Искусство публичного выступления
I. Тест по теме занятия. II. Вопросы: 1. Что такое риторика? 2. Публичное выступление. Виды публичных выступлений по цели. 3. Виды публичных выступлений по форме. 4. Общие требования к публичному выступлению. 5. Общие правила ведения речи. Риторический канон (общие сведения): изобретение идей – расположение – слововыражение – память – произношение и телодвижение. Классические роды речей в риторике. 6. Модель хрии: вступление, парафразис-определение, причина – обоснование тезиса, сравнение, пример, свидетельство, заключение. 7. Трудности публичного выступления. 8. Подготовка к публичному выступлению: 9. Начало выступления. 10. Функции концовки выступления. Варианты концовок. 11. Поддержание внимания аудитории в ходе выступления. 12. Поведение оратора в аудитории.
III. Задания: 1. Определите, какая форма публичного выступления используется в следующих случаях (доклад, сообщение, выступление, лекция, беседа ): 1. Объяснение материала учителем на уроке. 2. Речь кандидата в депутаты на предвыборном митинге. 3. Десятиминутное выступление студента на научной конференции. 4. Классный час с выступлением психолога, который задает вопросы учащимся и отвечает на их вопросы. 5. Отчет Председателя Совета Министров о работе правительства за год. 6. Получасовое выступление ученого на научной конференции. 7. Выступление трех учеников с подготовленными материалами (по 3 минуты). 2. Прочитайте следующие поговорки. Объясните их смысл и придумайте короткие рекомендации начинающему оратору, которые включали бы в качестве компонента эти поговорки.
Образец. Речь вести – не лапти плести. – Любое устное выступление должно быть подготовленным. Нельзя надеяться, что ты сможешь хорошо выступить без подготовки – это только кажется, что выступать легко. Правильно говорит русская пословица: речь вести – не лапти плести.
1. Знай боле, а говори мене. 2. Где много слов, там мало толку. 3. Лучше уж недоговорить, чем переговорить. 4. Оговорка – не обида. 5. Живое слово дороже мертвой буквы. 6. Говорить не думая – что стрелять не целясь. 3. Придумайте интересное начало выступления в следующих условиях (вам надо связать тему выступления с ситуацией, т.е. придумать соответствующую завязку): 1) вы должны рассказать о книжных новинках детям 8 класса, а они только что пришли с урока физкультуры; 2) вы приглашаете школьников прийти на открытие выставки восковых фигур, а они только что писали двухчасовое сочинение по литературе; 3) вы выступаете в техникуме перед семнадцатилетними юношами и хотите убедить их посещать танцевальный кружок, где не хватает кавалеров. 4. Придумайте начало выступления к следующим концовкам:Правильно говорят в народе / Я думаю, на примере этой истории мы все убедились в правильности русской поговорки: 1) семь раз отмерь – один раз отрежь; 2) людским речам вполовину верь; 3) у кого что болит, тот о том и говорит; 4) сперва подумай, а потом скажи; 5) по речи узнают человека; 6) слово – серебро, молчание – золото; 7) слово не воробей, вылетит – не поймаешь. 5. Вспомните какую-нибудь известную басню. Сформулируйте обобщающий вывод по этой басне. Образец. Басня «Стрекоза и муравей» – Итак, кто работает, тот гарантированно обеспечивает себе нормальную жизнь.Придумайте интересное начало выступления в следующих условиях (вам надо связать тему выступления с ситуацией, т.е. (вы ему за 6. Как должен вести себя оратор в следующих ситуациях: 1. В аудиторию забежала кошка. 2. Некоторые слушатели встают и уходят. 3. В аудиторию все время заглядывают посторонние. 4. Слушатели на задних рядах разговаривают и мешают. 5. По ходу выступления задают вопрос, на который оратор не может ответить. 6. Стало душно. 7. С места раздаются грубые, провокационные выкрики, реплики. 8. Слушатели зевают.
10. NB!! Обязательный письменный минимум для всех: написать классическую (строгую) хрию.Свободный выбор темы (выбрать цитату, тему, афоризм, который возьмете за основу).
Литература
1. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М., 2002. 2. Михальская А.К. Русский язык: Риторика. – М., 2011. – § 106 – 109 (конспект!). 3. Рождественский Ю.В. Теория риторики. – М., 1997. Занятие 11 Деловая документация: типология, содержание, структура, языковое оформление I. Тест по теме занятия. II. Вопросы: 1. Классификация деловых коммуникаций. 2. Формы деловой коммуникации. 3. Деловое общение и его функции. 4. Законы деловой коммуникации. 5. Основные документы делового общения. 6. Деловая переписка как вид письменного делового общения. 7. Язык деловой переписки. 8. Стилистические нормы в деловых документах. 9. Деловое письмо. Виды деловых писем. 10. Современные рекомендации по составлению деловых документов. III. Задания: 1. Сравните столбцы в табл. 1 и подберите правильное сочетание представленных терминов и определений друг к другу. Таблица 1
Сравните столбцы в табл. 2 и подберите правильное сочетание представленных терминов и определений друг к другу. Таблица 2
Сравните столбцы в табл. 3 и подберите правильное сочетание представленных терминов и определений друг к другу.
