Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Искусство публичного выступления




I. Тест по теме занятия.

II. Вопросы:

1. Что такое риторика?

2. Публичное выступление. Виды публичных выступлений по цели.

3. Виды публичных выступлений по форме.

4. Общие требования к публичному выступлению.

5. Общие правила ведения речи. Риторический канон (общие сведения): изобретение идей – расположение – слововыражение – память – произношение и телодвижение. Классические роды речей в риторике.

6. Модель хрии: вступление, парафразис-определение, причина – обоснование тезиса, сравнение, пример, свидетельство, заключение.

7. Трудности публичного выступления.

8. Подготовка к публичному выступлению:

9. Начало выступления.

10. Функции концовки выступления. Варианты концовок.

11. Поддержание внимания аудитории в ходе выступления.

12. Поведение оратора в аудитории.

 

III. Задания:

1. Определите, какая форма публичного выступления используется в следующих случаях (доклад, сообщение, выступление, лекция, беседа ): 1. Объяснение материала учителем на уроке. 2. Речь кандидата в депутаты на предвыборном митинге. 3. Десятиминутное выступление студента на научной конференции. 4. Классный час с выступлением психолога, который задает вопросы учащимся и отвечает на их вопросы. 5. Отчет Председателя Совета Министров о работе правительства за год. 6. Получасовое выступление ученого на научной конференции. 7. Выступление трех учеников с подготовленными материалами (по 3 минуты).

2. Прочитайте следующие поговорки. Объясните их смысл и придумайте короткие рекомендации начинающему оратору, которые включали бы в качестве компонента эти поговорки.

 

Образец. Речь вести – не лапти плести. – Любое устное выступление должно быть подготовленным. Нельзя надеяться, что ты сможешь хорошо выступить без подготовки – это только кажется, что выступать легко. Правильно говорит русская пословица: речь вести – не лапти плести.

1. Знай боле, а говори мене. 2. Где много слов, там мало толку. 3. Лучше уж недоговорить, чем переговорить. 4. Оговорка – не обида. 5. Живое слово дороже мертвой буквы. 6. Говорить не думая – что стрелять не целясь.

3. Придумайте интересное начало выступления в следующих условиях (вам надо связать тему выступления с ситуацией, т.е. придумать соответствующую завязку): 1) вы должны рассказать о книжных новинках детям 8 класса, а они только что пришли с урока физкультуры; 2) вы приглашаете школьников прийти на открытие выставки восковых фигур, а они только что писали двухчасовое сочинение по литературе; 3) вы выступаете в техникуме перед семнадцатилетними юношами и хотите убедить их посещать танцевальный кружок, где не хватает кавалеров.

4. Придумайте начало выступления к следующим концовкам:Правильно говорят в народе / Я думаю, на примере этой истории мы все убедились в правильности русской поговорки: 1) семь раз отмерь – один раз отрежь; 2) людским речам вполовину верь; 3) у кого что болит, тот о том и говорит; 4) сперва подумай, а потом скажи; 5) по речи узнают человека; 6) слово – серебро, молчание – золото; 7) слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

5. Вспомните какую-нибудь известную басню. Сформулируйте обобщающий вывод по этой басне.

Образец. Басня «Стрекоза и муравей» – Итак, кто работает, тот гарантированно обеспечивает себе нормальную жизнь.Придумайте интересное начало выступления в следующих условиях (вам надо связать тему выступления с ситуацией, т.е. (вы ему за

6. Как должен вести себя оратор в следующих ситуациях: 1. В аудиторию забежала кошка. 2. Некоторые слушатели встают и уходят. 3. В аудиторию все время заглядывают посторонние. 4. Слушатели на задних рядах разговаривают и мешают. 5. По ходу выступления задают вопрос, на который оратор не может ответить. 6. Стало душно. 7. С места раздаются грубые, провокационные выкрики, реплики. 8. Слушатели зевают.

10. NB!! Обязательный письменный минимум для всех: написать классическую (строгую) хрию.Свободный выбор темы (выбрать цитату, тему, афоризм, который возьмете за основу).

 

Литература

 

1. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М., 2002.

2. Михальская А.К. Русский язык: Риторика. – М., 2011. – § 106 – 109 (конспект!).

