Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практикум № 5 Семинар-контроль

Государственное автономное образовательное учреждение

Дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования и социальных технологий»

Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Курганский базовый медицинский колледж»

 

Учебное пособие для самостоятельной работы студентов

По дисциплине «Анатомия и физиология человека»

Специальности: 33.02.01 «Фармация»

Тема: Пищеварительная система

2015


Учебное пособие для самостоятельной работы студентов по дисциплине: «Анатомия и физиология человека». Тема: Пищеварительная система [Текст]: [для студентов] специальности «Фармация» [Текст] / Т. А. Дерябина, Н.Е. Горшкова; ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж». – Курган: КБМК, 2015. – 154 с.: ил.

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета ГАОУ ДПО

«Институт развития образования и социальных технологий»

 

 

Авторы-составители: Дерябина Т.А.- преподаватель дисциплины «Анатомия и физиология человека» ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж»

                                   

Горшкова Н.Е.- к.б.н., преподаватель дисциплины «Анатомия и физиология человека» ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж»

 

 

Рецензент:

 

 

Данное учебное пособие для самостоятельной работы студентов по дисциплине Анатомия и физиология человека разработано к разделу Пищеварительная система» в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (ГОС) к минимуму уровня подготовки выпускников по специальности: 060108 «Фармация» на основе учебного плана данной специальности. Данная тетрадь предполагает работу, как на лекционных, так и на практических занятиях. В рабочей тетради представлены лекции в виде опорных конспектов, практические и семинарские занятия, содержащие задания разных уровней усвоения учебного материала с учетом индивидуальных особенностей студентов.

 

© Дерябина Т.А., Горшкова Н.Е., 2015

© ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж», 2015


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка                                                                4 4
2. Тематический план и содержание учебной дисциплины                                                       6
3. Технологическая карта                                                              15 13
4. Деятельность студента                                                                 7 15
5. Индивидуальный маршрут студента 19
6. Лекция №1                                                                                  11 22
7. Задания к практикуму № 1                                                        20 35
8. Лекция №2                                                                                  25 52
9. Задания к практикуму № 2                                                        27 57
10. Лекция №3                                                                                  29 70
11. Задания к практикуму № 3                                                        36 79
12. Лекция №4                                                                                  39 93
13. Задания к практикуму № 4                                                        46 102
14. Задания к семинару                                                                   50 118
15. Тестовые задания                                                                       56 124
16. Кроссворды «Анатомия органов пищеварительной системы» 66 140
17. Кроссворды «Физиология пищеварения»                                72 146
18. Литература                                                                                 78 152

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Курс анатомии и физиологии человека является одним из ведущих предметов в процессе обучения фармацевтов.

    Целью данного курса является сформировать целостное понятие организма человека в его динамической взаимосвязи с окружающей средой.

    Курс «Анатомия и физиология человека» изучается общим объемом 160 часов: 68 часов – теории, 92 часа – практики в течение третьего семестра, на втором курсе обучения фармацевтов. Изучение данного курса тесно связано с клинической патологией, медицинской биологией, фармакологией и т.д.

    Структура изучения дисциплины «Анатомия и физиология человека» построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к минимуму уровня подготовки выпускников по специальности «Фармация» и разработана на основе учебного плана данной специальности.

студент должен знать:

· основные закономерности развития жизнедеятельности организма;

· строение тканей, органов и систем, их функции, как в норме, так и в патологии;

студент должен уметь:

· ориентироваться в топографии и функциях органов и систем;

· показывать на таблицах и муляжах органы, образующие определенные системы организма;

· пользоваться медицинской терминологией.

 

Пособие помогает студенту овладевать знаниями по анатомии и физиологии пищеварительной системы. Пособие дополняет материал теоретических занятий и учебника Воробьевой, Губарь, Сафьянникова. «Анатомия и физиология».

Материал пособия изложен в интересной, нестандартной форме: содержит основной информационный материал по каждой лекции, сопровождается подробным иллюстрационным материалом, который превращает пособие в удобный анатомический атлас.

