Лабораторная работа № 14. Задания для лабораторных работ
Тема: Методика изучения координатного и векторного методов 1. Проанализировать вопросы, связанные с изучением координатного метода, начиная с VI класса, и составить соответствующую схему по классам неполной средней школы. 2. Каковы взаимосвязи и особенности изучения декартовых координат на уроках алгебры и геометрии средней школы? 3. Вскрыть взаимосвязи и особенности в изучении таких вопросов, как «Уравнение прямой» (курс геометрии) и Линейная функция», «уравнения первой степени с одним неизвестным» (курс алгебры) 4. Какие вопросы курса алгебры должны быть изучены для успешного применения координат на уроках геометрии? 5. Какие этапы содержит процесс применения координат при решении геометрических задач? 6. Привести несколько геометрических задач, решаемых с применением декартовых координат. 7.Какие преобразования плоскости изучаются в школьном курсе геометрии? 8. Выделить особенности введения понятий «Равенство фигур» и «подобие фигур». Какие возможны подходы к введению этих понятий? 9. Проанализировать различные подходы к введению понятий «Параллельный перенос» и «Векторы». 10. Проанализировать различные способы ведения понятия координат вектора. Каково математическое значение этого понятия? 11. Разработать методику изучения операций над векторами в координатной форме. 12. Провести анализ основных действий учащихся при решении геометрических задач с помощью векторов. Неделя 15 Кредит час 57-58 Лекция № 29-30 Тема: Изучение тел вращения в ШКМ Содержание лекции: 1. Изучение темы: «Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра» 2. Изучение темы: «Конус. Площадь поверхности конуса» 3. Изучение темы: «Шар. Площадь сферы».
Литература:[1-4],[7],[11-16],[18]. Дополнительная литература I [1-4], II, III, IV. Учебники геометрии 10-11 класса. Содержание СРСП: Разработать содержание и продумать методику проведения урока-лекции на тему «Тела вращения», «Площадь поверхности тела вращения», «Объем тела вращения». Содержание СРС: Подготовить презентацию урока-лекции на тему «Тела вращения», «Площадь поверхности тела вращения», «Объем тела вращения». Литература: [1-4],[7],[11-16],[18]. Дополнительная литература I [1-4], II, III, IV. Учебники геометрии 10-11 класса. Кредит час 59 Практическое занятие №15 Тема: Изучение тел вращения в стереометрии Содержание практического занятия: 1. Изучение темы: «Цилиндр. Объем цилиндра» 2. Изучение темы: «Конус. Объем конуса» 3. Изучение темы: «Шар. Объем шара». Литература: [1-4],[7],[11-16],[18]. Дополнительная литература I [1-4], II, III, IV. Учебники геометрии 10-11 класса. Содержание СРСП: Защита курсовой работы. Содержание СРС: Подготовка з ащиты курсовой работы. Литература: Курсовые работы по темам. Кредит час 60 Лабораторная работа № 15. Задания для лабораторных работ Тема: Методика изучения многогранников 1. Разработать план лекции по одной из следующих тем: «Многогранные углы. Многогранники», «Призма», «Параллелепипед», «Пирамида». 2. Анализировать систему задач по одному из разделов темы. 3. Составить план сообщения учащихся на тему: «Теорема Эйлера о многогранниках», «О правильных м ногогранниках». 4. Составить план повторения материала планиметрии: а) на первых уроках геометрии в 11 классе; б) при изучении многогранников. 5. Разработать накладные кодопозитивы для работы по теме «построение плоских сечений». 6. Подобрать из имеющих учебных пособий по стереометрии или составить самостоятельно по теме «Многогранники» систему устных упражнений на развитие пространственных учащихся. 7.Разработать вариант таблицы опорных задач по теме «Правильная пирамида». Продумать методику работы с ней в классе
8. Подобрать из учебных пособий либо составить самостоятельно две-три задачи по теме «Задачи, решаемые с применением тригонометрии». 9. Разработать подробный план доказательства формулы нахождения площади поверхности прямой призмы, используя проблемно-поисковый метод. Тема: Методика изучения тел вращения 1. На основе анализа программ и учебно-методической литературы определить: а) что должны знать и уметь ученики по окончании изучения тел вращения; б) какие методы обучения целесообразно применять для достижения установленных целей. 2. Разработать содержание и продумать методику проведения урока лекции на тему (по выбору): а) «Тела вращения»; б) «Объем тела вращения»; в) «Площадь поверхности тела вращения». 3. Составить перечень вопросов по теме «Окружность и круг», которые рассматриваются в систематическом курсе планиметрии. Как лучше организовать (спланировать, провести) повторение свойств окружности и круга при изучении тел вращения? 4..Проанализировать определения тел вращения по разному учебнику. 5. Указать основные этапы формирования понятий цилиндра, конуса, шара, сферы. 6.Охарактеризовать задачи прикладного характера, которые могут быть реализованы в процессе изучения темы. Список рекомендуемой литературы
5. Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики: Кн. для учителя/ Я.И. Груденов.- М.: Просвещение, 1990. 6. Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике.- М.: ООО «Издательство «Вербум-М», ООО «Издательский Центр «Академия», 2003.-432с.
