Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы и развитие этнокультурных территориальных конфликтов




    МЕНЬШИНСТВО   БОЛЬШИНСТВО  
Объективные факторы   1. Численность, территориальная концентр 2. Характер размещения меньшинства по о («городские» и «сельские» меньшинства). 3. Наличие родственных меньшинств илид 4. Характер естественного движения мсньш 5. Баланс и этнический состав миграций в 6. Региональное развитие и уровень благосо 7. Наличие политических и социальных инс 8. Границы автономии, субъекта федерации (степень легитимности, совпадение с этною   ация и доля этнокультурного меньшинства в населении. тношению к государственным границам; городам и культурным центрам иаспоры в зарубежных странах, в том числе соседних. инства в его ареале в сравнении с другими группами. регионе, в котором сосредоточено меньшинство. клояния в регионе. -ппутов, в том числе университетов, театров и т.д. 1. административной единицы, в которой сосредоточено меньшинство ультурным ареалом, наличие территориальных претензий)  
Субъективные факторы   Идентичность, особенности истории, культуры, стереотипов. Наличие творческой интеллигенции, общественных движений и партий. Позиция местных властей   Идентичность, особенности истории и формирования государственной территории политической культуры. Позиция интеллектуальной элиты, общественных движени и партий  
Развитие конфликта   ТРЕБОВАНИЯ   РЕАКЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ВЛАСТЕЙ НА ТРЕБОВАНИЯ МЕНЬШИНСТВА  
Коллективные права: признание; доступ к распределению, участие в принятии политических решений   Права территориальной общности: предоставление привилегий (налоговые льготы и т.п.); децентрализация; регионализация; автономизация, создание федерации; создание конфедерации; независимость (присоединение к другому государству)  
Тип В экономической сфере В политической сфере
Игнорирование, отказ, упреждение, компенсация (удовлетворение; уничтожение субъекта требовании; достижение компромисса)   Учет в общей экономической и региональной политике:разработка специальных экономических программ; децентрализация экономической политики   Выделение в особую административную единицу; расширение компетенции ее властей; перекройка границ; реформа государственного устройства  

ние распространенности языка интерпретируется как утрата идентичности. Долгое время центральные власти разных стран пытались решить эти проблемы средствами обычной региональной политики, основывавшимися на технократических критериях подъема эффективности экономики и разрабатываемыми в центре. Изменения государственного устройства и политико-административных границ обычно требуют сложных конституционных процедур и высокой степени политического согласия в стране. Поэтому многие политические проекты не были реализованы. Так, не однажды дебатировались проекты политико-территориального переустройства Канады и ФРГ. Тем не менее в государственном устройстве многих стран произошли значительные изменения.

В Великобритании в 1998 г. состоялись референдумы в Уэльсе и Шотландии, на которых избиратели высказались за «деволюцию», т.е. формирование представительных органов и наделение новыми полномочиями региональных властей. В Швейцарии, «образцовой» конфедерации, длительное время не знавшей национальных конфликтов, развернулось движение за автономию франкоязычной части кантона Берн (население – около 60 тыс. человек), закончившееся в 1979 г. после 19 референдумов (!) созданием нового кантона Юра. Даже для Италии, 98% населения которой составляют итальянцы, вполне реальна перспектива стать федеративным государством в результате движения за автономию в северных областях, возглавляемого партией «Лига Севера», а в худшем случае – раскола. Правда, Европейский Союз служит, по выражению А. Трейвиша, в отличие от бывшего СССР, своеобразной ловушкой для районов-«беглецов». Дальше «большой Европы» им бежать все равно некуда, а в ней границы открыты.

Классификация федераций

Подходы к исследованию феномена федерализма столь же многообразны, сколь и его природа – политические, правовые, экономические, социологические, географические... Соответственно, можно найти множество оснований для классификации современных федераций, например, по:

• генезису;

• длительности существования;

• связи с национальными, этнокультурными и иными территориальными различиями в составе населения;

• равноправию субъектов федерации;

• динамике различий в их демографическом и экономическом потенциале;

• характеру идентичности;

• соотношению факторов интеграции и дезинтеграции, «симметричности»;

• институциональному устройству;

• масштабу и характеру выравнивания экономических диспропорций между регионами;

• уровню политической мобилизации (этно)региональных групп населения;

• мерам, принимаемым для предотвращения сепаратизма и се-цессий, и т.д.

Можно различать федерации, созданные снизу, на основе соглашения между элитами их составных частей, отражающими этнокультурную и иную дифференциацию территории (в этом случае можно анализировать характерные этапы становления и развития федеративных отношений), и сверху, по решению общегосударственной элиты, реализующей определенный политический проект. В первом случае вновь возникающая политическая идентичность граждан федерации накладывается на уже существующие национальные (региональные) идентичности, во втором – национальная идентичность, как правило, развивается в конкуренции с политической.

Россию, как всегда, «аршином общим не измерить». С одной стороны, ее федерализация – явный результат давления снизу. Вспомним историю сравнительно далекую – первые послереволюционные годы, когда под давлением мощных национальных движений были созданы многие нынешние республики, и совсем недавнюю – «парад суверенитетов» и реальный риск дезинтеграции страны в 1991-1993 гг. С другой стороны, в большинстве собственно русских регионов федерализм насаждается сверху и остается чуждым местной политической культуре. Поскольку русских регионов больше, федерализм в России – все же в основном политический проект властей.

