От инспирации к «интуиции»
Исчерпывающее, получаемое совершенно непосредственным путем знание сверхчувственной действительности может быть достигнуто только тем, кто продвинулся еще на один шаг на внутреннем пути ученичества. Упражняющийся, если он хочет сделать этот шаг, должен намеренно подавлять даже мощные внутренние переживания, которые возникают у него благодаря инспирации. То, что появляется после такого вторичного «погашения» в его сознании, которое в остальном абсолютно пусто, может путем энергичного, целенаправленного упражнения быть преобразовано в «интуитивную» познавательную способность. Как следует из контекста, Штайнер использует выражения «инспирация» и «интуиция» иначе, чем они обычно применяются. На вопросе, почему он выбрал именно эти обозначения, здесь трудно останавливаться детально. Того, кто имеет опыт инспиративных переживаний, можно сравнить с тем, кто может прочитать письмо, но адресата знает только по переписке. Тот, кто развил «интуитивную» способность, оказывается с этим адресатом — то есть со сверхчувственным существом — лицом к лицу. Это переживание, однако, испытывает еще одно усиление. В интуитивном познавательном акте, который происходит при полном освобождении от физического тела и в состоянии наивысшей ясности сознания, внутренняя сущность человека становится единой с объектом своего наблюдения. В объекте не остается ничего, чего бы наблюдатель не видел, а в его собственном восприятии нет ничего, что могло бы дать ему ложный образ получаемых им переживаний. Теперь он может с полной, окончательной уверенностью отличать иллюзию от действительности в сверхчувственных мирах. АНТРОПОСОФИЯ КАК «ДУХОВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»
Если совершающий упражнение человек достигает ступени интуиции, то он в принципе делает то же самое, что исследователь в лаборатории, устраняя со временем погрешности, оказывающие воздействия на его эксперимент, при помощи постоянного совершенствования экспериментальной техники. Это принципиальное соотнесение с господствующими научными методами исследования послужило для Штайнера поводом, чтобы охарактеризовать антропософию как форму «духовного исследования». Если проведенное каким-нибудь исследователем наблюдение хочет получить научное признание, то в соответствии с общепринятыми представлениями оно должно быть воспроизводимым. Это означает, что другой исследователь, который будет проводить это же самое исследование в таких же условиях должен в принципе прийти к таким же результатам. Но есть ли другие наблюдатели, которые достигли таких же конечных результатов, как Штайнер? По вышеприведенным причинам сложно однозначно ответить на этот вопрос. Однако те переживания, о которых сообщается в этой книге, свидетельствуют о том, что человек, по какой-либо причине попавший в «свободное от тела» состояние сознания, испытывает сверхчувственные восприятия такого же рода, что описывает и Штайнер. В частности так обстоит дело у людей, которые в состоянии угрозы смерти переживают панораму жизни. Здесь мы имеем дело с феноменом, который в значительной степени оказывается хорошо воспроизводимым. Видение панорамы жизни идентично с восприятием собственного эфирного силового поля. Исходя из этого феномена, можно описать, как появляется сверхчувственное переживание. Таким образом, оправдан вопрос: почему описаниям Штайнера, относящимся именно к этой теме, больше не уделяется внимание со стороны академических исследователей. Если проводятся дискуссии о научном содержании высказываний Штайнера, то часто приводятся некоторые цитаты об «астральном теле», «сверхчувственных существах» или о различных инкарнациях (воплощениях) человека. Подобные высказывания, которые вырваны из контекста и приводятся буквально, не могут дать ясного представления об антропософском духовном исследовании. Прежде чем обсуждать его результаты, следовало бы остановиться на обычном, впрочем, само собой разумеющемся исходном положении, что нужно прежде всего понимать применяемые методы. Лишь тогда можно делать выводы.
Пожалуй, нет ни одного психолога, психиатра или невролога, чье описание условий, при которых появляется «внечувственное» восприятие, было бы общепризнанным. Вместе с тем сегодня этот вопрос очень актуален. Но на него не могло бы дать убедительного ответа и парапсихологическое исследование. Парапсихология гораздо чаще приводила к различным заблуждениям. ПРИМЕРЫ ИЗ ПАРАПСИХОЛОГИИ Современная парапсихология вся направлена на то, чтобы привести физические доказательства существования внечувственного восприятия (экстрасенсорная перцепция, ЭСП). Некоторые ученые (Lodge, Myers, Hodson, Price и др.) изучали «послания», которые передавались различными медиумами. При этом было обнаружено много блефа, однако, некоторые феномены были несомненно «настоящими». Например в этих опытах медиумы погружались в транс, т. е. в похожее на сон состояние сознания. Или контакт с «миром духов» искался через «автоматическое письмо». Некоторые послания, полученные таким или похожим образом, могут содержать высказывания, которые можно проконтролировать при помощи объективных средств. Они, например, могут содержать факты и воспоминания, известные только какому-то одному определенному, уже умершему человеку и больше никому, по крайней мере в большей своей части. Бывает, что у медиумов, находящихся в самых разных местах, появляются указания и отдельные воспоминания, являющиеся отголосками классической истории или мифологии. Лишь только, если свести вместе сообщения различных медиумов, из этого раскроется некоторый смысл. Исследователи установили, что существовал некоторый общий прообраз, представленный в этих фрагментах. Но как это получалось, оставалось неизвестно. Такие «прообразы» в некоторых случаях сообщались медиумами, которые находились на трех различных концах земного шара и абсолютно независимо друг от друга жили и работали.
