Терминологические пояснения
Стр 1 из 45Следующая ⇒ Содержание Содержание.......................................................................................................................... 2 ЭРИХ ФРОММ. БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА................................................................... 6 ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................................... 10 ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ..................................................................... 12 ВВЕДЕНИЕ: ИНСТИНКТЫ * И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СТРАСТИ............................... 14 Часть первая.................................................................................................................. 21 УЧЕНИЯ ОБ ИНСТИНКТАХ И ВЛЕЧЕНИЯХ; БИХЕВИОРИЗМ; ПСИХОАНАЛИЗ 21 I. ПРЕДСТАВИТЕЛИ ИНСТИНКТИВИЗМА................................................................ 21 Старшее поколение исследователей........................................................................................................................... 21 Современное поколение исследователей: Зигмунд Фрейд и Конрад Лоренц............................................ 22 Понятие агрессии у Зигмунда Фрейда....................................................................................................................... 22 Теория агрессии Конрада Лоренца............................................................................................................................ 23 Фрейд и Лоренц: сходство и различия....................................................................................................................... 25 О войне: итог концепции Лоренца............................................................................................................................... 29 Обожествление эволюции.............................................................................................................................................. 31 II. БИХЕВИОРИЗМ И ТЕОРИЯ СРЕДЫ........................................................................ 32 Теория среды у просветителей...................................................................................................................................... 32 Бихевиоризм......................................................................................................................................................................... 33 Необихевиоризм Б. Ф. Скиннера.................................................................................................................................. 33
Цели и ценности................................................................................................................................................................ 34 Причины популярности Скиннера.............................................................................................................................. 37 Бихевиоризм и агрессия.................................................................................................................................................. 37 О психологических экспериментах............................................................................................................................ 39 Теория фрустрационной агрессивности................................................................................................................... 51 III. БИХЕВИОРИЗМ И ИНСТИНКТИВИЗМ: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ *.......... 52 Черты сходства.................................................................................................................................................................... 52 О политической и социальной подоплеке обеих теорий...................................................................................... 54 IV. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ АГРЕССИВНОСТИ. 54 Часть вторая.................................................................................................................. 54 Открытия, опровергающие инстинктивистов.................................... 54 V. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ.................................................................................................. 54 Мозг как основа агрессивного поведения................................................................................................................ 54 Инстинкт "бегства"........................................................................................................................................................... 54 Поведение хищников и агрессивность....................................................................................................................... 54 VI. ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ....................................................................................... 54 Агрессивность в неволе.................................................................................................................................................... 54 Перенаселенность и агрессивность у людей............................................................................................................ 54 Агрессивность животных в естественных условиях обитания......................................................................... 54 Проблема территории и лидерства.............................................................................................................................. 54