Данное пособие предназначено для студентов специальности «Фармация», очевидным является высокая значимость данного раздела при подготовке этих специалистов. В связи с этим особое внимание в пособии отводится и системе контроля освоения учебного материала по данному разделу. К каждой теме приводится список вопросов для самоконтроля, и вопросы для контрольного среза, разноуровневые ситуационные задачи.

Пособие восполняет пробел материала основной литературы – отсутствие комплекса логично структурированного материала, сопровождающегося подробным иллюстрационным материалом и комплекса обучающих заданий, которые позволяют значительно повысить эффективность обучения, поскольку постоянно поддерживают психическую активность через разнообразие выполняемой работы.

Необходимость работать в условиях Государственных образовательных стандартов стала решающим аргументом в пользу педагогической технологии В. М. Монахова. Каждый студент получает возможность выбирать свою траекторию к достижению ожидаемого результата (задания на «3», «4», «5»).

 

Задания на оценку «3» являются обязательными для выполнения. К ним относятся: графический диктант, тестовые задания, ответы на вопросы.

Задания на оценку «4» не являются обязательными и выполняются по желанию студента, предварительно справившись с заданиями на «3». К заданиям на «4» относятся: составление и заполнение сравнительных таблиц, кроссвордов, морфофункциональные и ситуационные задачи.

Задания на оценку «5» также выполняются по желанию студента и включают: морфофункциональные и ситуационные задачи, подготовку и оформление сообщений, рефератов, докладов, проведение УИРС.

Все разноуровневые задания разделены на аудиторные и внеаудиторные формы самостоятельной работы студентов. Для того, чтобы студентам было легче пользоваться данной рабочей тетрадью использованы следующие условные обозначения:

 


       - задания на оценку «3» - это задания на узнавание, понимание, воспро-

    изведение учебного материала (составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта);

 


        - задания на оценку «4» - задания, требующие применения знаний в зна комой ситуации;

 


         - задания на оценку «5» - задания повышенной сложности,   творческие, исследовательские задания, требующие работу с дополнительной литературой.

 


        - задания для внеаудиторной самостоятельной подготовки.

 


  ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО РАЗДЕЛУ «Анатомо-физиологические основы пищеварения»
РАЗДЕЛ 7. Анатомо-физиологические основы пищеварения обучающийся должен уметь: - ориентироваться в топографии и функциях органов и систем обучающийся должен знать: - основные закономерности развития и жизнедеятельности организма;  - строение тканей, органов и систем, их функции.

Тема 7.1.

Строение органов пищеварительного тракта

 

 

Тема 7.1.1. Строение органов пищеварительного тракта: полость рта, глотка, пищевод Пищеварение в полости рта

 

 

Лекция № 18. Строение органов пищеварительного тракта: полость рта, глотка, пищевод Пищеварение в полости рта.
Содержание учебного материала: Регуляция пищеварения. Роль пищи в регуляции пищеварения. Основные питательные вещества. Функции пищеварительного тракта. Ферменты. Роль И.П. Павлова в развитии учения о пищеварении. Пищеварительный тракт и органы его составляющие: полость рта, язык, зубы, глотка, пищевод. Принцип и особенности строения стенки, анатомические образования. Пищеварение в полости рта. Физиология слюнных желез. Глотание, движение пищи в глотке и пищеводе.
Практическое занятие №24. Строение органов пищеварительного тракта: полость рта, глотка, пищевод Пищеварение в полости рта. Изучение строения органов пищеварения: ротовой полости, глотки, пищевода. Изучение пищеварения в полости рта: состава слюны, регуляции и фаз слюноотделения.
Самостоятельная работа обучающихся Зарисовка анатомических структур органов полости рта, глотки, пищевода Составление словаря терминов Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих работ Подготовка мультимедийных презентаций творческих работ

Примерная тематика творческих работ:

