Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Различные эпохи — различные пути упражнений




Часто спрашивают, как соотносится антропософия с другими более древними и новыми путями упражнения, в особенности с различными школами йоги на востоке и на западе.

Эти вопросы очень обширны. В ограниченных рамках этой книги невозможно дать на них исчерпывающий ответ.

Однако следует указать на некоторые течения, с которыми можно сравнить антропософию. Это прежде всего «системы уче­ничества», сыгравшие существенную роль в человеческой исто­рии: античные школы мистерий, с одной стороны, и школы йо­ги — с другой.

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Так как осознанный сверхчувственный опыт предполагает, что эфирное силовое поле освобождается до определенной сте­пени от физического тела, можно считать, что такое освобожде­ние всегда считалось главной целью духовного упражнения.

Однако условия для подобного внутреннего процесса разви­тия на протяжении истории были очень разными.

В древности еще многие люди обладали способностью «ста­рого» ясновидения. Они чувствовали себя — как бы во сне, в грезах — связанными с божественными существами, жившими в небесных сферах, и с природными существами, живущими на земле, а также в ветре и в погоде, в ключах, реках, озерах и мо­рях, в камнях и горах, в растениях, деревьях и лесах. Посмот­рев на это, можно понять, почему на загадки жизни и на воп­росы познания эти люди так часто отвечали при помощи мифов и легенд. Божества и «существа стихий» еще были близки им. Они переживались как действительность, а не только как обра­зы фантазии. Существует множество исторических документов, рассказывающих о вещих снах и других видениях, производя­щих вполне правдоподобное впечатление.

Таким образом, можно сказать, что в древности, как прави­ло, было проще достичь «эфирного расслабления», чем в после­дующие эпохи, и что уже тогда существовало крайне много раз­личных путей, которые облегчали такую связь со сверхчувственными мирами. Некоторые люди направляли свою силу на то, чтобы сохранить старое, инстинктивное ясновидение и по воз­можности усилить его. Мы знаем о сивиллах, прорицателях, ве­щунах и других, кто придерживался определенных жизненных правил и нередко жил в некоторой отрешенности от других лю­дей. Они воспринимали свои откровения, когда «на них нисхо­дил дух». В этих случаях они, как правило, не имели возмож­ности сохранить нормальное дневное сознание. Встреча со сверх­чувственным миром захватывала их, и они были вынуждены «войти в транс». Описания их поведения во многом похожи на сообщения о сегодняшних медиумах.

В противоположность этому, люди, которые хотят достигнуть контролируемого ясновидения, делающего возможным незатуманенное сознание, должны идти совсем другим путем. Им нуж­но пройти духовное ученичество, которое поможет их эфирному телу не расслабиться, прежде чем оно не проделает полного превращения.

ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭФИРНОГО ТЕЛА

Так называемое инспиративное познание, как оно было опи­сано выше, появляется только, когда эфирное силовое поле прой­дет глубокое изменение благодаря внутренним упражнениям.

В книге «Как достигнуть познания высших миров» подробно описывается, как медитативные и моральные упражнения, при помощи которых образуются цветы лотоса в астральном теле, постепенно приводят также к тому, что эфирное тело человека, благодаря некоторого рода системе новообразованных течений и структур, ставится под его собственный сознательный контроль. Человек, достигший этой ступени развития, может изме­нить «положение» эфирного тела и тем самым вызвать или пре­рвать сверхчувственное восприятие. И сверхчувственные фено­мены, которые он теперь может воспринимать, представляются ему «звучащими». Тем самым он достигает способности «читать скрытое письмо», как было описано выше.

Мы знаем немного об упражнениях, которые, к примеру, использовались в Древнем Египте и Греции, чтобы вызвать такое внутреннее преобразование. Можно исходить из того, что более или менее аскетический образ жизни и регулярное участие в религиозных ритуалах и жертвоприношениях играли в этом важную роль.

Обучение, которое проводилось в Пифагорейском ордене, основанном в 6 в. до н. э., известно, по крайней мере частично, потомкам. В основе его лежало, среди прочего, изучение геомет­рии, математики и астрономии. То, что Пифагор и его последо­ватели сообщают о «гармонии сфер», можно рассматривать как свидетельство живого опыта инспиративного познания.

«Школы мистерий» древности, как правило, были располо­жены в уединенных местах и управлялись жрецами. Когда они видели, что ученик продвинулся достаточно далеко в своем внут­реннем развитии, он имел право принять участие в церемонии, которая называлась «посвящением» или «инициацией». Это оз­начало, что в течение нескольких дней состоится окончательное превращение эфирного тела.

ПОСВЯЩЕНИЕ В ДРЕВНОСТИ

Ритуал инициации в античности — к этому мотиву Штайнер постоянно вновь возвращается в своих книгах. Одно из самых подробных описаний дано в его серии докладов об Евангелии от Иоанна, прочитанных в Гамбурге в 1908 году (Собр. соч. 103). Там описывается, как ученик через свое обучение должен был осуществлять внутреннее очищение, «катарсис», который приво­дил к формированию цветов лотоса в астральном теле. Затем путем ритуальных действий вызывалось полное эфирное рас­слабление, при котором ученик погружался в смертеподобный сон. «Теперь эфирное тело было освобождено от сил физическо­го тела, которые на него действовали. Теперь эфирное тело бы­ло, так сказать, эластичным и пластичным, и если теперь в него погружали то, что было выработано в астральном теле, эфирное тело приобретало отпечаток всего астрального тела» (31. 5. 1908).