Агрессивность других млекопитающих.................................................................................................................... 54 Есть ли у человека инстинкт "Не убивай!"?........................................................................................................... 54 VII. ПАЛЕОНТОЛОГИЯ.................................................................................................... 54 Является ли человек особым видом?.......................................................................................................................... 54 Является ли человек хищником?................................................................................................................................. 54 VIII. АНТРОПОЛОГИЯ...................................................................................................... 54 "Человек-охотник" — это ли Адам антропологии?............................................................................................. 54 Первобытные охотники и агрессивность................................................................................................................. 54 Война у первобытных народов..................................................................................................................................... 54 Революция эпохи неолита............................................................................................................................................... 54 Доисторическое общество и природа человека...................................................................................................... 54 Революция городов............................................................................................................................................................ 54 Как это произошло?........................................................................................................................................................ 54 Агрессивность в первобытных культурах................................................................................................................ 54 Анализ тридцати первобытных племен..................................................................................................................... 54 Система А: жизнеутверждающие общества............................................................................................................. 54 Система В: недеструктивное, но все же агрессивное общество......................................................................... 54 Система С: деструктивные общества......................................................................................................................... 54 Индейцы зуни (система А)......................................................................................................................................... 54 Племя манус (система В)........................................................................................................................................... 54 Добу (система С).......................................................................................................................................................... 54
Симптомы жестокости и деструктивности............................................................................................................... 54 Часть третья.................................................................................................................. 54 РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ АГРЕССИИ И ДЕСТРУКТИВНОСТИ И ИХ ПРЕДПОСЫЛКИ 54 IX. ДОБРОКАЧЕСТВЕННАЯ АГРЕССИЯ................................................................... 54 Предварительные замечания......................................................................................................................................... 54 Псевдоагрессия.................................................................................................................................................................... 54 Непреднамеренная агрессия......................................................................................................................................... 54 Игровая агрессия.............................................................................................................................................................. 54 Агрессия как самоутверждение.................................................................................................................................... 54 Оборонительная агрессия............................................................................................................................................... 54 Различие между человеком и животным................................................................................................................... 54 Агрессивность и свобода................................................................................................................................................. 54 Агрессия и нарциссизм................................................................................................................................................... 54 Агрессивность и сопротивление.................................................................................................................................. 54 Агрессия и конформизм.................................................................................................................................................. 54 Инструментальная агрессия......................................................................................................................................... 54 О причинах войн............................................................................................................................................................... 54 Условия снижения оборонительной агрессии......................................................................................................... 54 X. ЗЛОКАЧЕСТВЕННАЯ АГРЕССИЯ: ПРЕДПОСЫЛКИ....................................... 54 Предварительные замечания......................................................................................................................................... 54 Природа человека............................................................................................................................................................... 54
