Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов




С переходом на двухуровневую систему подготовки студентов произошло значительное сокращение аудиторных занятий студентов с преподавателем. Значительно снизилась как лекционная часть, так и практическая, и как следствие, многие разделы учебных программ вынесены для самостоятельного изучения студентами.

Поэтому поиск эффективных методов и средств обучения относительно самостоятельной работы студентов(СРС) на сегодняшнем этапе развития системы стоит особенно остро. Задача сводится к развитию у студентов способностей, умений и навыков к самостоятельной организации собственного труда и самообразованию. Самостоятельная работа студента предполагает поэтапное освоение нового материала, его закрепление, повторение, применение и т. д.

Эффективность СРС зависит от её организации, содержания и характера знаний, взаимосвязи уже сформированных и предполагаемых знаний, результатов её выполнения и т. д.

В учебной практике СРС сводится к решению строго регламентированного количества задач и самостоятельной проработки определенных лекционных тем. При этом для эффективной организации СРС необходимо методическое обеспечение.

Методическое обеспечение СРС состоит из: УМК, в которую обычно входит электронный курс лекций в виде текстовых файлов или слайдов, рабочей программы, методических указаний по выполнению лабораторных и практических занятий, методических указаний по решению задач предусмотренных СРС, сборников тестовых заданий, учебно-методических пособий и экзаменационных билетов. Методические указания необходимы преподавателям для планирования видов СРС, организации различных форм контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Контроль домашнего задания по материалам модуля или раздела целесообразно делать на каждом последнем практическом занятии раздела(модуля). На последнем занятии происходит и подведение итогов изучения раздела или модуля, методом проведения контрольной работы или коллоквиума, а также обсуждение оценки каждого студента, выдача дополнительного задания тем студентам, которые хотят повысить оценку. Результаты выполнения этих дополнительных заданий повышают оценку уже в конце семестра, на зачетной неделе, а текущая рейтинговая оценка ставится только по итогам текущей успеваемости.

В последнее время появились новые виды СРС для практических занятий старших курсов - “деловые игры”. Тематика игр бывает связана с конкретными проблемами и носят прикладной характер, включая задачи ситуационного моделирования по актуальным проблемам и т.д. Цель деловой игры - в имитационных условиях дать студенту возможность самостоятельно разрабатывать и принимать решения. При проведении семинаров и практических занятий студенты могут выполнять СРС как индивидуально, так и группами, каждая из которых разрабатывает свою задачу. Публичное обсуждение и защита своего варианта решения поставленной задачи повышают роль СРС и усиливают стремление к ее качественному выполнению. Стимулировать самостоятельную работу студентов на практических занятиях и семинарах можно тем, что на каждую задачу студент получит свои исходные данные при том, что у всех будет одинаковая задача. Перед её выполнением студент имеет только общие методические указания, в виде общего алгоритма решения, справочных материалов и единиц измерения. Выполнение СРС с проверкой результатов приучает студентов правильно выполнять расчеты, пользоваться справочными данными, изменяется отношение к лекциям, так как без знания теории невозможно справиться с практическими заданиями. Лабораторные работы, как и все другие виды учебной деятельности, содержит много возможностей применения активных методов обучения и организации СРС на основе индивидуального подхода. При проведении лабораторного практикума необходимо создать условия для максимально самостоятельного выполнения лабораторных работ. Для этого необходимо перед выполнением работ провести беглый опрос по теоретическому материалу, оценить работу студента в лаборатории и полученные им данные, проверить и выставить оценку за отчет по лабораторной работе. Любая лабораторная работа должна включать глубокую самостоятельную проработку теоретического материала, изучение методик проведения и планирование эксперимента, освоение измерительных средств, обработку и анализ экспериментальных данных. В последнее время все шире проникают в учебный процесс автоматизированные обучающе-контролирующие системы, основанные на компьютерных тестах, лабораторных работах или ситуативных задачах, которые позволяют студенту самостоятельно изучать ту или иную дисциплину и одновременно контролировать уровень усвоения материала. В заключение хочется сказать, что конкретные формы и методы организации самостоятельной работы студентов с учетом курса обучения, уровня подготовки обучающихся и других факторов определяются в процессе творческой деятельности преподавателя и должны быть сформированы самим преподавателем в процессе организации всего обучения.

 

 

Тематика рефератов

 

1. Система и признаки классификации рыночной инфраструктуры

2. Роль и место инфраструктуры в создании условий эффективного функционирования рынка

3. Понятие «биржа». Эволюция видов и типов бирж.

