Некоторые особенности эстрадного искусства.
Содержание и форма на эстраде
Эстрада, как известно, в переводе с французского — маленькая площадка для концертного выступления артистов. Мы говорили, что эстрада — это вид искусства малых форм (вокального, хореографического, драматургического, драматического искусств). Этот, один из самых молодых, видов искусства сформировался в конце XIX века. Наша задача — знать и профессионально применять особенности режиссерской работы на эстраде — временные, творческие, драматургические. Как всякое искусство, эстрада есть художественное отражение реальной деятельности и утверждение определенной идеи в определенной форме. Естественно, что она, как всякие другие виды искусства, должна эмоционально воздействовать на человека, обращаться к его духовному началу. Эстрадное искусство — изначально публицистично («утром в газете, вечером в куплете»). Эстрада — носитель прогрессивных идей и мыслей. На нее должно проецироваться все новое. Еще раз подчеркнем, что советская песня, придя на эстраду, стала на долгие годы основой музыкального языка других сценических жанров: оперы, оперетты, а также стала играть ключевую роль в кинематографе. Мы с полной уверенностью можем сказать, что эстрада — наиболее демократическое искусство. Ее истоки — в народном творчестве. Народные празднества, хороводы, частушки на Руси, еще раньше — балаганные зазывалы на ярмарках, скоморохи-острословы — праотцы нашего разговорного жанра. Здесь же истоки зрелищное эстрады, сочности и яркости красок современных театрализованных массовых зрелищ и музыкальных представлений. Популярный артист Ян Арлазоров унаследовал в своем творчестве вышеперечисленные приемы народной игры, а также широко известные еще в XVIII веке площадные забавы и шутки.
Блестящий танцевальный номер Государственного академического хореографического ансамбля «Березка» «Петрушка» — яркая образная иллюстрация массовых театрализованных зрелищ древней Руси, положенная на язык хореографии. Одна из главных особенностей эстрады — непосредственный, прямой контакт с аудиторией — пришла к нам от языческой Руси. Исторически прослеживается еще одна отличительная черта эстрады — многожанровость. Скоморошьи игрища, где наряду с плясками и песнями были три на музыкальных инструментах (к примеру, гуслях), цирковые номера (вождение дрессированных медведей) слипались в общий театрализованный калейдоскоп. Однако количество исполняемых номеров — не количественная, а качественная особенность эстрады. Недаром само слово «концерт» — от латинского concerto — означает публичное состязание. Конечно, эстрада находится в непрерывном развитии, и форм эстрадных программ сегодня множество. Это и мюзик-холл, и филармонический концерт, и творческий вечер, и сольный эстрадный концерт, и бенефис, и концерт-реквием, и шоу-ревю, и театрализованные массовые действа, и варьете, и кабаре, и театр миниатюр, и народные празднества, и эстрадное представление со сквозным сюжетом, и спектакль-концерт, и театрализованный джаз и т. д. Словом, по своей сути эстрадное искусство — своеобразное соединение всех видов временных и пространственно-временных искусств. Говоря об особенностях эстрады и ее отличиях от театра, следует заметить, что последний часто заимствует у эстрады ее способность к броскому, репризному характеру творчества, афористичность и публицистичность. Вспомним творческое наследие Е. Б. Вахтангова, его великую «Принцессу Турандот», спектакли Ю. П. Любимова, «Хануму» Г. А. Товстоногова, ряд постановок М. А. Захарова, такие как «Юнона и Авось», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», его более ранние спектакли на сцене Московского театра Сатиры (например, «Маленькие комедии большого дома» с блистательным Андреем Мироновым, «Проснись и пой» с Г. Менглетом и Н. Корниенко).
Во все переломные периоды истории эстрада словно обретает новое дыхание благодаря своей публицистичности. Так, в 90-е годы XX века гласность вдохновляет большое количество писателей-сатириков на создание разного рода литературных произведений для известных артистов разговорного жанра на эстраде, а также рождает новый драматургический стиль в театре. Не случайно такие известные мастера эстрады, как Г. В. Хазанов, начинают активную работу в театре в качестве драматических артистов. Появляются новые формы эстрадно-драматических спектаклей: «Ужин с дураком», «Наполеон и Жозефина». Если говорить о связи эстрады и театра, то эстраде очень близки вахтанговская и мейерхольдовская театральные школы, где ироническое отношение к создаваемым образам, зрелищность и форма — на первом месте. Не столь близки эстраде психологизм и реалистичность театра. Мы уже вспоминали одну из особенностей эстрадного искусства - гротеск. Эстраде свойственно преувеличение. Она, как увеличительное стекло, дает увидеть то, что в театральном искусстве малозаметно. Наконец, один из главных признаков эстрады — развлекательность. С одной стороны, у эстрады — воспитательная роль, с другой — развлекательная, и наша задача — соединить эти две позиции наиболее художественно. Средства художественной выразительности, которыми пользуется режиссер, постановочные средства не должны затушевывать мысль, идею, которую нам необходимо донести до зрителя.
Рекомендуемая литература: Захава Б. Е. О принципах вахтанговской школы // Е. Б. Вахтангов. Материалы и статьи. М.: ВТО, 1984. ЗисьА.Я. Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978. Товстоногов Г. А. Открытие Вахтангова // Е. Б. Вахтангов. Материалы и статьи. М.: ВТО, 1984. Рубб А. А. Пока занавес закрыт. М.: Советская Россия, 1987.
ЛЕКЦИИ 15-16 Современные виды и формы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|