Шестилепестковый цветок лотоса
Как мы заметили, антропософский путь познания направлен прежде всего на то, чтобы сформировать астральные и эфирные органы, связанные с головой и сердцем. Сила воли, необходимая для интенсивных упражнений, может повыситься очень значительно, но все еще далеко до момента пробуждения тех центров, которые имеют дело с нижней частью тела и тем самым собственно с силами воли и стремлений. В книге «Как достигнуть познания высших миров» упражняющемуся дается совет: подождать с формированием астрального органа, называемого шестилепестковым цветком лотоса и связанного с расположенной под пупком областью, пока упражняющийся не достигнет определенного морального уровня. Степень зрелости, которая необходима, описывается следующим образом: «Отправления тела, наклонности и страсти души, мысли и идеи духа должны быть приведены в совершенное согласие между собой. Тело должно быть настолько облагорожено и очищено, чтобы его органы не влекли его ни к чему, что не служит душе или духу. Душа не должна понуждаться телом к вожделениям и страстям, которые противоречат чистому и благородному мышлению. Но и дух не должен, подобно рабовладельцу, господствовать над душой, налагая на нее свои веления долга и законы; напротив, она должна по собственной свободной склонности следовать обязанностям и велениям долга. Обязанность не должна тяготеть над учеником как нечто, чему он подчиняется против воли, но должна быть тем, что он исполняет по любви. Духовный ученик должен развить свободную душу в равновесии между чувственностью и духовностью. Он должен достигнуть возможности полагаться на свою чувственность, ибо она должна быть настолько очищенной, чтобы потерять силу увлекать его вниз. Он не должен больше иметь нужды в обуздании своих страстей, ибо они сами собой должны следовать по правильному пути. Пока человеку необходимо бичевать себя, он не может быть духовным учеником на известной ступени. Добродетель, к которой еще нужно принуждать себя, не имеет никакой цены для духовного ученичества. Пока у человека есть вожделение, оно мешает ученичеству, даже если бы он старался ему не потворствовать».
Можно довольно далеко продвинуться по антропософскому пути обучения, но при этом такая жизненная позиция не станет больше, чем только идеалом. Для того, кто, однако, хочет пробудить свои «нижние» центры, данный идеал будет требованием, которое непременно должно быть исполнено. Если это жизненное правило воспринимается несерьезно, появляется опасность выпустить силы, над которыми нет власти. Проблемы, которые здесь возникают, приобретают особое значение для того, кто хочет «пробудить» четырехлепестковый цветок лотоса, т. е. внутренний орган, имеющий прямое отношение к половым органам, формирование его является центральным элементом в некоторых классических системах йоги. «СИЛА КУНДАЛИНИ» В ходе внутреннего развития по пути ученичества, который был здесь изложен, упражняющийся человек, согласно определенным высказываниям Штайнера, может со временем приобрести опыт, имеющий решающее значение для его возможностей проводить «духовное исследование». Речь идет о том, что «сила восприятия» совершенно нового вида пробуждается в сердечном органе и направляется в эфирные излучения, выработанные благодаря духовному обучению: «Этот орган восприятия состоит из более высокой вещественности, которая исходит из упомянутого органа и в сияющей красоте струится по движущимся цветкам лотоса, а также и по другим каналам развитого эфирного тела. Оттуда он сияет наружу, в окружающий духовный мир, и делает его духовно видимым, как солнечный свет делает физически видимыми предметы, на которые он попадает...
Отчетливо воспринимаемым в виде предметов и существ, духовный мир становится собственно только для того, кто может подобным образом посылать этот орган восприятия сквозь свое эфирное тело во внешний мир, чтобы освещать им предметы. — Отсюда видно, что полное сознание о предметах и явлениях духовного мира может возникнуть только при условии, что человек сам направляет на них свет своего духа». Здесь Штайнер дает одно особенно важное пояснение: «Если бы он возжег его не здесь, а где-нибудь в другом месте, то вызванные им духовные восприятия не имели бы никакой связи с физическим миром». В первом издании книги «Как достигнуть познания высших миров», вышедшем в 1904 году, Штайнер описывает этот феномен, называя его «огнем кундалини». В последующих изданиях Штайнер больше использовал такие описательные понятия, как «духовная сила восприятия» или «элемент высшей субстанции». Это изменение характерно. Штайнер последовательно старался заменять восточную индийскую терминологию новыми обозначениями. Одной из основных причин этого были мнения, будто его представления заимствованы из древних религиозных трактатов, из традиций различных школ йоги или из англо-индийской теософии. Он пытался, насколько возможно, избежать таких недоразумений. «КЛАССИЧЕСКОЕ» УЧЕНИЕ ЙОГИ Основываясь на приведенном выше описании, мы можем подойти к важному и постоянно возникающему вопросу о соотношении между антропософией и йогой. На этот вопрос можно, конечно, давать самые разные ответы. Здесь следует привлечь исторический аспект рассмотрения. Прежде всего нужно осознать тот факт, что исходные формы учения йоги вышли из цивилизации, которая очень отличается от нашей. В государствах Древнего мира, и не в последнюю очередь в Южной Азии, считалась важной возможность жить в полном уединении и предаваться ничем не нарушаемым внутренним упражнениям. Это вводило их в духовный мир и должно было придавать силы, чтобы при помощи молитв и медитаций добиться благосклонности божественных существ, властвующих над войной и миром, над погодой и ветром.
