Морфологические нормы русского языка
I. Тест по теме занятия. II. Обсуждение вопросов: 1. Нормы и ошибки в формах числа имен существительных. 2. Правила употребления одушевленных и неодушевленных существительных. 3. Чем обусловлена вариантность падежных окончаний у существительных И.п. и Р.п. мн. числа? 4. Как определить род сложносокращенных существительных? 5. Как склоняются существительные общего рода? 6. Как определить род несклоняемых существительных? 7. Как склоняются иностранные фамилии? 8. В чем особенности склонения имен прилагательных? Несклоняемые прилагательные. 9. Перечислите распространенные отступления от литературных норм в образовании и употреблении форм имен прилагательных. 10. Перечислите типичные недочеты в употреблении местоимений. 11. Что такое изобилующие и недостаточные глаголы? 12. Назовите нормы употребления безличных и возвратных глаголов. 13. Правила образования причастий и деепричастий. 14. Чем обусловлены ошибки в употреблении имен числительных (количественных, порядковых и собирательных)?
III. Индивидуальное задание: подготовить сообщение на 7-10 минут о Grammar Nazi (один человек от группы).
IV. Устные задания: 1. Образуйте, если возможно, от существительных мужского рода существительные женского рода. Сделайте вывод об особенностях значения рода в названиях лиц по профессии, должности, социальному положению. Врач, пловец, художник, доцент, педагог, журналист, певец, филолог, руководитель, аспирант, адвокат, сотрудник, профессор, кассир, водитель. 2. В следующих отрывках из сказок А.С. Пушкина найдите краткие формы прилагательных. Соотнесите их с полными формами и охарактеризуйте это соотношение. Встречаются ли здесь формы, похожие на краткие, но таковыми не являющиеся? Свой ответ аргументируйте.
(1) Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. (2) А сама-то величава, Выступает, будто пава; Будто реченька журчит. Сладку речь-то говорит,
3. Какие ошибки создают речевую характеристику героя? Ой, где я был вчера – не найду, хоть убей. Только помню, что стены с обоями. Помню, Клавка была и подруга при ней, Целовался на кухне с обоими. (В. Высоцкий)
4. Из-за ошибки в какой форме глагола стихотворение становится объектом пародии? Заметили бы вы эту ошибку сами? Мольба Приедь! Это просто и близко… Приедь! Это нужно теперь… (Р. Заславский) *** Приедь, умоляю, приехай! А то – самолетом прилеть, Чтоб нам не являлась помехой Какая-нибудь гололедь. Иль запросто, без церемоний, Ты вещи покладь в саквояж И в поезде, в спальном вагоне, На полку мечтательно ляжь. А то плывь ко мне пароходом, Причалу рукой помахай. А нету доверия к водам – Сюда на Пегасе скакай. Приедь, ты не станешь обузой! Приедь, я зальюсь, как щегол! Приедь, долгожданная муза, Уж стынет мой жгучий глагол… (Н. Палин)
5. Объясните и исправьте ошибки в употреблении местоимений: 1. Больной попросил сестру налить себе воды. 2. Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону. 3. Группа сдала уже все зачеты и просила проэкзаменовать их в первую очередь. 4. Высчитав мой заработок, бригадир указал соразмерно нему сумму причитавшихся с меня налогов. 5. Когда наступили каникулы, студенты поехали к своим родным; они их ждали с большим нетерпением, надеясь хорошенько отдохнуть. 6. Первое выступление артистки принесло ей большой успех, и от ней можно ждать многое. 7. Я должен поздравить Екатерину Сергеевну с успешной защитой своей докторской диссертацией.
8. Банкам может быть отказано в расширении своих операций. 9. За 10-15 тысяч лет приручения человеком у собаки по сравнению с волком – своим далеким предком – изменилась лишь психика и гормональная система. 10. Вас будут терзать мысли о своей внешней красоте. 11. Молодая мать любовалась ребенком, играющим у своих ног. 12. В экспедиции мне не хватало своего ребенка. 13. Ушел из своей жизни Миттеран.
6. Исправьте ошибки в употреблении падежных форм и предлогов. 1. Об этом мы познакомим вас позже. 2. Докладчик подчеркнул о необходимости строительства. 3. Согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточную работу. 4. Высказывается критика о том, что мы делаем. 5. По окончанию работы все должны собраться в зале. 6. Решимость парламента свелась лишь в предоставлении полномочий. 7. По истечению некоторого времени можно будет снова вернуться к этому вопросу. 8. Посетите магазин, ориентированный специально для школьников. 9. Благодаря успешного стечения обстоятельств мы выполнили задание в срок. 10. Очень важна уверенность каждого за свой завтрашний день. 11. Он обязан контролировать за ходом лечения. 12. На совещании высказывалась озабоченность за безопасность границ. 13. Многим молодым людям предстоит участвовать на выборах впервые. 14. Эти факты говорят за возможность использования резервов.