Ряд исследователей (Rhine, Pearce, Pratt, Carrington и др.) изучали «способность» нормальных людей правильно называть пять разных закрытых карт, лежащих перед ними на столе. Некоторые эксперименты из этой серии опытов проводились так, что испытуемые ни разу не могли видеть оборотную сторону карт, а также не имели возможности контактировать с экспериментатором. В результате всех этих экспериментов, которые проводились в течение долгого времени и при самом строгом контроле, оказалось, что некоторые испытуемые несравнимо чаще достигали правильных результатов, чем это можно было предположить по теории вероятности (Гаральд Шйелдеруп. «Скрытый человек» — Harald Schjelderup, «Den dolda människan»). Парапсихологи должны были сначала преодолевать колоссальные противодействия. Однако все больше исследователей вынуждены все же согласиться, что в некоторых случаях методы исследования соответствуют всем требованиям научной точности эксперимента. Английский психолог Г. Дж. Айзенк (Н. J. Eysenck), который сам представляет крайне «редукционистские» взгляды, пишет в статье «Sense and Nonsens in Psychology" («Смысл и бессмыслица в психологии»): «Если бы не существовало гигантского отвержения, в котором участвуют более тридцати факультетов различных университетов мира и сотни авторитетных ученых, специалистов по различным областям, утверждений исследователей парапсихологии, то непредубежденный наблюдатель мог бы только прийти к заключению, что действительно существует небольшая группа лиц, которые при помощи до сих пор еще научно не изученных средств получают знания о том, что происходит либо в голове других людей, либо в окружающем мире». Заключение Айзенка затрагивает действительное ядро проблемы, которую поставила современная парапсихология: у некоторых людей можно обнаружить «неизвестные способности». Но что же такое представляют собой эти способности — считается все-таки невыясненным.
Испытуемые, которые предложили исследовать себя, по вполне понятным причинам не могут описать, что они на самом деле переживают, потому что все происходит на бессознательном уровне. Этого не может и экспериментатор. Он только регистрирует и оценивает результаты. Предполагается, что он использует только свои «обычные» познавательные способности. «СТАРОЕ» И «НОВОЕ» ЯСНОВИДЕНИЕ Антропософия идет совершенно другим путем. Здесь и «экспериментатор» и «испытуемый» — если такое выражение возможно — идентичны друг с другом. Происходящие сверхчувственные восприятия переживаются при полном и ясном дневном сознании, что делает возможным критический анализ и упорядочивание познаваемого. Такую целиком и полностью осознанную познавательную способность Штайнер называет «новым» ясновидением. Оно может быть достигнуто только через внутреннее ученичество или — в некоторых редких случаях — благодаря жизненным событиям, заменяющим определенным образом внутреннее обучение (сравн., например, опыт жизни Люсерана). Эта познавательная способность во многих отношениях принципиально отличается от «естественного» ясновидения, которое не было необычным в Античном мире и заключалась, например, в способности чтения мыслей или в получении посланий из духовного мира. Множество документов древности рассказывает о людях, которые в какой-либо форме имели такую способность: сивиллах (вещие жрицы у древних греков и римлян), пророках и других «провидцах» и «провидицах». Способность «старого» ясновидения основывается, согласно Штайнеру, на том, «... что эфирное тело еще не целиком находилось в физическом теле в регионе головы, и что со всех сторон в голову втекали потоки и тем самым передавали эфирному телу способность ясновидения. Но вот пришло время, когда эфирное втянулось в физическое тело. При этом эфирное тело определенным образом — не полностью — оторвалось от этих потоков» (Доклад от 5. 7. 1909. Собр. соч. 112). Для людей с таким ясновидением характерен тот факт, что они не всегда с полной уверенностью могут сказать, когда их переживания «настоящие», а когда нет. Здесь следует привести два показательных примера из нашего времени. Один из известнейших «ясновидцев», близких нашему времени, — это норвежец «Флёттумгуттен» («парень Флёттум»), живший в начале этого века. Его настоящее имя было Йохан Флёттум. Его высказывания были всегда чрезвычайно конкретны. Его часто звали на помощь, чтобы найти пропавших. Но в одних случаях он мог точно указать место, где лежал труп, в других ситуациях он полностью ошибался.
Известная американская предсказательница Джейн Диксон обнародовала большое количество предсказаний, которые затем сбылись. Она предсказала, среди прочего, убийство Дж. Ф. Кеннеди в 1963 году и свержение Хрущева в 1964 году. С другой стороны, она также утверждала ошибочно, что в октябре 1958 года Китай ввергнет мир в войну из-за островов Квимои иМатсю, а также что Александр Дуглас Хоум победит в Англии на выборах в 1964 году. Из обоих случаев отчетливо следует, что «верные» предсказания делаются с той же самой уверенностью, что и «неверные» и что они возникали из одного типа ситуаций. В парапсихологических исследованиях также возникают соответствующие феномены. Медиумы, которые погрузились «в транс», после пробуждения часто вообще ничего не помнят о пережитом. Испытуемые, принимавшие, к примеру, участие в «экспериментах по угадыванию карт», как правило, говорят, что они не могут отличить ситуации, в которых они достигали «прямого попадания», от тех, в которых они промахивались. Представляется вполне правдоподобным, что способности к «сверхчувственному восприятию», которые установили парапсихологи, как правило, связаны со «старым» ясновидением, и именно поэтому данные феномены не могут быть широко развиты. Основываясь на предшествующих рассуждениях, можно признать, что антропософский путь познания может привести к некоторой форме «духовного ученичества», которая в большей мере, чем современная парапсихология, способна ответить на вопрос о возникновении и действительной природе внечувственного восприятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|