Нужно также учитывать, что учение йоги происходит из эпохи, когда большинство людей еще обладало «старым» ясновидением и поэтому чувствовало себя очень крепко связанным со своим окружением. Они не могли отмежеваться от него и переживать самих себя как отдельное «Я» с собственными мыслительными способностями. При помощи особой позы тела и прежде всего при помощи измененного ритма дыхания йог того времени мог переходить в иное, чем обычно, состояние души. При помощи постоянно повторяемого самопроникновения, вживания в физиологические изменения, вызванные измененным дыханием, он сильнее, чем другие люди, связывал себя со своим телом и достигал на этом пути Я — сознания и мыслительной способности такого рода, которая получила всеобщее распространение только в более позднюю эпоху. Однако состояние сознания, которого достигла йога Древнего мира, нельзя — несмотря на аналогии — сравнивать со складом ума, который постепенно становился доминирующим в западном мире. При помощи постоянного внутреннего упражнения йог осуществлял такое преобразование своего эфирного силового поля, что со временем он открывал путь к «контролируемому» ясновидению. Он освобождался от инстинктивного контакта со сверхчувственным миром, чтобы затем по-новому и осознанно воссоздать эту связь. Можно сказать, что ни одна из современных школ йоги так сильно не «ориентирована на тело», как Хатха-йога, с ее сильным акцентом на диету, физиологические мероприятия, позы тела и дыхательные упражнения. Данные современных специалистов показывают, что эти описанные во всех деталях физиологические мероприятия считаются необходимыми, чтобы ученик овладел полностью ясным мышлением, т. е. мог бы проводить упражнения на концентрацию и медитацию. Таким образом, вполне возможно, что Хатха-йога сохраняет традицию из очень далекой древности. ВОСЬМИЧЛЕННЫЙ ПУТЬ ЙОГИ Последовательный порядок упражнений, применяемых в Древней Индии, находит выражение в известном описании «восьмичленного пути», которое дал Патанджали. Патанджали принадлежит к самым выдающимся учителям йоги в истории человечества. Утверждают, что его «Йога-сутры» (афоризмы о йоге) были написаны более чем 300 лет до новой эры. Среди прочего они включают следующее перечисление важнейших элементов учения йоги, начиная снизу:
8. Самадхи (созерцание) 7. Дхьяна (медитация) 6. Дхарана (концентрация) 5. Пратьяхара (чувственный контроль) 4. Пранаяма (дыхательный контроль) 3. Асана (поза тела) 2. Нияма (приобретение пяти основополагающих добродетелей) 1. Яма (умеренность в пяти сферах жизни) Патанджали сам не придавал большого значения различным сложным позам тела, которые предписывались более древними школами йоги. Он только отмечал, что положение тела должно быть «устойчивым» и «приятным». Его описание различных дыхательных упражнений также не столь подробно. Патанджали принадлежал к школе, называемой «Раджа-Йога», которая придавала очень большое значение внутреннему упражнению, т. е. высшим ступеням. Он жил в эпоху, когда было уже легче достичь самообладания над умением мыслить. Однако его описание пути ученичества именно потому столь интересно, что оно отражает не ту ориентацию, которую он сам представляет, а тот порядок следования упражнениям, который является «изначальным» и «классическим». Кто знаком с антропософией, заметит один интересный момент. Последовательность от «асаны» через «пранаяму" к «пратьяхаре» показывает, что настоящее упражнение йоги начиналось с членов тела (конечностей) и обмена веществ, продолжалось с ритмическими процессами, а затем распространялось на чувственные переживания. По всей видимости, «трехчленные» функции тела, описываемые Штайнером, были известны также тем учителям, которые создавали учение йоги. Этим физиологически ориентированным упражнениям предшествовало моральное ученичество, которое было исходным базисом тренировки йогов (и это также сохраняется во многих школах еще сегодня). Ученик должен воздерживаться от насилия, лжи, воровства, недостойного поведения и стремления к материальным благам. Он должен усвоить привычку к опрятности, скромности, самоконтролю, способности к учебе и преданности божественному.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|