Таблица 3
2.Определите стиль речи текста. Проанализируйте языковые особенности данного стиля. А. По результатам анкетирования 19 тыс. выпускников 1992 г. ü более 75 % студентов необходима помощь в трудоустройстве. Эту помощь они хотели бы получить: - от учебного заведения (соответственно 36,5 и 32 %); - от органа управления здравоохранением (23,6 и 33,3 %); - от органов службы занятости населения (9,9 и 13,8 %); - от родителей и знакомых (7 и 3,5 %); ü будущие молодые специалисты хотели бы работать: - в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения (62,1 и 55,1 %); - в медицинской коммерческой структуре (24,8 и 48,7 %); - заниматься частной практикой (11,7 и 27,7 %); - не связывали свою работу с медициной (1,8 и 7,5 %); - только 4,4 % будущих врачей имеют желание работать в сельской местности. В 1999 г. 10,6 % выпускников вузов и 10,5 % выпускников средних образовательных медицинских учреждений сменили место работы (в том числе из-за невыполнения условий договора – соответственно 0,7 и 0,8 %).
Из числа стажированных специалистов сменили место работы только 5 % врачей и 5, % работников со средним медицинским образованием. Б. В соответствии с приказом Минздрава России от 15.10.99 г.
3. Распределите приведённые ниже слова, словосочетания и выражения по группам: а) именующие официально-деловую окрашенность, канцеляризмы; б) входящие в лексику всех книжных стилей, в том числе и официально-делового; в) не употребляющиеся в официально-деловом стиле. Составьте 6–7 предложений, используя канцеляризмы: иметь место, нетрудоспособность, расторжение договора, обусловить, один-одинешенек, констатировать, заводище, истец, командировочное удостоверение, в соответствии с приказом, заявка на участие, нижеследующее, меланхоличный, делопроизводство, торжественное открытие, короткая память, мешанина, новое назначение, регистрация брака, от имени и по поручению, текущий, юнец, безотлагательно, судить да рядить, принять к сведению, уведомление, в целях, рекламация, кассационная жалоба, принять меры, попридержать язык, чарующий, ходатайство, в плановом порядке, именуемый, наперегонки, морфема, ингаляция, поставить в известность, фразер, подсчитать свои возможности.
4. Образуйте глагольные словосочетания с данными ниже словами. Составьте предложения.
Образец: акт – составить, предъявить. Члены комиссии составили акт о списании оборудования.
Претензия, благодарность, виза, выговор, договор, документ, заявка, иск, соглашение, приказ, отчет, письмо, повестка, подпись, порицание, постановление, предложение, предписание, предупреждение, содействие, учет, проект, протокол, расписка, распоряжение, резолюция, резюме, рекомендация, решение, справка, счет, требование, характеристика, санкции. 5. Прочитайте предложения, взятые из текстов документов. Найдите ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости, исправьте их. 1) Для проведения занятий по информатике временно привлекаются компьютерные классы кафедр. 2) Наши предприятия долгие годы состоят в добрых партнерских отношениях. 3) Полагаем, что результаты испытаний могут составлять взаимный интерес для наших фирм.
4) Прошу Вас сообщить стоимость 1 шт. кондиционера, необходимую для внедрения в калькуляцию заказчика. 5) Транспортные издержки при перевозках по железной дороге многократно меньше, чем приморских и авиационных.
6. Прочитайте отрывок из рассказа В. Шукшина «Чудик». Объясните, почему герою рассказа пришлось переписывать текст телеграммы. В аэропорту Чудик написал телеграмму жене: «Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша, меня не забудь. Васятка». Телеграфистка, строгая, сухая женщина, прочитав телеграмму, предложила: Составьте иначе. Вы взрослый человек, не в детсаде. - Почему? – спросил Чудик. – Я ей всегда так пишу в письмах. Это же моя жена!...Вы, наверное, подумали.… - В письмах можете писать что угодно, а телеграмма – это вид связи. Это открытый текст. Чудик переписал: «Приземлились. Все в порядке. Васятка». Телеграфистка сама исправила два слова: «приземлились» и «Васятка». Стало: «долетели», «Василий». - Приземлились... Вы что, космонавт, что ли? - Ну ладно, – сказал Чудик. – Пусть так будет.
7. Составьте на выбор следующие документы (любой тип документа на выбор!): - автобиографию; - докладную записку о нарушении пациентами палаты № 10 травматологического отделения постельного режима и распитии спиртных напитков; - инструкцию для пациентов: а) по пользованию холодильником, душем; б) по посещению больных и приёму передач; - доверенность на получение стипендии; - заявление: а) с просьбой перевести вас на другой факультет; б) с просьбой разрешить вам академический отпуск; в) с просьбой принять вас на работу; г) о выдаче студенческого билета взамен утраченного; д) характеристику на своего товарища; - объяснительную по поводу пропущенных занятий. Литература
1. ГОСТ Р 6.30-2003. Требования к оформлению документов. – М.: Изд-во стандартов, 2003. 2. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб., 2004. 3. Рогожкин М.Ю. Документы делового общения. – М., 2005. Занятие 12 Коллоквиум «Русский язык в XXI в.:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|