7. Епишева О.Б. Общая методика преподавания математики в средней школе: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов/ О.Б. Епишева – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 1997. 8. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования /В.П. Зинченко // Педагогика. – 1997. - № 5. – С. 3-5. 9. Иванова Т.А. Гуманитаризация математического образования/ Т.А. Иванова – Новгород: Изд-во НГПУ, 1998. 10. Кудрявцев Л.Д. Мысли о современной математике и её изучении/ Л.Д. Кудрявцев. – М.: Наука, 1977. 11. Колягин Ю.М., Луканкин Г.А., Мокрушин Е.Л. Оганесян В.А., Пичурин Л.Ф.., Сашинский В.Я. Методика преподования математики в средней школе. Частные методики. М., Просвещение, 1981. 12. Мадер В.В. Введение в методологию математики/ В.В. Мадер.-М.: Наука, 1994. 13. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории/ М.И. Махмутов.-М.: Педагогика, 1981. 14. Метельский Н.В. Дидактика математики: Общая методика и её проблемы: Уч.пособие для вузов / Н.В. Метельский. – М.: Просвещение, 1980.
17. Темербекова А.А. Методика преподавания математики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-176с. 18. Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике:Учебное пособие – М.: Книжный дом «Либроком», 2009 – 248 с. 19. Web-сайты в сети Интернет: http://www.allbest.ru http://www.wwww4. http://mars.arbicon.ru
Дополнительная литература: I. Общие вопросы ТиМОМ в средней школе 1. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан 2. Концепция развития образования республики Казахстан до 2015 года 3. Программы по математике общеобразовательной школы. 4. Крупич В.И. Структура и логика процесса обучения математике в средней школе/ В.И. Крупич.– М.: МГПИ, 1985.
5. Пышкало А.М. Методические аспекты проблемы преемственности в обучении математике: Сб. статей/ Сост. А.М. Пышкало. – М.: Просвещение, 1978. – С.3-4. 6. Саранцев Г.И. Методика преподавания: предмет, проблематика, связь с педагогикой / Г.И. Саранцев //Педагогика. – 1997.-№ 3.-С.27-30. 7. Саранцев Г.И. Цели обучения математике/ Г.И. Саранцев // МШ.-1999.-№ 6.-С.5-7. II. Организация обучения математике 1. Гиршович В.С. Виды самостоятельных работ/В.С. Гиршович//МШ.-1998.-№3.- С.-40. 2. Григорьева Т.П. Основы технологии развивающего обучения математики: Учеб. пособие/Т.П. Григорьева, Т.А. Иванова. – Н. Новгород: НГПУ, 1997. 3. Гусев В.А. Индивидуализация учебной деятельности учащихся как основа дифференцированного обучения математике в средней школе/ В.А. Гусев // МШ. – 1990. - № 4. – С. 27. 4. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя/ В.Г. Коваленко. – М.: Просвещение, 1990.- 85с. 5. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики. Кн. Для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение, 2002. – 175с. 6. Рыжик В.И. 25000 уроков математики: Кн. для учителя/ В.И. Рыжик. – М.: Просвещение, 1993.