  1. Аномалии развития ротовой полости: «заячья губа» и «волчья пасть». 2. Язык сигнализирует (патология языка). 3. Диафрагма рта, треугольник Пирогова. 4. Ферменты ЖКТ (группы, механизм действия). 5. Молочные и постоянные зубы, их особенности. Окклюзия. Прикус. 6. Заболевания полости рта (ангина, тонзиллит, аденоиды). 7. Акт глотания. 8. Аномалии развития зубов. Исторические аспекты стоматологии. 9. Аномалии и патология слюнных желез. 10. Стеноз пищевода: возможные причины развития, исторические аспекты хирургического лечения. 11. Патология брюшины:перитонит, асцит. 12. Ротовая полость и её производные: губы, щеки, твердое нёбо, мягкое нёбо, язычок. 13. Лимфоэпителиальное глоточное кольцо Пирогова. 14. Зубы, их развитие, смена зубов. 15. Экскреторная и инкреторная функция слюнных желез. 16. Классификация слюнных желез. Особенности микроскопического и ультрамикроскопического строения слюнных желез.

 

Тема 7.1.2.

Строение органов пищеварительного тракта: желудок. Пищеварение в желудке.

 

Лекция № 19. Строение органов пищеварительного тракта:желудок, кишечник. Пищеварение в желудке и кишечнике.
Содержание учебного материала: Пищеварительный тракт и органы его составляющие: желудок, тонкая и толстая кишка. Принцип и особенности строения стенки, анатомические образования. Пищеварение в желудке под воздействием ферментов желудочного сока. Физиология желез желудка. Эвакуация содержимого желудка в двенадцатиперстную кишку. Пищеварение в тонком кишечнике, виды. Моторная функция тонкой кишки. Всасывание в тонкой кишке. Пищеварение в толстой кишке под действием ферментов кишечного сока и бактерий. Формирование каловых масс Регуляторные механизмы секреции и отделения пищеварительных соков.
  Практическое занятие №25Строение органов пищеварительного тракта: желудок. Пищеварение в желудке. Изучение строения органов пищеварения Самостоятельная работа обучающихся Зарисовка анатомических структур желудка Составление словаря терминов Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих работ Подготовка мультимедийных презентаций творческих работ.

Примерная тематика творческих работ:

  1. Формы и размеры желудка. 2. Патология желудка: гастрит. 3. Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки. 4. Акт рвоты или антиперистальтика. 5. Кардиоспазм, пилоростеноз, пилороспазм. 6. Заслуги И.П.Павлова в физиологии пищеварения. Метод хронических опытов. 7. Изучите зависимость секреции желудочного сока от характера и состава пищи. 8. Изучите эмбриональные источники развития оболочек пищеварительной трубки
Тема 7.1.3. Строение органов пищеварительного тракта: тонкая и толстая кишка. Пищеварение в тонком и толстом кишечнике Практическое занятие №26. Строение органов пищеварительного тракта: тонкая и толстая кишка. Пищеварение в тонком и толстом кишечнике. Самостоятельная работа обучающихся: Составление схем регуляции выделения пищеварительных соков, сравнительной таблицы пищеварения в различных отделах пищеварительного канала. Составление словаря терминов Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих работ Подготовка мультимедийных презентаций творческих работ.

Примерная тематика творческих работ:

