Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Высвобождение душевных сил




Благодаря тому, что каждая из трех сил души включена в определенный физиологический процесс, мысли, чувства и во­ля, само собой разумеется, также вплетены в эфирное силовое поле.

Можно себе представить, что посредством эфирного тела ду­шевные силы определенным образом взаимодействуют с тремя системами органов. Но, как мы видели в главе «Сверхчувственная действительность», эфирное поле может при определенных обстоятельствах целиком или частично отделиться от физическо­го тела. Этот процесс — необходимое условие для развития чело­века, который достиг ступени осознанного, последовательного сверхчувственного восприятия. Если, следовательно, эфирное поле расширяется и до определенной степени высвобождается из тела, три душевные силы также разрывают свою закономерную связь друг с другом. Тем самым расстраиваются определенные психологические процессы и происходят глубокие преобразова­ния внутри человека. То, что при этом происходит, так описы­вается в книге «Как достигнуть познания высших миров»:

Таково изменение, замечаемое в себе духовным учеником. Оно состоит в том, что не возникает больше никакой связи меж­ду представлением и чувством, или между чувством и решением воли, и т. д., если ученик сам не создает этой связи. Никакое побуждение не заставит его перейти от мысли к действию, если он сам свободно не вызовет в себе этого побуждения. Отныне он способен оставаться совершенно бесчувственным перед фак­том, который до его ученичества внушал ему пламенную любовь или злейшую ненависть; он может оставаться бездеятельным при мысли, которая прежде как бы сама собой воодушевляла его к действию. И он может совершать поступки из волевых ре­шений, для которых у людей, не прошедших через духовное обу­чение, не оказывалось бы ни малейшего подвода. Великое завое­вание духовного ученика состоит в том, что он достигает совер­шенного господства над взаимодействием этих трех душевных сил; но зато это взаимодействие ложится вполне на его собст­венную ответственность.

Нужно ясно понять, что посредством духовного обучения три способности души приобретают в жизни человека отчасти новые задачи.

Они могут стать посредниками, даже в некотором роде по­сланцами, несущими знания о мире, который недоступен для физических органов чувств.

Кто через медитацию вживался в отношения сил души с различными областями сверхчувственного мира, может, по данным Штайнера, ясно воспринять это родство, когда просыпается утром: эти высшие силы могут ночью вливаться в человека как дарование мировой воли, мирового чувства и мировой мысли и способствовать его внутреннему преобразованию (Доклад от 24. 3. 1910. Собр. соч. 119).

Благодаря тому, что мысль, чувство и воля шаг за шагом соединяются c этим космически-сверхчувственным процессом, на определенной стадии внутреннего развития они больше не будут переживаться как три душевные способности, а как три духов­ных существа, три «личности» с собственными характерными особенностями.

Как переживается такое «расслоение личности», которое в позитивном смысле выступает как результат целенаправлен­ного духовного обучения, Штайнер показывает в одной из своих драммистерий (Собр. соч. 14). Действие всех четырех драм, которые появились в 1910—1913 годах дает образ группы духов­но ищущих людей и изображает путь их развития, их межлич­ностные отношения и их отношение к остальному миру.

Один из главных героев — гуманист и университетский про­фессор Капезиус. Уже пожилым он знакомится с внутренним пу­тем обучения Бенедиктуса, духовного учителя, который своим человечным поведением внушал ему глубокое доверие.

Будучи учеником Бенедиктуса, Капезиус пережил духовное развитие, которое было достигнуто благодаря душевному учени­честву; он решился после первоначального колебания начать осуществлять внутренние упражнения. Его самой главной опо­рой и помощником стала написанная Бенедиктусом книга жизни с медитативными рассуждениями, в которые он снова и снова погружался.

В качестве примера нужно процитировать три строчки из текста, имеющего ясно выраженный медитативный характер.

«В твоем мышлении живут мировые мысли».

«В твоем чувстве ткут мировые силы».

«В твоей воле действуют мировые существа».

Варианты перевода:

В своем мышлении живут вселенной мысли.

Вселенной мощь в своих сокрыта чувствах.

Вселенной сущности в твоей глаголют воле.

В течение многих лет Капезиус в ходе упражнений снова и снова со все большим упорством постоянно возвращался к это­му месту в тексте. Однажды, когда он сидел за своим рабочим столом, углубившись в эти предложения, он испытал особенно сильное воздействие этих слов. Он смог, как никогда прежде, вчувствоваться в них, что вызвало особенное переживание. Сло­ва стали безусловной действительностью. Ему казалось, что он покинул свое тело. Чужие существа овладели им ВНУТРИ, и он слышал слова, которые он не понимал и не считал своими собственными. Чувство страха, которое превосходило все до сих пор пережитое, охватило его. Но ему удалось — благодаря его внутреннему обучению — удержать душевное равновесие и со­хранить свое сознание. Он был глубочайше потрясен, однако это событие не заставило его отчаяться.

По ходу действия драмы оказывается, что это переживание, напротив, дает ему новые внутренние силы. Начиная с этого момента, он переживает сверхчувственный мир как непосредст­венную реальность. Его эфирное поле отражает для него следы и отпечатки из области, которая раньше была для него закры­та. Используя афоризм, восходящий к античным мистериям, можно было бы сказать: он «переходит порог» духовного мира.

Также характерно, что три существа, которые он переживает и которые в основе своей являются его собственными усиленны­ми душевными силами, проявляются порой в негармоничных, нарушенных взаимоотношениях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...