Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Синтаксические нормы русского языка




I. Тест по теме занятия.

II. Обсуждение вопросов:

1. Понятие синтаксической нормы.

2. Порядок слов в предложении. Чем отличается прямой порядок слов от обратного?

3. Как координируются подлежащее и сказуемое? Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого.

4. Согласование определений с определяемым словом.

5. Согласование приложений с определяемым словом. Какие варианты согласования определений и приложений с определяемыми словами присущи современному литературному языку?

6. Особенности употребления однородных членов. Нормы построения предложений с однородными членами.

7. Употребления причастного и деепричастного оборотов. Чем обусловлены ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами?

8. Какие ошибки встречаются в построении сложных предложений?

III. Устные задания:

1. NB! Индивидуальное задание: подготовить сообщение на 7-10 минут «Предметная бытовая лексика сегодня» с опорой на статью-интервью с лингвистом Борисом Иомдиным «Лингвист Борис Иомдин о лонгсливах, фуфайках и дергайчиках» (URL: http://www.the-village.ru/village/city/city-news/139713-chto_­novogo_­linguist_interview) (один человек от группы).

2. Какие вопросы и почему могут возникнуть при чтении приведенного ниже протокола осмотра места происшествия? Комод, со слов хозяев квартиры, стоит на своем обычном месте. Не его верхней крышке клочки рваной бумаги и маслянистые пятна. Они издают неприятный резкий запах. Верхний ящик комода закрыт на ключ, на нем отпечатки пальцев. Средний ящик вынут и лежит на подоконнике, справа от него разбитая ваза, на ее осколках также отпечатки пальцев. Нижний ящик открыт и пуст, на нем сломан замок. Шкаф передвинут от стены к двери, на ней свежие пятна темного цвета. Дверца шкафа сломана, зеркало на ней разбито, на его осколках также отпечатки пальцев. Пуговицы на всех пальто и шубах срезаны. Они брошены у окна. Остальные вещи, со слов хозяев квартиры, находятся на своих обычных местах. Они не пострадали.

3. Муж вернулся из поездки и сказал жене: а) Я купил тебе настоящие вологодские кружева и павлопосадскую шаль! б) Я купил тебе кружева вологодские настоящие и шаль павлопосадскую!

Какой из вариантов высказывания обрадует жену, а какой испугает (уж не хочет ли он развестись и не составил ли список вещей для раздела имущества)? Сделайте вывод о взаиморасположении согласованного определения и определяемого слова в обыденной речи и в официально-деловой.

4. Проанализируйте грамматическую координацию главных членов предложения в примерах. Чем объясняется выбор той или иной формы? 1. Большинство голосовало за предложенную резолюцию, меньшинство было против. 2. Подавляющее большинство населения голосовало за реформы. 3. Большинство группы были приезжие. 4. Большинство бойцов успело выпрыгнуть на берег и ударить с тыла по врагу. 5. Большинство студентов первого курса, поступивших в вузы непосредственно по окончании школы, успешно прошли зимнюю экзаменационную сессию. 6. Большинство курортников размещено в пансионате. 7. Большинство дверей были низки для его роста.

5. Проанализируйте ошибки в предложениях. Предложите свой вариант стилистической правки. 1. Кроме прочих достоинств, А.И. Иванов был и хорошим специалистом. 2. Села и рабочие поселки обслуживают кинопередвижки. 3. По плану намечено построить 4 клуба, 3 библиотеки, детские ясли, а также строительство дорог, мостов, озеленение сел, закладка парков и т.д. 4. Стены украшают плакаты и флажки. 5. Товарищ, который сообщил эти данные и оказавшись страстным патриотом речного транспорта, привел интересное сравнение. 6. Текучесть кадров порождает невнимательное отношение администрации. 7. Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо тому обеспечить их. 8. Антон Иванов отказался со всеми студентами сдавать зимнюю сессию. 9. Выступающий заявил, что плохо обстоит дело с подготовкой школьных зданий к учебному году, что может отрицательно сказаться на учебном процессе, что является недопустимым. 10. Кутузов, как показал Л. Толстой, находясь на поле боя, больше всего заботился о поддержании боевого духа в солдатах. 11. Основное, на что следует обратить внимание, - это на нарушение дисциплины в группе. 12. Газета назвала этот указ горькой пилюлей для сторонников «шоковой терапии», которая должна быть проглочена. 13. Можно привести много положительных примеров о высоком качестве выполнения письменных работ. 14. Новый экскаватор потерпел аварию благодаря запущенному состоянию одного из узлов. 15. Занятия на факультете проводятся, используя компьютерный класс. 16. В плавании на 100 метров соревнования проводятся вольным стилем, брассом, на спине, баттерфляем.

 

IV. Письменные задания:

1. Устраните нарушение норм управления. 1. Следует уделять большее внимание на культуру речи. 2. Первоклассники уже отличают звук и букву. 3. Мать тревожилась об уехавшем сыне. 4. Докладчик отметил о недостатках работы министерства. 5. В отзыве на книгу кратко излагается ее содержание. 6. Многие люди сейчас нуждаютсяразве в этом мы не можем не согласиться. 7. Оратор отметил о том, что требуется много средств для выполнения намеченного плана. 8. Уже появилась рецензия о новом фильме. 9. Он осужден к пяти годам лишения свободы. 10. Мужество десантников вселяло страх противнику.