  1. Полостное и пристеночное переваривание. 2. Виды двигательной активности тонкого и толстого кишечника. Регуляция моторной функции кишечника. 3. Энтерит- самостоятельное заболевание или симптом. 4. Физиологическая сущность всасывания. 5. Рак кишечника. 6. Геморрой. 7. Проктит. Парапроктит. 8. Кишечная палочка, её влияние. Входит ли она в состав нормальной микрофлоры кишечника? 9. Дисбактериоз. 10. Микро- и ультрамикроскопические особенности строения ворсинок тонкого кишечника. Каково их функциональное значение? 11. Морфофункциональная характеристика дуоденальных желез. 12.  Строение мышечной оболочки тонкого кишечника и её значение в процессе пищеварения. Роль гладких миоцитов, расположенных строме ворсинок тонкого кишечника. 13.  Морфология стенки тонкого кишечника. Особенности строения червеобразного отростка. 14. Изучите особенности строения агрегатов лимфоидных узелков тонкого кишечника (пейеровых бляшек). Их роль в гуморальном и клеточном иммунитете. 15. Изучите значение червеобразного отростка в жизнедеятельности организма. 16. Изучите эндокриноциты пищеварительного тракта. Их локализацию, морфологию, функции.
Тема 7.2. Строение больших пищеварительных желез   Лекция № 20. Строение больших пищеварительных желез. Содержание учебного материала: Большие слюнные железы: строение, места открытия выводных протоков, секрет слюнных желез. Поджелудочная железа – анатомическое строение и месторасположение, функции. Печень – анатомическое строение и месторасположение, функции, макро- и микроскопическое строение печени Желчный пузырь – расположение, строение, функции. Физиология печени, поджелудочной железы. Регуляторные механизмы секреции и отделения пищеварительных соков.
  Практическое занятие №27.Строение больших пищеварительных желез. Самостоятельная работа обучающихся 1. Выполнение заданий в рабочей тетради. 2. Составление тестовых заданий для самоконтроля и взаимоконтроля 3. Заполнение терминологического словаря. 4. Составление и решение ситуационных задач. 5. Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих работ 6. Подготовка мультимедийных презентаций творческих работ.

Примерная тематика творческих работ:

  1. Строение печеночной дольки. 2. Сегментарное строение печени. 3. Многообразие функций печени. 4. Патология поджелудочной железы: панктреатит, панкреанекроз. 5. Патология печени: цирроз. 6. Патология печени: гепатит. 7. Желче- каменная болезнь или холелитиаз. 8. Особенности кровоснабжения печени, микро- и ультраструктуры синусоидного сосуда. 9. Структурная и функциональная единица печени. Микро- и ультраструктура клеток, образующих паренхиму печени. 10.Строение экзокринной части поджелудочной железы. Особенности микро- и ультраструктуры панкреатических экзокриноцитов. Центроацинозные клетки. 11.Строение эндокринной части поджелудочной железы. Особенности морфологии  и физиологии различныхэндокриноцитов. 12.Макрофаги печени. Их морфология и функция. 13.Пути оттока желчи, их морфология. 14.Эндокриноциты поджелудочной железы. Их микроструктура, функция, место в системе гормонопродуцирующих клеток ЖКТ. 15.Изучите способность печени к регенерации и проблему цирроза.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 

 

 

 


                                   

 

Ц1                                                      Ц2                               Ц3                                 Ц4                                  К

 

 

                                   

 

 


 

Развивающие цели

Помочь студентам осознать практическую значимость учебного материала. Содействовать развитию у студентов умений: · Выделять главное в познавательном объекте, · Сравнивать познавательные объекты, · Структурировать информацию, · Характеризовать объекты по таблицам и муляжам. Создать условия для развития у студентов умений: · Анализировать познавательный объект (текст, определение понятия, задачу), · Выделять главное в познавательном объекте, · Использовать научные методы познания (эксперимент), · Предлагать решение проблемной ситуации. Создать условия для развития у студентов умений: · Выделять логические части в тексте, · Составление схем, · Общаться. Помочь студентам осознать социальную, практическую, личностную значимость учебного материала. Способствовать развитию у студентов умений: · Характеризовать объекты и явления по тексту учебника и дополнительной литературе, · Рецензировать ответ товарища, · Формулировать проблему, · Характеризовать объекты по таблицам и муляжам. Создать условия для развития у студентов умений: · осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности, · работать с компьютером.

Примеры, формы обучения

Групповое обучение. Работа в парах. Проблемное обучение. Визуализация. Разноуровневое обучение. Ролевая игра. Проблемное обучение. Групповое обучение. Разноуровневое обучение. Групповое обучение. Визуализация. Разноуровневое обучение. Групповое обучение. Проблемное обучение. Разноуровневое обучение. Разноуровневое обучение. Индивидуальное обучение.