4. Функции современной биржи.

5. Биржи как элемент торгово-посреднической инфраструктуры

6. Товарная биржа как элемент рыночного механизма

7. Организация биржевой торговли и ее участники

8. Биржевые сделки

9. Страховые и спекулятивные биржевые операции

10. Методы анализа и прогнозирования изменения биржевых цен

11. Особенности функционирования фондовых и валютных бирж

12. Обзор развития мировой биржевой торговли.

13. Проблемы развития биржевой торговли в Республике Беларусь.

14. Схема функционирования и особенности системы электронной биржевой торговли.

15. Преимущество и недостатки электронной биржевой торговли.

16. Финансовые организации как важнейший элемент инфраструктуры рынка

17. Страховая компания и страховая деятельность коммерческих организаций в условиях риска

18. Классификация страхового дела, отрасли, виды, формы и системы страхования, страхование коммерческой деятельности

19. Информационная инфраструктура рынка и ее защита

20. Информационное обеспечение мониторинга товарного рынка

21. Защита информации в организации

22. Конкурсные торги как важнейший элемент рыночного регулирования товарного рынка

23. История возникновения торгов. Виды торгов в Римской империи (торги на труд; торги на труд с материалом; торги на поставку материалов).

24. Первые торги в России и Беларуси.

25. Происхождение торгов и их экономические функции. Торги как один из способов регулирования современной экономики

26. Виды тендерных торгов и их характеристика

27. Использование Интернет и современных информационных технологий в тендерных торгах.

28. Становление электронных госзакупок в России и Беларуси.

29. Основные этапы и процедуры проведения тендерных торгов

30. Особенности организации и проведения тендерных торгов в Беларуси

31. Практика проведения международных тендерных торгов

32. Специфика подготовки и проведения электронных торгов

33. Международная и национальная практика планирования этапов и осуществления последовательности проведения тендерных торгов

34. Основные направления совершенствования тендерных торгов и повышение их результативности

35. Правовая регламентация международных тендерных торгов и требования, предъявляемые к их организаторам и участникам.

36. Выставочно-ярмарочная деятельность в Беларуси

37. Торгово-промышленная палата как элемент рыночной инфраструктуры

38. Роль торгово-промышленной палаты в области выставочно-ярмарочной деятельности

39. Посреднические структуры и вспомогательные отрасли, обеспечивающие эффективное доведение товаров до потребителя

40. Коммерческо-посреднические организации

41. Транспортные системы и услуги связи

42. Инфраструктура товарного рынка и экономические основы ее функционирования

43. Сущность, понятия и элементы инфраструктуры товарного рынка

44. Сущность товарного рынка. Основные элементы товарного рынка

45. Конъюнктура товарного рынка. Государственное регулирование товарных рынков

46. Придорожный сервис Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития

47. Зарубежный опыт развития объектов придорожного сервиса

48. Роль Национального банка Беларуси и современных коммерческих банков в рыночной инфраструктуре.

49. Роль и особенности страхования коммерческих рисков. Назначение страхования коммерческих рисков.

 

Реферат может состоять из нескольких разделов. Количество разделов определяется автором реферата исходя из критериев краткости изложения, научной обоснованности и полноты изложения материала.

Во введении реферата автор дает обоснование актуальности темы с теоретической и практической точек зрения. Для этого автор кратко раскрывает современное состояние теоретических исследований по избранной теме с указанием фамилий ведущих ученых и исследователей в данной области. Формулирует суть проблемной ситуации, перечисляет нерешенные теоретические и практические вопросы по своей тематике, обосновывает важность и злободневность исследуемой проблемы для экономики Республики Беларусь.

Первый раздел носит теоретический характер. В нем, на основе изучения работ белорусских, российских и зарубежных авторов излагается сущность и содержание исследуемых категорий и определяются основные понятия. Делается краткий обзор и критический анализ научной литературы с упоминанием фамилий авторов по теме исследования и указанием работ в списке использованных источников. Ссылки обязательно приводятся в тексте работы. Результатом работы над первым разделом реферата является более глубокое раскрытие автором теоретических основ проблемы, чем то, которое предусмотрено в рамках лекционного материала и учебных пособий по дисциплине.

