Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IV. Психоаналитический подход к пониманию агрессивности




Устраняет ли психоаналитическое учение недостатки би­хевиоризма и инстинктивизма? На первый взгляд — нет. Даже более того, кажется, будто психоанализ сам обреме­нен недостатками обоих направлений, ибо в своих теоре­тических построениях он опирается на учение об инстинк­тах[58], а в своей терапевтической практике учитывает воз­действие внешнего мира на пациента.

Мне нет нужды излагать здесь взгляды 3. Фрейда[59], ибо всем известно, что фрейдизм в объяснении человеческого поведения исходит из противостояния двух фундаменталь­ных страстей — инстинкта самосохранения и сексуально­сти (позже он назовет эту антиномию влечением к жизни и влечением к смерти). Что его теория одновременно уде­ляет серьезное внимание проблеме социального окруже­ния — это тоже очевидно: ведь все знают, что в лечебной практике психоанализ всегда пытался объяснить разви­тие личности специфическими условиями жизни ребенка в раннем детстве, т. е. воздействием на него семейного окру­жения.

Характерно, что на практике пациенты, а нередко и сами психотерапевты лишь на словах признают роль сексу­альных влечений, на деле же полностью находятся на по­зициях теории воспитания. Ведь аксиома фрейдизма гла­сит: все отрицательное в развитии пациента является ре­зультатом вредных воздействий на него в раннем детстве. И потому сплошь и рядом родители занимаются напрас­ным самобичеванием, полагая, что каждая нежелательная черта в характере ребенка, обнаруженная после его рожде­ния, обусловлена тем или иным родительским влиянием. Сами же пациенты во время анализа проявляют склон­ность снимать с себя всякую ответственность за свое пове­дение и во всем винить родителей.

В свете этих фактов психологи, быть может, правы, зачисляя психоанализ как теорию в разряд учений об инстинктах, и тогда их аргументы против Лоренца ео ipso[60] есть аргументы против психоанализа. Но здесь следует соблюдать осторожность. И прежде всего ответить на во­прос: что собой представляет психоанализ? Что это, пол­ная совокупность всех теорий Фрейда или же творчество Фрейда (как и любого пионера науки) многослойно и в нем надо уметь, с одной стороны, видеть главные продук­тивные идеи (сохранившие свое значение и по сей день), а с другой стороны, различать вспомогательные, второсте­пенные элементы его системы, которые заняли в ней мес­то лишь как дань своей эпохе? Если проводить такое деление, то следует спросить, составляет ли теория либи­до ядро фрейдовского творчества, или она только форма, в которую он облачил свои новые воззрения, ввиду того что не мог иначе сформулировать свою концепцию в рам­ках традиционной научно-философской мысли.

Сам Фрейд никогда не претендовал на научную доказа­тельность теории либидо. Он обозначил ее словами "наша мифология" и позднее заменил теорией Эроса и "влечени­ем" к смерти. Большое значение имеет также тот факт, что основополагающими категориями психоанализа Фрейд считал вытеснение и сублимацию, а вовсе не либидо.

Но еще важнее для нас не высказывания Фрейда, а то, в чем мы видим сегодня уникальное историческое значение его открытий, — и это, конечно, не его учение об инстинк­тах, как таковое. Действительно, начиная с XIX в. это учение получило довольно широкое распространение. Ко­гда он назвал сексуальное влечение (наряду с инстинктом самосохранения) источником всех страстей, это звучало нео­жиданно и революционно, ибо то была все еще эпоха гос­подства викторианской буржуазной морали. Но дело даже не в этой новой концепции влечений, не она произвела такое неизгладимое впечатление на современников и по­томков. По-моему, подлинно историческое значение сделан­ного Фрейдом состоит в открытии бессознательного, и при­том не на философском или спекулятивном уровне, а на уровне эмпирического исследования — так, как он изложил это в отдельных лекциях и особенно в своем фунда­ментальном труде "Толкование сновидений". Так, напри­мер, если вы желаете показать, что некий, на сознатель­ном уровне миролюбивый и совестливый человек одержим тайным желанием убивать, то вопрос об истоках этого им­пульса — явно не первостепенный. Вряд ли так уж важно выяснять — лежит ли в его основе "Эдипов комплекс"* ненависти к отцу, или нарциссизм, или это проявление инстинкта смерти. Революция Фрейда состояла в том, что он помог нам обнаружить бессознательный аспект человече­ского мышления и ту энергию, которая необходима челове­ку для того, чтобы не допустить осознания нежелательных влечений. Он показал, что добрые намерения не имеют ни­какого значения, если они прикрывают неосознанные же­лания. Он разоблачил "честную" бесчестность, показав, что недостаточно иметь "благие порывы" и действовать "из доб­рых побуждений" на сознательном уровне. Он был первый ученый, который проник в преисподнюю человеческой души, и потому его идеи имели такой колоссальный успех у ху­дожников и писателей тогда, когда психиатры еще не при­нимали его всерьез.

