Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И орфоэпические нормы русского языка




I. Вопросы:

1. Дайте определение понятия «норма литературного языка».

2. Что такое императивная и диспозитивная норма? Приведите примеры.

3. Назовите основные типы языковых норм. Приведите примеры.

4. Причины изменения норм. Варианты норм.

5. Норма и кодификация.

6. Понятие об орфоэпии. Понятие произносительной нормы.

7. Варианты произношения.

8. Общие принципы русского литературного произношения.

9. Современные нормы произношения гласных звуков.

10. Современные нормы произношения согласных звуков и их сочетаний.

11. Особенности произношения заимствованных слов.

12. Особенности русского словесного ударения.

13. Основные акцентологические нормы.

 

II. Индивидуальные задания: подготовьте сообщение на тему «Сущность и проявления языкового пуризма» (Краснова Т.И. Основы русской грамматики. Языковая норма. Слово и предложение. СПб., 2007. С. 25–28; Романовский Г. Иностранно-русский словарь (фрагмент). Опыт перевода заимствованных слов. URL: http://subscribe.ru/archive/linguistics.lexicon/200803/02080523.html и др.).

 

III. Устные задания:

1. Прочитайте слова, обращая внимание на произнесение гласных в первом и втором предударных слогах: водоворот, колорит, молоко, поворот, подобрать, подоконник, самовар, самолет. Какая норма литературного языка реализуется при этом?

2. Определите, в чем состоит особенность произнесения конечного гласного в словах: адажио, какао, радио.

3. Прочитайте слова, обращая внимание на произнесение звуков на месте выделенных букв: д е вяносто, ж а ра, ж а смин, ж е на, ж е стяной, за я вление, лош а диный, р е чной, р я занский. Какая норма литературного языка реализуется при этом?

4. Прочитайте слова, определите суть типичной ошибки их произношения: будущий, инцидент, компрометировать, констатировать, конкурентоспособный, поскользнуться, почерк, чрезвычайный, эскорт, юрисконсульт.

5. В отрывках произведений М. Зощенко найдите ошибки, связанные с нарушениями орфоэпических норм. Подумайте, каковы причины их возникновения в речи отдельных людей.

1) Так вот... авиация, товарищи крестьяне... Строят еропланы и летают после («Агитатор»); 2) Не задёрживай! («Агитатор»); 3) Чего вы к моей сестре так часто в гости заскакиваете? Только, может, ее коньпроменьтируете («Преступление и наказание»); 4) Василь Иваныч, да обожди немного. Посиди в колидоре на сундучке («Муж»).

6. Прочитайте диалог, обращая внимание на произношение выделенных слов.

Добрый день, Ольга Ильинична. Вы в библиотек у?

Да, хочу поработать с каталогом. А вы, Тамара Никитична?

Я тоже занята: у меня много дел в компьютерном классе. Но, может быть, мы зайдем на минутку в кулинарию? Там сегодня продают кету, языковую колбасу, творог, сосиски и грейпфруты.

Давайте зайдем, правда, я вчера была в пиццерии и купила пиццу, но если в кулинарии есть фарш, свекла и яйца, я приготовлю на ужин тефтели и салат, а на завтракяичницу.

Смотрите, буфет еще работает! Выпьем кофе с бутербродами. А можно и торты купить. Какой большой выбор тортов!

Действительно! Куплю этот, с какао и кремом.

Возьмите другой, он вкуснее и красивее.

Пожалуй, вы правы.

7. Прочитайте рекламные объявления. Обратите внимание на произношение выделенных слов.

Делайте бизнес с нами. Наши товары конкурентоспособны! Разнообразие услуг фирмы приятно удивит занятых людей!

Размер нашего уставного фондаболее 10 млрд. рублей. Выплата дивидендов производится каждый квартал.

Денежные средства акционеров уже работают во всех ключевых отраслях экономики.

В фонде работают ведущие специалисты по маркетингу. Зная конъюнктуру рынка, они покупают пакеты акций крупных промышленных предприятий, нефтепроводов и газопроводов.

Курсы «Берлиц» специализируются на языковой подготовке и переводах практически на все языки мира.

Издательство приглашает к сотрудничеству оптовых покупателей на принципах взаимовыгодных договорных отношений.

