Понятия как свидетельства «сверхчувственного» мира
То, что мышление является членом объективного мирового процесса, не противоречит тому факту, что используемые в повседневной жизни понятия, как правило, сильно окрашены личными переживаниями. Если я, например рассказываю слушателям о льве или о геометрической фигуре, каждый мысленно может представлять себе «собственный» образ. Однако все сразу же понимают, что имеется в виду. Есть нечто, что является общим для всех представлений о треугольнике — это именно понятие треугольника. Что же это такое — понятие? Каждый, кто сталкивался с проблемами теории познания, знает, что этот вопрос принадлежит к наиболее дискутируемым в истории философии. Так как понятия занимают центральное место в человеческом общении, мы по сути дела не можем видеть то, что действительно происходит в наших межличностных отношениях, если упустить из вида этот вопрос. Сегодня многие люди склоняются к тому, чтобы рассматривать понятия как феномен языка. Похожим образом думают очень многие философы. Представители логического эмпиризма, который, начиная с 1920 года, занимает ведущее положение в современной философии, ограничиваются в своих исследованиях главным образом разбором значения различных слов и выражений. Однако при помощи обычного логического анализа нельзя приблизиться к подлинному корню обсуждаемой здесь проблемы. Бертран Рассел (Bertrand Russell), наверное, самый известный представитель логического эмпиризма, приводит в своем изложении философии Платона меткое описание трудностей, перед которыми мы оказываемся, если хотим рассматривать понятия как чисто языковые феномены: «... мы не можем выражаться на языке, состоящем исключительно из собственных имен, нам, напротив, нужны также общие слова, такие как «человек», «собака», «кошка» или если не эти, то хотя бы такие определяющие слова, как «похожий», «прежде» и так далее. Такие слова — это не одни только бессмысленные звуки. И вряд ли можно понять, какими бы значительными они были, если бы мир состоял только из единственных предметов, которые бы обозначались именами собственными. Может быть, можно как-нибудь обойти этот аргумент; во всяком случае он представляет собой аргумент prima-facie в пользу универсалий» («Западная философия». Вена, 1978).
Кто достаточно интенсивно пережил мышление и как творение человека, и как «мировой процесс», может быть увидит — или, по крайней мере, догадается, какое решение этой проблемы предлагает здесь Расселл. Наши представления о вещах окрашены нашими собственными образами воспоминаний и являются тем самым чем-то индивидуальным, однако понятия у нас общие с другими людьми. Понятие треугольника всегда предполагает одно и то же, совершенно независимо от того, кто бы его не переживал. Мы можем мысленно производить с этим понятием различные операции, так как мы все причастны одному и тому же объективно существующему миру мыслей, одному и тому же «сверхчувственному» миру. ШТАЙНЕР КАК ФИЛОСОФ То, что здесь говорится о мышлении, преимущественно взято из книги «Философия свободы» (Собр. соч. 4), в которой Штайнер обобщает свои воззрения на теорию познания. Эта книга появилась в 1893 году. Уже в 15 лет Штайнер начал изучать Канта. Потом он постепенно проработал произведения мыслителей прошлого различных эпох. Сам он создал ряд философских трудов, написал свою докторскую диссертацию на тему теории познания и выпустил большой труд об идейном развитии XIX столетия, который он позднее расширил, превратив в обзор всей истории философии («Загадки философии». 1914. Собр. соч. 18).
