Внутренние различия в уровне экономического развития в некоторых федерациях
* ВВП на душу населения в Индии – в 1992 г., Канаде – в 1993 г., ФРГ – в 1995 г., Австрии – в 1989 г. ** Душевой доход (Volkseinkommen) в 1987 г. *** Располагаемый личный душевой доход в 1993 г. в ценах 1987 г. **** Доход на одного члена семьи в 1987 г. ***** Душевой доход в 1992 г. ****** Среднедушевой денежный доход в 1994 г. учитывается – в частности, в северокавказских республиках, занимающих нижние строчки рейтинга регионов, что сильно влияет на амплитуду колебаний. Драматически выше в России, чем в других федерациях, и вариация уровня социально-экономического развития. Даже регионы Индии развиты более равномерно. Самые незначительные различия в уровне развития регионов – в Австрии. Табл. 23 дает некоторое представление о многообразии институтов и устройства федеративных государств – «континууме федерализма». Однако практически во всех федерациях, кроме Микронезии, действует двухпалатный парламент, причем верхняя палата состоит из представителей регионов, избираемых непосредственно населением или местной легислатурой, или назначаемых. При этом есть федерации, в которых даже в верхнюю палату парламента члены федерации делегируют неравное число депутатов (ОАЭ, Малайзия, Канада). Субъекты большинства федераций располагают собственными органами судебной власти и легислатурой; несколько
в меньшем числе федераций субъекты располагают своей конституцией. Главы регионов большей части федеративных Государств избираются населением. На одном из концов спектра форм федеративного устройства – несомненно, Пакистан, одна из наиболее централизованных федераций, в которой центральное правительство широко вмешивается в жизнь провинций и существуют огромные диспропорции в уровне экономического развития и политическом весе субъектов. В этой стране губернаторы и члены высших судов провинций назначаются президентом. Исполнительная власть в провинциях осуществляется правительством и главным министром, назначаемым губернатором. Центральное правительство или губернатор как представитель центра могут по конституции взять на себя функции правительства любой провинции. Президент имеет право на основе собственного указа на срок до шести месяцев передавать полномочия провинциальной однопалатной легислатуры федеральному парламенту. Центр неоднократно пользовался своими широкими полномочиями. Например, в Белуджистане в феврале 1973 г. и декабре 1975 – июне 1976 гг. президентское правление было введено в связи с борьбой против сепаратистов в этой провинции. Федеративный парламент Пакистана – двухпалатный. В верхней палате – Сенате все провинции представлены поровну – по 14 депутатов, •в нижней палате – Национальном Собрании – провинции, федеральный округ и районы племен (управляются непосредственно центром) представлены пропорционально численности населения, и, следовательно, большой перевес имеют многонаселенные штаты. Так, Пенджаб имеет 115 мест, Синд – 46, а Белуджистан – только 11. Политическое неравенство отражает разительные диспропорции в экономических возможностях провинций. В 1980-х годах на провинции Пенджаб и Синд приходилось соответственно 54 и 40% крупных промышленных предприятий, дававших 39,7 и 53,4% промышленной продукции страны, тогда как доля Белуджистана составляла только 0,6 и 0,7%.
На другом конце спектра, в числе «децентрализованных» федераций находится, например, Австралия, каждый штат которой избирает двух- или однопалатную легислатуру, имеет Верховный Суд. Палата представителей федерального парламента избирается пропорционально численности населения, но права малонаселенных территорий гарантированы тем, что штат не может быть согласно конституции представлен менее чем пятью депутатами. Федеральная столичная территория имеет два мандата, а Северная территория – один. Федеральное правительство не может вмешиваться в компетенции штатов. Они весьма широки; штатам запрещено конституцией лишь формировать собственную армию, облагать налогом любую собственность, принадлежащую союзу, и выпускать собственную валюту. Особенности устройства федеративных государств мира Таблица 23
* Кроме Федерального округа. ** В Верховный Суд страны входят по представителю советов каждого из трех островов.
*** Губернатор Федерального округа выбирается из числа кандидатов, предложенных центральным правительством. **** Военный режим, находящийся у власти с 1988 г., упразднил все государственные органы, предусмотренные конституцией 1974 г. ***** Каждый штат представлен в нижней палате парламента – Палате представителей – не менее чем пятью депутатами; два члена представляют столичную территорию и один – северную. ****** Первичные трибуналы имеются в четырех эмиратах (Абу-Даби, Шардже, Аджмане и Эль-Фуджайра) из семи. ******* Пакистан управляет также де-факто Азад-Кашмиром и Северными территориями. ******** Федеральный Суд имеет шесть провинциальных и три местных отделения. ********* Девять штатов управляются султанами, четыре – губернаторами. Из 70 членов верхней палаты 40 назначаются Верховным правителем, остальные избираются законодательными ассамблеями штатов (по два от каждого). ********** В Малаие и Борнео имеются Высшие Суды, в штатах Малайи, кроме того, Верховные Суды, а в Борнео – суды штатов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|