 

IV. Письменные задания:

1. Укажите случаи, когда для выбора правильного варианта следует обратиться:

а) к орфографическим словарям: вопреки прогноз а – вопреки прогноз у, завед о вать – завед ы вать, пред и стория – пред ы стория, тонна песк а – тонна песк у, скрытый – скрыт н ый, пр и вилегия – пр е вилегия;

б) к орфоэпическим словарям: уцен е нный – уцен ё нный, обессил и ть – обессил е ть, ассим é трия – ассиметр ú я, коне[ чн ]о - коне[ шн ]о, пакет сок у – пакет сок а, гига[ нс ]кийгига[ нтс ]кий;

в) к ортологическим словарям: к а мпания – к о мпания, затуш ё вывать – затуш о вывать, экономичный – экономный, попасть как кур во щи – попасть как кур в ощип, отчитаться за работ у – отчитаться о работ е, согласно приказ а – согласно приказ у, пред ъ юбилейный – пред ь юбилейный, сто ватт ов – сто ватт.

2. Найдите в предложениях ошибки, определите, к какому типу относится каждая из них: 1. Он взял ремень и вдарил его. 2. Собаки бежат быстро. 3. Мы пишем в газету о положение демоби­лизованных из армии. 4. На здравницу генерал от­ветил благодарностью. 5. Инженера собрались на совещание. 6. Живу я на небольшом переулке, веду­щим к Дону. 7. Он сказал обидчивое слово. 8. Хозя­ин дома спал. 9. Ни у кого не нашлось для больного слова сочувствия. 10.Где мой ту­фель?Вот твоя туфля.

3. Определите тип вариантов слов: лесопильнялесопилка, бескрайнийбес­крайный, напойнапои, ежегодныйежегодний, двухполостныйдвуполостной, целлюлозацеллулоза, вооружатьворужать, арабескарабеска, планшетпланшета, кроличийкролико­вый, индюшиныйиндюшечийиндюшачий, достигнутьдостичь, брызгаютбрызжут.

4. Перепишите слова, обозначая после каждого, как следует произносить сочетание букв «чн»: как [чн] или [шн]: будничный, булочная, закусочная, игрушечный, нарочно, порядочно, порядочный, сливочный, яблочный, Кузьминична.

Образец: конечно –[шн].

5. От чего зависит постановка ударения в следующих словах? Какая функция ударения при этом реализуется? Поставьте ударение и составьте словосочетания с каждым из пар слов: атлас – атлас, безобразный – безобразный, видение – видение, выкупать – выкупать, вычитать – вычитать, глазки – глазки, ирис – ирис, ледник – ледник, острота – острота, парить – парить, рожки – рожки, трусить – трусить, характерныйхарактерный.

6. Обозначьте правильное ударение в следующих словах. Укажите случаи, когда допустимы несколько вариантов постановки ударения. Назовите стилистические и смысловые различия между вариантами. Апостроф, бутик, вероисповедание, гусеница, догмат, донельзя, древко, дремота, запасник, знамение, избалованный, клала, козлы, коклюш, лассо, новорожденный, обнаружение, оркестровый, откупорить, петля, плато, сливовый, созыв, украинский, умно, ходатайствовать, юродивый.

7. Образуйте от приведенных ниже глаголов формы прошедшего времени мужского и женского рода. Поставьте ударение в образованных формах. Баловать, взяться, врать, говорить, дождаться, драться, забрать, звать, положить, разобраться.

Литература

 

1. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. – М., 2001. – С. 15–16, 26–28, 55–58, 70–85.

2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989. – Гл. «Природа норм литературного языка»; Гл. «Нормы произношения», «Нормы ударения».

3. Козырев В.А., Черняк В.Д. Русская лексикография. – М., 2004. – С. 164–172, 175–179.

Словари

1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. – М., 1993.

2. Введенская Л.А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. – М., 2003.

3. Вербицкая Л.А., Богданова Н.В., Скляревская Г.Н. Давайте говорить правильно: Трудные случаи современного русского произношения и ударения: Краткий слов.-справ. – М., 2002.

4. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.

5. Граудина Л.К., Ицкович В.А. Грамматическая правильность русской речи. – М., 1976.

6. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. – М., 2004.

7. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1998.

8. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1983.

9. Орфографический словарь русского языка / Под ред. В.В. Лопатина. – М., 1981.

10. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1989.

11. Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка. – М., 2004.

12. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М., 1981.

13. Тихонов А.Н., Тихонова Е.Н., Тихонов С.А. Словарь-справочник по русскому языку: правописание, произношение, ударение, словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления слов. – М., 1997.

Задание 4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...