Практикум № 5 Семинар-контроль
Государственное автономное образовательное учреждение Дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий» Государственное образовательное учреждение Среднего профессионального образования «Курганский базовый медицинский колледж»
Учебное пособие для самостоятельной работы студентов По дисциплине «Анатомия и физиология человека» Специальности: 33.02.01 «Фармация» Тема: Пищеварительная система 2015 Учебное пособие для самостоятельной работы студентов по дисциплине: «Анатомия и физиология человека». Тема: Пищеварительная система [Текст]: [для студентов] специальности «Фармация» [Текст] / Т. А. Дерябина, Н.Е. Горшкова; ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж». – Курган: КБМК, 2015. – 154 с.: ил.
Печатается по решению редакционно-издательского совета ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий»
Авторы-составители: Дерябина Т.А.- преподаватель дисциплины «Анатомия и физиология человека» ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж»
Горшкова Н.Е.- к.б.н., преподаватель дисциплины «Анатомия и физиология человека» ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж»
Рецензент:
Данное учебное пособие для самостоятельной работы студентов по дисциплине Анатомия и физиология человека разработано к разделу Пищеварительная система» в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (ГОС) к минимуму уровня подготовки выпускников по специальности: 060108 «Фармация» на основе учебного плана данной специальности. Данная тетрадь предполагает работу, как на лекционных, так и на практических занятиях. В рабочей тетради представлены лекции в виде опорных конспектов, практические и семинарские занятия, содержащие задания разных уровней усвоения учебного материала с учетом индивидуальных особенностей студентов.
© Дерябина Т.А., Горшкова Н.Е., 2015 © ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж», 2015 СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс анатомии и физиологии человека является одним из ведущих предметов в процессе обучения фармацевтов. Целью данного курса является сформировать целостное понятие организма человека в его динамической взаимосвязи с окружающей средой. Курс «Анатомия и физиология человека» изучается общим объемом 160 часов: 68 часов – теории, 92 часа – практики в течение третьего семестра, на втором курсе обучения фармацевтов. Изучение данного курса тесно связано с клинической патологией, медицинской биологией, фармакологией и т.д. Структура изучения дисциплины «Анатомия и физиология человека» построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к минимуму уровня подготовки выпускников по специальности «Фармация» и разработана на основе учебного плана данной специальности. студент должен знать: · основные закономерности развития жизнедеятельности организма; · строение тканей, органов и систем, их функции, как в норме, так и в патологии; студент должен уметь: · ориентироваться в топографии и функциях органов и систем; · показывать на таблицах и муляжах органы, образующие определенные системы организма; · пользоваться медицинской терминологией.
Пособие помогает студенту овладевать знаниями по анатомии и физиологии пищеварительной системы. Пособие дополняет материал теоретических занятий и учебника Воробьевой, Губарь, Сафьянникова. «Анатомия и физиология». Материал пособия изложен в интересной, нестандартной форме: содержит основной информационный материал по каждой лекции, сопровождается подробным иллюстрационным материалом, который превращает пособие в удобный анатомический атлас. Данное пособие предназначено для студентов специальности «Фармация», очевидным является высокая значимость данного раздела при подготовке этих специалистов. В связи с этим особое внимание в пособии отводится и системе контроля освоения учебного материала по данному разделу. К каждой теме приводится список вопросов для самоконтроля, и вопросы для контрольного среза, разноуровневые ситуационные задачи.
Пособие восполняет пробел материала основной литературы – отсутствие комплекса логично структурированного материала, сопровождающегося подробным иллюстрационным материалом и комплекса обучающих заданий, которые позволяют значительно повысить эффективность обучения, поскольку постоянно поддерживают психическую активность через разнообразие выполняемой работы. Необходимость работать в условиях Государственных образовательных стандартов стала решающим аргументом в пользу педагогической технологии В. М. Монахова. Каждый студент получает возможность выбирать свою траекторию к достижению ожидаемого результата (задания на «3», «4», «5»).
