Школы йоги на востоке и на западе
В некоторых направлениях очень сильно доминируют «духовные» упражнения. Среди них следует особенно выделить Дхьяна-йогу (йогу философских суждений). В традиции Дхьяны мышление выступает и как объект изучения, и как инструмент изучения. В книге Пауля Брайтона (Paul Brunton) «Мудрость того, кто меня выше» («The Wisdom of the Overself». Лондон, 1974) описывается самостоятельная, западная разновидность этого философского пути познания. В Раджа-Йоге также уделяется особое внимание заключительным стадиям пути упражнений, который воспроизводится Патанджали. Многие раджа-йоги считают, отмечает Вудс, что силу Кундалини не следует вызывать посредством мантр или других «внешних» вспомогательных средств, а что ее должны пробуждать исключительно моральные и медитативные упражнения. Однако, по всей видимости, немногие школы йоги рекомендуют чисто мыслительные упражнения. Все еще самой распространенной, вероятно, является комбинация различных методов. Некоторые учителя йоги открыто следуют девизу: «Нет Раджи без Хатхи» и проводят телесные упражнения как поддержку и подготовку для медитативного обучения. Направления йоги, нашедшие наибольшее распространение на западе, философски определенно не ориентированы, а работают с упражнениями разного рода. Здесь открываются культурные проблемы большого масштаба. Формы учения йоги, которые предполагают начинать с формирования «нижних» центров, требуют времени, терпения, замкнутого образа жизни и в определенной мере аскетичности. Эти предварительные условия, как правило, не ставились у нас на западе. Многие учителя йоги встали перед сложным выбором: или молчаливо наблюдать, как материалистическая жизненная позиция индустриальных стран приобретает единоличное господство, или приспособить свое учение к распространенному в этих странах складу ума. Некоторые учителя, избравшие последний путь, в чем-то ушли очень далеко, порой изрядно отдалились от первоисточников.
Некоторые пути упражнения представлены в искаженной форме: исключены действительно утомительные задания, а остальные упражнения описываются как легкие и приятные. Различные фрагменты из учения йоги лежат в основе путей упражнения, которые, не называются «йогой», а получили другие названия (например, «трансцендентальная медитация»). Учителя с недостаточным чувством ответственности распространяют упражнения, которые явно оторваны от каких бы то ни было моральных требований. В своем более или менее неполном состоянии некоторые из путей йоги встречают большой интерес. Они сталкиваются с заново пробужденной потребностью — не в последнюю очередь, среди многих представителей молодежи. Передавая упражнения, как правило, исходят из желания помочь нашим современникам, задавленным суетой, обрести покой и расслабление. Многие люди чувствуют глубокую благодарность и уверяют, что они испытали действительно положительное воздействие. Иногда, правда, появляются также воздействия другого рода. «КОГДА Я ВИЖУ ТВОЕ НЕБО» В новелле «Naar jeg ser din himmel» («Когда я вижу твое небо») Лиз Мортенсен описывает подобный пример. (Lis Могtensen). После своего появления книга вызвала бурные споры в Дании. У Лиз Мортенсен брали интервью, и она действительно подтвердила, что описанные события в основном были пережиты ею самой. Главная героиня Бодил Могенсен, 36-летняя домашняя хозяйка и мать двоих детей, начинает учиться в университете. Ее брак отличается скукой и равнодушием. Она смирилась и несколько лет живет в вынужденном отказе от половой жизни. Однако она привязана к своим детям и посвящает себя их воспитанию и развитию. Она надеется найти исцеление от своего внутреннего беспокойства и дисгармонии и посещает центр медитации, где ей открывается доступ к мантре, которая, по словам учителя, «явилась ему через инспирацию». (Из последующего повествования становится известным, что речь идет об имени индуистского божества). Как только Бодил Моргенсен начинает медитировать над данной ей мантрой, она замечает, что ее состояние сознания изменяется. Почти сразу же она испытывает глубокое внутреннее переживание.
