Глава 4. Построение профиляорганизационной
Глава 4. Построение профиляорганизационной культуры........................................................................... , 100 Назначение профиля................................................................. 100 Вычерчивание профиля................ _,............................ _.... 101 Интерпретация профилей культуры......... „............... „...... 104 Тип...................................................................... ________ 109 Различия.................................................... „.. „................ ... 110 Сила................................................................... „„........... ,.. 110 Согласованность................................................................ 111 Сравнение с усредвенным значением........................... 114 Тенденции............................................................. „............. 119 Глава 5. Использование рамочной конструкции для дяагяоспжм и изменения организационной культуры....................................... 122 (j Пример планирования изменения культуры............................. 124 Шаги конструировано! процесса изменения организационной культуры............................... __.............. 130 Шаг 1. Диагноз нынешнего состояния и достижение консенсуса. „„„......................................... 130 Шаг 2. Диагноз и достижение консенсуса в понимании будущей культуры организации........... 131 ШагЗ. Осмысление результатов..................................... 132 Шаг 4. Истории-иллюстрации................................... —137 Шаг 5. Стратегические действия............. -----------,. _ 138 Шаг 6. План реализации............................. ___. _ „. „„. „ 143 8__________________________________________ Содержание Краткое заключение................................................ „.............. 147 Дополнение к методике OCAI................................................. 148 Глава 6. Изменение личности —ключ к изменению культуры................................................. 165 Решающее значение профессионализма менеджмента.............................................. ,......... 167 Профиль персональных управленческих навыков.... 172
Повестка дня личного совершенствования.............. 185 Краткие выводы...................................................... 191 Глава?. Краткие рекомендации по изменению организационной культуры.... 193 Диагноз........... :...................................................... 194 Интерпретация........................................................ 195 Реализация.............................................................. 196 Приложение I. Определение, измерения, надежность и валидность инструмента оценки организационной культуры (OCAI)... 199 Значение оценки организационной культуры.......... 200 Вопросы оценки организационной культуры........... 201 Вопросы определений....................................... 202 Вопросы Mepj......................................................................................................... 204 Вопросы измерений.......................................... 207 Надежность и валидность инструмента оценки организационной культуры................ „,................. 211 Надежность....................................................... 211 Валидность........................................................ 213 Замечания о шкале ответов...................................... 219 Приложение II. Психометрический анализ методики оценки управленческих навыков (MSAI) . -. 222 Внутриличностная D-оценка................................... 223 Характеристики D-оценок....................................... 226 Результаты анализа................................................. 227 Корреляции между квадрантами........................ 227 Содержание Корреляции между измерениями................................... 227 Корреляции элементов по измерениям......................... 229 Инструмент оценки управленческих навыков.................... 232 Форма для самооценки..................................................... 232 Форма рейтинговой самооценки управленческого поведения.................................................... 233 Форма рейтинговой самооценки эффективности Важная информация................................................................. 242 Демографическая информация (D)........................................ 244
Приложение III. Подсказки по инициированию изменения организационной культуры в каждом квадранте 247 V Рыночная культура.......................................................................... 248 Адхократическая культура............................................ ,....... 250 Клановая культура.................................................................... 252 Иерархическая культура......................................................... 254 у Приложение IV. Соображения по поводу повышения компетентности персонала менеджмента 257 Иерархический квадрант......................................................... 257 Управление культурой...................................................... 257 Управление системой контроля..................................... 260 Управление координацией........................ ,..................... 263 Рыночный квадрант................................................................... 265 Управление конкурентоспособностью........................ 266 Активизация наемных работников................................ 269 Управление обслуживанием потребителей................ 271 Клановый квадрант................................................................... 273 Управление бригадами...,......................................... 274 Управление межличностными взаимоотношениями.......................................................... 276 Управление совершенствованием других........... .,... 278 Адхократический квадрант.................................................... 