Введение в Проблему изменения организационной культуры 37
Введение в Проблему изменения организационной культуры 37 нений внедрялась с достойной уважения энергией, многие усилия по улучшению организационных показателей продуктивности терпели неудачу именно по той причине, что фундаментальная культура организации оставалась прежней. Иначе говоря, не претерпевали изменений ценности, способы мышления, стили управления, парадигмы и подходы к решению проблем. . Научные доказательства этого обстоятельства были представлены К. Камероном и его коллегами (К 5. Cameron, S. J. Freeman & А. К. Mishra, 19$1; К. S. Cameron, 1992; К. S. Cameron, 1995). Они провели эмпирическое обследование более ста организаций, включившихся в TQM и сокращавших размеры, выполняя стратегическую программу повышения эффективности. Результаты оказались однозначными. Успешная реализация программ TQM и сокращения численности ^Яерсонала, так же как результирующая эффективность по-цазателей деятельности организаций, находятся в прямой зависимости от включения стратегий совершенствования в Общую стратегию изменения культуры. Предпринятые по-«Ййраткн реализовать TQM и сократитьчисленность независи-' jio от изменения культуры оказались безуспешными. В тех •^случаях, когда цель изменений организации явно ставилась уЩким образом, что реализация стимулов TQM и/или сокра-«уйения численности заключалась в рамки общего изменения ЗзДльтуры, усилия приводили к успеху. Организационная Ш|»ективность возрастала. Однако ключом к победе было ^щяьтурное изменение. Sfy Отмеченная зависимость организационных улучшений от " JfyjttTypmjx изменений является следствием того факта, что, 1? рЬгда ценности, ориентации, определения и цели остаются по-
йбаднными — даже когда меняются процедуры и стратегии, — ЭДганизации быстро возвращаются к status quo. Это справед- Щ|во и для индивидов. Тип личности, индивидуальный стиль г Аравления и поведенческие навыки редко существенно ме- щются, несмотря на обновления в таких программах, как пи- ^яте, режим физических упражнений или школа обаяния. Ща новых фундаментальных целей, ценностей и ожиданий Как организаций, так и индивидов остальные меры оказыва- 38_____ ^______________________________________ Глава! ются косметическими и действующими недолгий срок (см.: ч I ИлШстраиия силы культурных изменений ч Рассмотрим хорошо известную историю автомобильного ебо-рочного завода Genera/Motor в Фримонте, штат Калифорния. В 1950-е гг. компания General Motor начал а деятельность, пе-лунившую название стратегии штатов солнечного пояса. Ею подразумевалось строительство заводов в южных я западных штатах США. Поскольку там действовали законы о праве на труд (т. е. они были слабо охвачены профсоюзным движением), Объединенный профсоюз рабочих-автомобилестроителей (U AW) увидел в этом стремление вывести из-под своего влияния часть компании. Стратегия интерпретировалась как желание «оставить UAW в верхних штатах Среднего Запада и переехать на Запад, чтобы не иметь с ним дела»-, Однако заводы не только остались под опекой UAW, но и оказались самыми враждебными, буквально заряженными на конфликт трудовыми коллективами во всей корпорации GM. Одним из этих заводов и был завод, построенный в Фримонте, штат Калифорния, где собирался легковой автомобиль. «Chevrolet Nova». Он включал громадный производственный комплекс, площадь крытых цехов которого измерялась несколькими миллионами квадратных футов. К 1982 г. завод работал на губительно низком уровне. Для иллюстрации: средний показатель прогулов составлял 20% в год. Каждый щз. наемными
Введение в проблему изменения организационной культуры 39 работниками завода подавалось около пяти тысяч жалоб. При пяти тысячах рабочих это составляло по жалобе в год на человека, или официальную подачу двадцати одной жалобы каждый рабочий день! Более двух тысяч из них не могло быть удовлетворено. Три-четыре раза в год происходила стихийная забастовка (люди просто покидали рабочие Места). Затраты на сборку одного автомобиля составляли на 30% больше, чем у японских конкурентов, тенденция динамики затрат была Негативной, ежемесячный аудит качества определял заводу место на нижней черте показателей по корпорации в целом, производительность труда тоже была самой низкой в компании. Удовлетворенность покупателей автомобилем «Chevrolet Nova» была ниже любых допустимых уровней. Затевалось множество программ улучшения ситуации -кружки качества, стимулы связей с наемными работниками, статистический контроль процессов, системы новых стимулов, жесткий контроль, снижение численности персонала и многое другое. Ничто не работало, Качество, производительность труда и уровни удовлетворения потребителя оставались ужасающими. Конечно, и без ученого-гения можно было понять, что компании не по карману продолжать работать на та-йвдзм уровне показателей. Низкое качество продукции отрицательно сказывалось на репутации корпорации в целом и всех ее подразделений (т. е. Cadillac, Buick, Oldsmobile, Pontiac, Chevrolet Ш CMC). Затраты просто на Поддержание завода в эксплуата-^онном состоянии был и слишком обременительны, а его ме-Щзджмент не получал ничего, кроме огорчений от общения со «воим трудовым коллективом. В конце 1982 г. было принято •'решение о закрытии завода.