Экзистенциальные потребности человека и различные укоренившиеся в его характере страсти... 54 Ценностные ориентации и объект почитания.......................................................................................................... 54 Исторические корни........................................................................................................................................................ 54 Чувство единения............................................................................................................................................................. 54 Творческие способности................................................................................................................................................ 54 Возбуждение и стимулирование.................................................................................................................................. 54 Хроническая депрессия и скука (тоска)..................................................................................................................... 54 Структура характера......................................................................................................................................................... 54 Нейрофизические предпосылки................................................................................................................................... 54 Социальные условия....................................................................................................................................................... 54 О рациональности и иррациональности инстинктов и страстей....................................................................... 54 Психологическая функция страстей........................................................................................................................... 54 XI. ЗЛОКАЧЕСТВЕННАЯ АГРЕССИЯ: ЖЕСТОКОСТЬ И ДЕСТРУКТИВНОСТЬ 54 Кажущаяся деструктивность......................................................................................................................................... 54 Спонтанные формы........................................................................................................................................................... 54 Исторический обзор........................................................................................................................................................ 54 Деструктивность отмщения........................................................................................................................................... 54 Экстатическая деструктивность.................................................................................................................................. 54 Поклонение деструктивности....................................................................................................................................... 54 Эрнст фон Саломон и его герой Керн. Клинический случай поклонения идолу разрушения.................. 54 Деструктивный характер: садизм................................................................................................................................ 54 Примеры сексуального садизма и мазохизма.......................................................................................................... 54 Иосиф Сталин, клинический случай несексуального садизма........................................................................... 54 Сущность садизма.............................................................................................................................................................. 54 Условия, вызывающие садизм...................................................................................................................................... 54
Генрих Гиммлер, клинический случай анально-накопительского садизма................................................... 54 Выводы................................................................................................................................................................................... 54 XII. ЗЛОКАЧЕСТВЕННАЯ АГРЕССИЯ: НЕКРОФИЛИЯ....................................... 54 Традиционные представления...................................................................................................................................... 54 Некрофильский характер............................................................................................................................................... 54 Некрофильские сновидения........................................................................................................................................... 54 "Непреднамеренные" некрофильские действия....................................................................................................... 54 Некрофильский язык........................................................................................................................................................ 54 Обожествление техники и некрофилия...................................................................................................................... 54 Манифест футуризма................................................................................................................................................. 54 Гипотеза об инцесте и Эдиповом комплексе........................................................................................................... 