Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Школы йоги на востоке и на западе




В некоторых направлениях очень сильно доминируют «духов­ные» упражнения. Среди них следует особенно выделить Дхьяна-йогу (йогу философских суждений). В традиции Дхьяны мышление выступает и как объект изучения, и как инструмент изучения. В книге Пауля Брайтона (Paul Brunton) «Мудрость того, кто меня выше» («The Wisdom of the Overself». Лондон, 1974) описывается самостоятельная, западная разновидность этого философского пути познания.

В Раджа-Йоге также уделяется особое внимание заключи­тельным стадиям пути упражнений, который воспроизводится Патанджали.

Многие раджа-йоги считают, отмечает Вудс, что силу Кун­далини не следует вызывать посредством мантр или других «внешних» вспомогательных средств, а что ее должны пробуж­дать исключительно моральные и медитативные упражнения.

Однако, по всей видимости, немногие школы йоги рекомен­дуют чисто мыслительные упражнения. Все еще самой распро­страненной, вероятно, является комбинация различных методов. Некоторые учителя йоги открыто следуют девизу: «Нет Раджи без Хатхи» и проводят телесные упражнения как поддержку и подготовку для медитативного обучения.

Направления йоги, нашедшие наибольшее распространение на западе, философски определенно не ориентированы, а рабо­тают с упражнениями разного рода. Здесь открываются куль­турные проблемы большого масштаба.

Формы учения йоги, которые предполагают начинать с фор­мирования «нижних» центров, требуют времени, терпения, замкнутого образа жизни и в определенной мере аскетичности.

Эти предварительные условия, как правило, не ставились у нас на западе. Многие учителя йоги встали перед сложным вы­бором: или молчаливо наблюдать, как материалистическая жиз­ненная позиция индустриальных стран приобретает единоличное господство, или приспособить свое учение к распространенному в этих странах складу ума. Некоторые учителя, избравшие по­следний путь, в чем-то ушли очень далеко, порой изрядно отда­лились от первоисточников.

Некоторые пути упражнения представлены в искаженной форме: исключены действительно утомительные задания, а ос­тальные упражнения описываются как легкие и приятные.

Различные фрагменты из учения йоги лежат в основе путей упражнения, которые, не называются «йогой», а получили дру­гие названия (например, «трансцендентальная медитация»).

Учителя с недостаточным чувством ответственности распространяют упражнения, которые явно оторваны от каких бы то ни было моральных требований. В своем более или менее непол­ном состоянии некоторые из путей йоги встречают большой интерес. Они сталкиваются с заново пробужденной потребно­стью — не в последнюю очередь, среди многих представителей молодежи.

Передавая упражнения, как правило, исходят из желания помочь нашим современникам, задавленным суетой, обрести по­кой и расслабление. Многие люди чувствуют глубокую благо­дарность и уверяют, что они испытали действительно положи­тельное воздействие. Иногда, правда, появляются также воз­действия другого рода.

«КОГДА Я ВИЖУ ТВОЕ НЕБО»

В новелле «Naar jeg ser din himmel» («Когда я вижу твое небо») Лиз Мортенсен описывает подобный пример. (Lis Могtensen).

После своего появления книга вызвала бурные споры в Да­нии. У Лиз Мортенсен брали интервью, и она действительно подтвердила, что описанные события в основном были пережи­ты ею самой.

Главная героиня Бодил Могенсен, 36-летняя домашняя хо­зяйка и мать двоих детей, начинает учиться в университете. Ее брак отличается скукой и равнодушием. Она смирилась и не­сколько лет живет в вынужденном отказе от половой жизни. Од­нако она привязана к своим детям и посвящает себя их воспи­танию и развитию. Она надеется найти исцеление от своего внутреннего беспокойства и дисгармонии и посещает центр ме­дитации, где ей открывается доступ к мантре, которая, по сло­вам учителя, «явилась ему через инспирацию». (Из последую­щего повествования становится известным, что речь идет об име­ни индуистского божества). Как только Бодил Моргенсен начинает медитировать над данной ей мантрой, она замечает, что ее состояние сознания изменяется. Почти сразу же она ис­пытывает глубокое внутреннее переживание.

«Внезапно моя голова наполняется сияющим светом. Он ис­текает из неиссякаемого источника и охватывает меня. Я чувст­вую, что этот свет любит меня, я чувствую себя погруженной в любовь».

Название книги намекает на это переживание.

Богил Моргенсен уверена, что пережила встречу с Богом. Она начинает все больше и больше интересоваться религией. Но при этом она внезапно теряет способность заботиться о своих детях. Она становится к ним более или менее равнодушной. Она стра­дает бессонницей и чувствует, как будто бы к ее голове подни­маются пузырьки воздуха, наполняют ее и грозят вот-вот разо­рвать.

Однажды появляется следующее изменение в ее состоянии. В свете, вызванном медитацией, вдруг появляется черное пятно, которое она переживает как «черное зубчатое солнце».

