Вопросы оценки организационной культуры
Вопросы оценки организационной культуры В научной литературе можно найти множество дискуссионных работ, в которых рассматриваются концептуальные границы и теоретические обоснования организационной культуры как таковой (см., например: Т. Е. tyeal & A. A. Kennedy, 1982; С. Geertz, 1983; Е. Н. Schein, 1985; P. Frost et al, 1985; К. S. Cameron & D. R. Ettington, 1988; J, S. Ott, 1989; J. Martin, 1992; H. Trice & J. Beyer, 1993). Их авторы акцентируют внимание на нескольких важных спорных вопросах общей концепции организационной культуры. Полемика возникает вокруг того, каким образом точно определять культуру (вопросы опреде- 2CJi____________________________ ^_______ Приложение! денийХ icwooji внсщр*^т применять для измерения культу-ры (вопросы мер) и какие измерения наиболее веяно характе-ризуют культуру (вопросы измерений). Вместо пересказа здесь существа этих споров читателям, которых интересуют детальные аспекта дискуссий, предлагается внимательно ознакомиться с одной из ранее упоминавшихся ссылок на литературу. Для наших целей достаточно лишь обобщить эти три ключевых вопроса таким образом, чтобы не осталось сомнения в том, какие именно положения мы приняли в своем подходе к оценке организационной культуры. Вопросы/определений . Две главных дисциплины, определяющих основы теоретических подходов к организационной культуре, сформулированы в табл. А1, Следует заметить, что корни концепции организационной культуры кроются в двух разных дисциплинах: антропологии и социологии. Антропологический (например, в формулировке «организации — это культуры») и социальный (например, в формулировке «организации обладают культурами») корни в рамках каждой из этих научных дисциплин позволяют разработать два разных подхода к культуре: функциональный (например, культура возникает как проявление коллективного поведения) и семиотический (например, культура зиждется на ее интерпретации и осмыслении индивидами). Главные различия этих подходов, обобщенные в табл. А1, состоять интерпретации культуры либо как атрибута, которым обладают организации, либо как метафоры, используемой для описания того, что собой'" представляет организация. В первом из упомянутых подходов преДпо-лагаетсякчто исследователи и менеджеры в состоянии четко определят* различия между организационными культурами, могут заниматься изменением культуры и способны*измерять культуру'/нспользуй эмпирические приемы. Во втором подходе предполагается, что в основе организации нет ничего, кроме культуры, поэтому при обращении к любому организационному явлению приходится сталкиваться именно с культурой соответствующей организации. Таким образбм, в первом случае культура выступает в роли потенциального
Лрцмйюиамй. Таблица А1. 1. Два тавныхджэдиплтарыых фундамента K. S. Camepvn& p. & Ettingt! oni\$$a ; ^ Модель оценки конкурентных ценностей подводит читателя к определению культуры в рамках функциональной и социальной традиций. Культура трактуется как атрибут организации, который может быть измерен отдельно от других организационных феноменов. Мы проиллюстрируем, что такая трактовка может быть очень полезной для прогнозов того, какие организации будут преуспевать, а какие — нет. Предполагается, что культура есть атрибут самой организации, а не просто метафора (вроде словосочетаний «бюрократия», «организованная анархия» или «сеть»), призванная играть роль ярлыка организации. Однако, приняв это допущение, необходимо четко определить, какие именно культурные аспекты подлежат рассмотрению и каким образом должна быть определена концепция культуры.