Но это еще не все, Фрейд пошел дальше. Он не только показал, что в человеке действуют силы, которых он не сознает, и путем рационализации защищает себя от их осознания; он объяснил, что эти неосознанные силы ин­тегрируются в единую систему по имени "характер" (в но­вом, фрейдовском динамическом* смысле этого слова[61]). Фрейд начал развивать свою концепцию еще в первой работе об "анальном характере"*. Он заметил, что такие черты, как самолюбие, пунктуальность и бережливость, соединенные в одной личности, часто выступают как ха­рактерологический синдром. В добавление к этому синдрому были подмечены такие моменты, которые связаны с формированием у ребенка понятия личной гигиены (воз­держание при позывах к освобождению прямой кишки и т. д.). Так впервые Фрейд сделал шаг к установлению связи между типом поведения вообще и поведением ребен­ка при необходимости освободить желудок (или его реак­цией на осознание этого). Следующий блистательный шаг состоял в том, что он сопоставил обе группы моделей по­ведения и теоретически обосновал их взаимосвязь, опира­ясь на более раннюю свою гипотезу о развитии либидо.

Согласно этой гипотезе, ребенок в раннем детстве про­ходит через различные фазы своего развития, когда снача­ла главным органом удовлетворения желаний является рот, а затем анус, который становится важной эрогенной зоной*, и большинство либидозных желаний связано с процессом воздержания или освобождения от экскремен­тов. И Фрейд сделал вывод, что способ поведения можно квалифицировать либо как синдром сублимации сексуаль­ного удовлетворения анального желания, либо как отри­цательную реакцию на невозможность такого удовлетво­рения.

Тогда самолюбие и бережливость можно рассматривать как сублимацию первоначального желания "удержать стул"; а чрезмерную аккуратность считать отрицательной уста­новкой на детское "недержание". Фрейд показал, что эти три первоначальных признака, которые раньше считались совершенно независимыми, являются частями единой сис­темы (или единой структуры), ибо все они уходят корня­ми в анальную сексуальность, а либидо находит выраже­ние в данных чертах характера (преимущественно в форме психологической установки или же в виде сублимации). Так Фрейд объяснил, почему перечисленные черты лично­сти имеют такой мощный заряд, что почти не поддаются трансформации извне[62].

Одним из важнейших элементов теории стало понятие "орально-садистского"* типа личности, который я обозна­чаю как эксплуататорскую личность. Есть и другие обозначения личностных типов, соответствующие тому, ка­кой из аспектов стараются подчеркнуть: например, авто­ритарный[63] (садо-мазохистский), бунтарский и революци­онный, нарциссический и инцестуозный. Последние на­звания большей частью не относятся к классической пси­хоаналитической терминологии, эти характеристики очень близки друг к другу, нередко перекрещиваются, а их ком­бинации позволяют создавать более подробный психоло­гический портрет конкретной личности.

Теоретическая концепция структуры личности у Фрей­да была построена на основе того, что либидо (в ораль­ной, анальной или генитальной форме) является источни­ком, питающим энергией различные черты личности. Но даже если отвлечься от теории либидо, открытие Фрейда не утрачивает своего значения для практики клинических наблюдений; и факт остается фактом, что характерологи­ческие синдромы питаются из одного и того же источника энергии.