3. Рождественский Ю.В. Теория риторики. – М., 1997.

Занятие 11

Деловая документация: типология, содержание, структура, языковое оформление

I. Тест по теме занятия.

II. Вопросы:

1. Классификация деловых коммуникаций.

2. Формы деловой коммуникации.

3. Деловое общение и его функции.

4. Законы деловой коммуникации.

5. Основные документы делового общения.

6. Деловая переписка как вид письменного делового общения.

7. Язык деловой переписки.

8. Стилистические нормы в деловых документах.

9. Деловое письмо. Виды деловых писем.

10. Современные рекомендации по составлению деловых документов.

III. Задания:

1. Сравните столбцы в табл. 1 и подберите правильное сочетание представленных терминов и определений друг к другу.

Таблица 1

 

Термин Определение
1. Деловая коммуникация Правила, формы и методы общения
2. Монолог Самый массовый вид взаимодействия людей
3. Коммуникация Продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений
4. Диалог Продолжительное высказывание одного лица
5. Полилог Взаимодействия между двумя или несколькими собеседниками
6. Деловой разговор Как форма делового общения может включать элементы монолога и диалога
7. Деловая беседа Разговор, предназначенный для печати, радио, телевидения
8. Интервью Кратковременный контакт, преимущественно на одну тему

 

Сравните столбцы в табл. 2 и подберите правильное сочетание представленных терминов и определений друг к другу.

Таблица 2

Термин Определение
1. Акт Документ, предоставляющий собой трафаретный текст, содержащий вопросы по определенной теме и место для ответов на них
2. Бланк Единица хранения письменных документов в архиве, помещенных в отдельную папку
3. Дело Согласие на предложение вступить в сделку, заключить договор на условиях, указанных в предложениях
4. Акцепт Белый лист с частично напечатанным текстом и пробелами, который заполняется актуальной информацией
5. Анкета Документ, составленный несколькими лицами и подтверждающий установленные факты или события

 

Сравните столбцы в табл. 3 и подберите правильное сочетание представленных терминов и определений друг к другу.

 

Таблица 3

 

Термин Определение
1. Ведомость Документы, составленные учреждениям или должностным лицом и оформленные в установленном порядке
2. Виза Решение, принятое совещанием по обсуждаемому вопросу
3. Официальные документы Перечень видов работ, услуг, товаров с указанием цен и расценок
4. Прейскурант Перечень каких-либо сведений, расположенных в определенном порядке
5. Повестка Подпись, подтверждающая факт ознакомления должностного лица с документом
6. Резолюция Официальное сообщение частному лицу с предложением куда-либо прийти

 

2.Определите стиль речи текста. Проанализируйте языковые особенности данного стиля.

А. По результатам анкетирования 19 тыс. выпускников 1992 г.
(72 % от выпуска) и 14 тыс. выпускников 2000 г. (63,8 % от выпуска) установлено, что:

ü более 75 % студентов необходима помощь в трудоустройстве. Эту помощь они хотели бы получить:

- от учебного заведения (соответственно 36,5 и 32 %);

- от органа управления здравоохранением (23,6 и 33,3 %);

- от органов службы занятости населения (9,9 и 13,8 %);

- от родителей и знакомых (7 и 3,5 %);

ü будущие молодые специалисты хотели бы работать:

- в государственных (муниципальных) учреждениях здраво­ох­ра­нения (62,1 и 55,1 %);

- в медицинской коммерческой структуре (24,8 и 48,7 %);

- заниматься частной практикой (11,7 и 27,7 %);

- не связывали свою работу с медициной (1,8 и 7,5 %);

- только 4,4 % будущих врачей имеют желание работать в сельской местности.

В 1999 г. 10,6 % выпускников вузов и 10,5 % выпускников средних образовательных медицинских учреждений сменили место работы (в том числе из-за невыполнения условий договора – соответственно 0,7 и 0,8 %).

Из числа стажированных специалистов сменили место работы только 5 % врачей и 5, % работников со средним медицинским образованием.

Б. В соответствии с приказом Минздрава России от 15.10.99 г.
№ 377 тарификация старшей медицинской сестры, имеющей высшую квалификационную категорию, производится по 12 разряду Единой тарифной сетки. Максимальный размер надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждении здравоохранения у старшей медицинской сестры терапевтического отделения поликлиники не может превышать 30 процентов оклада.