204_______________________________________ Приложение I провозвестника других проявлений жизни организаций (например* эффективности, их деятельности), тогда как во втором — это некая концепция, которую следует трактовать независима от любого другого организационного феномена. В работе (К. S. Cameron & D. JR. Ettingfon, 1988) рассмотрен длинный список опубликованных определений организационной культуры и отмечено, что 6 подавляющем большинстве случаев культура трактовалась как долго не меняющийся набор ценностей, заповедей и допущений, преданность которым характерна для организаций и их членов (т. е., в соответствии с табл. А1, в функционально-социальном ракурсе). Важнее всего, что в этих дефинициях концепция организационной культуры отмежевывается от концепции организационного климата, которому свойственны менее длительные временные рамки етответствующих отношений, чувств и восприятия индивидов. Культура — это долгосрочный, медленно меняющийся стержневой атрибут организации; климат, поскольку в его основе Лежат отношения, может меняться быстро и кардинально. О культуре говорится как о невыраженных, зачастую незаметных аспектах жизни организаций; климат определяется как более очевидные, доступные наблюдению их атрибуты. Культура включает в себя стержневые ценности и согласованные интерпретации порядка вещей", в понятие климата входит их индивидуальное восприятие, которое зачастую меняется вместе с изменением ситуации и появлением новой информации. В описываемом здесь методологическом подходе конкурентных ценностей внимание сосредоточивается непосредственно на культурных аспектах, а не на атрибутах климата. Мы строим методологию оценки того, «каков порядок вещей» в организациях, а не того, как индивиды этот порядок ощущают. Вопросы мер Использование термина организационная культура помогает отделить культуру организации в целом от ценностейтлредпочч-тений или наклонностей индивидов (т. е. от личной культуры)» так же как от языка, норм или философских воззрений наций или цивилизаций (т. е. от социальной культуры). Организации могут, конечно, сочетать в себе множество уникальных субкуль-
Приложение I тур, ассоциируемых с различными подразделениями. Например, впечатления от субкультуры подразделения маркетинга и от общения с работниками какого-то технического подразделения могут существенно отличаться, так же как субкультура наемных работников, объединенных в профессиональный союз, может выглядеть иначе, чем субкультура работников высшего менеджмента. Однако большинство организационных культур представляет собой подобие голограммы. Каждый отдельный элемент голографического образа содержит в себе уникальную информацию, которая отличает этот конкретный элемент от всех остальных. И все же в каждом элементе содержится еще и общая для всех элементов информация, позволяющая репродуцировать весь образ целиком. Точно так же организационные культуры могут включать в себя уникальные субкультуры, каждая из которых обладает общими атрибутами, образующими некий культурный свод, типичный для организации в целом. Оценка организационной культуры означает, что эти арочные элементы свода оказываются в фокусе измерений, а целью использования данного инструмента оценки является анализ культуры на уровне организации в целом. Три существующие стратегии измерения культуры (для ее анализа на организационном уровне) разработаны с учетом следующих подходов: (1) холистические (при котором исследователь погружается в культуру и действует, как глубоко сопричастный наблюдатель, пытается стать «аборигеном» организации); (2) метафорические (или языковые) — исследователь использует образцы языка документов, отчетности, бытующих рассказов и бесед, стремясь обнаружить отпечатки культуры, точно так же, как детективы снимают отпечатки пальцев, изучают записи голоса или образцы словосочетаний, чтобы обнаружить и идентифицировать личность; и (3) количественные —исследователь пользуется вопросниками и/или проводит собеседования для оценки конкретных проявлений культуры. Количественный подход допускает множество точек зрения, каждой и? которых должно быть уделено внимание при оценке атрибутов культуры организации.
Б среде исследователей культуры не утихают жаркие дебаты о наилучших способах оценки культуры. Центральный во- |6i_... ^.......... „__... ^. ^..., . ^.. . ; .., . ,......, П^иййишяеТ прос состоит в том, имеет лиг ио^ичествевный подход к оценке культуры 8а*ояяую силу, ^пйбока^й-то глубинный качественный пйдход остается единственным способом обнаружить культур и описать ее. Основополагающий вопрос таков: когда оценка кул Ьтуры осуществляется с помощью вопросников или свб*йвеЯ0> ваяий, не оказывается ли она фактически описанием ^е»йа, 11ривн«еен»ыХ характеристик организации, t. е. орга-гёйадввиного климата, а не глубинных культурных ценностей? Культура базируется на основополагающих ценностях и допущениях, которые в организации зачастую не осознаются и йе оспариваются, поэтому стороннвдаиэдного из подходов на-сгаивают, что культурные атрибуты^ивво выявить и дкффе-ревцировать только посредством гл^миюго качественвого осмысления артефактов, бьггующих }
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|