Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы государства: теоретико-концептуальные и практические проблемы




Форма государства характеризует не его социальную, цивилизационную или хозяйственно-культурную сущность, а раскрывает политико-правовое содержание. У этого содержа­ния имеется три аспекта: форма правления; форма государ­ственного устройства; политический режим.

Формы правления описывает способ организации вер­ховной власти в государстве:

Основные формы правления
Монархические Республиканские
   
- абсолютная монархия - с единичной властью монарха практически изжила себя (в настоящее время это Саудовская Аравия); - дуалистическая монархия - при формальном дуализме исполнительной и законодательной власти отличается доминирующим положением монарха при пассивной роли парламента (Кувейт); - парламентская республика, в которой парламент формирует правительство, последнее несет перед ним ответственность; - президентская республика предусматривает независимое друг от друга избрание президента и парламента, т.е. одинаковую их легитимность;

Окончание табл. 4.1

   
- конституционная монархия предусматривает подчиненную роль монарха перед парламентом и конституцией (Испания, Великобритания, Япония); - смешанная монархия формируется путем избрания монарха ограниченным кругом лиц, т.е. аристократией (Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты) - смешанная республика исходит из двойной ответственности правительства перед президентом и парламентом при том, что президент и парламент избираются населением; в то же время реальные полномочия президента шире, чем полномочия парламента (Франция, Финляндия); - советская республика основана на полновластии выбираемых населением органов -советов разных уровней, находящихся в жестком соподчинении друг другу (КНР)

 

Монархии длительное время оставались ведущей формой правления. На Древнем Востоке господствовали деспотиче­ские монархии, в античных государствах попеременно сменя­лись республиканские и монархические формы правления (особенно интересно для государствоведов длительное и плав­ное превращение республиканского Древнего Рима в импер­скую монархию в виде принципата, а затем домината).

В эпоху феодализма известны раннефеодальная (VI-IX вв.), сеньориальная (или ленная) (Х-ХII вв.), сословно-представительная (XIII-XV вв.) и абсолютная монархии (XVI-XIII вв.).

Переходным мостиком к новой буржуазной эпохе стано­вятся монархии просвещенного абсолютизма (II половина XVIII в.). Однако уже с XIX в. ведущей тенденцией становится продвижение республиканских форм правления, более со­вместимых с демократией.

 

Формы государственного устройства

Форма государственного устройства подразумевает способ территориально-политической организации государства.

Существуют следующие формы государственного уст­ройства:

- унитарное государство - это наиболее распространен­ная форма; территориально-административные единицы жест­ко контролируются центральной властью;

- федеративное государство подразумевает существова­ние субъектов федерации, наделенных признаками государст­венности;

- регионалистское государство основано на предостав­лении определенной автономии территориально администра­тивным единицам (обычно это выражается в существовании регионального представительного органа) при наличии опре­деленного контроля со стороны центральной власти;

- конфедеративное государство - это союз государств, создаваемых ради определенных тактических или стратегиче­ских целей при сохраняющемся суверенитете членов данного союза и в минимальном развитии органов центральной власти.

Высшей формой территориальной организации является империя. По мнению С. Н. Бабурина, признаками империи яв­ляются не только значительные размеры территории, но и включение многих народов, наличие единого вероисповедания или сильной светской идеологии (ведущей к торжеству нравст­венного идеала), централизованная система органов высшей государственной власти, сохранение полиэтнического состава и культурного разнообразия при развитии общества. Империя­ми себя называли Древнеримское государство в I в. до н.э. - V в. н.э., Византия в V-XV вв., Франкское государство при Кар­ле Великом, Священная Римская империя германской на­ции в 962-1806 гг., Россия в 1721-1917 гг. и т.д. Существует мнение, что империями являются США, Япония, Китай, Ев­ропейский Союз, Россия.


Уникальный характер по длительности существования и степени устойчивости носила Китайская империя, просуще­ствовавшая с III в. до н.э. до 1911 г. Опорой ее было чиновни­чество и мощная этнически однородная цивилизация, время от времени поглощавшая соседних кочевников. Византийская империя просуществовала в два раза меньше — не более тыся­чи лет, для чего были как объективные, так и субъективные основания (открытость внешних границ, сложный этноконфессиональный состав населения, неустойчивый характер насле­дования и частые государственные перевороты).