Задания на оценку «3» являются обязательными для выполнения. К ним относятся: графический диктант, тестовые задания, ответы на вопросы. Задания на оценку «4» не являются обязательными и выполняются по желанию студента, предварительно справившись с заданиями на «3». К заданиям на «4» относятся: составление и заполнение сравнительных таблиц, кроссвордов, морфофункциональные и ситуационные задачи. Задания на оценку «5» также выполняются по желанию студента и включают: морфофункциональные и ситуационные задачи, подготовку и оформление сообщений, рефератов, докладов, проведение УИРС. Все разноуровневые задания разделены на аудиторные и внеаудиторные формы самостоятельной работы студентов. Для того, чтобы студентам было легче пользоваться данной рабочей тетрадью использованы следующие условные обозначения:
- задания на оценку «3» - это задания на узнавание, понимание, воспро- изведение учебного материала (составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта);
- задания на оценку «4» - задания, требующие применения знаний в зна комой ситуации;
- задания на оценку «5» - задания повышенной сложности, творческие, исследовательские задания, требующие работу с дополнительной литературой.
- задания для внеаудиторной самостоятельной подготовки.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Ц1 Ц2 Ц3 Ц4 К
Развивающие цели | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Помочь студентам осознать практическую значимость учебного материала. Содействовать развитию у студентов умений: · Выделять главное в познавательном объекте, · Сравнивать познавательные объекты, · Структурировать информацию, · Характеризовать объекты по таблицам и муляжам. | Создать условия для развития у студентов умений: · Анализировать познавательный объект (текст, определение понятия, задачу), · Выделять главное в познавательном объекте, · Использовать научные методы познания (эксперимент), · Предлагать решение проблемной ситуации. | Создать условия для развития у студентов умений: · Выделять логические части в тексте, · Составление схем, · Общаться. Помочь студентам осознать социальную, практическую, личностную значимость учебного материала. | Способствовать развитию у студентов умений: · Характеризовать объекты и явления по тексту учебника и дополнительной литературе, · Рецензировать ответ товарища, · Формулировать проблему, · Характеризовать объекты по таблицам и муляжам. | Создать условия для развития у студентов умений: · осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности, · работать с компьютером. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примеры, формы обучения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Групповое обучение. Работа в парах. Проблемное обучение. Визуализация. Разноуровневое обучение. | Ролевая игра. Проблемное обучение. Групповое обучение. Разноуровневое обучение. | Групповое обучение. Визуализация. Разноуровневое обучение. | Групповое обучение. Проблемное обучение. Разноуровневое обучение. | Разноуровневое обучение. Индивидуальное обучение. |
Практикум № 1
Деятельность студента
Раздел / |
Тема
Целеполагание
Аудиторная диагностика
Внеаудиторная диагностика
![]() | ||
![]() |
2ч
Ц1 Знать латинскую терминологию, строение стенки желудка, отделы, пищеварение в желудке. Ц2.Уметь определять, называть и показывать на препаратах органы пищеварения, их топографию и анатомические образования. Учебно-информационные умения Задание №1. Задание №2. Задание №3 Задание №4 Вопросы -допускается до 6 ошибок: · не полные ответы, · не точные ответы Задание № 5 Задание № 6 Дополнительно: -Изображение схемы пищеварительной системы -Срисовывание демонстрируемого объекта с муляжа Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание №4 Вопросы - не допускается ошибок: Задание № 7 Задание № 8 Учебно-логические умения Задание № 9 Задание № 10 Задание № 11 Задание № 12 Учебно-информационные умения Задание № 1 Ответить на вопросы для самоконтроля Задание № 2 Заполнить терминологический словарь. Задание №3 Спроектировать 10 утверждений и эталон к ним. Дополнительно: Изображение схемы пищеварительной системы Срисовывание демонстрируемого объекта с муляжа Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание № 4 Составить кроссворд. Задание № 5 Составить тестовые задания с эталонами. Учебно-управленческие умения, учебно-информационные, учебно-логические. Задание № 10 Реферат. Задание № 11 УИРСПрактикум № 2