Я попытался показать, что синдром характера коре­нится в определенных формах ориентации индивида, де­монстрирующих его отношение к внешнему миру и к себе самому, и является главным источником, питающим лич­ность. Далее, я пытался показать, что социальный тип личности формируется под влиянием одинаковых соци­ально-экономических условий жизни всех членов группы[64].

Понятие характера играет чрезвычайно большую роль в нашей теории, поскольку оно устраняет прежнее проти­вопоставление между внешним миром и влечением. Сексу­альное влечение в системе Фрейда занимает важное место как фактор формирования личности, но при этом воздей­ствие данного фактора осуществляется большей частью через призму внешнего мира. Так возникло предположе­ние, что личность является продуктом взаимодействия влечений и внешнего мира. Это стало возможно потому, что Фрейд все влечения привел в систему и подчинил од­ному (сексуальному, наряду с инстинктом самосохране­ния). Прежде исследователи инстинктов имели обыкнове­ние жестко разграничивать мотивы поведения, приписы­вая каждому из них какой-нибудь врожденный инстинкт. Фрейд же все различия между мотивами объяснял, исходя из влияния внешнего мира на сексуальную сферу челове­ка. Парадокс состоял в том, что как раз расширение по­нятия сексуальности дало Фрейду возможность распах­нуть двери для такого фактора формирования личности, как внешний мир (что было совершенно невозможно в дофрейдовских теориях влечений и инстинктов). Отныне любовь, нежность, садизм, мазохизм, тщеславие, зависть, страх, ревность и многие другие страсти больше не за­креплялись каждая за своим единственным врожденным инстинктов, а все рассматривались под углом зрения воз­действия окружающей среды на сексуальную сферу (осо­бенно со стороны значимых фигур раннего детства). Сам Фрейд считал, что он никогда не менял своего мировоззре­ния, но на самом деле он перерос инстинктивистский уро­вень мышления, что проявилось в его гипотезе о супер­влечении. И все же развитию его идей очень сильно мешали ограничения, связанные с теорией сексуальности, и тогда настало время окончательно освободиться от этого груза с помощью теории влечений. Однако здесь я хочу особо обра­тить внимание на тот факт, что Фрейдово "учение о стра­стях" резко отличается от традиционных исследований этой проблемы.

До сих пор мы говорили о том, что "характер определя­ет поведение", что та или иная черта характера (напри­мер, любвеобильность или деструктивность) заставляет человека вести себя так, а не иначе, и что человек чувст­вует удовлетворение, когда ведет себя в соответствии с характерной чертой своей натуры. Даже более того, мы можем по одной какой-то черте характера предсказать наи­более вероятное поведение человека: точнее, мы можем сказать, как он захочет себя повести, если ему предста­вится возможность.

Что означает это ограничение: "если представится воз­можность"?Здесь нам приходится вернуться к одному из самых существенных понятий Фрейда, каким является "прин­цип реальности"*, который опирается на инстинкт само­сохранения (в противовес "принципу удовольствия", кото­рый связан с инстинктом сексуальности). Все черты ха­рактера имеют свои корни либо в сексуальных, либо в несексуальных аффектах, но, независимо от того, какие страсти преобладают у конкретного индивида, всегда су­ществует противоречие между тем, что мы хотели бы де­лать, и тем, что нам положено делать (даже если это огра­ничение проистекает из наших собственных интересов). Мы не можем всегда поступать так, как нам диктуют наши страсти, ибо вынуждены, чтобы сохранить себе жизнь, до известной степени модифицировать свое поведение. Обыч­ный человек всегда идет на компромисс между тем, как он хотел бы поступить "от души" (в соответствии со своим характером), и тем, как он вынужден себя вести, чтобы его поведение по меньшей мере не повлекло за собой отри­цательных последствий для него самого. Конечно, есть разные степени приверженности инстинкту самосохране­ния (эго-интерес). Пример такой крайности представляет поведение фанатичного убийцы, у которого показатель "эго-интереса" равен нулю. А другую крайность составляет тип "приспособленца", для которого "эго-интерес" охватывает все, что может принести ему любовь, богатство или жиз­ненные удобства. Между этими двумя полюсами можно расположить всех людей, которые являются носителями смешанных характеров с разным процентным соотноше­нием страстей.