pf Далее GM предприняла нечто интересное. Компания по-рвда на контакт со своим сильнейшим конкурентом — компа-гпей Toyota и предложила совместно создать дизайн и оргаяи-Яйвать производство легкового автомобиля. Производственная й%1етема Toyota, в общем, считалась в то время лучшей в мире, а jpfefпереживала трудные времена, пытаясь найти способ, ка-•1ЙИ* образом хотя бы зафиксировать отчетные показатели %ИШ| деятельности на нефункционирующем заводе во Фри-тйон*е. СМтеряла рыночную долю, отдавая ее Toyota. Компа- -40 у -. -.. : . ••-... -.. ..:, -.. -:. : . -., -. ;., .:. .. -, - ... г. •,.. - ГлааИ ния Toyota ухватилась за предоставленный шанс, В конце концов, СМбыла крупнейшей в мире компанией с крупнейшими в мире сетями поставщиков и дилеров, и, значит, для Toyota открывалась возможность утвердиться на территории США. Корпорация GM предложила использовать производственные площади во Фримонте, но без перепрофилирования завода. Надлежало использовать старое оборудование. Компания Toyota сказала «добро». GM сделала оговорку, что в силу условий трудового договора в создающемся совместном Предприятии никто не будет иметь полной свободы найма рабочей силы. В первую очередь должны быть наняты ра& урр, объединенные в профсоюз UAW, а их возврат на завод необходимо оформлять с учетом трудового стажа. Самые пожилые и наиболее несговорчивые наемные работники, как-раз те, кто долире других докучал менеджменту жалобами, первыми получали приглашение на работу. Компания Toyota сказала «добро» ^выставила всего одно требование: заводской менеджмент GM заменят менеджеры Toyota, GM дала «добро». Завод был открыт в самом конце 1985 г. Для него было выбрано название NUMMI~- New United Motors Manufacturiag, hK< ffpff* rated. В течение первых двух лет он выпускал «Ghe^elet tfe-va», затем эют автомобиль стал поэтапно сниматься с производства и на замену ему пришли «Geo Prism» и «Toyota Corolla». В табл. 1. 1 представлены данные о производственных показателях прежнего завода GM во Фримонте и завода NUMM1 по истечении одного года его работы, т. е. на конец 1986г.
Объемы продаж продукции завода M/MAf/имеди позитивные тенденции, показатели качества автомобилей и удовлетворенность покупателей стали наивысшими в компании, «Toyota Corolla» характеризовалась меньшим количеством неполадок, чем ее аналог, производившийся в Японии, а производительность труда вдвое превысила средний показатель по корпорации в целом. Уже более десяти лет завод NUMMI продолжает оставаться ведущим в компании (в большинстве случаев даже согласно месячной отчетности^по качвстщг продукции и производительности труда. Эксперименту идет второй десяток лет, но он все еще служит для GM(w других «ред-
42_________________ s______________________________________ Глава! ~' Т'1" " 1-1-1-" 1 " -'--- --- ---Г-U _HJUHHMta«MM*^— IJ- ^__^Ч —; --^ I—ЛГТ, „_ ство факторов, но лучшей иллюстрацией к объяснению самого важного из них может послужить интервью с одним из рабочих NUMMI. Он проработал на заводе GAfболее двадцати лет. Его попросили описать ощущаемое им самим различие между заводом, который находился в руках менеджмента GAf, и тем же заводом после формирования совместного предприятия. Этот член профсоюза UAW сказал, что до создания совместного предприятия он, идя с работы, внутренне посмеивался до поводу тех вещей, до которых додумался за день, стремясь напакостить системе. Он, например, запихивал недоеденный сэндвич внутрь дверной панели автомобиля. «Представьте себе, покупатель шестой месяц не расстается со своим автомобилем, но так и не может взять в толк, откуда исходит этот ужасный запах; где ему догадаться, что внутри двери гниют остатки моего сэндвича», — откровенничал рабочий^ ехидно ухмыляясь. Или он оставлял незатянутым монтажный крепеж швеллерной балки, которая заваривалась затем наглухо. Покупателю или покупательнице никогда точно не установить, откуда во время поездки исходит этот скрежет, потому что звук отражается всем кузовом автомобиля, «Вычислить источник было просто невозможно», — заверял интервьюируемый рабочий. Далее он комментировал: «Теперь, из-за того, что количество тарифных ставок было так резко сокращено,, нам всем позволили иметь личные визитки и назначать себе в них любые званая. В своей визитке я присвоил себе титул " Директор по совершенствованию сварка*" ». В действительности его работа заключалась в мониторинге работы ряда сварочных роботов, соединявших детали рамной конструкции автомобиля точечной сваркой. «Теперь, когда я иду на игру " San Francisco Forty-Ntners" или " GoMea State Warriors4, либо отправляюсь в Disneyland, я разыскиваю на парковке " Geo Prism" и " Toyota CaroUa". Увидев машину, я достаю визитку и пишу на ее обороте: " Этот автомобиль сделал вам я. Звоните в случае любой проблемы". Я кладу карточку лед щетку стеклоочистителя. Мне нравится заниматься этим, потому что я ощущаю личную ответственность за добротность этих легковых автомобилей».
Введение в проблему изменения организационной культуры 43 Различие между фримонтским заводом в 1982 и в 1992 гг., когда проводилось это интервью, есть отражение изменения организационной культуры. Другой взгляд на мир затронул саму внутреннюю сущность организации, ее ценности и несущую конструкцию, поэтому спустя десятилетие он оказался совершенно иным, чем был в 1982 г. Наемные работники просто приняли новый способ восприятия компании и своей роли в ее составе. Более высокие уровни показателей производительности труда, качества, рентабельности, так же как благоприятный моральный климат, — это лишь прямое следствие изменения культуры фирмы. Именно такого рода изменение составляет предмет нашей Книги. Если оно не составляет единое целое с другими типами стимулов к переменам, например TQM, уменьшение размеров, реинжениринг, успех маловероятен. Восторжествует status quo. Мы повторяем: без изменения организационной культуры на сколько-нибудь длительное улучшение показателей деятельности организации надежды мало. -
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|