2. Допишите недостающие буквы в окончаниях. Выделите главные члены предложения. Объясните употребление формы единственного или множественного числа сказуемого. 1. За месяц израсходован… тысяча рублей. 2. Сколько благородных задач сто…т перед учителем! 3. Последние двое студентов успешно сдал… экзамены. 4. После революции большинство зарубежных специалистов разъехал…сь по своим странам. 5. 45 минут прошл… незаметно. 6. 45 минут, о которых вы просили, прошл…. 7. На съезде присутствовал…117 делегатов, причем большинство их был…представителями отдельных районов. 8. Некоторая часть наших работников еще нужда…тся в подготовке. 9. Большинство спортсменов, несмотря на усталость, был… готов… к новым играм. 10. В заботах незаметно прошл… еще несколько дней.

3. Найдите и исправьте ошибки и недочеты в употреблении сложных предложений: 1. Врачи считают, что состояние больного настолько ухудшилось, что вполне вероятно, что в течение нескольких часов может наступить смерть. 2. Газета называет эти мероприятия горькой пилюлей для сторонников «холодной войны», которая должна быть проглочена. 3. В ряде случаев в эксплуатацию приняты здания без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволили бы машинам подъехать к ним. 4. Когда приходишь на бульвар, и смотришь, как тихо кружатся листья, и на душе становится радостно и тепло. 5. М.Ю. Лермонтов пишет в своем стихотворении, что «и ненавидим мы, и любим мы случайно». 6. На стене висит портрет, когда он был молодой. 7. Мне вспомнился поход и как мы пели песни у костра. 8. Он замучил сестру и мать, чтобы они в десятый раз выслушали его доклад.

4. Определите характер ошибок (лексические, морфологические, синтаксические, стилистические), дайте в каждом случае краткие, но исчерпывающие объяснения. 1. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами. 2. Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события. 3. Читать и конспектировать научную литературу лучше всего по утрам. 4. Те, кто обладают детьми и внуками, знают, что дети любят больше смотреть телевизор, чем читать книги. 5. Вернувшись на стройку, было еще темно. 6. Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют и распоряжаются внебюджетными фондами. 7. Творчество композитора опирается на развитие лучших традиций русского искусства. 8. Для успешной защиты диссертации необходимо составить и изучить библиографию по своей теме. 9. Левоцентристский блок пока не имеет и очень нуждается в лидере. 10. Научная работа требует умелого подбора и изучения фактов.

5. Отредактируйте приведенные предложения. Увидев приближающегося князя Андрея, лицо ее засветилось радостью. Он страстно любил свой народ, и последний отвечал ему взаимностью. Когда к Онегину приезжали гости, он всегда с заднего крыльца садился на жеребца. Онегин и Печорин явно стоят выше людей, цель жизни которых заключается в достижении материального благосостояния. С лермонтовским Печориным происходит почти та же ситуация, что и с Онегиным. А что же Молчалин? Каков он? Каковы их отношения с Софьей?

Литература

 

1. Валгина Н.С. Активные процессы в синтаксисе // Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке [Электрон. ресурс]. – М., 2001. – URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook050/01/part-011.htm#i3749 (сделать конспект указанного раздела работы!).

2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1978. – С. 193–233 (сделать конспект указанного раздела работы!).

3. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2004. – С. 137–243.

Задание 9

Рекламный стиль речи

I. Тест по теме занятия.

II. Вопросы:

1. Почему рекламный стиль речи целесообразно выделить в качестве особого стиля, а не объединять его, например, с публицистичес­ким?

2. Какие классификации рекламы вы знаете?

3. Жанры рекламного текста.

4. Каковы основные принципы, которыми эксперты советуют пользоваться при составлении рекламного текста?

5. Смысловая и речевая структура рекламных текстов. Рекламный слоган. Типы слоганов.

6. Побудительный характер рекламных текстов. Аргументация в рекламе.

7. Фонетика и графика рекламного текста.

8. Национально-культурные стереотипы в рекламе.

III. Задания:

1) Прочитайте рекламный текст[1], выполните задания и ответьте на вопросы:

1. Какова целевая аудитория, на которую направлен этот рекламный текст?

2. Найдите выразительные средства языка, используемые в данном тексте. Помогают ли они?

3. Как «установить связь» с потенциальными потребителями описываемых услуг?

4. Проанализируйте композицию данного текста. Есть ли логи­чес­кие связи между смысловыми частями композиции? Выражены ли они языковыми средствами?

5. Есть ли в данном тексте речевые ошибки?

6. Заполните таблицу.

 

Достоинства данного рекламного текста Недостатки данного рекламного текста
   
   

Найти свой салон красоты в Новосибирске при всем обилии выбора не так-то просто. Требования, предъявляемые к косметическим салонам, со временем становятся все жестче. Это не удивительно. Об индивидуальном подходе заявляют многие, но следуют этому правилу далеко не все. А главное, индустрия красоты развивается стремительными темпами. Появляются новые технологии и препараты. Формулы совершенствуются.

