Необходимость культурных изменений
Необходимость культурных изменений Как говорилось выше, изменение организаций распространяется «ютветственно глубине и быстроте изменений окружающей обстановки. Условия, в которых работаюторганиэации; требуют определенной ответной реакции, яри отсутствии которой зачастую организация как таковая умирает. Например, из сотни крупнейших компаний, существовавших jet начале 1990-х гг., к концу десятилетия осталось только шестнадцать. За тот же период в списке журнала * Fortune Ma^zm» первых пятисот самых крупных компаний сохранили за собой места только двадцать девять фирм. В течение последнего десяти* летая список 500 журнала «Fortune* обновился на 46%. Столь разительные изменения выживаемости и эффективности организаций будут понятны, если принять во внимание смещение высокоразвитого мира от экономики индустриальной энохи it экономике эры информации. Впервые 4с начала • 1990-х гг. ) компании больше израсходовали денег на механизмы компьютеризации и коммуникации, чем суммарно вложили в промышленное, горнодобывающее, сельскохозяйственное и строительное оборудование. Если в ШВФ-е ст. примерно половина рабочих индустриально развитых стран была вовлечена в производство материальных ценностей, то, но оценкам специалистов, к 2000 г. ни в одной из высокоразвитых стран не будет использоваться более одной восьмой рабочей силы в традиционной роли изготовителей и поставщиков товаров. Это смещение от индустриализации к информатизации иллюстрируется также тем фактом, что за последние двадцать лет было произведено больше информации, чем за предыдущие пять тысяч лет. Вероятно, недельный объем материалов газеты «New York Times» или «Herald Tribune* co-держит в себе больше информации, чем в XVII в. среднему человеку доводилось воспринять за вся» его жизнь. Суммарное количество информации, доступной современному среднему человеку, удваивается через каждые пять лет.
2 Зак. 7*409 34_________. __________________________________ Глава t Интенсивность технологических изменений, ассоциируемых с этим расширением объема информации, создает внешнею неприемлемость существующего status quo. Музыкальная поздравительная открытка, проигрывающая мелодию «С днем рождения», содержит в себе больше компьютерных возможностей, чем весь мир до 1950 г. Компьютерные возможности средних электронных наручных часов выше тех, которыми обладал целый мир до 1960 г. Объем информации, обрабатываемый процессором средней домашней видеокамеры, больше того, который был по силам первому мини-компьютеру компании IBM 360. Средняя система для видеоигр домашнего использования обладает теперь большей мощностью, чем первый сверхмощный компьютер «Gray». Такие быстрые и решительные перемены свидетельствуют только о том, что ни одна организация не может долго оставаться неизменной и принтом выживать. Из этого следует, что вызов времени заключается не в решении—меняться или не меняться, а в том, как именно меняться, чтобы повысить эффективность организации. Вне всякого сомнения, кончина ряда компаний из списка журнала «Fortune» явилась результатом просто медленных, неуклюжих или неправильно направлявшихся усилий по их изменениям. Например, тремя самыми общепринятыми стимулами организационных изменений, претворявшихся в жизнь в последние. два десятилетия, были менеджмент всеобщего качества (TQM), сокращение размеров организаций и реинжениринг (К, S. Cameron, 1997). Организации, которые реализовывали стимулы качественного толка с целью повысит» эффективность, вообще говоря, так и не добились успеха. Они зафиксированы в перечне исследований, часть которых упоминается ниже (см.: К. S. Cameron, 1997). Чтобы проиллюстрировать эно обстоятельство еще раз, Rath & Strihg (консалтинговая фирма) провела обследование 500 компаний из списка «Fortune» и обнаружила, что только 20% из них сообщали о реальном достижении целей повышения качества, а более 40% показали, что их стимулы качественного толка потерпели полное фиаско. Изучив тридцать программ качества, агентство McKinsey (еще одна консалтинговая фирма) обнаружило, что две трети из них были прекращены, не привели к успеху или оказались неудачными.