Второй раздел носит аналитический характер. В нем излагаются результаты анализа объекта исследования, дается характеристика состояния, особенностей, тенденций и проблем развития исследуемого рынка (предприятия, организации). Основой второго раздела являются примеры из практической деятельности отдельных предприятий. Во втором разделе реферата целесообразно использовать маркетинговые методики анализа рынка, предприятия, конкурентов, продукции (SWOT-анализ, PEST- анализ, ABC-XYZ-анализ и др.)

Третий раздел может являться проектным (прикладным, конструктивным). В нем на основе выводов, полученных в предыдущих разделах работы (изучение теории, и анализа состояния предприятия, рынка), студент описывает возможные перспективы развития рынка, делает экономически обоснованные предложения по совершенствованию работы отдельных предприятий и организаций. Допустимо в третьем разделе реферата составить инвестиционной проект создания отдельных инфраструктурных элементов. При этом целесообразно сделать экономическое обоснование эффекта от реализации предложенного студентом проекта ( с расчетом показателей чистого дисконтированного дохода, внутренней нормы доходности, срока окупаемости, индекса доходности по проекту ). Проект должен содержать конкретные рекомендации по управлению рынком (предприятием, организацией), направленные на решение рассматриваемой проблемы для улучшения результатов его деятельности (например, внедрить новую технологию, систему ИТ-управления, повысить конкурентоспособность и/или качество продукции, улучшить организацию работ и т.д.).

Реферат должен носить исследовательский характер: необходимо точно и кратко изложить материал, проанализировать различные точки зрения, обосновывая собственную интерпретацию проблемы, подкрепляя ее конкретными практическими примерами, экономическими расчетами, таблицами и рисунками. В конце реферата целесообразно изложить собственные выводы по проблеме исследования. Требования к оформлению реферата изложены в СТП 20-04-2008.

4.БЛОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Вопросы к зачету

1. Сущность и генезис категории «инфраструктура».

2. Состав инфраструктуры товарного рынка и факторы ее формирующие.

3. Субъекты и объекты рыночной инфраструктуры. Классификация объектов инфраструктуры.

4. Основные элементы (объекты) инфраструктуры товарного рынка, их функции и принципы формирования.

5. Роль инфраструктуры товарного рынка в создании условий эффективного функционирования экономики.

6. Производственная, институциональная, социально-сбытовая и экологическая инфраструктура.

7. Сущность и роль информационной инфраструктуры в развитии рынка.

8. Понятия и категории товарного рынка. Виды посреднических организаций на товарном рынке.

9. Понятие «биржа». Эволюция видов и типов бирж. Функции современной биржи.

10. Проблемы развития биржевой торговли в Республике Беларусь.

11. Организация биржевой торговли и ее участники.

12. Фондовые и валютные биржи и их значение в рыночной экономике.

  1. Сущность и основные виды кредитно-финансовых институтов.

14. Банковская система Беларуси: значение, проблемы и перспективы развития.

15. Роль Национального банка Беларуси и современных коммерческих банков в рыночной инфраструктуре. Законодательство Беларуси, регламентирующее их деятельность.

16. Основные понятия в науке и практике страхования. Страховщик. Страхователь. Страховая сумма. Страховая стоимость.

17. Страховые компании и их основные функции.

18. Виды рисков. Методы оценки рисков и управления ими.

19. Сущность и роль информационной инфраструктуры в развитии рынка.

20. Понятие информационной безопасности предприятия, ее цели и задачи. Виды носителей информации.

  1. Минимальные (базовые) требования к безопасности информации.

22. Источники утечки информации. Виды угроз информационным объектам.

  1. Мониторинг в области информационной безопасности.
  2. Сущность торгов и их экономические функции. Торги как один из способов регулирования современной экономики.
  3. Виды тендерных торгов и их характеристика.
  4. Основные этапы и процедура проведения тендерных торгов.

27. Особенности, проблемы и перспективы развития железнодорожного и автомобильного транспорта Республики Беларусь.

28. Организация и проведение выставочно-ярмарочных мероприятий. Виды выставок.

29. Торгово-промышленная палата как элемент рыночной инфраструктуры: значение и основные функции.

  1. Транспортно-логистическая инфраструктура, значение, функции и факторы ее развития.
  2. Логистические центры Республики Беларусь: виды, категории, схема работы.

32. Придорожный сервис Республики Беларусь: предпосылки, проблемы и тенденции развития.

  1. Тенденции развития транспортно-логистической инфраструктуры в Республике Беларусь.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...