281 то Содержание Управление-новаторством.... „........... ________ 281 Стратегическое управление............................... 284 Управление непрерывным развитием................ 287 Приложение V. Графические формы н профили................ 290 Ссылки и рекомендуемая литература....................... 295 Именной указатель........................................... . ^. 303 Предметный указатель............................................ 304 Указатель фирм и торговых марок.......................... 311 Предисловие к русскому изданию В большинстве исследований особенностей трансформации социально-экономической системы России упоминаются оставшиеся нерешенными проблемы, связанные с разрушением старой системы управления и трудностью создания новой, рыночной системы управления организациями. Достаточно скоро стало ясно, что еще не найдены такие рычаги управления в государственном масштабе, которые способствовали бы формированию «западного» варианта экономического поведения у многочисленных групп населения. Например, особенно актуален вопрос, как совместить склонность людей преследовать свои личные интересы и необходимость поддерживать благополучие конкретных организаций и общества в целом. В настоящее время имеется значительное количество исследований, в которых приводятся примеры, как руководители на различных уровнях преследовали личный интерес не только в ущерб процветанию руководимых ими организаций, но и за счет их гибели. Вопрос, будет ли такая ситуация существовать и в будущем или же она является следствием каких-то особых постсоветских социокультурных стереотипов, которые сами собой исчезнут со сменой поколений, совершенствованием законодательства или ужесточением внешнего контроля, и можно ли на эту ситуацию воздей-
1_2_______________________ Предисловие к русскому изданию ствовать сегодня, остается крайне актуальным и не находит однозначного ответа. Важным представляется то, что любая попытка ответить на этот вопрос неизбежно выводит предмет обсуждения за рамки экономической науки и переводит его в область этики, права, психологии и целого ряда других наук, предметом которых является изучение культуры того или иного общества. Имеются и более радикальные точки зрений на значение отечественной культуры в формировании современной социально-экономической ситуации в России. Так, А. С. Слободской пишет: «Трансформация такого масштаба, которая проходит сейчас в России, — это не трансформация экономики, а трансформация типа культуры. Любая такая трансформация осуществляется людьми со сложившейся системой ценностей, правил и норм поведения, традиций и обычаев хозяйствования, которые не могут быть объектом произвольного конструирования. Снятие идеологических, моральных и иных ограничений, действовавших в социалистической системе хозяйствования, и предоставление " советскому человеку" (в данном случае мы имеем в виду сложившийся тип личности. — А. С. ) стать субъектом хозяйствования (открыть счет в банке, самому решать, что производить, кому и по какой цене продавать, нанимать, увольнять и оплачивать персонал по произвольным правилам) само по себе может трансформировать экономику в то, что тецерь вполне можно назвать " российским вариантом" ». *
Вследствие всего вышесказанного можно утверждать, что тема, затронутая в книге К, Камерона и Р. Куинна «Диагностика и изменение организационной культуры», для отечественного читателя является не просто актуальной, но в значительной степени определяющей ту возможную линию поведения, от которой оказывается зависимым будущее и конкретной организации, и общества в целом. При отсутствии инвестиций в промышленность, устаревающем и изношенном парке техники, конкурентном противо- * Слободской А. Л. Персонал предприятий в трансформирующейся экономике. — СПб, 1997. Предисловие к русскому изданию_______________________________ 1^ стоянии, опережающем по множеству показателей западные предприятия, надежды управленца-соотечественника, занимающегося производством реальных товаров или'услуг, связаны, как правило, с изысканием новых и новых внутренних ресурсов его организации. О таком внутреннем ресурсе -организационной культуре как явлении, подлежащем диагностике и изменению в намеченном направлении, и идет речь в предлагаемой читателю книге. Разумеется, исследования К. Камерона и Р. Куинна выполнены на материале западных организаций. Однако, при всем видимом спектре различий западных организаций и отечественных бросается в глаза и то общее, что делает их сходными. Как отмечают авторы, организации вынуждены подстраиваться под окружающую среду, причем изменение организаций должно осуществляться соответственно глубине и быстроте ее изменений. Условия, в которых работают организации, требуют определенной ответной реакции, при отсутствии которой зачастую организация умирает. Примеры, которые приводят К. Камерон и Р. Куинн, крайне впечатляют: «Из сотни крупнейших компаний, существовавших в начале 1990-х гг., к концу десятилетия осталось только шестнадцать. За тот же период в списке журнала " Fortune Magazin" первых пятисот самых крупных компаний сохранили за собой места только двадцать девять фирм. В течение последнего десятилетия список 500 журнала " Fortune" обновился на 46%. Бросаются в глаза и неудачи в деле своевременной реализации большинства планируемых организационных изменений. Хорошо, например, известно, что до трех четвертей усилий, направлявшихся на реинжениринг, менеджмент всеобщего качества, стратегическое планирование и сокращение размеров организаций, оказывались либо полностью безуспешными, либо создавали настолько серьезные проблемы, что возникала угроза самому существованию организаций. Наиболее интригующим общим обстоятельством названных неудач является сходство в оценках их причин. Во многих исследованиях сообщалось, что наиболее часто упоминаемой причиной неудачи было пренебрежение культурой организации».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|