Контакт со сверхчувственными существами
Когда высвобождаются три душевные силы, проделывающий упражнения человек входит в тесный контакт с определенными сверхчувственными существами. Они определенным образом родственны внутренним способностям, которые он выработал. Это родство проступает настолько отчетливо, насколько человеку еще присуща не преодоленная душевная односторонность. Такие существа живут в сверхчувственной форме бытия. Человек не может воспринимать их, пока сам не переступит «через порог» духовного мира. Но уже задолго до этого их воздействия можно воспринимать — на себе самом и на других. Кто легко и неконтролируемо заряжается энтузиазмом или склонен к более или менее восторженным эмоциональным взрывам, тот в душе родственно близок существам, которых Штайнер называет «люциферическими» (от греческого слова «Люцифер»). Кто обладает внутренней установкой все время оставаться холодно-расчетливым и кому не знакома внимательная тактичность по отношению к другим людям, связан по своей внутренней сути с существами, которых в антропософии называют «ариманическими» (Имя «АРМа» происходит из древней персидской мифологии). По данным Штайнера, есть много сверхчувственных существ. Обе группы, которые здесь были названы, будут описаны подробнее, чем все остальные, потому что они очень сильно связаны с тремя душевными силами человека. В нашей эмоциональной жизни существует естественная предрасположенность к «люциферическим» переживаниям, в то время как наше мышление очень легко может обрести стремление к «ариманическому». В волевой жизни особенно отчетливо может проявиться та или иная тенденция. Религиозный фанатик действует иначе, чем властный человек с сильной рассудочной направленностью.
Описанные здесь духовные существа должны выполнять важную задачу в бытии человека и в физическом мире. Важнейшие элементы в нашем культурном развитии и, не в последнюю очередь, в области искусства, никогда бы не появились, если они не были бы инспирированы люциферическими существами. И все явления, имеющие дело со старением, увяданием и смертью и неразрывно связанные с физическим бытием, не могли бы произойти, если бы не ариманические существа. Таким образом, бессмысленно думать, что мы могли бы освободиться или изолироваться от действия Люцифера или Аримана, как называют ведущих существ этих деятельностей. Кто хочет пройти систематическое внутреннее обучение, не может не вступить в конфронтацию с этими существами. Поэтому упражняющийся должен осознавать, что мышление, чувства и воля оказываются меньше «защищены» при высвобождении душевных сил. Опасность усиления имеющейся душевной односторонности тем самым повышается. Однако следует еще раз указать на то, что эта проблема будет более острой, если моральные упражнения проводятся не достаточно энергично. ЦВЕТЫ ЛОТОСА Внутренние органы восприятия, о которых говорилось в главе «Медитативные упражнения» и которые постепенно формируются благодаря воспитанию мыслей, чувств и воли, получили в индийской традиции йоги специальное название, которое затем было перенято представителями других школ. Их называют цветами лотоса или чакрами (колеса прялки). Конечно, нельзя при помощи каких-либо внешних методов исследования зафиксировать существование этих органов восприятия, так как данные методы исследования направлены исключительно на физическое тело и его функции. Из описания Штайнера следует, что они имеют определенное сходство с цветами или колесом прялки. Однако даже это образное сравнение так же мало соответствует истине, как если мы говорим о «крыльях носа» и о «желудочках сердца».
«Лепестки» или «спицы» в основе своей представляют некоторого рода излучения, которые исходят из различных центров внутри человека. У человека, не прошедшего духовное обучение, цветы лотоса, как правило, неподвижны и выделяются лишь незначительно. Но если кто-нибудь обладает способностью воспринимать сверхчувственную реальность, то у него этот «орган» находится в движении и имеет светящиеся цвета. В книге «Как достигнуть познания высших миров» говорится: «Если теперь ученик тайноведения приступит к своим упражнениям, то прежде всего произойдет то, что цветы лотоса засветятся; позднее они начнут вращаться». Даже если цветы лотоса не имеют физической субстанции, они все-таки четко связаны с различными частями тела. Одни цветы лотоса некоторым образом связаны с областью живота и обусловлены жизнью желаний и воли. Другие цветы лотоса связаны с ритмическими органами (сердцем, легкими и т. д.) и особенно зависят от воспитания эмоциональной жизни. Относящиеся к голове цветы лотоса развиваются прежде всего благодаря интеллектуальным упражнениям. «ДВЕНАДЦАТИЛЕПЕСТКОВЫЙ» ЦВЕТОК ЛОТОСА Как уже известно из сказанного выше, шесть сопутствующих упражнений начинаются с мыслительных и волевых упражнений и развиваются в упражнениях, направленных на воспитание эмоциональной жизни и заботу о ней. Последние упражнения предъявляют несравненно более высокие требования. В этом заключается также и основное ядро морального обучения. Если шесть сопутствующих упражнений проводятся достаточно интенсивно, они способствуют формированию органа, который имеет свой центр в области сердца. Его называют двенадцатилепестковым цветком лотоса. В книге «Как достигнуть познания высших миров» описывается, как астральное тело человека изменялось с течением времени. В доисторические времена из всех «лепестков» этого цветка лотоса было развито шесть. Со временем и развитием цивилизации они стали пассивными и неподвижными. Однако более или менее они активизируются сами по себе, когда остальные шесть «лепестков» или «спиц колеса прялки» расправляются благодаря соответствующим внутренним упражнениям.
Каждое из шести свойств, формируемых благодаря сопутствующим упражнениям, способствует, следовательно, развитию одного из таких лепестков. Некоторых людей может поразить или даже оттолкнуть то, что действия морального упражнения могут описываться в столь конкретных образах. Кому, однако, не чужда мысль о том, что действия сопутствующих упражнений запечатлеваются в определенных участках тела, тому этот образный язык кажется совершенно естественным. Также очень важно все время помнить о том, что речь идет не о «лепестках», а об излучениях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|