 

3. Распределите приведённые ниже слова, словосочетания и выражения по группам: а) именующие официально-деловую окрашенность, канцеляризмы; б) входящие в лексику всех книжных стилей, в том числе и официально-делового; в) не употребляющиеся в официально-деловом стиле.

Составьте 6–7 предложений, используя канцеляризмы: иметь место, нетрудоспособность, расторжение договора, обусловить, один-одинешенек, констатировать, заводище, истец, командировочное удостоверение, в соответствии с приказом, заявка на участие, нижеследующее, меланхоличный, делопроизводство, торжественное открытие, короткая память, мешанина, новое назначение, регистрация брака, от имени и по поручению, текущий, юнец, безотлагательно, судить да рядить, принять к сведению, уведомление, в целях, рекламация, кассационная жалоба, принять меры, попридержать язык, чарующий, ходатайство, в плановом порядке, именуемый, наперегонки, морфема, ингаляция, поставить в известность, фразер, подсчитать свои возможности.

 

4. Образуйте глагольные словосочетания с данны­ми ниже словами. Составьте предложения.

 

Образец: акт – составить, предъявить. Члены комиссии составили акт о списании оборудования.

 

Претензия, благодарность, виза, выговор, договор, доку­мент, заявка, иск, соглашение, приказ, отчет, письмо, повест­ка, подпись, порицание, постановление, предложение, пред­писание, предупреждение, содействие, учет, проект, протокол, расписка, распоряжение, резолюция, резюме, рекомендация, решение, справка, счет, требование, характеристика, санкции.

5. Прочитайте предложения, взятые из текстов документов. Найдите ошибки, связанные с нарушением лекси­ческой сочетаемости, исправьте их.

1) Для проведения занятий по информатике временно привлека­ют­ся компьютерные классы кафедр.

2) Наши предприя­тия долгие годы состоят в добрых партнерских отношениях.

3) Полагаем, что результаты испытаний могут составлять вза­имный интерес для наших фирм.

4) Прошу Вас сообщить стоимость 1 шт. кондиционера, необходимую для внедрения в калькуляцию заказчика.

5) Транспортные издерж­ки при перевозках по железной дороге многократно меньше, чем приморских и авиационных.

 

6. Прочитайте отрывок из рассказа В. Шукшина «Чудик».

Объясните, почему герою рассказа пришлось перепи­сывать текст телеграммы. В аэропорту Чудик написал телеграмму жене: «Приземли­лись. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша, меня не за­будь. Васятка». Телеграфистка, строгая, сухая женщина, про­читав телеграмму, предложила:

Составьте иначе. Вы взрос­лый человек, не в детсаде.

- Почему? – спросил Чудик. – Я ей всегда так пишу в письмах. Это же моя жена!...Вы, наверное, подумали.…

- В письмах можете писать что угод­но, а телеграмма – это вид связи. Это открытый текст. Чудик переписал: «Приземлились. Все в порядке. Васятка». Теле­графистка сама исправила два слова: «приземлились» и «Ва­сятка». Стало: «долетели», «Василий».

- Приземлились... Вы что, космонавт, что ли?

- Ну ладно, – сказал Чудик. – Пусть так будет.

 

7. Составьте на выбор следующие документы (любой тип документа на выбор!):

- автобиографию;

- докладную записку о нарушении пациентами палаты № 10 травматологического отделения постельного режима и распитии спиртных напитков;

- инструкцию для пациентов: а) по пользованию холодиль­ником, душем; б) по посещению больных и приёму передач;

- доверенность на получение стипендии;

- заявление: а) с просьбой перевести вас на другой факультет; б) с просьбой разрешить вам академический отпуск; в) с просьбой принять вас на работу; г) о выдаче студенческого билета взамен утраченного; д) характеристику на своего товарища;

- объяснительную по поводу пропущенных занятий.

Литература

 

1. ГОСТ Р 6.30-2003. Требования к оформлению документов. – М.: Изд-во стандартов, 2003.

2. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб., 2004.

3. Рогожкин М.Ю. Документы делового общения. – М., 2005.

Занятие 12

Коллоквиум «Русский язык в XXI в.:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...