Антропософия как импульс культуры
Описывая упражнения, Штайнер хотел показать путь к познанию сверхчувственного мира. Но это не самоцель. Нигде так ясно не сказано, из чего собственно происходит антропософский путь познания, как в книге «Как достигнуть познания высших миров»: «Человек преобразовывает землю, взращивая на ней то, что он познал в стране Духа. В этом заключается его задача. Лишь потому, что земной чувственный мир связан с духовным миром, на этой земле поистине можно действовать. И если человек причастен к тем мирам, в которых скрыты творящие силы, то нужно стремиться подняться к этим мирам». Другими словами: единственно действительно достойным мотивом получения представления о сверхчувственных мирах является стремление извлечь из этого знания все необходимое для того, чтобы справиться с подлинными задачами, которые ставит земное существование. Тому, кто пытается применить практические выводы антропософии, несложно найти сферу деятельности, которая делает жизнь интересной и наполненной смыслом. Но он скоро заметит, что цель гораздо глубже, чем просто «стать счастливым» или «реализовать себя» на чисто личном уровне. Задача состоит не в том, чтобы освободиться от физического мира, а напротив, чтобы связать себя с ним и искать такие возможности, которые способствуют его постепенному преобразованию. Люди, на практике осуществляющие антропософский путь ученичества, узнают нечто важное и особенно характерное. Они замечают, что упражнение проходит лучше, становится более плодотворным, когда они ведут деятельную, направленную вовне жизнь. Кто избрал этот путь и думает, что с его помощью можно достичь действительных духовных познаний, уклоняясь при этом каким-либо образом от тяжелого повседневного существования, испытает горькое разочарование. Духовная изоляция непроизвольно ведет к ослаблению души. Постоянное, полное оптимизма движение от внутреннего покоя к внешней активности и обратно — это неразрывно связанная с антропософией форма жизни. Спокойное внутреннее упражнение повышает интерес к внешнему миру и другим людям. Результаты — в форме углубленного понимания и повышения деятельных сил человека — появляются лишь тогда, когда достаточно силен интерес к жизни.
Здесь, я думаю, и лежит истинная причина того, почему антропософия стала импульсом, который породил плодотворные инициативы во многих областях жизни и культуры. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕНЕНИЯ Если бы Рудольф Штайнер пошел по другому пути ученичества, чем тот, который был им избран, он бы не смог, по его собственным словам, внести вклад в формирование художественной деятельности в области архитектуры, живописи, скульптуры, сценического искусства и т. д., что также наложило сильный отпечаток на антропософское движение. Вальдорфские школы в педагогике, антропософски ориентированные медицина и лечебная педагогика, биодинамическое сельское хозяйство и ряд других примеров прикладного духовного исследования тогда бы не были бы созданы. Многие из инициатив, предложенных Штайнером и имеющих значительный вес для всех этих практических областей, были изложены не в форме книг или докладов, а в беседах, в ответах на вопросы, поступающие от людей, которые во многих случаях были хорошо образованными специалистами в данных областях. Ответы зачастую были очень конкретными и подробными и нередко показывали обширные знания в областях, где обычно бывают компетентны только специалисты. То, что «духовное исследование» может очень сильно способствовать углублению знаний о физических феноменах, кажется бесспорным для знакомого с тем, как Штайнер отвечает на множество различных, чисто практических детальных вопросов, которые были заданы ему в последние годы его жизни. Часто отмечается, что духовные представления Штайнера существуют «изолированно» и что среди его последователей не обнаруживается ничего подобного.
В определенном отношении это верно. Кто постарался прочитать эту книгу, может понять, почему так трудно проводить исследование в духовной области. Но все же было бы несправедливо из-за этого отмахиваться от учеников Штайнера как от несамостоятельно повторяющих его слова людей. Если бы так и было, то вальдорфские школы, антропософски ориентированные учреждения в области лечебной педагогики и ухода за больными, биодинамическое сельское хозяйство и всевозможные иные прикладные инициативы и деятельности уже давно бы заглохли. Именно потому, что многие указания Штайнера были даны в более или менее спонтанной форме и касались совершенно определенных ситуаций, они не могут быть использованы без вдохновения и по шаблону. Кто хочет работать, используя рекомендованные Штайнером методы, но ограничиваясь при этом лишь сложившимися формами, не сможет достичь каких-либо успешных результатов — например, научить конкретную группу школьников лучше сосредоточиваться или аутичного ребенка — чистить зубы, а также суметь активно помочь тяжелому раковому больному или произвести действительно качественный компост. Тот. кто хочет внедрить антропософские импульсы в практическую жизнь, должен в зависимости от своих индивидуальных способностей стараться стать творческим человеком. В заключение мне хотелось бы упомянуть о том, к чему приходят многие сотрудники различных антропософских учреждений. Это было и со мной. Мы находимся сейчас в некотором кризисе цивилизации, и это проявляется в различных сферах жизни. Проблемы, стоящие перед учителями, лечебными педагогами, врачами, медицинскими сестрами, садоводами и земледельцами, повсеместно имеют тенденцию становиться сложнее. И тем важнее не отчаиваться. Наоборот, перед нами стоит задача — увеличить внутренние силы человека. И антропософский путь упражнений оказывает в этом неоценимую помощь. Он позволяет испытать радость от работы, хотя работа и требует от человека все больше усилий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|