Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современное пение — органичный сплав музыки и слова, нюансировки и фразировки, а главное — личностных эмоциональных переживаний исполнителя.




Если мы обратимся к творчеству известных мастеров песни прошлого и настоящего, то обнаружим, что каждый из них в поисках характера и манеры исполнения исходил не только из понимания музыкального содержания конкретной песни, но, прежде всего, из своих вокальных и актерских возможностей. Здесь можно вспомнить и известных зарубежных артистов-певцов: Эдит Пиаф, Шарля Азнавура, Джо Дассена, Энгельберта Хампердинка, Тома Джонса, Фрэнка Синатру, Мирей Матье, Лили Иванову, Карела Готта, Марилю Радович и др.

«Я не пою, я играю песни», — любила повторять Л. А. Русланова. Ее «Из-за острова на стрежень», «Валенки» стали символом романтики казачьей вольности и волжского степного раздолья, а также лукавого, веселого юмора, который был самым характерным качеством манеры ее пения.

Превращать каждую песню в живую картинку умела К. И. Шульженко. Ее вокальная пластическая манера исполнения, точно выверенный жест, глубина и нежность чувств сделали певицу звездой русской эстрады.

Удивительная элегантность, выразительность слова, окрашенного неповторимым грассированием, отличали исполнение собственных песен А. Н. Вертинского. Народный одесский юмор в сочетании с житейской мудростью, особая тембральность голоса и до конца дней сохранившееся юношеское восприятие жизни отличали песенное творчество всенародного любимца Л. О. Утесова.

Создателем нового интеллектуального направления в песенном исполнительстве был М. Н. Бернес. «Петь на эстраде надо не только голосом, но и, пожалуй, особенно важно, — сердцем и всем своим существом»,— говорил Бернес. Он заставлял зрителя-слушателя поразмышлять вместе с ним. По сути, он был не только режиссером своих песен, но и их автором. Одной из последних была песня «Журавли» (Я. Френкеля и Р. Гамзатова). Написанная для Бернеса, она стала певческим символом послевоенных лет.

Исследуя отличия творчества корифеев прошлого и слушая сегодняшних исполнителей, нам, режиссерам, полезно поразмышлять, что же такое нынешняя «эстрадная звезда». Всякое понятие «звезды» покоится на ее социальной востребованности. «Человечеству необходимо видеть на эстраде то парнишку и нимфетку, то томную красавицу, то роскошного красавца, а то вдруг надежного друга и отца», — пишет В. Смирнова.

Для режиссера же наиболее важен тот певец-актер, который имеет не только долгий, установившийся успех у слушателей, но, прежде всего, — неповторимый характер дарования и неординарность репертуара, а также манеру исполнения, запоминающуюся большинству зрителей.

В последнее время выступления артистов даже достаточно высокого уровня сопровождаются танцевальными группами. Зачастую действие этих групп на сцене с очень большой натяжкой можно назвать танцем. Однако такие «группы сопровождения» стали обязательной составляющей работы эстрадных солистов.

Возникает вопрос: зачем это исполнителю? Подчеркнуть ритмическую основу песни, раскрыть ее подтекст или просто проиллюстрировать песню? Чаще всего — ни первое, ни второе, ни третье. В большинстве случаев это лишь «украшательство», не имеющее даже ассоциативного отношения ни к содержанию, ни к мелодическим особенностям исполняемой песни. Такова дань моде. Активные движения на сцене самого артиста, как правило, всего лишь подчеркивают его работу под фонограмму, так как петь и одновременно активно танцевать дано далеко не многим.

Работая над песней и прокладывая ей «путь к зрителю», режиссер, прежде всего, должен не разрушить образ песни. Привлекая к своей работе тот или иной хореографический коллектив, режиссер обязан думать не об иллюстрации содержания, а о раскрытии подтекста, создании пластического (ассоциативного) образа. Конечно, решение этой задачи принадлежит балетмейстеру. Однако важно, чтобы солист впервые встречался с балетом не на концерте, как сегодня часто происходит. Необходимо, чтобы созданный балетмейстером и танцорами пластический рисунок не входил в противоречие с тем образом, который создает сам исполнитель, и соответствовал индивидуальной манере данного певца. К примеру, то, что поможет творческой индивидуальности Надежды Бабкиной, не подойдёт Иосифу Кобзону и т. д. Таким образом, задача режиссера и балетмейстера — помочь певцу найти наиболее яркое образное решение песни.