Церемония посвящения продолжалось около трех дней. Она проходила под наблюдением некоторой группы жрецов и закан­чивалась тем, что духовный руководитель, «иерофант», вызывал ученика обратно в физическое тело. Теперь возрожденный имел право в ритуальной форме рассказать жрецам, что он пережил во время этого соединения со сверхчувственным миром.

Многое говорит о том, что в древности происходили такие посвящения. В ряде античных зданий, служивших религиозным целям, были найдены каменные саркофаги, которые явно были подготовлены к приему человеческих тел, но которые, как пред­полагается, не использовались для обычного погребения.

Один из самых наглядных примеров — это гранитный саркофаг в царской комнате пирамиды Хеопса в Египте. Запечатан­ная воздушная труба, соединявшая это помещение с наружной частью пирамиды, указывает на то, что царская комната была предназначена не для последнего покоя мумии, а служила лишь временным местоприбыванием для живого человека и использовалась для религиозных церемоний. «Настоящая» погребальная комната находится вообще глубоко под основанием пирамиды Хеопса.

ТАЙНЫЕ РИТУАЛЫ

Древнеримский писатель Луций Апулей, родившийся в 1 в. н. э. и живший в Северной Африке, дает в своем романе «Золотой осел» подробное, еще сохранившееся описание античных цере­моний посвящения. Он сообщает, что в египетском храме Изиды он испытал после определенной подготовки духовное пережи­вание, которое описывает так:

«Достиг я рубежей смерти, переступил порог Прозерпины (богини царства мертвых) и вспять вернулся, пройдя через все стихии; в полночь видел я солнце в сияющем блеске, предстал пред богами подземными и небесными и вблизи поклонился им».

После того, как он прошел посвящение, он должен был, об­лаченный в роскошное платье, предстать позади завесы.

Голову его окружал венок из листьев пальмы, расходивших­ся во все стороны в виде лучей света. По другую сторону заве­сы собралась масса зрителей.

«Вдруг завеса отдернулась, и, разукрашенный наподобие Солнца, словно воздвигнутая статуя, оказался я перед взором народа».

Из описания можно понять, что посвящаемый возводился, в определенном смысле, как бы в божественный ранг.

Луций Апулей отмечает, что он не имел права говорить о пройденном обучении или о ритуалах, приведших к глубокому переживанию. И это понятно. В торжественных действиях, судя по всему, содержится «магическое» совершение обряда, которое не должно быть доступно для непосвященного.

«Обыкновенные» люди в древности — по легко понятным причинам — были чрезвычайно любопытны, стремясь узнать, что происходит во время таинственных ритуалов, в храмах мисте­рий. Если бы не было строгого обета молчаний о происходящем, тогда, весьма вероятно, эти свидетельства сохранились бы для потомков.

Так как мы столь мало знаем о церемониях посвящения древности, хотя они, по всей видимости, и существовали, — есть, стало быть, все основания полагать, что обет молчания соблюдался очень добросовестно.

«ГИБЕЛЬ БОГОВ» ИЛИ «СУМЕРКИ БОГОВ»

Многое указывает на то, что эфирное поле человека уже в далеком прошлом начало сильнее связываться с физическим телом. Таким образом, постепенно становилось все труднее, а со временем стало почти невозможно сохранять связь с миром богов.

У многих народов сохранились мифы и легенды, выразитель­но изображающие этот процесс развития. Он переживается как «гибель богов».

Эдда — это повествование о «сумерках богов». При этом описывается не какое-то внешнее событие, а глубокое изменение человеческого сознания. Это коренное преображение внутренней конституции человека, и тем самым также его картины мира, происходило в течение длительного времени в различных куль­турах. В некоторых отдаленных местах, например на севере, «старое» ясновидение, по всей видимости, сохранилось дольше, чем в остальной Европе.

Англо-американский историк Э. Р. Доддс (Е. R. Dodds) со­брал обширный материал, свидетельствующий о том, что вещие сны, видения и другие сверхчувственные переживания в Древней Греции 5 века до н. э. все больше шли на убыль («The Greek and the Irrational» — «Греки и иррациональное». University of California Press, 1951). Глубокое изменение сознания человека Древней Эллады проявилось также и в том обстоятельстве, что естествознание и философия испытали тогда же свой расцвет. Выработанный тогда образ мыслей и мировоззрение, по всей видимости, оказали влияние на все западное человечество.

Из-за того, что эфирное силовое поле все сильнее связыва­лось с физическим телом, античные церемонии посвящения со временем больше не соответствовали состоянию сознания лю­дей. Церемонии посвящения все больше приходили в упадок и вырождение, до тех пор пока, в конце концов, не прекратились во времена Древнего Рима.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...