Практическое занятие № 3. Контент-анализ как разновидность метода изучения продуктов деятельности
Стр 1 из 16Следующая ⇒ Практикум по Экспериментальной психологии
Учебное пособие для студентов специальности 6.040.100 Психология
Севастополь – 2007 ББК 88.3 С45 УДК 159.9
Скрипко Л.В., Медведева С.А. Практикум по экспериментальной психологии. Учебное пособие для студентов специальности 6.040.100 Психология. – Севастополь: «Рибэст», 2007. – 84 с.
Рецензенты: доктор психологических наук, профессор Г.А. Балл, кандидат психологических наук, доцент И.Ю. Василенко.
Цель практикума – оптимизация теоретической и практической подготовки студентов в процессе учебных занятий и самостоятельной работы. В пособии представлены планы практических и лабораторных занятий для аудиторной и самостоятельной работы студентов по курсу «Экспериментальная психология». Тематика занятий соответствует учебной программе курса. Практикум предназначен для студентов специальности 6.040.100 Психология.
Рекомендовано ученым Советом СГГУ, протокол № 3 от 27.11.2006 г.
Печатается по решению редакционно-издательского совета СГГУ, протокол № 4 от 17.04.2007 г.
Все права данной публикации защищены и охраняются законом.
© СГГУ, 2007 год © Л.В.Скрипко, С.А.Медведева, 2007 год Введение Главная задача практикума – углубить знания студентов по экспериментальной психологии путем проведения учебных исследований с применением общепсихологических и психодиагностических экспериментальных методик, сформировать прочные умения и навыки проведения психологических экспериментов, анализа и интерпретации их результатов. В практикум включены методики, позволяющие охарактеризовать индивидуальные особенности функционирования психической деятельности
Учебная работа студентов по программе практикума предполагает: · изучение теоретического материала по теме исследования (конспектов лекций, учебных пособий, первоисточников, рекомендованных планом занятия); · подготовку протоколов, таблиц, стимульного материала, образцы которых приведены в пособии; · изучение порядка выполнения эксперимента по теме; · предоставление письменного отчета о выполненной работе (тема и цель работы, краткая характеристика методики, протокол исследования, обработка данных, анализ результатов и их интерпретация). Студент допускается к проведению эксперимента после выполнения контрольных заданий по теоретическому материалу.
РАЗДЕЛ 1. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Практическое занятие № 1. Наблюдение как метод психологического исследования Цель: овладение основами организации и проведения научного наблюдения. Вопросы для подготовки: 1. Основные принципы и свойства научного наблюдения. 2. Цель, объект и предмет наблюдения. 3. Классификация наблюдений. 4. Этапы научного наблюдения. 5. Способы регистрации наблюдаемого материала. 6. Типичные ошибки, допускаемые исследователями при наблюдении. Литература 1. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие. – Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2003. – С. 3–14. 2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2000. – 3. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб.: Питер, 2001. – С. 15–24, 29–33, 36. Ход занятия Задание 1. Определите вид наблюдения. Пример 1. В 60-е годы ХХ в. Джейн Гудолл изучала особенности жизни диких шимпанзе. В процессе исследований наблюдатель обычно тихо сидел
Задание 2. В приведенных примерах выборочных наблюдений определите цель, вид наблюдения и форму регистрации. Пример 2. Мать сообщает о Гюнтере в своих записях: «На стене был оторван кусок обоев. Заметна была попытка скрыть дефект стульями, придвинутыми Пример 3. 1-й день. Перед первым прыжком проявил волнение сразу же после надевания парашюта. В это время был несколько встревожен и мало разговаривал, что для него совершенно не характерно. Жестикуляция была бедной, речь приглушенной. После совершения прыжка настроение приподнятое, но напряженность наблюдалась еще в течение часа. 2-й день. Перед вторым прыжком был уже менее напряжен. Шутил, 4-й день. Совершил прыжок с задержкой раскрытия парашюта на 10 с. Отделившись от самолета, прогнулся и обеспечил устойчивое положение тела. Открыл парашют через 10,2 с. Во время парашютирования действия были правильными. Перед приземлением развернулся в подвесной системе по ветру. После приземления настроение приподнятое. 6-й день. На старте перед посадкой в самолет был, как обычно, спокоен 14-й день. Совершил заключительный прыжок первого этапа парашютной подготовки с 50-секундной задержкой раскрытия парашюта. На старте перед полетом держался свободно. Очень хорошо владел телом в свободном падении. Открыл парашют через 50,2 с. После прыжка находился в приподнятом настроении.
