Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

От инспирации к «интуиции»




Исчерпывающее, получаемое совершенно непосредственным путем знание сверхчувственной действительности может быть достигнуто только тем, кто продвинулся еще на один шаг на внутреннем пути ученичества.

Упражняющийся, если он хочет сделать этот шаг, должен намеренно подавлять даже мощные внутренние переживания, которые возникают у него благодаря инспирации. То, что появ­ляется после такого вторичного «погашения» в его сознании, которое в остальном абсолютно пусто, может путем энергичного, целенаправленного упражнения быть преобразовано в «интуи­тивную» познавательную способность.

Как следует из контекста, Штайнер использует выражения «инспирация» и «интуиция» иначе, чем они обычно применяют­ся. На вопросе, почему он выбрал именно эти обозначения, здесь трудно останавливаться детально.

Того, кто имеет опыт инспиративных переживаний, можно сравнить с тем, кто может прочитать письмо, но адресата знает только по переписке. Тот, кто развил «интуитивную» способ­ность, оказывается с этим адресатом — то есть со сверхчувствен­ным существом — лицом к лицу. Это переживание, однако, ис­пытывает еще одно усиление. В интуитивном познавательном акте, который происходит при полном освобождении от физиче­ского тела и в состоянии наивысшей ясности сознания, внутрен­няя сущность человека становится единой с объектом своего наблюдения. В объекте не остается ничего, чего бы наблюдатель не видел, а в его собственном восприятии нет ничего, что могло бы дать ему ложный образ получаемых им переживаний. Теперь он может с полной, окончательной уверенностью отличать ил­люзию от действительности в сверхчувственных мирах.

АНТРОПОСОФИЯ КАК «ДУХОВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»

Если совершающий упражнение человек достигает ступени интуиции, то он в принципе делает то же самое, что исследователь в лаборатории, устраняя со временем погрешности, оказы­вающие воздействия на его эксперимент, при помощи постоянно­го совершенствования экспериментальной техники.

Это принципиальное соотнесение с господствующими науч­ными методами исследования послужило для Штайнера пово­дом, чтобы охарактеризовать антропософию как форму «духов­ного исследования».

Если проведенное каким-нибудь исследователем наблюдение хочет получить научное признание, то в соответствии с обще­принятыми представлениями оно должно быть воспроизводимым. Это означает, что другой исследователь, который будет прово­дить это же самое исследование в таких же условиях должен в принципе прийти к таким же результатам.

Но есть ли другие наблюдатели, которые достигли таких же конечных результатов, как Штайнер?

По вышеприведенным причинам сложно однозначно отве­тить на этот вопрос. Однако те переживания, о которых сообщается в этой книге, свидетельствуют о том, что человек, по ка­кой-либо причине попавший в «свободное от тела» состояние сознания, испытывает сверхчувственные восприятия такого же рода, что описывает и Штайнер. В частности так обстоит дело у людей, которые в состоянии угрозы смерти переживают пано­раму жизни. Здесь мы имеем дело с феноменом, который в зна­чительной степени оказывается хорошо воспроизводимым. Видение панорамы жизни идентично с восприятием собственного эфирного силового поля. Исходя из этого феномена, можно описать, как появляется сверхчувственное переживание. Таким об­разом, оправдан вопрос: почему описаниям Штайнера, относя­щимся именно к этой теме, больше не уделяется внимание со стороны академических исследователей. Если проводятся дис­куссии о научном содержании высказываний Штайнера, то часто приводятся некоторые цитаты об «астральном теле», «сверхчув­ственных существах» или о различных инкарнациях (воплоще­ниях) человека. Подобные высказывания, которые вырваны из контекста и приводятся буквально, не могут дать ясного пред­ставления об антропософском духовном исследовании. Прежде чем обсуждать его результаты, следовало бы остановиться на обычном, впрочем, само собой разумеющемся исходном положе­нии, что нужно прежде всего понимать применяемые методы. Лишь тогда можно делать выводы.

