Различные эпохи — различные пути упражнений
Часто спрашивают, как соотносится антропософия с другими более древними и новыми путями упражнения, в особенности с различными школами йоги на востоке и на западе. Эти вопросы очень обширны. В ограниченных рамках этой книги невозможно дать на них исчерпывающий ответ. Однако следует указать на некоторые течения, с которыми можно сравнить антропософию. Это прежде всего «системы ученичества», сыгравшие существенную роль в человеческой истории: античные школы мистерий, с одной стороны, и школы йоги — с другой. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Так как осознанный сверхчувственный опыт предполагает, что эфирное силовое поле освобождается до определенной степени от физического тела, можно считать, что такое освобождение всегда считалось главной целью духовного упражнения. Однако условия для подобного внутреннего процесса развития на протяжении истории были очень разными. В древности еще многие люди обладали способностью «старого» ясновидения. Они чувствовали себя — как бы во сне, в грезах — связанными с божественными существами, жившими в небесных сферах, и с природными существами, живущими на земле, а также в ветре и в погоде, в ключах, реках, озерах и морях, в камнях и горах, в растениях, деревьях и лесах. Посмотрев на это, можно понять, почему на загадки жизни и на вопросы познания эти люди так часто отвечали при помощи мифов и легенд. Божества и «существа стихий» еще были близки им. Они переживались как действительность, а не только как образы фантазии. Существует множество исторических документов, рассказывающих о вещих снах и других видениях, производящих вполне правдоподобное впечатление. Таким образом, можно сказать, что в древности, как правило, было проще достичь «эфирного расслабления», чем в последующие эпохи, и что уже тогда существовало крайне много различных путей, которые облегчали такую связь со сверхчувственными мирами. Некоторые люди направляли свою силу на то, чтобы сохранить старое, инстинктивное ясновидение и по возможности усилить его. Мы знаем о сивиллах, прорицателях, вещунах и других, кто придерживался определенных жизненных правил и нередко жил в некоторой отрешенности от других людей. Они воспринимали свои откровения, когда «на них нисходил дух». В этих случаях они, как правило, не имели возможности сохранить нормальное дневное сознание. Встреча со сверхчувственным миром захватывала их, и они были вынуждены «войти в транс». Описания их поведения во многом похожи на сообщения о сегодняшних медиумах.
В противоположность этому, люди, которые хотят достигнуть контролируемого ясновидения, делающего возможным незатуманенное сознание, должны идти совсем другим путем. Им нужно пройти духовное ученичество, которое поможет их эфирному телу не расслабиться, прежде чем оно не проделает полного превращения. ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭФИРНОГО ТЕЛА Так называемое инспиративное познание, как оно было описано выше, появляется только, когда эфирное силовое поле пройдет глубокое изменение благодаря внутренним упражнениям. В книге «Как достигнуть познания высших миров» подробно описывается, как медитативные и моральные упражнения, при помощи которых образуются цветы лотоса в астральном теле, постепенно приводят также к тому, что эфирное тело человека, благодаря некоторого рода системе новообразованных течений и структур, ставится под его собственный сознательный контроль. Человек, достигший этой ступени развития, может изменить «положение» эфирного тела и тем самым вызвать или прервать сверхчувственное восприятие. И сверхчувственные феномены, которые он теперь может воспринимать, представляются ему «звучащими». Тем самым он достигает способности «читать скрытое письмо», как было описано выше.
Мы знаем немного об упражнениях, которые, к примеру, использовались в Древнем Египте и Греции, чтобы вызвать такое внутреннее преобразование. Можно исходить из того, что более или менее аскетический образ жизни и регулярное участие в религиозных ритуалах и жертвоприношениях играли в этом важную роль. Обучение, которое проводилось в Пифагорейском ордене, основанном в 6 в. до н. э., известно, по крайней мере частично, потомкам. В основе его лежало, среди прочего, изучение геометрии, математики и астрономии. То, что Пифагор и его последователи сообщают о «гармонии сфер», можно рассматривать как свидетельство живого опыта инспиративного познания. «Школы мистерий» древности, как правило, были расположены в уединенных местах и управлялись жрецами. Когда они видели, что ученик продвинулся достаточно далеко в своем внутреннем развитии, он имел право принять участие в церемонии, которая называлась «посвящением» или «инициацией». Это означало, что в течение нескольких дней состоится окончательное превращение эфирного тела. ПОСВЯЩЕНИЕ В ДРЕВНОСТИ Ритуал инициации в античности — к этому мотиву Штайнер постоянно вновь возвращается в своих книгах. Одно из самых подробных описаний дано в его серии докладов об Евангелии от Иоанна, прочитанных в Гамбурге в 1908 году (Собр. соч. 103). Там описывается, как ученик через свое обучение должен был осуществлять внутреннее очищение, «катарсис», который приводил к формированию цветов лотоса в астральном теле. Затем путем ритуальных действий вызывалось полное эфирное расслабление, при котором ученик погружался в смертеподобный сон. «Теперь эфирное тело было освобождено от сил физического тела, которые на него действовали. Теперь эфирное тело было, так сказать, эластичным и пластичным, и если теперь в него погружали то, что было выработано в астральном теле, эфирное тело приобретало отпечаток всего астрального тела» (31. 5. 1908). Церемония посвящения продолжалось около трех дней. Она проходила под наблюдением некоторой группы жрецов и заканчивалась тем, что духовный руководитель, «иерофант», вызывал ученика обратно в физическое тело. Теперь возрожденный имел право в ритуальной форме рассказать жрецам, что он пережил во время этого соединения со сверхчувственным миром.