54 Отношение фрейдовской теории влечений к биофилии и некрофилии...................................................... 54 Симптоматика "некрофилии"...................................................................................................................................... 54 XIII. ЗЛОКАЧЕСТВЕННАЯ АГРЕССИЯ:..................................................................... 54 АДОЛЬФ ГИТЛЕР — КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ НЕКРОФИЛИИ...................... 54 Предварительные замечания......................................................................................................................................... 54 Родители Гитлера и раннее детство............................................................................................................................. 54 Клара Гитлер.................................................................................................................................................................... 54 Алоис Гитлер..................................................................................................................................................................... 54 Раннее детство Адольфа Гитлера (до шести лет: 1889-1895)............................................................................. 54 Детство Гитлера (с шести до одиннадцати лет: 1895-1900)............................................................................... 54 Отрочество и юность (с одиннадцати до семнадцати лет: 1900-1906)............................................................ 54 Вена (1907-1913).............................................................................................................................................................. 54 Мюнхен............................................................................................................................................................................... 54 Методологические замечания...................................................................................................................................... 54 Деструктивность Гитлера.............................................................................................................................................. 54 Вытеснение деструктивности....................................................................................................................................... 54 Другие аспекты личности Гитлера............................................................................................................................. 54 Отношения с женщинами............................................................................................................................................... 54 Таланты и способности.................................................................................................................................................. 54 Маскировка........................................................................................................................................................................ 54 Недостаток воли и реализма........................................................................................................................................ 54 ЭПИЛОГ: О ДВОЙСТВЕННОСТИ НАДЕЖДЫ........................................................... 54 ПРИЛОЖЕНИЕ:................................................................................................................... 54 ФРЕЙДОВА ТЕОРИЯ АГРЕССИВНОСТИ И ДЕСТРУКТИВНОСТИ................... 54 ПРИМЕЧАНИЯ.................................................................................................................... 54 УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН........................................................................................................... 54
Эрих Фромм родился 23 марта 1900 г. во Франкфурте в ортодоксальной еврейской семье. Отец его торговал виноградным вином, а дед и прадед по отцовской линии были раввинами. Мать Эриха — Роза Краузе — по происхождению была из русских эмигрантов, переселившихся в Финляндию и принявших иудаизм. Семья жила в соответствии с патриархальными традициями добуржуазной эпохи, отмеченной духом религиозности, трудолюбия и тщательного соблюдения обрядов. Эрих получил хорошее начальное образование. Гимназия, в которой изучали латынь, английский и французский языки, пробудила в нем интерес к ветхозаветным текстам. Правда, он не любил сказаний о героических сражениях из-за их жестокости; зато ему нравились истории об Адаме и Еве, о предсказаниях Авраама и особенно пророчества Исайи и других пророков. Картины универсального мира, в котором лев и овца живут рядом, очень рано привлекали внимание мальчика, а позднее стали толчком к раздумьям о жизни человеческого сообщества, к идеям интернационализма. В средних классах гимназии у Эриха Фромма формируется протест против массового безумия, ведущего к войне, начало которой юноша встретил с болью и недоумением (1914 г.). Одновременно он переживает и первое личное потрясение, которое оказало на него очень серьезное влияние: прелестная молодая женщина, художница, друг семьи, совершила самоубийство после смерти своего старого, больного отца. Последняя ее воля состояла в том, чтобы ее похоронили вместе с отцом. Эрих мучительно размышляет над вопросами жизни и любви и, главное, стремится понять, насколько сильна была любовь этой женщины к отцу, что единение с ним (даже в смерти) она предпочла всем радостям жизни. Эти наблюдения и раздумья привели Фромма на путь психоанализа. Он стал пытаться понять мотивы человеческого поведения. В 1918 г. он начинает изучать психологию, философию и социологию во Франкфуртском, а затем Гейдельбергском университетах, где среди прочих его учителей были Макс Вебер, Альфред Вебер, Карл Ясперс, Генрих