А вопрос о том, насколько человеку удается подавлять свои страсти, зависит не только от внутренних факторов, но и от соответствующей жизненной ситуации; когда си­туация меняется, вытесненные желания осознаются и обеспечивают себе реализацию. Это относится, например, к людям с садо-мазохистским характером. Всем знаком этот тип личности, который раболепно подчиняется свое­му шефу, зато терроризирует жену и детей. Другой слу­чай изменения характера встречается, когда меняется об­щая социальная ситуация. Так, садистская личность, которая может при желании вести себя как тихий и даже милый человек, в тоталитарном обществе (где террор и

садизм получают не осуждение, а одобрение) может пре­вратиться в настоящего дьявола. Другой может подав­лять в себе все явные формы садистского поведения, но его характер все равно проявится в мелочах: в позах, мимике, жестах, внешне безобидных словах.

Даже самые честные порывы могут служить вытесне­нию черт характера. Так, человека, который живет в со­ответствии с христианскими ценностями, в обществе, как правило, считают дураком или "невротиком", хотя учение Иисуса Христа составляет часть нашего нравственного со­знания. Поэтому многие прибегают к рационализации и мотивируют свою любовь к ближнему эгоистическим ин­тересом.

Эти рассуждения показывают, что черты характера с. точки зрения силы мотивации лишь до некоторой степени обусловлены субъективным интересом. Они показывают далее, что человеческое поведение в первую очередь мо­тивируется характером, но субъективный интерес в раз­личных условиях вносит свои модификации и корректи­вы. Огромной заслугой Фрейда является то, что он не только обнаружил характерологические черты, лежащие в основе поведения, но открыл пути и средства их изуче­ния: например, при помощи толкования сновидений и сво­бодных ассоциаций*, на материале изучения ошибок речи и письма и т. д.

В этом состоит главное различие между бихевиоризмом и психоаналитической характерологией. Воспитание (услов­ных рефлексов) осуществляется путем апелляции к субъек­тивному интересу, к страху перед болью, к естественным дотребностям в пище и питье, к безопасности и призна­нию и т. д.

У животных этот субъективный интерес проявляется так сильно, что в оптимальных условиях повторения сиг­налов, сопровождающихся вознаграждением или наказа­нием, интерес в самосохранении оказывается самым силь­ным и превосходит все другие влечения, включая сексу­альность и агрессивность. Конечно, и человек ведет себя соответственно своему субъективному интересу, но не все­гда и не неизбежно. Часто он действует и по велению своих страстей (высоких или низменных), а нередко готов (и вполне способен) поставить на карту свой интерес, иму-щество, свободу и даже жизнь во имя любви, во имя прав­ды и сохранения своей чести; но так же точно он может пожертвовать всем из ненависти, алчности, садизма и де­структивности. И вот эта разница является главной при­чиной того, что человеческое поведение не поддается объяс­нению, если его рассматривать как следствие исключи­тельно только обучения и воспитания.

Выводы

Среди открытий конца XIX в. эпохальным событием ста­ло то, что Фрейд обнаружил ключ к пониманию целой системы сил, определяющих структуру личности, а также то, что некоторые из этих сил противоречат друг другу-Открытия бессознательных процессов, а также динами­ческой структуры личности позволили Фрейду высветить радикально новые, глубинные корни человеческого пове­дения. Правда, они вызвали определенную тревогу, ибо с этого момента стало невозможно прикрываться добрыми намерениями; они были опасными, ибо общество было до самого основания потрясено тем, что каждый мог узнать о себе и других все, что угодно.