Салон красоты «Каприз» идет в ногу со временем! Мы постоянно следим за передовыми направлениями в мире красоты, осваиваем современные технологии и отбираем для наших клиентов только самое лучшее, эффективное и безопасное для здоровья. Наша формула успеха: ОПЫТ + НОВАТОРСТВО + ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД!

В нашем салоне вас всегда встретят с улыбкой, чашечка горячего чая или ароматного кофе позволит расслабиться и откинуть в сторону все заботы, поделиться новостями, насладиться интерьером помещений, культурой обслуживания и высоким профессионализмом наших сотрудников, вдохнув особую атмосферу нашего салона. Мы надеемся, что каждый пришедший к нам обязательно найдет для себя то, что вызовет желание возвращаться в наш салон снова и снова!

 

2) Прочитайте рекламный текст[2], выполните задания и ответьте на вопросы:

1. Проанализируйте соотношение информативности и объема текста в данном рекламном объявлении.

2. Какие приемы комического и средства языковой выразительности использованы в тексте?

3. Какие недостатки вы видите в данном рекламном объявлении?

 

Отдадимся только в хорошие ноги!

Интернет магазин модных кед и расписных валенок по вашему индивидуальному дизайну.

Дорогие сибирские золушки! Хрустальные туфельки больше не в моде. Да и какой хрусталь в – 30 да по нашим дорогам? Наша команда фей наколдует вам по сезону кеды или валенки с волшебным узором. В такой обуви можно отправляться хоть на пробежку, хоть на бал к самой снежной королеве. Дед Мороз и другие сказочные персонажи доставят вам вашу покупку на оленях (почта России) или с помощью гномов (курьеров) в любую точку России.

Заказывайте прямо сейчас!

СРОКИ исполнения индивидуального заказа: 1,5-4 недели с момента получения ПРЕДОПЛАТЫ (минимум 30%).

3) Прочитайте рекламный текст, выполните задания и ответьте на вопросы:

1. Проанализируйте графическое оформление текста: разделение на абзацы, использование различных графических символов. Насколько удачно это оформление?

2. Найдите слова с оценочной семантикой. Для чего они используются в тексте? Уместно ли их использование?

3. Какая риторическая фигура используется на протяжении всего текста? Насколько это уместно и эффективно для привлечения внимания потенциальных потребителей?

4. Найдите в тексте орфографические, пунктуационные и речевые ошибки.

 

ЭlenRom – Магазин Модной Одежды. В нашем магазине любая девушка сможет непременно подобрать что-то для себя. Наша линия подойдет как для самых изысканных модниц, так и для девушек не до конца раскрывших свой стиль в одежде.

ЭlenRom – это модный бутик брендовой одежды для всех!! У нас вы найдете линию не только премиум класса, но и линию, направленную на ту целевую аудиторию, которая знает что такое стиль и лучшие бренды, но не располагают для этого большими средствами. Мы не предлагаем вам безвкусную подделку, захламившую уже весь город. Мы предлагаем известные во всем мире бренды по лучшим для Вас ценам. Такие как: Chanel, Dolce & Gabbana, Gucci, Richmond, Prada, Paul Smith, Сalvin Klein, Armani, Cavalli, Ferre, Luis Vuitton, burberry, Balmain, Chanel, Juicy Couture, Tiffany&Co, Rolex, Denis Simachev, Hermes, YSL, Ray Ban, Chloe, Swarovski, Marc Jacobs, Basic, Alexander McQueen <...> и многое другое:) А так же подарки, акции, ну и конечно бешеные распродажи! К каждому клиенту индивидуальный подход и хорошее обслуживание! Мы рады видеть Вас у нас в гостях! Заглянешь один раз, станешь постоянным покупателем, проверено. Будь в тренде.

With l♥ve, корпорация ЭlenRom.

 

4) Возьмите любой РАЗВЕРНУТЫЙ текст современной рекламы (ТВ, радио, газеты, журналы, наружная реклама и пр.). Проанализируйте его письменно в соответствии с планом (копию самого рекламного текста приложите к анализу):

1. Название рекламируемого продукта и торговой марки.

2. Слоган фирмы.

3. Приблизительная целевая аудитория рекламируемого продукта.

4. Разновидность рекламы (видео, аудио, Интернет, печать).

5. Описание композиции или сюжета рекламного текста.

6. Социальная характеристика персонажей рекламы (возраст, пол/гендер, семейное положение, профессия, выполняемые социальные роли и т.д.).

7. Стереотипы в изображении персонажей (внешний вид, манера поведения, речевые характеристики и др.).

8. Анализ речевых тактик и стратегий ведения диалога персонажами.

9. Анализ паралингвистических (невербальных) средств.

10. Наличие и способы создания языковой игры.

11. Степень успешности прагматического воздействия.

12. Соответствие этическим нормам.

 

Литература

 

Сердобинцева Е.Н. Структура и язык рекламных текстов: Учеб. пособие. – М., 2010.

Занятие 10

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...