Риккерт и другие философы мирового масштаба. В 22 года он стал доктором философии, а затем продолжил образование в Мюнхене и закончил его в известном Институте психоанализа в Берлине. Фромм рано познакомился с философскими работами К. Маркса, которые привлекли его прежде всего идеями гуманизма, понимаемого как полное освобождение человека, а также создание возможностей для его самовыражения. Другим важнейшим источником личных и профессиональных интересов Фромма в 20-е гг. становится психоанализ Зигмунда Фрейда. Первой женой Фромма была Фрида Райхман — образованная женщина, психолог; и Эрих, который был значительно моложе Фриды, под ее влиянием увлекся клинической практикой психоанализа. Они прожили вместе всего четыре года, но на всю жизнь сохранили дружеское расположение и способность к творческому сотрудничеству. Третьим духовным источником для Фромма был малоизвестный автор Иоганн Якоб Бахофен. Его учение о материнском праве впоследствии стало для Фромма важным аргументом, опровергающим фрейдовскую теорию "либидо". В 20-е гг. Фромм познакомился с учением буддизма, которое воспринял как озарение, и был верен ему до глубокой старости. В 1927-1929 гг. Фромм начинает много печататься. Известность ему принесло выступление с докладом "Психоанализ и социология", а затем публикация статьи под названием "О методе и задачах аналитической социальной психологии: замечания о психоанализе и историческом материализме". Почти десять лет (1930-1939) его судьба связана с Франкфуртским институтом социальных исследований, который возглавлял Макс Хоркхаймер[1]. Фромм руководит здесь отделом социальной психологии, проводит серию эмпирических исследований среди рабочих и служащих и уже к 1932 г. делает вывод о том, что рабочие не окажут сопротивления диктаторскому режиму Гитлера[2]. В 1933 г. Фромм покидает Германию, переезжает в Чикаго, а затем в Нью-Йорк, куда вскоре перебазируется и Хоркхаймер со своим институтом. Здесь ученые вместе продолжают исследование социально-психологических проблем авторитарности[3], а также выпускают периодическое издание "Журнал социальных исследований". В 40-е гг. конфронтация с Адорно и Маркузе приводит к отходу Фромма от франкфуртской школы. Оторвавшись от "немецких корней", он полностью оказывается в американском окружении: работает во многих учебных заведениях, участвует в различных союзах и ассоциациях американских психоаналитиков. Когда в 1946 г. в Вашингтоне создается Институт психологии, психиатрии и психоанализа, Фромм активно включается в систематическую подготовку специалистов в области психоанализа. Но Фромм никогда не был ординарным профессором какой-либо кафедры, он всегда читал свой курс на "междисциплинарном" уровне и, как никто, умел не только связать воедино данные антропологии, политологии и социальной психологии, но и проиллюстрировать их фактами из своей клинической практики. В 50-е гг. Фромм отходит от теории Фрейда и постепенно формирует свою собственную концепцию личности[4], которую сам назвал "радикальным гуманизмом". Причины пересмотра Фроммом концепции Фрейда достаточно очевидны. Это прежде всего бурное развитие науки, особенно социальной психологии и социологии. Это потрясение, которое Фромм сам перенес в связи с приходом к власти фашизма, вынужденной эмиграцией и необходимостью переключения на совершенно новую клиентуру. Именно практика психотерапии на Американском континенте привела его к выводу о том, что неврозы XX в. невозможно объяснить исключительно биологическими факторами, что влечения и инстинкты — это совершенно недостаточная детерминанта поведения людей в индустриальном обществе. "Невозможно перечислить всех радикальных гуманистов со времен Маркса, — говорит Фромм, — но я хотел бы назвать следующих: Торо, Эмерсон, Альберт Швейцер, Эрнст Блох, Иван Иллич; югославские философы из группы "Праксис": М. Маркович, Г. Петрович, С. Сто-янович, С. Супек, П. Враницки; экономист Э. Ф. Шумахер; политический деятель Эрхард Эпплер, а также многие представители религиозных и радикально-гуманистических союзов в Европе и Америке XX века". Несмотря на все различия во взглядах радикальных гуманистов, их принципиальные позиции совпадают по следующим пунктам: — производство должно служить человеку, а не экономике; — отношения между человеком и природой должны строиться не на эксплуатации, а на кооперации; — антагонизмы повсюду должны быть заменены отношениями солидарности; — высшей целью всех социальных мероприятий должно быть человеческое благо и предотвращение человеческих страданий; — не максимальное потребление, а лишь разумное потребление служит здоровью и благосостоянию человека; — каждый человек должен быть заинтересован в активной деятельности на благо других людей и вовлечен в нее. После окончания второй мировой войны Фромм принимает решение не возвращаться в Германию. Он поселяется в Мексике на берегу моря (в городе Куэрно-Вако), получает профессуру в Национальном университете в Мехико, сотрудничает с прогрессивно настроенными латиноамериканскими учеными, читает лекции в США. 50-е годы примечательны интересом к социально-теоретическим и социально-политическим проблемам. Труды этих лет: лекции "Психоанализ и религия", анализ эпоса "Сказки, мифы и сновидения" (1951), две философские работы — "Здоровое общество" (1955) и "Современный человек и его будущее" (1959), а также много публичных выступлений, докладов и статей. Он участвует в политической деятельности, в разработке программы американской социал-демократической федерации (СДФ), в которую вступил ненадолго, пока не убедился, что социал-демократия сильно "поправела". Трудно поверить, что в самом начале 60-х гг. (т. е. задолго до того, как кто-либо из политиков заговорил о возможности разрядки в отношениях между двумя сверхдержавами) Фромм писал о "деструктивном потенциале американского антикоммунизма" и о необходимости "здорового рационального мышления ради безопасности во всем мире". Кто-то, быть может, помнит, что осенью 1962 г. Фромм приезжал в Москву, где принимал участие в качестве наблюдателя в конференции по разоружению. Анализ "кибернетического общества", проделанный Фроммом в 60-70-е гг., привел его к созданию самостоятельной "типологии социальных характеров": общество отчуждения "опредмечивает" человека, заявляет Фромм, превращает его в песчинку, колесико с единственной задачей — вращать гигантскую машину вооружения... Такое общество, без сомнения, создает особый "деструктивный тип личности", который становится угрозой для самого существования человечества. Последние 11 лет (с 1969 по 1980 г.) Фромм живет в Швейцарии (Локарно), пишет по-английски и по-немецки, печатается во всех странах мира и с удовольствием выступает перед немецкоязычной аудиторией после долгих лет разлуки с Европой. 