Пожалуй, нет ни одного психолога, психиатра или невролога, чье описание условий, при которых появляется «внечувственное» восприятие, было бы общепризнанным. Вместе с тем сегодня этот вопрос очень актуален. Но на него не могло бы дать убе­дительного ответа и парапсихологическое исследование. Пара­психология гораздо чаще приводила к различным заблуждениям.

ПРИМЕРЫ ИЗ ПАРАПСИХОЛОГИИ

Современная парапсихология вся направлена на то, чтобы привести физические доказательства существования внечувственного восприятия (экстрасенсорная перцепция, ЭСП). Неко­торые ученые (Lodge, Myers, Hodson, Price и др.) изучали «по­слания», которые передавались различными медиумами. При этом было обнаружено много блефа, однако, некоторые фено­мены были несомненно «настоящими». Например в этих опытах медиумы погружались в транс, т. е. в похожее на сон состояние сознания. Или контакт с «миром духов» искался через «автома­тическое письмо». Некоторые послания, полученные таким или похожим образом, могут содержать высказывания, которые мож­но проконтролировать при помощи объективных средств. Они, например, могут содержать факты и воспоминания, известные только какому-то одному определенному, уже умершему чело­веку и больше никому, по крайней мере в большей своей части.

Бывает, что у медиумов, находящихся в самых разных мес­тах, появляются указания и отдельные воспоминания, являю­щиеся отголосками классической истории или мифологии. Лишь только, если свести вместе сообщения различных медиумов, из этого раскроется некоторый смысл. Исследователи установили, что существовал некоторый общий прообраз, представленный в этих фрагментах. Но как это получалось, оставалось неизвестно. Такие «прообразы» в некоторых случаях сообщались медиума­ми, которые находились на трех различных концах земного ша­ра и абсолютно независимо друг от друга жили и работали.

Ряд исследователей (Rhine, Pearce, Pratt, Carrington и др.) изучали «способность» нормальных людей правильно называть пять разных закрытых карт, лежащих перед ними на столе. Не­которые эксперименты из этой серии опытов проводились так, что испытуемые ни разу не могли видеть оборотную сторону карт, а также не имели возможности контактировать с экспери­ментатором. В результате всех этих экспериментов, которые проводились в течение долгого времени и при самом строгом контроле, оказалось, что некоторые испытуемые несравнимо чаще достигали правильных результатов, чем это можно было предположить по теории вероятности (Гаральд Шйелдеруп. «Скрытый человек» — Harald Schjelderup, «Den dolda människan»).

Парапсихологи должны были сначала преодолевать колос­сальные противодействия. Однако все больше исследователей вынуждены все же согласиться, что в некоторых случаях мето­ды исследования соответствуют всем требованиям научной точ­ности эксперимента. Английский психолог Г. Дж. Айзенк (Н. J. Eysenck), который сам представляет крайне «редукцио­нистские» взгляды, пишет в статье «Sense and Nonsens in Psyc­hology" («Смысл и бессмыслица в психологии»):

«Если бы не существовало гигантского отвержения, в кото­ром участвуют более тридцати факультетов различных универ­ситетов мира и сотни авторитетных ученых, специалистов по различным областям, утверждений исследователей парапсихо­логии, то непредубежденный наблюдатель мог бы только прий­ти к заключению, что действительно существует небольшая группа лиц, которые при помощи до сих пор еще научно не изу­ченных средств получают знания о том, что происходит либо в голове других людей, либо в окружающем мире».

Заключение Айзенка затрагивает действительное ядро про­блемы, которую поставила современная парапсихология: у не­которых людей можно обнаружить «неизвестные способности». Но что же такое представляют собой эти способности — счита­ется все-таки невыясненным.

