили необходимую динамику сценографии и атмосферу действия.

Свет может быть также частью костюма или реквизита. Так, специально изготовленные свечи в руках танцоров в финале поставленного мной музыкально-театрализованного представления «Последний расстрел» составлялись в большой символический семисвечник, горящий в память расстрелянных.

Часто свет может являться основным, чуть ли не единственным средством художественного оформления. В больших шоу-программах светом переносится место действия с одной площадки на другую, «прячутся» перестановки, направляется внимание зрителей на определенный объект, «кадрируется» площадка. Сегодня все чаще вместо обычного занавеса используется световой. Световой занавес — очень эффектный прием, требующий, однако, большого количества современных, специально смонтированных прожекторов. Одним из первых в нашей стране этот прием использовал К). Ю. П. Любимов в спектаклях Театра на Таганке. Правда, тогда Для реализации этого приема режиссер применил большое число автомобильных фар.

Сегодня же современное лазерное оборудование вполне способно заменить декорационное оформление.

Работа с художником по свету в этой связи приобретает все более важное значение, так как образное решение всех эпизодов массового театрализованного представления должно быть четко продумано с точки зрения световой партитуры. Последняя является важной составляющей режиссерского сценария.

В настоящее время часто встречается чрезмерное увлечение мелькающим и моргающим цветным светом, бесконечно бегущими гирляндами и огнями и тому подобными дискотечными эффектами. Такое, существующее отдельно от происходящего на сцене и не несущее никаких образных и драматургических функций, световое оформление не имеет ничего общего с созданием полноценного художественно-сценического образа. Часто, «захлебнувшись» в обилии световой аппаратуры, режиссер забывает о жанре и теме представления или концерта, а камерные драматические номера с одним или двумя актерами оказываются провальными во многом из-за неумения создать камерную театральную атмосферу на большой площадке.

Нередко за суперэффектами постановщики забывают о простейших истинах. Например, что доминанта того или иного цветного света: красного — цвета тревоги, войны, пожарищ, желтого — цвета солнца, мира, счастья, синего — цвета ночи, космоса, тайны и т. д. — не только подчёркивает драматургию концертного номера или эпизода, но и помогает созданию общей атмосферы всего представления.

Очень эффектно использование в массовом представлении теней и силуэтов. Их преимущество в том, что изображение может появляться неожиданно для зрителя, увеличиваться или уменьшаться в размерах (объект движется от экрана к источнику света или наоборот). В театрализованном представлении «Последний расстрел» собирательный образ сотрудника МГБ исполнил н. а. России Владимир Конкин. Актер появлялся перед зрителями лишь единожды, зачитывая постановления о роспуске Еврейского антифашистского комитета и аресте его членов. Все остальное время артист находился за специальной ширмой-экраном, примыкающей к фрагменту тюремной решетки. По моему решению лица заключенных в сценах допроса высвечивались ярким белым светом, что называется, крупным планом, а сами артисты находились на авансцене за большой решёткой (фрагментом тюремной камеры). Собирательный образ следователя, коих по стране были тысячи — и все они были одинаковыми винтиками одной сталинской машины, — тенью возникал за ширмой. Со звуками скрежета замка и захлопывающегося карцера давался яркий белый луч света на решетку, за которой находился заключенный. Одновременно высвечивалась тень одетого в военную форму сидящего за столом следователя.

Документальные тексты были взяты из некогда засекреченных дел расстрелянных членов Еврейского антифашистского комитета: начальника Совинформбюро Соломона Лозовского (н. а. России Зиновий Высоковский), поэта Переца Маркиша (н. а. СССР Владимир Андреев), главного врача Боткинской больницы Бориса Шемелиовича (з. а. России Владимир Долинский), народного артиста РСФСР Вениамина Зускина (н. а. России Михаил Светин), академика Лины Штерн (Нина Михоэлс).

Использование видеопроекции и экранов

В последние годы в массовых представлениях огромную роль играют различные видеопроекции и экраны. Такая работа требует соответствующих технических возможностей сценической площадки и дополнительного, довольно дорогостоящего, оборудования.

Приемы использования кино-, видео- и слайдпроекций в массовых представлениях очень разнообразны. Принимая решение использовать данное оборудование в театрализованном массовом представлении, режиссер-постановщик должен исходить прежде всего из идейно-художественных задач данной постановки.

Условия сценической площадки и жанр, который определил режиссер, диктуют ему количество видеопроекционных экранов и их размеры. Сегодня режиссеры все чаще используют разного рода экраны как единственное средство декорационного решения. Благо, технические возможности вполне позволяют это. Часто такие решения помогают достичь нужного эффекта еще в большей степени, чем сооружение устаревших громоздких декорационных конструкций.

Сегодня режиссер-постановщик в своей работе может использовать:

Светодиодные экраны или табло. Они применяются в основном в уличных условиях.

При их выборе важно знать, что все табло подразделяются на три больших класса: монохромные (одного цвета свечения), многоцветные и полноцветные. В работе с монохромным табло следует только понять, и выбран, какой цвет для вас предпочтительней. Как правило, используются три цвета красный, зеленый, желтый. Под полноцветным табло понимаются изделия с воспроизведением всей гаммы цветов, до 16,7 миллионов оттенков цветов. Многоцветные табло воспроизводят ограниченное количество цветов — от 3 до 65 538 оттенков цветов.

Большинство табло, использующихся в мире, воспроизводят компьютерную графику и анимацию. Но существует отдельный класс табло (как правило, они наиболее дорогостоящие), которые способны воспроизводить видеоизображение с телевизора, видеокамеры, видеомагнитофона или других источников видеосигнала. По сути это огромный телевизор, который устанавливается на улицах и площадях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...