70-летний ученый не только не чувствует себя стариком, но и в жизни и в творчестве переживает подлинный расцвет. Он пишет в эти годы свою "интеллектуальную биографию" под названием "По ту сторону от иллюзий"; две важнейшие работы, которые сам он называл "труды моей души": "Психоанализ и дзэн-буддизм" и "Душа человека". В конце 60-х гг. он завершает работу над книгой "Революция надежды" и вплотную берется за исследование проблем агрессивности. Труд оказался безмерным, но спустя пять лет он принес весьма зримый результат: книгу объемом 450 страниц, которой автор намеренно дал очень строгое и точное название "Анатомия человеческой деструктивности". Непосредственно над книгой Фромм работал с 1968 по 1973 г., но подготовка к ней шла более трех десятилетий, ибо исходным пунктом своих научных размышлений об истоках агрессии сам автор считает собственные первые исследования авторитарности, а также изучение и описание характера Гитлера ("Бегство от свободы", 1941). Позднее в ученом мире большая работа Фромма была оценена как оригинальная теория личности. Эта книга еще больше усилила интерес европейцев к творчеству Фромма, особенно после выхода в свет его книги "Иметь или быть". Последней публикацией при жизни стала давно задуманная книга о Фрейде. Когда Фромма не стало, его ассистент подготовил к изданию в Германии Полное собрание сочинений в 10 томах, а швейцарский журналист Ханс Юрген Шульц воспроизвел запись 10 радиобесед с Фроммом и издал их в книге под названием "О любви к жизни". Э. М. Телятникова ПРЕДИСЛОВИЕ Это издание представляет собой первый том обширного исследования в области теории психоанализа. Я занялся изучением агрессии и деструктивности не только потому, что они являются одними из наиболее важных теоретических проблем психоанализа, но и потому еще, что волна деструктивности, захлестнувшая сегодня весь мир, дает основание думать, что подобное исследование будет иметь серьезную практическую значимость. Более шести лет назад, когда я начинал писать эту книгу, я недооценивал возможные трудности и препятствия. Вскоре мне стало ясно, что, оставаясь в профессиональных границах собственно психоанализа, я не смогу адекватно оценить проблемы человеческой деструктивности. Хотя такое исследование и имеет в первую очередь психоаналитический аспект, мне были необходимы данные из других областей знания, особенно нейрофизиологии, психологии животных, палеонтологии и антропологии. Я был вынужден сравнивать свои выводы с важнейшими выводами других наук, чтобы убедиться, что эти выводы не противоречат моим гипотезам. Поскольку в то время еще не было обобщающих работ по проблеме агрессивности, не было ни отчетов, ни обзоров, я был вынужден сам проделать эту работу. Так что я попытался оказать услугу моим читателям и рассмотреть проблему деструктивности с глобальных позиций, а не только с точки зрения отдельной научной дисциплины. Такая попытка, естественно, небезопасна. Ведь ясно, что я не мог быть достаточно компетентным во всех областях; меньше всего знаний у меня было в области неврологии. А теми знаниями, которые я приобрел, я обязан не столько своим собственным трудам, сколько дружескому участию нескольких специалистов по неврологии, которые дали мне ценные советы, ответили на многие мои вопросы, а также просмотрели значительную часть моей рукописи[5]. При этом следует добавить, что нередко многие специалисты выступают с совершенно различных позиций, между ними нет единства — особенно в области палеонтологии и антропологии. После серьезного изучения всех точек зрения я остановился на тех, которые либо признаются большинством авторов, либо убеждают меня своей логикой, либо, наконец, на тех, которые, казалось, меньше подвержены воздействию господствующих предрассудков. Подробно изложить все полярные точки зрения невозможно в рамках одной книги; но я попытался, насколько возможно, привести противоположные воззрения и дать им критическую оценку. И если даже специалисты обнаружат, что я не могу предложить им ничего нового в их узкой области, они все равно, вероятно, будут приветствовать возможность расширить свои знания об интересующем их предмете за счет информации из других исследовательских сфер. Есть сложности с повторами из моих ранних работ. Ведь я работаю проблемами индивида и общества более 40 лет, и каждый раз, сосредоточивая свое внимание на новом аспекте этой проблемы, я одновременно уточнял, углублял и оттачивал свои идеи, проработанные в прежних исследованиях. Я не мог писать о деструктивности, не используя многих уже высказанных ранее идей, хотя и пытался по возможности избегать повторов, отсылая читателей к более подробному изложению в других публикациях, однако это не всегда удавалось. Это особенно касается моей книги "Душа человека"[6], где в зародыше уже содержались мои нынешние идеи о некрофилии*[7] и биофилии*, которые мне сегодня удалось не только развернуть теоретически, но и подкрепить значительным числом клинических случаев. Мне приятно поблагодарить тех, кто помог мне в создании этой книги. Это прежде всего доктор Жером Брамс, которому я многим