(«Из 109 царствовавших императоров 74 были убиты, во всех 74 случаях престол переходил к цареубийце не по наследству, а по пра­ву захвата. При коронации императора Цмисхия патриарх Полуевкт провозгласил даже новый догмат: таинство помазания на царство смы­вает все грехи, в том числе и грех цареубийства». Рассказов, JL П. Теория государства и права)

 

Российская империя сформировалась на слабо заселен­ных пространствах Евразии и носила в значительной мере первопоселенческий характер. Она вобрала в себя многие народы и конфессии, в отличие от США, не превратившись в «плавильный тигль», а сохранив за ними первоначальные места расселения. При этом государствообразующим стержнем этой мощной конструкции оставался русский народ.

Термин «империя» не для всех исследователей имеет пози­тивную коннотацию - некоторые их них обращают внимание на то, что империи - это продукт насильственного объедине­ния государств, осуществленного путем завоевания либо оказа­ния иного вида давления (экономического, политического и т.п.). «В современном мире их нет, поскольку с развитием междуна­родного права в отношениях между государствами стал преобладать добровольный, договорной метод объединения». Од­нако имперское мышление и имперская идеология имеют ме­сто быть и в наши дни. Эти имперские амбиции властвования,

или оказания влияния во всех точках земного шара, особенно свойственны США. Формально эта страна не является импери­ей, фактически же она стремится быть таковой.

Государственные (политические) режимы

Государственный (политический) режим характеризует по­ложение личности в государстве, степень соблюдения ее прав. Политические режимы подразделяются на:

демократический режим: авторитарный режим:

- Либерально-демократические - Военно-диктаторские режимы - связаны с жестким соблюдением наиболее распространенный вид прав и свобод граждан авторитаризма, связанный

при стремлении ограничить с приходом к власти военных и

регулирующую роль государства игнорированием конституционных (наиболее типичным вариантом прав граждан;

подобного режима является США,

сохранившие традиции жесткого

переселенческого индивидуализма);

- Социально-ориентированные - Каудилистские режимы демократические режимы специфический вариант исходят из необходимости широ- авторитаризма, связанный

ких полномочий государства ради с использованием военной силы осуществления сильной социальной крупными помещиками - политики (наиболее латифундистами в странах Южной

последовательно идею Америки. Создаваемые ими государственного патернализма военные отряды (прежде всего претворяют в жизнь Скандинавские из числа арендаторов) являлись государства). опорой региональных и общенациональных вождей каудилии;

- Гражданский авторитарный режим подразумевает осуществление авторитарных полномочий со стороны гражданских лидеров и технократов;

- Нацистские, фашистские режимы представляют крайний случай авторитаризма, который сочетается не только с функционированием мощной репрессивной машины, но и агрессивной внешней политикой и идеологией расового превосходства. Приведенная классификация не учитывает государствен­ные режимы, характерные для далекого прошлого. Тогда для государств Древнего и Среднего Востока били присущи дес­потические режимы с фигурой легитимного монарха, подчи­няющего своим капризам жизнь и собственность подданных. В античном мире существовало большее разнообразие режи­мов и большее уважение к правам граждан. В древнегреческих полисах могли сменять друг друга рабовладельческая псев­додемократия, олигархия и тирания.

В Древнем Риме вектор развития лежал в плоскости «цар­ская псевдодемократия - олигархическая псевдодемокра­тия - имперская автократия» (со стадиями принципата и домината). Во времена европейского феодализма существо­вали режимы сеньориального (феодального) произвола и абсолютной монархии. Режим «феодальная демократия» в итальянских республиках был редким исключением, а конст­рукция просвещенного абсолютизма оказалась кратким ми­гом в развитии абсолютизма, охватив своими неудачными ре­формами II половину XVIII в.

Вопрос классификации режимов достаточно сложен при кажущейся внешней его простоте. Существуют переходные или крайние формы, встречающиеся достаточно редко. Напри­мер, в конце 1920-х гг. в среде западных журналистов возник термин «тоталитарный режим» как крайнее выражение наси­лия и использования массовых репрессий, который стали ис­пользовать применительно к режимам Муссолини, Гитлера и Сталина. Однако следует иметь ввиду, что при внешнем сходст­ве масштабов репрессивности у этих режимов были отличия: на­цистский режим в Германии (в меньшей степени фашистский режим в Италии и императорско-колонизадионный в Японии) следует охарактеризовать как тоталитарно-расистский, на­правленный на истребление целых народов и завоевание мира, а сталинский режим был тоталитарно-мобилизационным, ис­пользовавшим труд заключенных в экономике. Режимы Гитлера, Муссолини и японской колонизационной империи потерпели военный крах, а режим Сталина после его смерти трансформи­ровался в бюрократически-авторитарный режим.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...