По мере того как психоанализ добивался успеха и при­знания, он постепенно отказывался от своего радикально­го ядра и делал ставку на то, что было общеприемлемым. Аналитики сохранили лишь одну часть фрейдовского бес­сознательного — сексуальность. Общество потребления распрощалось со многими викторианскими табу (и не толь­ко под влиянием психоанализа, но и по многим другим причинам). Никто больше не "падал в обморок", обнару­жив в себе склонность к самоубийству, "боязнь кастра­ции" или "зависть к пенису". Но открыть такие вытес­ненные свойства личности, как нарциссизм, садизм, жажда неограниченной власти, отчуждение, раболепство, индиф­ферентность, бессознательный отказ от своей личной це­лостности и т. д., обнаружить все это в себе, в политиче­ских лидерах, в общественной системе — означало подло­жить под это общество мощный "социальный динамит". Сам Фрейд, живя в эпоху, когда все человеческие страда­ния объяснялись только инстинктами, никогда не выра­жал недовольства обществом, он занимался безличной ка-

тегорией "Оно"*. Но времена меняются, и то, что тогда было революционным, сегодня кажется совершенно нор­мальным. И теория влечений из гипотезы превратилась в ядро и смирительную рубашку ортодоксального психоана­лиза. Таким образом, фрейдовский интерес к проблеме человеческих страданий и страстей не получил дальней­шего развития.

По этой причине я считаю, что наименование психо­анализа теорией влечений, которое с формальной точки зрения является корректным, не отражает самой сути дела. Психоанализ представляет собой главным образом теорию неосознанных импульсов, направленных на сопротивле­ние или искажение реальности в соответствии с субъек­тивными потребностями и ожиданиями ("перенос" = суб­лимация); психоанализ — это учение о характере и о кон­фликтах между характерологическими страстями, органич­но присущими данной личности, и необходимостью само­ограничения. Именно в этом ревизованном значении и при­меняет психоанализ автор данной работы. Я использую психоаналитический метод для исследования проблемы человеческой агрессивности и деструктивности (оставляя в стороне ядро фрейдовского открытия).

Тем временем все большее число психоаналитиков от­казывается от фрейдовской теории либидо, хотя, как пра­вило, они не способны заменить ее такой же точной и стройной теоретической конструкцией, поскольку 'влече­ния", которые они изучают, не имеют достаточно глубо­ких корней ни в физиологии, ни в социальных условиях, ни в общественном сознании. Часто психоаналитики весь­ма поверхностно употребляют категории, которые мало чем отличаются от стереотипов, принятых в американ­ской антропологии. (Ну хотя бы встречающаяся у Карен Хорни категория "потребность в конкуренции".) Правда, некоторые психоаналитики (в основном под влиянием Адольфа Майера), отказавшись от фрейдовской теории либидо, создали новую теорию, которая, по-моему, явля­ется более продуктивной и многообещающей. Они изуча­ли сначала только шизофреников* и на этом материале достигли глубокого понимания бессознательных процес­сов в человеческих отношениях. Поскольку они больше не испытывают неудобств и не замыкаются в узкие рамкитеории либидо (с ее обязательным набором действующих лиц: Я, Оно и Сверх-Я)*, они свободно описывают все, что происходит в отношениях между двумя людьми, кото­рые оказываются в роли партнеров. К выдающимся пред­ставителям этой школы относятся, наряду с Адольфом Майером, Гарри Стэк Салдиван, Фрида Фромм-Райхман и Теодор Лидц. Блистательно удается анализ Р. Д. Лейин-гу, потому что он не только глубоко исследует личные и субъективные факторы, но и выявляет и непредвзято опи­сывает картину нашей социальной жизни (абстрагируясь от некритических оценок нашего общества как психиче­ски здорового). Представителями творческого психоана­лиза являются также Винникот, Фэрбрэйн, Балинт и Гая-трип — люди, которые превратили этот метод из способа лечения либидозных фрустраций в "теорию и практику возрождения человеческой личности и восстановления ее подлинного «Я»". Они делают то, чего избегают некото­рые так называемые "экзистенциалисты" (например, Л. Бинсвангер), заменяющие точные клинические данные абстрактно-философскими рассуждениями о межличност­ных отношениях.

Часть вторая

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...