обязан. Я благодарю доктора Хуана де Диос Эрнандеса, который помог мне в области нейрофизиологии. В ходе наших дискуссий, длившихся часами, он дал мне информацию о литературе, а также просмотрел и откомментировал те части моей рукописи, которые посвящены проблемам нейрофизиологии. Я благодарю таких специалистов в области неврологии, как покойный доктор Рауль Эрнандес Пеон, д-р Роберт Б. Ливингстон, д-р Роберт Г. Хит, д-р Хайнц фон Фёрстер и д-р Теодор Мельничук. Доктора Ф. О. Шмидта я благодарю за организацию конференции в Массачусетском технологическом институте, на которой ученые-нейрофизиологи ответили на многие мои вопросы. Я благодарю Альберта Шпеера, который сообщил неизвестные мне ранее сведения о Гитлере, а также Роберта Кемпнера, официального обвинителя с американской стороны на Нюрнбергском процессе, за предоставленную мне информацию. Я должен поблагодарить также д-ра Дэвида Шехтера, Микаэля Маккоби, Гертруду Гунзикер-Фромм за прочтение рукописи, ценную критику и конструктивные предложения; д-ра Ивана Иллича и Рамона Ксирау — за поддерж-"ку моих философских идей; д-ра В. А. Мэзона — за советы в области психологии животных; д-ра Гельмута де Терра — за комментарии по палеонтологии, Макса Гунзикера — за ценные идеи в области сюрреализма, а Хайнца Брандта — за информацию в области нацистской практики. Я благодарю д-ра Калинковича за живой интерес к моей работе, д-ра Иллича и мисс Валентину Боресман — за дружескую поддержку при отборе литературы в Международном центре документации в Куэрнавака. Пользуюсь случаем поблагодарить мисс Беатрис Майер, которая 20 лет перепечатывает мои рукописи, внося в них необходимую и ценную литературную правку, а также компетентнейшего редактора Марион Одомирок и многих других. Это исследование было поддержано Национальным институтом умственного здоровья Государственной службы здравоохранения (грант № МН 13144-01, МН 13144-02). Я признателен также Фонду Альберта и Мари Ласкер, благодаря которому я смог воспользоваться помощью ассистента. Нью-Йорк, май 1973 г. Э.Ф. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ Многозначность слова "агрессия" вызывает большую неразбериху в литературе. Оно употребляется и по отношению к человеку, который защищается от нападения, и к разбойнику, убивающему свою жертву ради денег, и к садисту*, пытающему пленника. Путаница еще более усиливается, поскольку этим понятием пользуются для характеристики сексуального поведения мужской половины человеческого рода, для целеустремленного поведения альпиниста, торговца и даже крестьянина, рьяно трудящегося на своем поле. Возможно, причиной такой путаницы является бихевиористское* влияние в психологии и психиатрии. Если обозначать словом "агрессия" все "вредные" действия, т. е. все действия, которые наносят ущерб или приводят к разрушению живого или неживого объекта (растения, животного и человека в том числе), то тогда, конечно, поиск причины утрачивает свой смысл, тогда безразличен характер импульса, в результате которого произошло это вредное действие. Если называть одним и тем же словом действия, направленные на разрушение, действия, предназначенные для защиты, и действия, осуществляемые с конструктивной целью, то, пожалуй, надо расстаться с надеждой выйти на понимание "причин", лежащих в основе этих действий; ведь у них нет одной общей причины, так как речь идет о совершенно разнородных явлениях, и потому попытка обнаружить причину "агрессии" ставит исследователя в позицию, безнадежную с теоретической точки зрения[8]. Возьмем, к примеру, К. Лоренца. Первоначально он понимал под агрессией необходимый биологический импульс, развивающийся в результате эволюции в целях выживания индивида и вида. Но поскольку он подвел под это понятие такие аффекты, как жажда крови и жестокость, то отсюда следует, что и данные иррациональные страсти в такой же мере являются врожденными. Тогда можно предположить, что причины войн коренятся в жажде убивать, т. е. что войны обусловлены склонностью человека к разрушению. При этом слово "агрессия" служит удобным мостиком для соединения биологически необходимой агрессии (не злонамеренной) с несомненно злонамеренной, злокачественной человеческой деструктивностью. По сути дела, такая "аргументация" основана на обыкновенном формально-логическом силлогизме: Биологически необходимая агрессия — врожденное качество. Деструктивность и жестокость — агрессия. Следовательно, деструктивность и жестокость суть врожденные качества — q. e. d.[9] Я в данной книге употреблял слово "агрессия" в отношении поведения, связанного с самообороной, с ответной реакцией на угрозу, и в конечном счете пришел к понятию доброкачественной агрессии. А специфически человеческую страсть к абсолютному господству над другим живым существом и желание разрушать (злокачественная агрессия) я выделяю в особую группу и называю словами "деструктивность" и "жестокость". Там, где я считал необходимым в определенном контексте использовать слово "агрессия" в другом смысле (не в смысле реактивной и оборонительной агрессии), я делал это, во избежание двусмысленности, имея в виду самый прямой смысл слова. Далее: когда речь идет о человеке, я повсюду для упрощения текста употребляю местоимение "он"[10]. Хотя я и придаю большое значение отдельному слову, но, с другой стороны, считаю, что не стоит фетишизировать слова, и предпочитаю больше внимания уделять не слову, а идее, которая им обозначена. А что такое словоупотребление не имеет ничего общего с патриархальными принципами — это явствует из всего содержания данной книги. Ради соблюдения документальной точности основные цитаты сопровождаются указанием на имя автора и год издания его работы. Благодаря этому читатель может самостоятельно почерпнуть дальнейшую информацию из библиографии. Приведенные ссылки не всегда относятся к первому изданию, как, например, при цитировании Спинозы.
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|