Лексикология и лексикография»
Обязательная подготовка публичного выступления на 12 минут с ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ. По итогам занятия обязательная сдача презентации в качестве отчетного материала.
Литература
1. Кронгауз М. Лексикографический невроз, или Словарь как способ поговорить // Кронгауз М. Русский язык на грани нервного срыва. – М., 2007. – С. 113 – 119. 2. Названия лиц по профессии в XXI в.: с опорой на материалы статей в книге Кронгауз М. Русский язык на грани нервного срыва. – М., 2007. – С. 38 – 41 («Риэлторы-шмиэлторы и вопросы языкознания»), С. 41 – 43 («Не кочегары мы, не плотники»), С. 60 – 61 («Шароварщики, уберсексуалы, трендсеттеры и другие породы людей»), С. 45 – 46 («Просто я работаю волшебником»), С. 47 – 48 («Недетские игры»). 3. Подчасова С.В. Брокеры, дилеры и другие посредники // Русская речь. – 1994. – № 5-6 [Электрон. ресурс]. – URL: http://www.gramota.ru/biblio/magazines/rr/28_354. 4. Чернозатонский К. 55 золотых слов топ-менеджера [Электрон. ресурс]. – URL: http://bg.ru/society/55_zolotyh_slov_top_menedzhera_ili_slovar_dlya_teh-5370/ По ежегодным проектам журнала «Большой город» (слова года): 5. Словарь-2006 [Электрон. ресурс]. – URL: http://bg.ru/city/slovar_2006-16151/ 6. Словарь-2007 [Электрон. ресурс]. – URL: http://bg.ru/society/slovar_2007-16580/ 7. Словарь-2008 [Электрон. ресурс]. – URL: http://bg.ru/society/slovar_2008-16230/ 8. Словарь-2009 [Электрон. ресурс]. – URL: http://bg.ru/society/slovar_2009-8330/ 9. Словарь-2010 [Электрон. ресурс]. – URL: http://bg.ru/society/slovar_2010-8666/ 10. Словарь-2011 [Электрон. ресурс]. – URL: http://bg.ru/city/slovar_2011-9875/ 11. Словарь-2012 [Электрон. ресурс]. – URL: http://bg.ru/dictionary2012/ 12. Словарь-2013: Итоги 2013: Главные слова и фразы уходящего года. Ч. 1 [Электрон. ресурс]. – URL: http://www.the-village.ru/village/situation/itogi-goda-2013/136049-slovar-1. 13. Словарь-2013: Итоги 2013: Главные слова и фразы уходящего года. Ч. 2 [Электрон. ресурс]. – URL: http://www.the-village.ru/village/city/city/136119-slovar-2.
14. Словарь-2014: Итоги 2014: Главные слова и фразы уходящего года [Электрон. ресурс]. – URL: http://www.the-village.ru/village/city/city/172875-itogi-2014-glavnye-slova-i-frazy-uhodyaschego-goda-chast-2. 15. Крылов Г.А. Словарь ошибок русского языка. – СПб., 2009: общая характеристика словаря, анализ примеров, вывод об адекватности составления словарей подобного рода в XXI в. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
1. Культура речи как научная дисциплина. Место культуры речи в системе языковых и неязыковых дисциплин. Культура языка и культура речи. 2. Язык как система и структура. Знаковый характер языка. Единицы языковой системы, их отличительные особенности. Уровневая организация языка. 3. Гипотезы происхождения языка. 4. Языковая политика как форма взаимодействия языка и власти. 5. Язык и речь: общее представление. Функции языка. Функции речи. 6. Понятия «национальный язык», «современный русский язык», «русский литературный язык». Нелитературные разновидности языка. 7. Истоки русского литературного языка. 8. Сниженная речь в современной языковой коммуникации. Снижение публичной речи как объективный процесс развития языкового общения. 9. Русский язык советской эпохи (новояз, эвфемизмы, советизмы, клишированные конструкции, аббревиатуры и сложносокращенные слова). 10. Язык эпохи глобализации и демократизации (общие тенденции развития современных языков, экстралингвистические факторы изменения языков). 11. Русский язык в XXI веке. Новые явления в русском языке: общая характеристика. Смешение языков как тенденция развития современного русского языка. 12. Понятие функционального стиля. Функциональные стили русского литературного языка: общая характеристика. 13. Официально-деловой стиль – признаки, характерные черты. 14. Научный стиль – признаки, характерные черты. 15. Публицистический стиль – признаки, характерные черты.