В процессе работы с известными эстрадными певцами мне не раз приходилось совместно с балетмейстером придумывать хореографическое или пластическое решение песни. Каждый раз эта работа была продиктована рядом режиссерских задач, связанных с общей концепцией постановки, с индивидуальностью исполнителя, а главное — с раскрытием драматургии самой песни. Финал одной из моих постановок, посвященной Дню независимости России, завершался песней «Моя земля» в исполнении композитора, н. а. России Михаила Глуза. Я попросила балетмейстера, н. а. России Бориса Сайкина, создать с руководимым им коллективом «Ритмы планеты» большую светлую композицию, соответствующую этой лирико-патриотической и мелодичной песне. Оттолкнувшись от музыки и первых слов песни: «В дальний путь гуси-лебеди летят. // Под крылом плещет алая заря. // И меня поднимает в синеву на руках своих моя земля!», балетмейстер придумал одеть танцоров, юношей и девушек, в белые холщовые стилизованные одежды Древней Руси с просторными рукавами-крыльями. Кроме того, все они танцевали босиком. Пластический язык танца соответствовал содержанию и музыкальной стилистике песни. Видеоряд, который также сопровождал это массовое зрелище, практически целиком состоял из кадров, снятых с высоты птичьего полета. Все точно парили над Россией, ее городами, лесами, полями...

Другой пример. Во время работы над театрализованным гала-концертом «Берегите Россию!» я услышала в исполнении молодого певца Евгения Гора знаменитую «песенку фронтового шофера» Б. Мокроусова и Б. Ласкина. Мне понравилась современная аранжировка этой всем знакомой песни. Я предложила балетмейстеру Маргарите Лавриковой (художественный руководитель шоу-балета «Шарм») создать песенно-хореографическую картинку: молодые солдаты и девчонки возвращаются домой с фронта. Среди них — главный заводила, некий поющий Василии Теркин,-рассказывающий, как «они вели машины, объезжая мины, по путям-дорогам фронтовым». Пластически группа танцоров словно «выезжала» ш сцену на солдатской трехтонке и в конце песни также «уезжала». В хореографическую ткань были вплетены и популярные синенькие платочки,и красный кумачовый платок. Молодость и задор исполнителей сочетались с современной ритмичной аранжировкой песни. Молодой, но уже известный певец репетировал наравне с танцорами, органично влился в пластическую ткань композиции, и зритель верил, что «помирать им рановато, есть у них еще дома дела».

Завершая разговор о наиболее важных эстрадных жанрах и роли режиссера в работе над ними, следует подчеркнуть, что одна из существенных возможностей сегодняшней эстрады — нарушение жанровых границ. Современный режиссер как бы переступает, разрушает границ! основного жанра, в котором работает артист, включая, например, в разговорный номер элементы танца, пантомимы, вокала. Но это имеет успех лишь тогда, когда режиссер хорошо знает особенности и возможности того жанра, над которым работает, когда он учитывает исполнительские возможности актера, а также умеет использовать весь арсенал его дарования и профессионализма, скрывая имеющиеся недостатки.

Таким образом, синтез жанров в номере — это не механическое соединение по принципу «все что угодно и как угодно», а создание органичного жанрового сплава в определенной пропорции. При этом основной жанр все же остается доминирующим, а все другие жанры работают на него, лишь помогая выявлению индивидуальности исполнителя.

Рекомендуемая литература:

Немирович-Данченко В. И. О творчестве актера. М.: Искусство, 1984.

Шаляпин Ф. И. Маска и душа. М.: Московский рабочий, 1989.

Алексеев А. Г. Серьезное и смешное. М.: Искусство, 1965.

Утесов Л. О. С песней по жизни. М.: Искусство, 1961.

Савкова 3. Монолог в искусстве массовых представлений. Л.: ЛГИК, 1979.

Телевизионная эстрада: Сб. статей. М.: Искусство, 1981.

Эстрада без парада: Сб. статей. М.: Искусство, 1991.

Эфрос Н. Записки чтеца. М.: Искусство, 1980.

Шевалье М. Мой путь, мои песни. М.: Искусство, 1977.

Смирнова В. Что такое эстрадная звезда // Эстрада и цирк, 1992, № 5-6.

 

 

ЛЕКЦИЯ 14

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...