III. Методика формирования математических понятий 1. Виленкин Н.Я. Определения в школьном курсе математики и методика работы с ними /Н.Я. Виленкин, С.К. Абайдулин, Р.К. Товарткиладзе //МШ. – 1984. - № 4. – С.43-45. 2. Дразнин И.Е. О работе над определениями/ И.Е. Дразнин // МШ. – 1995. - № 5. – С. 9-11. 3. Мордкович А.Г. Беседы с учителями математики/ А.Г. Мордкович.- М.: ООО Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО Издательство «Мир и Образование», 2005.-336с. 4. Маликов Т.С. Логический и интуитивный компоненты в определениях математических понятий / Т.С. Маликов// МШ. – 1987.- № 1. – С.44. 5. Никитин В.В. Определения математических понятий в курсе средней школы/ В.В. Никитин. – М.: Просвещение, 1963. 6. Саранцев Г.И. Упражнения в обучении математике/ Г.И. Саранцев. – М.: Просвещение, 1995.
iV. Методика изучения теорем 1. Болтянский В.Г. Как устроена теорема? / В.Г. Болтянский// МШ.-1973.-№1.-С. 41. 2. Груденов Я.И. Изучение определений, аксиом, теорем: Пособие для учителей/ Я.И. Груденов. – М.: Просвещение, 1981. 3. Дубнов Я.С. Ошибки в геометрических доказательствах/ Я.С. Дубнов.- М.: Наука, 1969. 4. Саранцев Г.И. Обучение математическим доказательствам в школе/ Г.И. Саранцев. – М.: Просвещение, 2000. 5. Финкельштейн В.М. О подготовке учеников к изучению нового понятия, новой теоремы/ В.М. Финкельштейн // МШ. – 1996. № 6. –С.21-24.
V. Эвристики в обучении математике 1. Балк М.Б. Математика после уроков: Пособие для учителей/ М.Б. Балк, Г.Д. Балк. – М.: Просвещение, 1971. 2. Болтянский В.Г. Анализ-поиск решения задачи / В.Г. Болтянский// МШ. – 1974. - № 1. – С.34-36.
3. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений/Ю.Н. Кулюткин. – М.: Педагогика, 1970. 4. Пойа Д. Математическое открытие/Д.Пойа. – М.: Наука, 1970. 5. Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения: пер. с англ./Д. Пойа. – М.: Наука, 1975. 6. Семенов Е.Е. Размышления об эвристиках / Е.Е. Семенов // МШ. – 1995. №5. – С. 39. 7. Эрдниев П.М. Аналогия в задачах/ П.М. Эрдниев, Б.П. Эрдниев. – Элиста: Калмыцкое книжное изд-во, 1989. 8. Эрдниев О.П. От задачи к задаче – по аналогии./ О.П. Эрдниев.– М.: Столетие, 1998.
VI. Задачи в обучении математике и методика обучения их решению 1. Балк Г.А. О психологическом содержании понятия «задача»/ Г.А. Балк//Вопросы психологии. – 1970. - № 6. – С.81-83. 2. Виленкин Н.Я. Использование координатного луча для решения задач на движение / Н.Я. Виленкин, Л.Г. Петерсон //МШ. – 1984 - № 1 – С.39-41. 3. Демидова Т.Е. Теория и практика решения текстовых задач: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений/ Т.Е. Демидова, А.П. Тонких.- М.: Издательский цен «Академия»,2002.- 288с. 4. Захаров А.Е. Диалог в ходе решения задач на движение / А.Е. Захаров// МШ. – 2002 - №5 – С.48. 5. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике. Ч. I, II./ Ю.М. Колягин. – М.: Просвещение, 1977. 6. Моторина Л.И. Задачи на движение в 5 класс/ Л.И. Моторина // МШ.-2002 - №5 – С.51-55. 7. Перевощикова Е.Н. Обучение решению текстовых задач: цели и диагностика / Е.Н. Перевощикова// МШ. – 1998. - №2. – С.62-65. 8. Фридман Л.М. Сюжетные задачи по математике. История, теория, методика / Л.М. Фридман – М., 2002. 9. Шевкин А.В. Обучение решению текстовых задач в 5-6 классах / А.В. Шевкин. – М., 2001.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|