V. Письменные задания: 1. Определите род данных существительных, мотивируйте свой ответ: визави, домишко, знамя, шампунь, инкогнито, носище, сирота, сопрано, жюри, тюль, иваси, фрау, неженка, бремя, портмоне, рагу, глупышка, вуаль, пепелище, мадемуазель, табель, безе, кенгуру, воевода, атташе, хвастунишка, лакомка, рантье, умишко, шимпанзе, подмастерье, толь, пони, отель, неряха, резюме. 2. Допишите пропущенные буквы, мотивируйте выбор формы. Шумн…, многолюдн… Осло. На главн… авеню – уютн… кафе под названием «Розов… фламинго». За столиком у стены, где висит изящн… бра, сидят юн… леди и лохмат… хиппи. На леди свободн… кимоно, на хиппи – потертые джинсы, свитер и грязноват… кашне. Обе едят бутерброды с аппетитн… салями и салат из свеж… кольраби. Перед леди стоит крепк… черны… кофе и абрикосов… суфле, перед хиппи – не менее крепк… виски. 3. Определите род данных аббревиатур. Ответ мотивируйте. ЗАГС, вуз, ООН, ЭВМ, ТЭЦ, СНГ, ВАЗ, ТЮЗ, МХАТ, ЖЭУ, ЛДПР, МГУ, районо, ДЮСШ, АТС, УВД, МИД, ГЭС, ЖСК, ГАИ, НИИ.
4. Раскройте скобки, употребив нужную форму выделенного имени. Свой ответ мотивируйте: 1. Наталья не любила произведения (Эрих-Мария Ремарк). 2. Ответ на этот вопрос вы найдете в пособии (Дитмар Элъяшевич Розенталь). 3. После матча Игорю удалось взять автограф у самого (Александр Буре). 4. На занятии мы долго спорили о концепции (Александр Владимирович Бондарко). 5. Этот подход был разработан (Чарльз Дарвин). 6. Эту пантомиму уже показывали по НТВ в исполнении (Марсель Марсо). 7. Эта роль была блестяще сыграна (Питер Устинов). 8. Мы прочитали новое эссе об (Эрнст Теодор Амадей Гофман). 11. У (Этель Лилиан Войнич) только три законченных романа. 9. Он состоял в охране при (Катрин Денёв). 10. Константин купил книгу (Анна Луиза Жермена де Сталь). 11. В молодости он снимался с (Чарльз Чаплин). 12. Об этом ты можешь прочесть у (Марсель Пруст). 13. Это пособие составлено (Валентина Даниловна Черняк). 14. Эта композиция была написана (Джордж Гершвин) в 20-е годы. 15. Режиссер уже получил от (Николь Кидман) согласие на участие в съемках. 5. Определите характер ошибок в образовании и употреблении форм имен прилагательных. Исправьте, где нужно, предложения: 1. Пишу тебе о том, что дети наши здоровы. Бодры, спокойные и веселые. 2. Участковый врач Николаев очень внимательный к пациентам. 3. Сегодня наша команда показала более лучшую игру. 4. На этом вопросе следует остановиться несколько поподробнее. 5. Мой брат немного молодее меня, но кажется моим ровесником. 6. Нам пришлось решать самые наисложнейшие вопросы. 7. В Пете Ростове мне нравится то, что он был предан Родине и беспощадный к врагу. 8. Он сумел победить самого сильнейшего противника. 6. Образуйте от данных глаголов формы 2-го лица единственного и множественного числа повелительного наклонения. Укажите возможные варианты и дайте их функционально-стилистическую характеристику. Ездить, ехать, поехать, уехать, вынуть, бежать, положить, класть, лечь, захотеть, смочь, утаить, кроить, поить, почистить, испортить, высыпать, уведомить.
7. Образуйте от глаголов деепричастия. От какого глагола нельзя образовать деепричастие? Гнать, гонять, догнать, погнаться, расширить, расшириться, расширять, расширяться, висеть, виснуть, повиснуть. 8. Просклоняйте приведённые числительные: полтора, четверо, 741, 492, 2005-й. 9. В приведенных ниже предложениях найдите случаи неправильного выбора формы числительного. Исправьте ошибки. 1. На занятиях не было обоих сестер. 2. Парохода ждали только четверо женщин. 3. У Антона Ивановича двое дочерей, обои учатся в школе. 4. Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и двадцать два яслей. 5. Подруги учились отлично, обоим вручили красные дипломы. 6. Насыпь возводилась с помощью двоих бульдозеров. 7. Трое работниц не смогли выйти на работу. 8. Двое котят играли на полу. 9. На обеих берегах реки раскинулись поля. 10. Участвовать в конференции предложили четырем старшекурсникам и двоим второкурсницам. 10. Раскройте скобки, выберите подходящий вариант. Мотивируйте свой выбор. - Они вырастили и воспитали (два сына – двух сыновей – двоих сыновей) и (две дочери – двоих дочерей – двух дочерей). - Семья Назаровых взяла на воспитание (три сироты – трех сирот – троих сирот): (двух – двоих братьев) и сестру. - О будущем Юрки думали (два мужчины – двое мужчин) и (две женщины – двое женщин). - Серому волку не удалось съесть (семь – семеро – семерых козлят). - На кафедре работают (семь – семеро) доцентов и (два профессора – двое профессоров). Литература
1. Валгина Н.С. Активные процессы в морфологии. – М.: Логос, 2003. –Разд. 9. – URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook050/01/index.html?part-014.htm. 2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов на/Д, 2005. – С. 117–138. 3. Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк. – М., 2003. – Задание 8
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|