Задание 3. Составьте схему наблюдения за проявлением интереса школьников в процессе учебной деятельности. Задание для самостоятельной работы. Путем наблюдения за студенческой группой сравните показатели заинтересованности во время любых двух учебных занятий. Для регистрации результатов используйте признаковую систему. Практическое занятие № 2. Анкетирование Цель: развитие умений формулировать и редактировать вопросы анкеты. Вопросы для подготовки: 1. Общая характеристика методики анкетирования, границы применения 2. Основные виды вопросов в анкете, их характеристика. 3. Требования, предъявляемые к разработке анкеты, проведению анкетирования и обработке результатов. Литература 1. Горбатов Д. С. Практикум по психологическому исследованию: Учебн. пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2003. – С. 177–188. 2. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. – СПб., 2000. – С. 299. 3. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997. – С. 46–52. Ход занятия Задание 1. Ниже приведены примеры неудачных вопросов анкеты, выясняющей особенности работы психологов. Найдите и объясните ошибки, допущенные при составлении вопросов анкеты. 1. Как Вы относитесь к своей профессии? Собираетесь ли и далее работать психологом: а) это мое призвание, менять его не собираюсь; б) буду и далее работать психологом, только не в этой организации; в) пока буду работать психологом, потом – не знаю; г) вероятно, изменю сферу деятельности, но еще не знаю, каким образом; д) твердо решил перейти на другую работу; е) затрудняюсь ответить. 2. Работаете ли Вы последнее время с полной отдачей сил или нет: а) да, всегда; б) не всегда, хотя стараюсь; в) могу работать лучше; г) не знаю. 3. Если Вас не удовлетворяет больше Ваша работа, укажите причину: а) малая зарплата; б) низкий социальный статус;
в) ухудшающийся уровень жизни; г) социальная незащищенность; д) другие ответы. 4. С каким настроением Вы обычно идете на работу: а) настроение бодрое, хорошее; б) настроение не всегда одинаковое; в) настроение, как правило, неважное. Задание 2. Составьте инструкцию и следующие виды вопросов для анкеты на тему «Мои интересы»: 1. Закрытый вопрос. 2. Полузакрытый вопрос. 3. Открытый вопрос. 4. О личности респондента. 5. О факте сознания. 6. О факте поведения. Задание для самостоятельной работы. Разработать анкету на тему «Вуз глазами студентов». Практическое занятие № 3. Контент-анализ как разновидность метода изучения продуктов деятельности Цель: формирование умений выполнять процедурные моменты контент-анализа. Вопросы для подготовки: 1. Общая характеристика метода контент-анализа. 2. Содержание основных процедур контент-анализа. Литература 1. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие. – Самара: Изд. дом «БАХРАМ-М», 2003. – С. 227–234. 2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2000. – 3. Немов Р.С. Психология: Книга 3. – М., 1995. 4. Психология: словарь / Общ. ред. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. – М., 1996. Задание 1. Выделить категории и единицы анализа в заданном тексте. Сопоставить результаты своей работы с данными других членов группы. Задание 2. Осуществить контент-анализ на материале методики «Незаконченные предложения». Задание для самостоятельной работы. Выполнить обработку речевого материала методом контент-анализа по методике «Психографологические характеристики письменной речи». Цель: исследование психолингвистических показателей письменной речи. Материал: 1. Письмо друга (подруги) объемом не менее 300 слов. 2. Сравнительная таблица психолингвистических показателей письменной продукции Ариадны Эфрон.
ПРОТОКОЛ исследования психолингвистических показателей письменной речи методом контент-анализа ФИО испытуемого______________________________________ Возраст_________________ Дата исследования______________ Группа________________________________________________ ФИО экспериментатора__________________________________
Инструкция испытуемому: «Напишите письмо своему другу (подруге),
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|