«Странное ощущение возникает в половых органах, не непри­ятное, однако беспокоящее. Что-то начинает двигаться в моем позвоночнике, как будто бы вверх и вниз ползает змея».

Это чувство преследует ее почти постоянно и вызывает силь­ное жгучее ощущение. Она пытается заглушить его холодными ваннами и таблетками от нервов, однако «змея» как и прежде двигается вверх и вниз. Иногда она сильно барабанит о внут­реннюю сторону черепа. Когда возникает жажда сексуального удовлетворения, эти феномены становятся почти невыносимыми.

Она ищет помощи у разных людей. Учитель, который сооб­щил мантру, бессилен и ищет совета у своего собственного учи­теля (махариши). Но и тот не знает, чем помочь.

От одного индийского йога Бодил Моргенсен узнает, что она переживает силу Кундалини и что она должна жить в сексуаль­ной воздержанности. Один психиатр дает ей успокоительные таблетки, которые заставляют исчезнуть ощущения в позвоноч­нике. Она начинает лучше спать.

Однако последствия пережитого продолжаются. Бодил Мор­генсен страдает от того, что она не может заниматься пробле­мами семьи. Когда она сдает экзамен, но не получает работу, ее ситуация становится еще хуже. Она пытается покончить жизнь самоубийством и лежит в различных психиатрических клиниках. Со временем она находит поддержку в солидарности, которую встречает в группе женщин. Она чувствует, как сила жить зародилась вновь.

Людям, не считающимся со сверхчувственной действительно­стью, подобная история может показаться странной. Однако проблемы, которые описывает Лиз Мортенсен, не так редки, как принято думать.

Штайнер часто описывает опасности, которые могут быть связаны с внутренними упражнениями различного рода. Он, од­нако, отмечает, что эти опасности возникают только тогда, ког­да упражнения не сопровождаются достаточно интенсивным мо­ральным ученичеством и поэтому они воздействуют на внутрен­ние центры, которые еще не созрели для того, чтобы их «разбу­дили».

АНТРОПОСОФИЯ И ЙОГА

Вопрос об отношении антропософии к традиционным формам учения йоги в основном уже был разобран выше. Но, может быть, все же имеет смысл завершить эту глазу кратким подве­дением итогов. В способе описания внутренней конституции человека есть много важных совпадений. Такие понятия, как цветы лотоса, эфирное тело, сила Кундалини и т. д., проявляют удивительное, хотя и не всегда буквальное, сходство. Эти сов­падения привели к тому, что многие люди думают, будто бы йо­га и антропософия по сути одно и то же.

Кроме того, многие убеждены, что Штайнер «позаимствовал» часть своих описаний из того или иного руководства по йоге.

Вот пример. В широко распространенном в Швеции Энцикло­педическом словаре Бонниерса в разделе «Антропософия» гово­рится, что она является «выраженной синкретической системой», т. е. смешением различных учений, составная часть которой — это индийская философия. Кроме того, в той же статье далее сказано, что антропософия включает «психический метод трени­ровки», который среди прочего построен на йоге.

Штайнер, однако, никогда не стремился к тому, чтобы в его собственной системе смешивались различные философские и религиозные воззрения. Антропософский путь познания цели­ком и полностью построен на основе опыта, а не на основе соб­ранного в одном месте духовного багажа.

Совпадения, которые действительно существуют между ан­тропософией и различными школами йоги, обусловлены тем, что Штайнер и учителя, создавшие «восточные пути обучения», неза­висимо друг от друга пришли к глубоким и родственным взгля­дам на внутреннюю конституцию человека.

Но и различия столь же глубоки и проистекают из того, что методы упражнения выросли из различных исторических тен­денций.

Последовательность упражнений не одинаковая. Антропософ­ский путь познания начинается с формирования центра, имею­щего отношение к голове. Учение йоги, которое сохранило ис­ходную организацию, идет прямо противоположным путем, т. е. начинает с «низших» центров.

Позы тела, дыхательные упражнения и мантры, применяе­мые в некоторых школах йоги, должны рассматриваться в исто­рической перспективе и, по мнению Штайнера, не столь необхо­димы для современных людей. Если эти упражнения не связаны с соответствующим восточному учению образом жизни, они мо­гут стать просто опасными.

В заключение мне хотелось бы привести несколько личных соображений.

То, что я здесь изложил, задумано как помощь для тех лю­дей, которые понимают, что существуют различные пути упраж­нения и хотят сделать собственный сознательный выбор. Я по­пытался представить все как можно более объективно, однако не могу и не хочу скрывать того факта, что я сам сделал выбор. Я чувствую глубокое почтение к традиционным, последователь­но проводимым формам учения йоги, однако считаю, что антро­пософский путь упражнений более подходит для современных людей, по крайней мере, на Западе.


 


ПОСЛЕСЛОВИЕ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...