Испытуемые, которые предложили исследовать себя, по впол­не понятным причинам не могут описать, что они на самом де­ле переживают, потому что все происходит на бессознательном уровне. Этого не может и экспериментатор. Он только регистри­рует и оценивает результаты. Предполагается, что он использу­ет только свои «обычные» познавательные способности.

«СТАРОЕ» И «НОВОЕ» ЯСНОВИДЕНИЕ

Антропософия идет совершенно другим путем. Здесь и «экс­периментатор» и «испытуемый» — если такое выражение воз­можно — идентичны друг с другом. Происходящие сверхчувст­венные восприятия переживаются при полном и ясном дневном сознании, что делает возможным критический анализ и упоря­дочивание познаваемого.

Такую целиком и полностью осознанную познавательную способность Штайнер называет «новым» ясновидением. Оно мо­жет быть достигнуто только через внутреннее ученичество или — в некоторых редких случаях — благодаря жизненным событиям, заменяющим определенным образом внутреннее обучение (сравн., например, опыт жизни Люсерана). Эта познавательная способность во многих отношениях принципиально отличается от «естественного» ясновидения, которое не было необычным в Античном мире и заключалась, например, в способности чтения мыслей или в получении посланий из духовного мира.

Множество документов древности рассказывает о людях, ко­торые в какой-либо форме имели такую способность: сивиллах (вещие жрицы у древних греков и римлян), пророках и других «провидцах» и «провидицах». Способность «старого» ясновиде­ния основывается, согласно Штайнеру, на том, «... что эфирное тело еще не целиком находилось в физическом теле в регионе головы, и что со всех сторон в голову втекали потоки и тем са­мым передавали эфирному телу способность ясновидения. Но вот пришло время, когда эфирное втянулось в физическое тело. При этом эфирное тело определенным образом — не полно­стью — оторвалось от этих потоков» (Доклад от 5. 7. 1909. Собр. соч. 112).

Для людей с таким ясновидением характерен тот факт, что они не всегда с полной уверенностью могут сказать, когда их переживания «настоящие», а когда нет. Здесь следует привести два показательных примера из нашего времени.

Один из известнейших «ясновидцев», близких нашему времени, — это норвежец «Флёттумгуттен» («парень Флёттум»), живший в начале этого века. Его настоящее имя было Йохан Флёттум. Его высказывания были всегда чрезвычайно конкрет­ны. Его часто звали на помощь, чтобы найти пропавших. Но в одних случаях он мог точно указать место, где лежал труп, в других ситуациях он полностью ошибался.

Известная американская предсказательница Джейн Диксон обнародовала большое количество предсказаний, которые затем сбылись. Она предсказала, среди прочего, убийство Дж. Ф. Кен­неди в 1963 году и свержение Хрущева в 1964 году. С другой стороны, она также утверждала ошибочно, что в октябре 1958 года Китай ввергнет мир в войну из-за островов Квимои иМатсю, а также что Александр Дуглас Хоум победит в Англии на выборах в 1964 году.

Из обоих случаев отчетливо следует, что «верные» предсказания делаются с той же самой уверенностью, что и «неверные» и что они возникали из одного типа ситуаций.

В парапсихологических исследованиях также возникают со­ответствующие феномены. Медиумы, которые погрузились «в транс», после пробуждения часто вообще ничего не помнят о пе­режитом. Испытуемые, принимавшие, к примеру, участие в «экс­периментах по угадыванию карт», как правило, говорят, что они не могут отличить ситуации, в которых они достигали «прямого попадания», от тех, в которых они промахивались.

Представляется вполне правдоподобным, что способности к «сверхчувственному восприятию», которые установили парапси­хологи, как правило, связаны со «старым» ясновидением, и именно поэтому данные феномены не могут быть широко развиты.

Основываясь на предшествующих рассуждениях, можно признать, что антропософский путь познания может привести к не­которой форме «духовного ученичества», которая в большей ме­ре, чем современная парапсихология, способна ответить на воп­рос о возникновении и действительной природе внечувственного восприятия.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...