16. Разговорно-бытовой стиль (разговорная речь) – признаки, характерные черты. 17. Стиль художественной литературы – признаки, характерные черты. 18. Рекламный стиль речи – признаки, характерные черты. 19. Структура текста рекламного сообщения. Анализ одного рекламного текста. 20. Слоган. Его характеристика. Лингвистические особенности рекламного слогана. Анализ двух-трех рекламных слоганов. 21. Языковые средства воздействия в рекламе. Виды воздействия. Языковые средства для создания образности в рекламе. 22. Лексикография. Нормативные словари. Их виды. Анализ одного из нормативных словарей. 23. Словари в XXI в. Анализ одного из современных электронных словарных ресурсов. 24. Языковая норма. Виды норм. Причины изменения норм. Варианты норм. Норма и кодификация. 25. Орфоэпия и орфофония. История становления произносительных норм. Стили произношения. Варианты произношения. 26. Основные черты современной русской орфоэпии и орфофонии. Нормы произношения гласных, согласных, групп звуков. Особенности произношения заимствований. 27. Особенности русского ударения и его функции. Причины колебания и изменения ударений. Основные тенденции в развитии русского ударения у существительных, прилагательных, глаголов. 28. Нормы орфографии. Принципы русской орфографии. Основные исторические изменения в русской орфографии. 29. Графика. Графические средства. Алфавит. Влияние графических средств на восприятие текста. Графическое оформление текстов различных стилей и жанров. 30. Лексическая система русского языка. Слово как основная единица языковой системы. Признаки русского слова. 31. Фразеологизмы. Типы фразеологических единиц. 32. Парадигматические отношения в лексике. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. 33. Лексические и фразеологические нормы русского языка. Ошибки, связанные с нарушением норм словоупотребления: плеоназм, тавтология, лексические повторы, смешение паронимов, анахронизм. 34. Активные процессы в лексике современного русского языка. Общая характеристика. 35. Предмет морфологии. Морфологические нормы. 36. Основные ошибки, связанные с нарушением морфологических норм. 37. Предмет синтаксиса и его основные единицы. Синтаксические нормы.
38. Основные ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм в области простого предложения. Основные ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм в области сложного предложения. 39. Понятие пунктуационной нормы. Основные функции знаков препинания. Принципы русской пунктуации. Вариантность в пунктуации. Основные факторы, обусловливающие появление пунктуационных вариантов. 40. Коммуникативные качества речи (точность, логичность, выразительность, уместность, богатство и т.д.). 41. Функционально-смысловые типы речи. 42. Особенности организации устной и письменной форм речи. Жанры речи: монолог и диалог. 43. Речевой этикет. Основные единицы речевого этикета и особенности их реализации в различных сферах общения. 44. Обращение как «самый яркий этикетный знак». Основные функции обращения. Особенности употребления обращения в официальной и неофициальной сферах общения. 45. Речевое взаимодействие (эффективное общение и дружелюбное общение, кооперативное и некооперативное поведение, общие принципы коммуникации, основные тактики общения). 46. Диалогическое деловое общение (особенности делового общения, речевая самопрезентация, деловая беседа, деловые переговоры). 47. Монологическое деловое общение: устное публичное выступление (требования к публичной речи, классификация речей, выступление с публичной речью, подготовка публичной речи). 48. Письменная деловая речь (деловая документация, деловое письмо, виды деловых писем, особенности русской и зарубежной школ делового письма, современные рекомендации по составлению деловых документов). 49. Содержание и структура риторики как науки. Виды спора. Правила построения ораторской речи. Риторический канон и виды речи. Модель хрии. 50. Риторические тропы. 51. Риторические фигуры. 52. Текст, его признаки, особенности. Структура текста.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|