Практикум № 1

Деятельность студента

Раздел /

Тема

Целеполагание

Аудиторная диагностика

Внеаудиторная диагностика

3 4 5 3 4 5 Раздел пищеварительная система. Тема 1: Пищеварительный тракт. Ротовая полость. Глотка. Пищевод. 2 ч.
   
 

 

 


        2ч

Ц1 Знать латинскую терминологию, строение стенки желудка, отделы, пищеварение в желудке. Ц2.Уметь определять, называть и показывать на препаратах органы пищеварения, их топографию и анатомические образования. Учебно-информационные умения Задание №1. Задание №2. Задание №3 Задание №4 Вопросы -допускается до 6 ошибок: · не полные ответы, · не точные ответы Задание № 5 Задание № 6 Дополнительно: -Изображение схемы пищеварительной системы -Срисовывание демонстрируемого объекта с муляжа Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание №4 Вопросы - не допускается ошибок: Задание № 7 Задание № 8 Учебно-логические умения Задание № 9 Задание № 10 Задание № 11 Задание № 12 Учебно-информационные умения Задание № 1 Ответить на вопросы для самоконтроля Задание № 2 Заполнить терминологический словарь. Задание №3 Спроектировать 10 утверждений и эталон к ним. Дополнительно: Изображение схемы пищеварительной системы Срисовывание демонстрируемого объекта с муляжа Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание № 4 Составить кроссворд. Задание № 5 Составить тестовые задания с эталонами.   Учебно-управленческие умения, учебно-информационные, учебно-логические. Задание № 10 Реферат. Задание № 11 УИРС

Практикум № 2

Деятельность студента

Раздел /

Тема

Целеполагание

Аудиторная диагностика

Внеаудиторная диагностика

3 4 5 3 4 5 Раздел пищеварительная система. Тема 1: Пищеварение в желудке.   2 ч.
     
 

 

 


      2ч

Ц1 Знать латинскую терминологию, АФО органов пищеварения, пищеварение в ротовой полости. Ц2 Уметь демонстрировать проекцию органов пищеварительного тракта на переднюю брюшную стенку. Оценивать состав и свойства пищеварительных соков, ферментов. Объяснить механизм секреции пищеварительных соков. Учебно-информационные умения Задание № 1. Задание № 2 Вопросы с 1 по 9 допускается до 4 ошибок: · не полные ответы, · не точные ответы Задание № 3 Задание № 4 Задание № 6 Дополнительно: -Изображение схемы пищеварительной системы -Срисовывание демонстрируемого объекта с муляжа Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание № 2 Вопросы не допускается ошибок: Задание № 7 Задание № 8 Учебно логические умения Задание № 9 Задание № 10 Задание № 11 Задание № 12 Учебно-информационные умения Задание № 1 Ответить на вопросы для самоконтроля Задание № 2 Заполнить терминологический словарь. Задание № 3 Спроектировать 10 утверждений и эталон к ним. Дополнительно: Изображение схемы пищеварительной системы Срисовывание демонстрируемого объекта с муляжа Учебно-информационные умения, учебно- логические Задание № 4 Составить кроссворд. Задание № 5 Составить сравнительную таблицу   Учебно-управленческие умения, учебно-информационные, учебно-логические. Задание № 10 Реферат. Задание № 11 УИРС

Практикум № 3

Деятельность студента

Раздел /

Тема

Целеполагание

Аудиторная диагностика

Внеаудиторная диагностика

3 4 5 3 4 5 Раздел пищеварительная система. Тема 1: Строение больших пищеварительных желез   2 ч.
     