КОРЕННОЙ ВОПРОС Кардинальная проблема теории познания, к которой снова и снова возвращаются почти все философы и которая затрагивается также в этой главе — это вопрос о действительной природе понятий. Когда Штайнер писал «Философию свободы», он еще не так далеко прошел в своем развитии, чтобы чувствовать себя достаточно зрелым для выступления перед обществом со своим опытом сверхчувственного мира. Вместо этого он в это время говорил о «мире мыслей», «идеальной сфере». Как он сам сообщает, уже на рубеже XIX века он, однако, попытался не прямым, но все же явным образом сообщить об основополагающих «духовных» точках зрения, к которым он пришел. К этим работам, совершенно несомненно, принадлежит его описание процессов образования понятий. Мысль, что наша способность образовывать понятия могла бы рассматриваться как в некотором роде подтверждение существования духовного мира, могла казаться наивной и, вероятно, вызывала мягкую улыбку у критически мыслящих людей. Философски образованному человеку эта мысль могла бы показаться даже доказательством невежества. Однако вопрос о действительной природе понятий нельзя решить ни при помощи знаний, ни благодаря сообразительности. Я слышал однажды, как два специалиста устроили дискуссию по этому вопросу перед заинтересованной публикой. Оба были профессорами теоретической философии в различных западных университетах. Они были знакомы со студенческой скамьи, дружили, но по-разному оценивали Рудольфа Штайнера как философа. Один имел антропософскую ориентацию, а другой нет. Следуя за Штайнером, первый профессор считал, что понятие «стол» охватывает все мыслимые столы в мире. Он говорил в соответствии с этим о некоем «Нечто», имеющим универсальный характер и присутствующим в мышлении, когда мы используем понятие. Другой это отрицал. Он говорил, что согласование между понятиями различных людей обладает чисто формальной природой и не имеет ничего общего с реальным «мировым процессом». Они спорили долго. Аргументы подкреплены были глубокими знаниями, и остроумием, однако, они нисколько не сблизились в своих убеждениях. Собственно говоря, они представляли воззрения или «жизненные позиции», которые повсеместно широко распространены. Одному естественным казалось переживание понятий как некоторого рода реальности. Если он узнавал — например из какого-нибудь антропософского произведения Штайнера, что для всех земных явлений существуют «прообразы» («первообразы») и что наши понятия — это тоже разновидность теневого отражения этих прообразов, он был готов признать это и чувствовал: «Я об этом всегда думал».
Но для многих, может быть, для большинства людей это невозможно. Они отстраняются от подобных мыслей как от полностью неверных. Однако этот подход требует, чтобы люди были не «глупее» и не «умнее», чем другие. Отличие заключается в чем-то другом. «СВОБОДНОЕ ОТ ТЕЛА» МЫШЛЕНИЕ Сегодня уже есть много людей, имеющих естественное желание получить представление и понятие о сверхчувственных феноменах. У некоторых эта потребность даже очень сильно выражена. Штайнер объясняет этот феномен тем, что мышление у этих людей не целиком «заключено» в головном мозге. Они обладают способностью, по крайней мере до некоторой степени, думать «свободно от тела», т. е. при помощи эфирного силового поля. Свободное от тела мышление не должно быть менее острым или менее строгим, чем связанное с телом мышление. Просто-напросто появляется что-то совсем другое. Когда выше говорилось о «свободном от чувственности мышлении», речь по сути шла о том же самом феномене — однако с другой точки зрения. В своих докладах и книгах Штайнер апеллирует к свободному от тела мышлению. Кто работает над таким мышлением, способствует преображению своего эфирного силового поля. Он может сохранить ясность своих мыслей и силу своих суждений и все же шаг за шагом освобождаться от своего физического тела. Тем самым он подготавливает почву для «нового ясновидения» — в отличие от «старого ясновидения», которое также основывалось на свободном от физического тела сознании, однако, еще не было связано с такой мыслительной способностью. Читатель воспринимает, возможно, это описание двух «способов мышления» как в некотором роде критическую оценку или считает даже надменным. Однако речь идет о феноменах, которые можно наблюдать как у самого себя, так и у других. Оба вида мышления — свободное от тела и связанное с телом — существуют на самом деле. Сравнивать их не означает оценивать их. Точно так же, как не является оценкой установление различий между, например, гладкими и вьющимися волосами. Кто ищет конкретные примеры сверхчувственного в повседневной жизни, расценит приведенное выше описание свободного от тела мышления как, может быть, очень неопределенное или даже неясное Но существуют также переживания другой природы, которые очевидны, которые могут встречаться также у совершенно «обычных» людей, и которые, тем не менее, можно сравнивать с описанными здесь явлениями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|