8(1авов я Мифов. Для их интерпретации после всестороннего^^чения в течение достаточно долгого времени требуется ettopfr некий методологический подход. «Чтобы что-то понят*, необходимо прежде всего испытать*, —таков философский базис этого подхода. С Др
8(1авов я Мифов. Для их интерпретации после всестороннего^^чения в течение достаточно долгого времени требуется ettopfr некий методологический подход. «Чтобы что-то понят*, необходимо прежде всего испытать*, —таков философский базис этого подхода. С Другой стороны, аргумент противоположной точки зрения состоит» том, что при отказе от использования количественного йвййда в жертву приносится широта исследования. Если погружение в каждую культуру является обязательным, то становится невозможным изучение множества организационных культур. Для сравнения многих культур без количественных подходов не обойтись. Тем не менее краййе важно, чтобы отве-тй на вопросы оценочной методики Действительно отражали в себе базисные ценности и допущения (т. е. именно культуру), айве прЧкгго вторичные отношения к существу явлений и представления о них (т. е. климат). Мы настаиваем; что наилучшим образом этого можно добиться посредством использования процедуры анализа неких сценариев, в которых реакция респондентов отражает степень, в какой написанные сценарии оказываются знаковыми для культуры их собственной организации. Эти сценарии играют роль намеков как эмоционального, так и познавательного свойства, стимулирующих выход на поверхность стержневых атрибутов культуры. Старинная поговорка «Рыба ищет, где глубже» является прекрасной иллюстрацией философского базиса данного подхо- Приложение! да. Респонденты могут не осознавать критически важные атрибуты культуры, пока им не бросите» в глаза намек* включенный в сценарий вопросника. Этот подход использовался в очень многих хорошо известных исследованиях организационной культуры, как-то: W. G. QuM & J, Johnson (1978), С. О'КеШу(1Ш), D. Demson(1989) нК. S,, Camenm & S. J. Freeman (1991)* Именно таковым является подход конкурентных ценностей, предлагаемый здесь нами для оценки организационной культуры.
Вопросы измерений Поскольку для получения адекватного диагноза организационной культуры мы не в силах уделить внимание абсолютно всем аспектам организации, необходимо сделать более сильный акцент на некоторых из них. Существуют два рода измерений, ' которые заслуживают краткого пояснения: содержательные и образцовые. Содержательные измерения откосятся к аспектам организационной культуры, которые должны играть роль намеков в сценариях, помогая индивидам распознать культурные ценности своей организации. Образуете измерения имеют отношение к профилю культуры; который генерируется посредством балльной оценки с помоздыанред-лагаемой методики. Для диагностики культуры могут иеноаь* зеваться различные измерения этого профиля. Прежде чем пояснить содержательные измерения, . включенные в эту методику, полезно пролить свет на то, почему они способны раскрыть существо организационной культуры. В толковании этой способности мы опираемся на понятие психологических архетипов. Психологи-теоретики подчеркивают, что у большинства индивидов каркас восприятия окружающего их мира однотипен. Он называется психологическим архетипом и относится К разряду категорий, определяющих то, каким образом люди формируют свой разум для организации информации, с которой им приходится сталкиваться. Например, автор работы (lartMitroff, 1983) тем: Чем более глубоко изучается громадное разнообразие мировых культур, тем более обнаруживается, что на символиче- Приложение I ском уровне существует поразительная согласованность разных обликов архетипа. Люди могут не соглашаться друг с другом и пикироваться днем, но но ночам они демонстрируют совершеннейшее подобие своих мечтаний и мифов. Эта согласованность слишком основательна, чтоб быть простой случайностью. Вот почему признаки подобия психики обнаруживаются в самых глубинных слоях подсознания. Именно эти одинаковым образом проявляющиеся символические образы и определяются термином «архетип».
Инструмент оценки OCAI охватывает основополагающую структуру психологических архетипов в их стержневых измерениях. То есть оценка организационной культуры, использующая каркас конкурентны^ ценностей, подключается к фундаментальному органиэщррму каркасу, в рамках которого люди получают, интервйвшруют и обобщают информацию в виде умозаключений та||рГ исчерпывающее объяснение базиса этого заявления см, в рйоте: К, S. Cameron & D. R. Et-tingjtan, 1988). Исследованиями установлено, что индивиды описывают культуры своих организаций соответственно этому психологическому архетипу, а культурная информация интерпретируется индивидами в контексте архетипа, лежащего в основе их мышления. Другими словами, манера, в которой естественным образом интерпретируется организационная культура, находится в гармонии с элементами модели конкурентных ценностей (см.: R. О. Mason & L I. Mitroff, 1973; 1. 1. Mittoff & R. H, Kibnann, 1976). Таким образом, ключом к оценке организационной культуры является идентификация аспектов организаций, отражающих ключевые ценности и допущения, после чего индивидам предоставляется возможность отвечать на вопросы с использованием каркаса архетипа. Инструмент OCAI позволяет реализовать этот теоретический подход. В качестве базиса OCAI используется шесть содержательных измерений: (1) доминантные характеристики организации, или определение того, на что организация похожа в целом; (2) стиль лидерства, пронизывающего всю организацию; (3) управление наемными работниками, или стиль, который Приложение I характеризует отношение к наемным работникам и определяет, что представляют собой условия труда; (4) связующая сущность организации, или механизмы, которые позволяют организации держаться вместе; (5) стратегические акценты, которые определяют, какие сферы особого внимания приводят в движение стратегию организации; и (6) критерии успеха, которые показывают, как определяется победа и что именно вознаграждается и чествуется. В комбинации эти содержательные измерения отражают фундаментальные культурные ценности и явно не выражаемые допущения о способе выполнения организацией своих функций. Они отражают представление о том, «каково положение вещей» в организации. Список из шести содержательных измерений не является, конечно, исчерпывающим, но предыдущими исследованиями обоснована его достаточность для адекватного представления картины типа культуры, которойобладает организация. Следовательно, имея ответы ее членов" *» вопросы об этих измерениях, можно обнажить культуру или комбинацию культур, лежащую в основе организации. В ее обнаружении можно не сомневаться еще и по той причине, что стержневая структура модели конкурентных ценностей соответствует доминантному психологическому архетипу, а для отражения своих рейтинговых оценок культуры респонденты имеют возможность пользоваться знакомой им структурой. х
В отношении образцовых измерений организационной культуры следует сказать, что в научной литературе можно найти широкое их многообразие. В обзоре литературы (К. S. Cameron & D. R. Ettxngfon, 1988) рассматривается более двадцати таких измерений, включая ориентацию фокуса внимания организации внутрь и вовне, скорость роста, степень риска, широту участия, ясность действий, дистанцию властных полномочий, проявление мужества и черты индивидуализма. Каждое из этих измерений помогает установить некий профиль или образец культуры. Однако тремя образцовыми измерениями, безусловно, наиболее преобладающими и часто упоминаемыми в литературе, являются сила, сплоченность и тип культуры. Силой культуры определяется мощь или первичность воздействия культуры на все, что происходит в органи-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|