Лексические и фразеологические нормы русского языка
I. Тест по теме занятия. II. Обсуждение вопросов: 1. Общая характеристика лексической системы русского языка. 2. Критерии классификации лексического состава современного русского языка. 3. Активные процессы в современной русской лексике. 4. Синтагматические и парадигматические отношения в лексике. 5. Понятие точности речи и употребление многозначных слов. 6. Использование синонимических ресурсов русской лексики. 7. Разграничение слов-паронимов. 8. Употребление фразеологизмов. 9. Типы нарушений словоупотребления. III. Устные задания: 1. Оцените целесообразность использования иноязычных слов в следующих предложениях. 1. В понедельник состоится fashion-show (показ моделей) модельера Ярослава Куриленко под названием «Цветы Востока». 2. Движущей силой постановки «Маскарада» оказывается ледяной эстетизм, актеры здесь становятся фигурантами, имеющими скорее декоративные задачи. 3. Традиционные рождественские «sales» (распродажи) в салонах довольно редки. 4. Коммерческие отделы и бутики разукрашены елочными гирляндами и шариками. 5. Своей балетной харизмой Плисецкая осеняет тех, кому танцевать дальше. 6. Новый триллер создает в зрительном зале атмосферу саспенса (напряжения). 7. Важную роль в современном обществе играет создание опережающих технологий, ноу-хау. 8. Многие сейчас испытывают фьюче шок («шок будущего»). 9. Фильм В. Мотыля «И несут меня кони» не был закончен к началу феста (праздника). 10. Какой смысл держать нас в течение восьми вечеров у голубых экранов в ожидании хеппи-энда? 2. Прочитайте текст и скажите, кто из говорящих ошибся? Как надо правильно сказать? Два приятеля собрались в поход на Кавказ. Стали думать о подготовке. Один говорит: «Надо купить туристические карты и туристические куртки». «Прежде разработаем туристский маршрут», – предложил другой.
3. Прочитайте фрагмент введения к «Русскому словарю языкового расширения» А.И. Солженицына. Согласны ли вы с предложениями писателя? Как вы оцениваете состояние современной русской речи? Объясните значение иноязычных слов в тексте. Лучший способ обогащения языка – это восстановление прежде накопленных, а потом утерянных богатств. Так и французы в начале XIX века (Ш. Нодье и др.) пришли к этому верному способу: восстанавливать старофранцузские слова, уже утерянные в XVIII веке. Но нельзя упустить… и других опасностей языку, например, современного нахлына международной английской волны. Конечно, нечего и пытаться избегать таких слов, как компьютер, лазер, ксерокс, названий технических устройств. Но если беспрепятственно допускать в русский язык такие невыносимые слова, как уик-энд, брифинг, истеблишмент…, имидж, – то надо вообще с родным языком распрощаться. 4. Прочитайте шутки, каламбуры; укажите средства языковой игры в каждом случае. 1. Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засыпать на лекциях его (С. Маршак). 2. Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за ее тряпок, я не в состоянии (А.С. Пушкин). 3. Настоящий мужчина состоит из мужа и чина (А.П. Чехов). 4. Молодая была уже далеко не молода (И. Ильф и Е. Петров). 5. Ведь ваши принципы просты: Вы очень любите остроты, но Вы боитесь остроты (А. Безыменский). 6. Но свою неправую правую не сменю на правую левую (В. Высоцкий).
IV. Письменные задания: 1. Подберите синонимы к приведенным ниже словам: безупречный важный настоящий реорганизовать воплощать впечатление ругать самобытный гуманный расплывчатый дилетант своеобразный ландшафт таинственный мотивировать тактичный негативный тенденциозный
описывать тождественный плодотворный тревожиться превалировать убедительный надоедать увлекательный 2. Подберите антонимы к выделенным словам в следующих словосочетаниях: бережливый человек, высокие цены, обнаружить излишки, передовая технология, прогрессивные взгляды, праздничный день, пролог романа, состояние движения, мягкий приговор, закономерное явление, позитивное отношение, национализация промышленности, горизонтальные связи, политизация общества, конструктивный подход, интеграционные процессы. 3.Составьте предложения или словосочетания с паронимами. За справками обращайтесь к словарям трудностей русского языка. Добрый – добротный, дружеский – дружественный, дефектный – дефективный, осудить – обсудить, эффектный – эффективный, новшество – новинка, отражать – отображать, проводить – производить, представить – предоставить, опробовать – апробировать, урожай – урожайность, существо – сущность 4. Устраните омонимию в следующих случаях: 1. В двадцать пять лет он остепенился. 2. В верхнем ящике стола лежала марка. 3. Навстречу нам вышло пять женщин с длинными косами. 4. По выходным дням я вожу детей в парк. 5. Мне очень понравилась полька. 6. Юноша внимательно рассматривал финку. 5. Найдите ошибки в употреблении слов, определите их тип и исправьте. 1. Десять лет назад постановка такой темы была совершенной новизной. 2. Кефир хорошо помогает от сердца. 3. Большая половина территории Тургайской впадины расположена в степной полосе. 4. Новые станки все больше занимают ведущую роль. 5. Данный вопрос не входит в нашу миссию. 6. Во многих районах города вода оказалась в минимуме. 7. На отстающих стали больше уделять внимание. 8. В феврале месяце каждый вечер в 21.00 часов в заводском клубе завода «Электрон» состоится демонстрация художественных видеофильмов. 9. По-деловому суетятся члены административной комиссии. 10. Мы стремимся к тому, чтобы вырастить добротный урожай. 6. Подберите 3–4 примера лексических ошибок, обнаруженных вами в СМИ, в разговорной речи (возможно, в вашей собственной). Проанализируйте обнаруженную ошибку по следующей схеме: тип ошибки, разновидность ошибки; объяснение (квалификация) ошибки; возможные причины появления ошибки (объективные/субъективные); исправленный вариант (варианты).
Образец: Где у футболиста задние ноги… Английские журналисты ежегодно присуждают приз дикторам, комментаторам за наиболее «выдающиеся перлы». В истекшем сезоне этого приза удостоился Рон Аткинс, который во время трансляции матча между командами клубов Ливерпуля и Челси так прокомментировал один из игровых моментов: «Дело ясное – штрафной! Он ударил Вейдена по задним ногам». Приз называется: «Золотая калоша» (Сов. Россия. 1988. 16 янв.).
Ошибка лексическая; нарушение лексической сочетаемости, так как у человека нет передних или задних ног; на появление ошибки повлияли экстралингвистический и языковой факторы: деление на передние и задние конечности у животных, а также фактор речевой ситуации: неподготовленность устной речи диктора и необходимость быстро реагировать на происходящие события. Правильно: «Он ударил Вейдена по ногам!»
Литература
1. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. – М., 2001. – С. 86-98. 2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1981. – С. 46–70. 3. Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк. – М., 2003. – Задание 6
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|