Многое говорит о том, что в древности происходили такие посвящения. В ряде античных зданий, служивших религиозным целям, были найдены каменные саркофаги, которые явно были подготовлены к приему человеческих тел, но которые, как предполагается, не использовались для обычного погребения. Один из самых наглядных примеров — это гранитный саркофаг в царской комнате пирамиды Хеопса в Египте. Запечатанная воздушная труба, соединявшая это помещение с наружной частью пирамиды, указывает на то, что царская комната была предназначена не для последнего покоя мумии, а служила лишь временным местоприбыванием для живого человека и использовалась для религиозных церемоний. «Настоящая» погребальная комната находится вообще глубоко под основанием пирамиды Хеопса. ТАЙНЫЕ РИТУАЛЫ Древнеримский писатель Луций Апулей, родившийся в 1 в. н. э. и живший в Северной Африке, дает в своем романе «Золотой осел» подробное, еще сохранившееся описание античных церемоний посвящения. Он сообщает, что в египетском храме Изиды он испытал после определенной подготовки духовное переживание, которое описывает так: «Достиг я рубежей смерти, переступил порог Прозерпины (богини царства мертвых) и вспять вернулся, пройдя через все стихии; в полночь видел я солнце в сияющем блеске, предстал пред богами подземными и небесными и вблизи поклонился им». После того, как он прошел посвящение, он должен был, облаченный в роскошное платье, предстать позади завесы. Голову его окружал венок из листьев пальмы, расходившихся во все стороны в виде лучей света. По другую сторону завесы собралась масса зрителей. «Вдруг завеса отдернулась, и, разукрашенный наподобие Солнца, словно воздвигнутая статуя, оказался я перед взором народа».
Из описания можно понять, что посвящаемый возводился, в определенном смысле, как бы в божественный ранг. Луций Апулей отмечает, что он не имел права говорить о пройденном обучении или о ритуалах, приведших к глубокому переживанию. И это понятно. В торжественных действиях, судя по всему, содержится «магическое» совершение обряда, которое не должно быть доступно для непосвященного. «Обыкновенные» люди в древности — по легко понятным причинам — были чрезвычайно любопытны, стремясь узнать, что происходит во время таинственных ритуалов, в храмах мистерий. Если бы не было строгого обета молчаний о происходящем, тогда, весьма вероятно, эти свидетельства сохранились бы для потомков. Так как мы столь мало знаем о церемониях посвящения древности, хотя они, по всей видимости, и существовали, — есть, стало быть, все основания полагать, что обет молчания соблюдался очень добросовестно. «ГИБЕЛЬ БОГОВ» ИЛИ «СУМЕРКИ БОГОВ» Многое указывает на то, что эфирное поле человека уже в далеком прошлом начало сильнее связываться с физическим телом. Таким образом, постепенно становилось все труднее, а со временем стало почти невозможно сохранять связь с миром богов. У многих народов сохранились мифы и легенды, выразительно изображающие этот процесс развития. Он переживается как «гибель богов». Эдда — это повествование о «сумерках богов». При этом описывается не какое-то внешнее событие, а глубокое изменение человеческого сознания. Это коренное преображение внутренней конституции человека, и тем самым также его картины мира, происходило в течение длительного времени в различных культурах. В некоторых отдаленных местах, например на севере, «старое» ясновидение, по всей видимости, сохранилось дольше, чем в остальной Европе. Англо-американский историк Э. Р. Доддс (Е. R. Dodds) собрал обширный материал, свидетельствующий о том, что вещие сны, видения и другие сверхчувственные переживания в Древней Греции 5 века до н. э. все больше шли на убыль («The Greek and the Irrational» — «Греки и иррациональное». University of California Press, 1951). Глубокое изменение сознания человека Древней Эллады проявилось также и в том обстоятельстве, что естествознание и философия испытали тогда же свой расцвет. Выработанный тогда образ мыслей и мировоззрение, по всей видимости, оказали влияние на все западное человечество. Из-за того, что эфирное силовое поле все сильнее связывалось с физическим телом, античные церемонии посвящения со временем больше не соответствовали состоянию сознания людей. Церемонии посвящения все больше приходили в упадок и вырождение, до тех пор пока, в конце концов, не прекратились во времена Древнего Рима.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|