 

 

 


        2ч

Ц1 Знать Латинскую терминологию АФО печени, поджелудочной железы, крупных слюнных желез. Ц2.Уметь определять, называть и показывать на препаратах большие пищевые железы. Изображать в виде схемы дольку печени. демонстрировать проекцию органов пищеварительного тракта на переднюю брюшную стенку. Учебно-информационные умения Задание № 1. Задание № 2 Задание № 3 Вопросы допускается до 4 ошибок: · не полные ответы, · не точные ответы Задание № 4 графический диктант Задание № 5 Дополнительно: -Срисовывание демонстрируемого объекта с муляжа Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание № 3 Вопросы не допускается ошибок: Задание № 7 Задание № 8 Учебно логические умения Задание № 9 Задание № 10 Задание № 11 Задание № 12 Учебно-информационные умения Задание № 1 Ответить на вопросы для самоконтроля Задание № 2 Заполнить терминологический словарь. Задание № 3 Спроектировать 10 утверждений и эталон к ним. Задание № 5 Запишите, что происходит в печени. Дополнительно: Срисовывание демонстрируемого объекта с муляжа Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание № 4 Составить кроссворд. Задание № 5 Составить сравнительную таблицу   Учебно-управленческие умения, учебно-информационные, учебно-логические. Задание № 10 Реферат. Задание № 11 УИРС

Практикум № 4

Деятельность студента

Раздел /

Тема

Целеполагание

Аудиторная диагностика

Внеаудиторная диагностика

3 4 5 3 4 5 Раздел пищеварительная система. Тема 1: Пищеварение в тонком и толстом кишечнике   2 ч.
     
 

 

 


       2ч

Ц1 Знать Латинскую терминологию АФО тонкого и толстого кишечника Ц2.Уметь. определять, называть и показывать на препаратах большие пищевые железы. Изображать в виде схемы дольку печени. демонстрировать проекцию органов пищеварительного тракта на переднюю брюшную стенку Учебно-информационные умения Задание № 1. Задание № 2 Задание № 3 Задание № 4 Вопросы допускается до 4 ошибок: · не полные ответы, · не точные ответы Задание № 5 графический диктант Задание № 6 тестовые задания Задание № 7 Впишите в текст пропущенные слова Дополнительно: -Срисовывание демонстрируемого объекта с муляжа Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание № 4 Вопросы не допускается ошибок. Задание № 8 Задание № 9 Задание № 10 Учебно-логические умения Задание № 11 Задание № 12 Задание № 13 Задание № 14 Учебно-информационные умения Задание № 1 Ответить на вопросы для самоконтроля Задание № 2 Заполнить терминологический словарь. Задание № 3 Спроектировать 10 утверждений и эталон к ним. Дополнительно: Срисовывание демонстрируемого объекта с муляжа Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание № 4 Составить кроссворд. Задание № 5 Составить сравнительную таблицу   Учебно-управленческие умения, учебно-информационные, учебно-логические. Задание № 12 Реферат. Задание № 13 УИРС

Практикум № 5 Семинар-контроль

Деятельность студента

Раздел /

Тема

Целеполагание

Аудиторная диагностика

Внеаудиторная диагностика

3 4 5 3 4 5 Раздел пищеварительная система.
 

 


       2ч

Ц1 Знать Латинскую терминологию АФО пищеварительной системы Ц2.Уметь. определять, называть и показывать на препаратах отделы пищеварительной системы. демонстрировать проекцию органов пищеварительного тракта на переднюю брюшную стенку Учебно-информационные умения Задание № 1- устный диктант. Задание № 3- взаимоконтроль в динамических парах по сравнительной таблице Задание № 4 –устный индивидуальный контроль Задание № 5 –компьютерное тестирование Задание № 6 – заполнить «немой» атлас. Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание № 2 - сравнительная таблица Задание № 7 -заполнить кроссворд Учебно-логические умения Задание №8 Учебно-информационные умения Задание № 4 Ответить на вопросы для самоконтроля   Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание № 2 -сравнительная таблица   Учебно-управленческие умения, учебно-информационные, учебно-логические. Реферат. УИРС

 


ЛЕКЦИЯ №1

Пищеварительная система

« Сырой материал, поступает на завод,проходит длинный ряд учреждений, в которых он подвергается известной механической и главным образом химической обработке и через

 бесчисленные боковые ворота переводится в магазины тела. Кроме основных линий учреждений, по которой движется сырой материал,имеется ряд боковых химических фабрик, которые готовят известные реактивы

Для соответственной обработки сырого материала».                 И.П.Павлов

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...