Закрепление и развитие умения.
⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21 В период отработки данного умения нетрудно ввести в вашу речь и местоимения "его", "ее". Например, если вы просите найти башмачки Люси, можно сказать: "да, это ее".
ВР.Ж.63. В СЛОВАХ ГОВОРЯЩЕГО, КОТОРЫЙ ПОКАЗЫВАЕТ ДВА ПРЕДМЕТА, РАСПОЗНАЕТ ЧАСТИЦУ НЕ.
В предложениях, типа "Не делай это!" частицу "не" легко выделить и понять, но выбрать тот предмет, из двух, который не..., уже намного труднее. До сих пор, когда мы показывали ребенку два предмета, он должен был выбирать из них тот, который мы называли. Однако теперь маленькое, но головоломное словечко "не" требует от малыша, чтобы он проигнорировал услышанное название и выбирал нечто совсем другое. Это уже не легко!
Как оценить. Материалы: Несколько знакомых малышу предметов. Способ: Покажите ребенку два предмета одновременно. Скажем, вы выбрали поезд и молоток. Спросите: "Что здесь не молоток?". Сделайте пять попыток, меняя предлагаемые вниманию малыша предметы. Результат положительный, если четыре раза из пяти ребенок выберет то, что нужно.
Как учить. Проделайте то, что указано выше (см. пункт Как оценить). Если ребенок сделает правильный выбор, подкрепите его уверенность в понимании смысла слова "не": "Верно, это не молоток. Поезд - не молоток!" Больше юмора! Если в ответ на вашу просьбу ребенок потянется не к тому предмету, привлеките его внимание к себе и скажите: "Слушай внимательно - НЕ молоток!". Если он все равно ошибется, скажите: "Посмотри, это - молоток, а это - НЕ молоток! Поезд - это НЕ молоток". Когда вы выделяете голосом НЕ, малышу может показаться, что вы сердитесь, поэтому следите за тем, чтобы выражение вашего лица было приветливым, улыбайтесь!
Ключ к овладению этим умением - повторение. Продолжайте заниматься до тех пор, пока ребенок не научится делать правильный выбор без вашей помощи.
Игровое время и участие в работе по дому. Сделайте вид, что вы что-то потеряли: "Мне нужны ключи. Это мои ключи?... Нет, это НЕ мои ключи. Это мои ключи?"... Нет, это ключи...". Дайте малышу время, чтобы он попробовал сам ответить на ваши вопросы. Возможно, ему захочется поучаствовать в этой игре. Если ребенок, для того, чтобы продлить игру, намеренно избегает показывать вам предмет, который вы ищите, можно предположить, что он уже уловил смысл частицы "не"!
ВР.Ж.88. В СЛОВАХ ГОВОРЯЩЕГО, КОТОРЫЙ ДЕМОНСТРИРУЕТ ДВА ДЕЙСТВИЯ, РАСПОЗНАЕТ ЧАСТИЦУ НЕ. Теперь можно приступить к работе над частицей "не", относящейся к глаголам - "не прыгает", "не плавает", "не пьет" и т.п. Мы советуем вам собирать, вырезать и наклеивать на карточки журнальные иллюстрации, на которых изображены различные действия. Вам понадобятся пять или шесть разных карточек. Другой вариант - использовать для работы фотографии.
Как оценить. Материалы: Пять или шесть карточек, на которых изображены люди, производящие различные действия. Способ: Покажите ребенку одновременно две карточки. Например, на одной карточке человек ест, а на другой - спит. Спросите малыша: "Кто не ест?". Сделайте пять попыток, меняя названия действий в своих вопросах. Результат положительный, если четыре раза из пяти ребенок укажет на ту карточку, о которой вы спрашиваете.
Как учить. Заниматься следует так, как указано в параграфе ВР.Ж.63, только вместо предметов показывайте ребенку различные действия.
Игровое время и участие в работе по дому. Предложите ребенку игру, в которой какая-нибудь игрушка, например, мягкая или надевающаяся на руку, производила бы разные действия. Сделайте вид, что вы забыли, как называется эти действия. Спросите малыша: "Гровер прыгает? Нет, он не прыгает...Давай подумаем. Он плавает? Нет, не плавает" Побудите малыша принять участие в этих рассуждениях. Пусть он, в свою очередь, сам предложит какое-нибудь действие. В такого же рода игры вы можете играть на прогулке, наблюдая за действиями других детей или за поведением, например, коров в загоне.
Закрепление и развитие умения.. Упражняйтесь по мере возможности до тех пор, пока ребенок не будет готов идти дальше - осваивать умение, которому посвящен параграф ВР.Ж.89.
ВР.Ж.89. РАСПОЗНАЕТ ЧАСТИЦУ НЕ, КОГДА ЕЕ УПОТРЕБЛЯЮТ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРИЗНАКУ ПРЕДМЕТА. В этом параграфе рассматривается умение ребенка распознавать частицу "не", относящуюся к прилагательным, которые он уже знает, включая названия знакомых ему цветов.
Как оценить. Материалы: Материалы следует выбирать, исходя из того, какие прилагательные малыш уже знает. Если он разбирается в цветах, можно взять похожие друг на друга предметы разных цветов. Если ему знакомы прилагательные "большой" и "маленький", включите в работу пары предметов, похожих во всем, кроме размеров. Способ: За образец возьмите параграф ВР.Ж.63. Характеризуйте предмет, который ребенок должен найти, как "не красный" или "не маленький" - в зависимости от того, какие слова он знает. Сделайте пять попыток. Результат положительный, если ребенок выберет нужный предмет в четырех случаях из пяти.
Как учить. Отрабатывать это умение следует так же, как и другие умения данной группы, которые мы уже прошли.
Игровое время и участие в работе по дому. Попробуйте поиграть с ребенком в игру, которую условно можно назвать: "Я думаю о чем-то...". Вам нужно описать задуманный предмет, указывая те его качества, которых нет, и те качества, которые у него есть: "Я думаю о чем-то... Оно не желтое. Оно коричневое. Оно не большое. Оно говорит: "пи-пи".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|