Среди причин формирования федераций выделяются:

геополитические (чаще всего – совместное противостояние внешней угрозе, учет особенностей сорасположения составных частей страны по отношению к третьим странам – союзникам и потенциальным противникам);

• экономические (реализация выгод объединения государственных территорий и создание более широкого рынка);

• этнотерриториальные и нетерриториальные (признание прав компактно размещенных или дисперсных этнических или иных общин, устранение допущенных к ним исторических несправедливостей);

• необходимость политической мобилизации социально-территориальных групп населения.

Федеративные государства классифицируются также по степени асимметрии отношений между центром и членами, неравенству членов федерации де-юре (в статусе), соотношению факторов, способствующих и противодействующих автономии регионов.

В числе факторов дезинтеграции обычно фигурируют предшествующий опыт государственности, различия в экономической структуре, географически обусловленная изолированность регионов, региональные экономические интересы, этнические различия.

Выделяется три теоретические модели федерализма: американская, швейцарская и канадская.

•В американском понимании федерализма суверенитет принадлежит народу и различные уровни властей осуществляют только те полномочия, которые им делегированы народом. Американский подход к федерализму – инструментальный: важны результаты, которые можно получить с помощью федерализма, а не сам по себе процесс поиска согласования интересов для поддержания единства.

•Швейцария – первая современная федерация, построенная на этнолингвистической основе. Но все же заметим, Швейцарии «повезло», поскольку этнолингвистические границы в ней не совпадают с религиозными: в некоторых германоязычных кантонах большинство – протестанты, в других – католики. При этом границы между кантонами далеко не всегда следуют этнолингвистическим. Многочисленность субъектов федерации, отсутствие концентрации общин в крупных государственных образованиях изначально служили гарантом против конфликтов (рис. 14). Кроме того, для швейцарской модели характерна деполитизация потенциально конфликтных проблем путем делегирования полномочий на максимально низкий уровень – округов, коммун, а не кантонов.

• Канадская модель основывается не только на принципе создания многокультурного общества, но и на представлении о

Рис. 14. Границы между районами распространения языков и религий и политико-территориальное деление Швейцарии.

1 – границы кантонов; 2 – граница кантонов с германоязычным большинством. Доминирующие языковые и религиозные группы в кантонах: ф – франкоязычная;

и – италоязычная; г – германоязычная; к – католики; п – протестанты.

том, что федеральная система может сочетаться с парламентским режимом вестминстерского типа.

Несмотря на различия между моделями федераций, меры, которые в них предпринимаются для разрешения «вертикальных» и «горизонтальных» конфликтов (между центром и субъектами и между самими регионами) и противодействия дезинтеграционным силам, имеют много общего. Их можно подразделить на:

усиление централизации. Так, даже в такой децентрализованной федерации, как США, в последние годы много писали о принудительном федерализме: принятии федеральных законов о том, что должны делать штаты, и нефинансируемых сверху федеральных программ (например, программ борьбы с бедностью в президентство Дж. Буша-старшего), трактуемом как отход от доктрины

разделения компетенции, отчасти отражающее зависимость штатов от федеральных фондов;

• умиротворение одной из сторон конфликта, ведущее часто к росту асимметричности во внутрифедеральных отношениях (одни субъекты становятся более равными, чем другие, – что и происходило в России в первые годы после распада СССР);

• изменение числа и границ субъектов – средство, используемое в федеративных государствах Третьего мира;

• введение немажоритарных государственных институтов;

• консоциализм – делегирование компетенции на максимально более низкий территориальный уровень самоуправления, что должно приводить к деполитизации проблем (швейцарская модель). Но в многонациональных государствах это средство пригодно лишь в случаях, когда этнические элиты реально контролируют власть в своих регионах. Важно, что любое меньшинство должно иметь право вето по важным вопросам, свою институциональную или территориальную автономию.

Россия – федерация совсем молодая, и ее политические элиты явно не достигли согласия в том, на каком уровне нужно поддерживать баланс между интересами центра и регионов. Власти на ходу пытаются овладеть специфическим арсеналом политических средств, позволяющих регулировать этот баланс. Пожалуй, самое сложное сейчас для них – это консоциализм, искусство маневрирования компетенциями, умение рационально распределять их между центром, регионами и местами.

Наконец, федерации можно классифицировать по формальным, но тем не менее имеющим очевидное политическое значение признакам- численности субъектов федерации и размаху различий в их территории, населении и развитии (табл. 21 и 22). Для современной России эта проблема имеет особое значение, так как при обосновании необходимости реформы политико-территориального деления и государственного устройства России часто ссылаются на огромные различия в территории, численности населения и экономическом потенциале ее субъектов.

Что касается территории, то, как показывает табл. 21, Российская Федерация не составляет исключения. Даже в небольшой Швейцарии самый крупный по площади кантон больше самого малого почти в 200 раз, а в Германии разница в территории между Временем и Баварией – 175 раз. Сопоставим с российским, а иногда даже больше его разрыв в площади регионов в крупных странах, в

Таблица 21

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...