Смысл организационной культуры
Смысл организационной культуры -г w Вплоть до начала 1980 гг. ученые, занимавшиеся проблемами; - организации, не уделяли серьезного внимания концепции организационной культуры (см., например: W. С, Ouchi, 1981; R. Poscafe & Л. Athos, 1981; Т. Peters & R. Шегяит, 1982; Т. Е. Dec/ & A. A. Kennedy, 1982). По существу, это одна из немногих; областей, в которой наука способна привести практикующих менеджеров к самостоятельному установлению критически важного фактора, оказывающего воздействие на организационные показатели деятельности^ В большинстве случаев практика направляется исследованиями, а ученые фокусируют внимание главным'образом на описании, объяснении и построении тех моделей самого явления организованности, с которыми менеджмент уже пытался иметь дело. Однако культура организаций продолжает оставаться той областью, где разработка концепций и научные изыскания вооружают менеджеров ориентирами для поиска путей повыше-вдся эффективности своих фирм. 44 " " -______________________________________ Глава 1 Г" -— ' Причина, по которой организационная культура игнориро-' валась как важный фактор влияния на показатели эффектив-1 ности фирмы, кроется в том, что само определение культуры оперировало категориями исповедуемых ценностей, фундаментальных допущений, ожиданий, коллективной памяти и понятийных формулировок, свойственных организации. Такое понимание культуры дает определенное представление о том, «как там все крутятся», отражает тяготение людей к засевшей у них в головах идеологии. Культура дает наемным работникам ощущение их идентичности, несет в себе неписаные, а зачастую и просто сами собой разумеющиеся наставления 0 том, как в организации можно чего-то добиться, а также способствует стабильности социальной системы, в которой люди пребывают повседневно. К сожалению, люди неосоэна-ют свою культуру, пока она не становится им помехой, пока они не прочувствуют новую культуру на собственном опыте либо пока она не проявится публично или не станет явно видимой сквозь прайму какого-то принципа или модели. Вот в чем главная причина столь долгого игнорирования организационной культуры менеджерами и учеными. В большинстве ситуаций она просто не обнаруживает себя явно.
'Существует, конечно, много видов и уровнейТсультуры, воздействующей на поведение индивидов и организаций. В самом широком плане наивысшим уровнем следует считать глобальные культуры, например культуры мировых религий или культуру Востока. Такие исследователи, как Г. Хофапед ( G. Uafstede, 198О), Айкен и Бачарач (Aiken & SoeAarach, 1979) и Ф. Тромпе-раарс (F. Trompetofos, 1992), сообщали о заметных различиях континентов и стран, основываясь на определенных ключевых измерениях. Например, национальные различия стран рассматриваются в измерениях универсализм—самобытность, индивидуализм—коллективизм, нейтральность—эмоциональность, специфичность—размытость, ориентация на достижениях в противоположность приписыванию заслуг, акцент на прошлом в противовес существующему или будущему и внутренней в противовес внешней фокусировке культуры (F. Trvmpettiars, 1992). В менее широком плане существуют культуры подгрупп, определяемых по половому признаку, т. е. по различию виде- Введение в проблему изменения организационной культуры 45 ния мира мужчинами и женщинами, например у Дж. Мартина (J. Martin, 1990), или признаку расы, как в работе о различиях культур чернокожих и белых у Т. Кокса{Т. Сох, 1991). Известны результаты исследований культур но роду деятель-ностиХнапример, Дж. Ван Маанен (/. Van Maanan, 1975) изучал культуру полиции), регионам обитания (так, Р. Блаунер (R. Blauner, 1964) сопоставлял региональные и городские культуры с сельскими в Соединенных Штатах). Уместно вспомни! ь данные анализа индустриальных культур (например, работа Г. У. Гордона (G. W. Gordon, 1991) посвящена кв№-курентосаособноети, историческому развита», стержневой технологии и требованиям потребителей как факторам, воздействующим на культуры различных отраслей индустрии). Каждая культура обычно проявляется в уникальности языка, символике, нормах поведения и национальных чувствах. Культура отдельной организации более узкая. На ее уровень и нацелена эта книга. Культураоргадазации обнаруживается в том, что для нее ценно, каковы стиль ее лидерства, язык и символы, процедуры и повседневные нормы, а также в том, как определяется успех. Другими словами, все то, что определяет уникальность характера организации, j
Внутренние структурные единицы организации, такие как функциональные подразделения, группы продукции, иерархические уровни или даже бригады, тоже могут отличаться собственной уникальной культурой. Например, торможение процессов координации и интеграции или трудности в реализации организационных видов деятельности зачастую являются результатом столкновения различий культур структурных единиц. Так, во многих организациях нередко можно услышать о конфликтах между маркетинговыми и производственными подразделениями, пренебрежительные замечания в адрес кучерявых работников отдела кадров или нелестные" замечания о работниках в белых халатах подразделения исследований и развития. Одна из причин состоит в том, что каждая отдельная структурная единица зачастую разрабатывает собственное видение перспектив, накапливает свой набор ценностей, формирует свойственную только ей культуру. Многие исследователи наблюдали сбой в функционировании I V/ 46___________________________________________ Глава 1 ; организаций из-за столкновений культур подразделений (например, Дж. Ван Маетен1 и С. Барли ( Van Maanen & S. Buttey, " 1984, 1985); Дж. М. Джеримиер, Дж. У. Слокум, Л. -У. Фрай, . Дж. Гвинее (/. M. JerumerJ. W. Slocum, L. W. Fry & J. Gaines, ' 1991)). Нетрудно разглядеть, как подобные культурные раз-| личкя могут превращать организацию в нечто фрагментарное ] и делать невозможным достижение ею высоких уровней эф-I фективностй. Другими словами, чрезмерный акцент на куль-I гйййлх различиях подразделений может способствовать от-\ ч$|кдению и возникновению конфликтов. " " ftfw этом важно иметь в виду, что каждая структурная еди-ййца несет в себе и элементы культуры, типичные для органи* защш в целом. Подобно голрграмме, где каждый-уникальный элемент изображения в дополнение к собственным характеристикам содержит характеристики целого образа, субкультуры подразделений также включают в себя стержневые элементы культуры организация в целом, одновременно обладая своими уникальными элементами (см., например: S. Alpert & D. A. Whet-tee, i98$)- Воснове всегда есть некая связующая сущность, от-ветственная за единение организации (£. Я. Schein, 1985; -С. dHei%/ Chabwm^D. CaUweU, 1991). По этой причине при «Чаи^е^дмуры организации можно держать в фокусе внима-«ая либв организацию целиком как единицу анализа, либо рас- -, сматряветь культуры различных ее единиц, выявлять общие доминирующие атрибуты подразделений, а затем их объединять. Подобная комбинация подходов может дать приближенную оценку общей организационной культуры.
Интерес, преследуемый нами в этой книге, заключается главным образом в стремлении оказать помощь менеджерам в диагностике и изменении культуры их организаций. Поэтому относящаяся к делу глубина их анализа определяется тем уровнем, на котором направляются усилия по изменениям. Эти усилия могут предприниматься на уровне всей организации или на уровне какой-то ее структурной единицы, подведомственной нашему читателю-менеджеру. Целью всегда является тот уровень, на котором культурные изменения необходимы для улучшения организационных показателей. |^ Введение в проблему изменения организационной культуры 47
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|