• Диеаение в проблему изменения организационной культуры 3S •А ^ . ^следование агентством Ernst & Young 584 компаний четы-индустрии (автомобильной, банковской, компьютеров и ^здравоохранения) Соединенных Штатов, Японии, Германии и ^Канады позволило обнаружить, что большинство этих фирм не «могло успешно реализовать на практике идею всеобщего ка-ч^ства. Большинство фирм констатировали попытку внедре-ЩЯ TQM как неудачную и фактически вновь урезали свои бюджеты повышения качества. ~ * * С Кроме того, в последнее десятилетне едва ли не каждая tijjimca повысить производительность, рентабельность, крнку-*рш? эспособность и эффективность. К сожалению, две трети ' Кампаний, проведших существенное сокращение, вновь вынуж-. дбны были заняться решением вопроса численности персонала тод спустя. Стоимость же акций фирм, которые сократили свею 'ЧЙренностъ в 1980-е и в начале 1990-х гг., фактически отстала етвредних по индустрии уже к середине 1990-х гг. Опрос кор-f яйёиивных руководителей в шести индустриально развитых „Штанах показал, что менее половины из них достигли целевых Щйяшовок по сокращению затрат и еще меньше добились до-5|в|ижения таких производственных целей, как Повышение ^К|Изводительности труда. В результате другого опроса ifpuro установлено, что 74% старших менеджеров компаний, ^Шншавшихся сокращением своих штатов, отмечали, что в ре-йШдьтате сокращения пострадали моральный климат, доверие и |шиизводительность труда. Половина из 1468 фирм, обследова-^рр, Которых проводилось в рамках следующего опроса, показало после сокращения штатов производительность труда щв& хшллась. Третьим исследованием установлено, что в долго-^& вной перспективе после сокращения численности персо-почти три четверти фирм продолжают снижать произ-^Щрственные показатели, причем интенсивнее, чем прежде. ^Щльшинство организаций, об увольнении сотрудников ко-. йЩоых сообщалось в четвертом обзоре, потерпели неудачи в ? ^1ртижении желаемых результатов, и только 9% подтвердили > рпышение качества. Эти итоги навели некоего составителя, ||§^йрвиц на мысль обвинить организации в «помешанности»
36_____________________________________________ Глава! на численности персонала, а другого писателя заключить, что «превращение сокращения штатов в общепринятую практику — тщетные потуги» (полный ссылочный перечень этих исследований см. в работе К. S. Cameron, 1997). Третьим общим подходом к улучшению организационных показателей деятельности является реинжениринг или попытка полностью перепроектировать процессы и процедуры в организации. Однако так же, как в случае попыток реализовать стимулы TQM (менеджмента всеобщего качества) и сокращения размеров, отчетные материалы рисуют картину успехов и неудач изменений напоминающей шахматную доску. Обследование программ реинжениринга проводилось консалтинговой фирмой, которая изобрела процесс реинжени-ринговых изменений (CSC Index, 1994). Всего анкетным опросом было охвачено 497 компаний в Соединенных Штатах и еще 1245 компаний в Европе. В результате обследования установлено, что 69% фирм в Соединенных Штатах и 75% фирм в Европе включились по крайнеймере в одну программу реинжениринга. К сожалению, как явствует из материалов исследования, 85% этих фирм достигли немногого или вовсе ничего не получили от предпринятых усилий. Например, менее половины добились одной из главных целей — какого-либо изменения положения на рынке. Авторы отчета заключили, что одного реинжениринга недостаточно для достижения желаемых перемен. Этот процесс необходимо интегрировать с общим подходом к изменению культуры организации. Другими словами, большей частью неудачи реинжениринга (так же как TQM и сокращения численности персонала) случались по той причине, что культура организации оставалась неизменной. Сам процесс реализации того или иного подхода трактовался как некая техника или программа изменений, а не фундаментальный сдвиг в направлениях деятельности, ценностей и культуры организации. Этими примерами мы еще раз подчеркиваем, что без фундаментального изменения совершенно нового вида, а именно изменения в организационной культуре, почти не остается надежды на улучшение показателей продуктивности организаций. Даже если были средства и техника, а стратегия изме-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|