«Внезапно моя голова наполняется сияющим светом. Он истекает из неиссякаемого источника и охватывает меня. Я чувствую, что этот свет любит меня, я чувствую себя погруженной в любовь». Название книги намекает на это переживание. Богил Моргенсен уверена, что пережила встречу с Богом. Она начинает все больше и больше интересоваться религией. Но при этом она внезапно теряет способность заботиться о своих детях. Она становится к ним более или менее равнодушной. Она страдает бессонницей и чувствует, как будто бы к ее голове поднимаются пузырьки воздуха, наполняют ее и грозят вот-вот разорвать. Однажды появляется следующее изменение в ее состоянии. В свете, вызванном медитацией, вдруг появляется черное пятно, которое она переживает как «черное зубчатое солнце». «Странное ощущение возникает в половых органах, не неприятное, однако беспокоящее. Что-то начинает двигаться в моем позвоночнике, как будто бы вверх и вниз ползает змея». Это чувство преследует ее почти постоянно и вызывает сильное жгучее ощущение. Она пытается заглушить его холодными ваннами и таблетками от нервов, однако «змея» как и прежде двигается вверх и вниз. Иногда она сильно барабанит о внутреннюю сторону черепа. Когда возникает жажда сексуального удовлетворения, эти феномены становятся почти невыносимыми. Она ищет помощи у разных людей. Учитель, который сообщил мантру, бессилен и ищет совета у своего собственного учителя (махариши). Но и тот не знает, чем помочь. От одного индийского йога Бодил Моргенсен узнает, что она переживает силу Кундалини и что она должна жить в сексуальной воздержанности. Один психиатр дает ей успокоительные таблетки, которые заставляют исчезнуть ощущения в позвоночнике. Она начинает лучше спать.
Однако последствия пережитого продолжаются. Бодил Моргенсен страдает от того, что она не может заниматься проблемами семьи. Когда она сдает экзамен, но не получает работу, ее ситуация становится еще хуже. Она пытается покончить жизнь самоубийством и лежит в различных психиатрических клиниках. Со временем она находит поддержку в солидарности, которую встречает в группе женщин. Она чувствует, как сила жить зародилась вновь. Людям, не считающимся со сверхчувственной действительностью, подобная история может показаться странной. Однако проблемы, которые описывает Лиз Мортенсен, не так редки, как принято думать. Штайнер часто описывает опасности, которые могут быть связаны с внутренними упражнениями различного рода. Он, однако, отмечает, что эти опасности возникают только тогда, когда упражнения не сопровождаются достаточно интенсивным моральным ученичеством и поэтому они воздействуют на внутренние центры, которые еще не созрели для того, чтобы их «разбудили». АНТРОПОСОФИЯ И ЙОГА Вопрос об отношении антропософии к традиционным формам учения йоги в основном уже был разобран выше. Но, может быть, все же имеет смысл завершить эту глазу кратким подведением итогов. В способе описания внутренней конституции человека есть много важных совпадений. Такие понятия, как цветы лотоса, эфирное тело, сила Кундалини и т. д., проявляют удивительное, хотя и не всегда буквальное, сходство. Эти совпадения привели к тому, что многие люди думают, будто бы йога и антропософия по сути одно и то же. Кроме того, многие убеждены, что Штайнер «позаимствовал» часть своих описаний из того или иного руководства по йоге. Вот пример. В широко распространенном в Швеции Энциклопедическом словаре Бонниерса в разделе «Антропософия» говорится, что она является «выраженной синкретической системой», т. е. смешением различных учений, составная часть которой — это индийская философия. Кроме того, в той же статье далее сказано, что антропософия включает «психический метод тренировки», который среди прочего построен на йоге.
Штайнер, однако, никогда не стремился к тому, чтобы в его собственной системе смешивались различные философские и религиозные воззрения. Антропософский путь познания целиком и полностью построен на основе опыта, а не на основе собранного в одном месте духовного багажа. Совпадения, которые действительно существуют между антропософией и различными школами йоги, обусловлены тем, что Штайнер и учителя, создавшие «восточные пути обучения», независимо друг от друга пришли к глубоким и родственным взглядам на внутреннюю конституцию человека. Но и различия столь же глубоки и проистекают из того, что методы упражнения выросли из различных исторических тенденций. Последовательность упражнений не одинаковая. Антропософский путь познания начинается с формирования центра, имеющего отношение к голове. Учение йоги, которое сохранило исходную организацию, идет прямо противоположным путем, т. е. начинает с «низших» центров. Позы тела, дыхательные упражнения и мантры, применяемые в некоторых школах йоги, должны рассматриваться в исторической перспективе и, по мнению Штайнера, не столь необходимы для современных людей. Если эти упражнения не связаны с соответствующим восточному учению образом жизни, они могут стать просто опасными. В заключение мне хотелось бы привести несколько личных соображений. То, что я здесь изложил, задумано как помощь для тех людей, которые понимают, что существуют различные пути упражнения и хотят сделать собственный сознательный выбор. Я попытался представить все как можно более объективно, однако не могу и не хочу скрывать того факта, что я сам сделал выбор. Я чувствую глубокое почтение к традиционным, последовательно проводимым формам учения йоги, однако считаю, что антропософский путь упражнений более подходит для современных людей, по крайней мере, на Западе.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|