Деятельность студента
Раздел / |
Тема
Целеполагание
Аудиторная диагностика
Внеаудиторная диагностика
![]() | |||
![]() |
2ч
Ц1 Знать латинскую терминологию, АФО органов пищеварения, пищеварение в ротовой полости. Ц2 Уметь демонстрировать проекцию органов пищеварительного тракта на переднюю брюшную стенку. Оценивать состав и свойства пищеварительных соков, ферментов. Объяснить механизм секреции пищеварительных соков. Учебно-информационные умения Задание № 1. Задание № 2 Вопросы с 1 по 9 допускается до 4 ошибок: · не полные ответы, · не точные ответы Задание № 3 Задание № 4 Задание № 6 Дополнительно: -Изображение схемы пищеварительной системы -Срисовывание демонстрируемого объекта с муляжа Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание № 2 Вопросы не допускается ошибок: Задание № 7 Задание № 8 Учебно логические умения Задание № 9 Задание № 10 Задание № 11 Задание № 12 Учебно-информационные умения Задание № 1 Ответить на вопросы для самоконтроля Задание № 2 Заполнить терминологический словарь. Задание № 3 Спроектировать 10 утверждений и эталон к ним. Дополнительно: Изображение схемы пищеварительной системы Срисовывание демонстрируемого объекта с муляжа Учебно-информационные умения, учебно- логические Задание № 4 Составить кроссворд. Задание № 5 Составить сравнительную таблицу Учебно-управленческие умения, учебно-информационные, учебно-логические. Задание № 10 Реферат. Задание № 11 УИРСПрактикум № 3
Деятельность студента
Раздел / |
Тема
Целеполагание
Аудиторная диагностика
Внеаудиторная диагностика
![]() | |||
![]() |
2ч
Ц1 Знать Латинскую терминологию АФО печени, поджелудочной железы, крупных слюнных желез. Ц2.Уметь определять, называть и показывать на препаратах большие пищевые железы. Изображать в виде схемы дольку печени. демонстрировать проекцию органов пищеварительного тракта на переднюю брюшную стенку. Учебно-информационные умения Задание № 1. Задание № 2 Задание № 3 Вопросы допускается до 4 ошибок: · не полные ответы, · не точные ответы Задание № 4 графический диктант Задание № 5 Дополнительно: -Срисовывание демонстрируемого объекта с муляжа Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание № 3 Вопросы не допускается ошибок: Задание № 7 Задание № 8 Учебно логические умения Задание № 9 Задание № 10 Задание № 11 Задание № 12 Учебно-информационные умения Задание № 1 Ответить на вопросы для самоконтроля Задание № 2 Заполнить терминологический словарь. Задание № 3 Спроектировать 10 утверждений и эталон к ним. Задание № 5 Запишите, что происходит в печени. Дополнительно: Срисовывание демонстрируемого объекта с муляжа Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание № 4 Составить кроссворд. Задание № 5 Составить сравнительную таблицу Учебно-управленческие умения, учебно-информационные, учебно-логические. Задание № 10 Реферат. Задание № 11 УИРСПрактикум № 4
Деятельность студента
Раздел / |
Тема
Целеполагание
Аудиторная диагностика
Внеаудиторная диагностика
![]() | |||
![]() |
2ч
Ц1 Знать Латинскую терминологию АФО тонкого и толстого кишечника Ц2.Уметь. определять, называть и показывать на препаратах большие пищевые железы. Изображать в виде схемы дольку печени. демонстрировать проекцию органов пищеварительного тракта на переднюю брюшную стенку Учебно-информационные умения Задание № 1. Задание № 2 Задание № 3 Задание № 4 Вопросы допускается до 4 ошибок: · не полные ответы, · не точные ответы Задание № 5 графический диктант Задание № 6 тестовые задания Задание № 7 Впишите в текст пропущенные слова Дополнительно: -Срисовывание демонстрируемого объекта с муляжа Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание № 4 Вопросы не допускается ошибок. Задание № 8 Задание № 9 Задание № 10 Учебно-логические умения Задание № 11 Задание № 12 Задание № 13 Задание № 14 Учебно-информационные умения Задание № 1 Ответить на вопросы для самоконтроля Задание № 2 Заполнить терминологический словарь. Задание № 3 Спроектировать 10 утверждений и эталон к ним. Дополнительно: Срисовывание демонстрируемого объекта с муляжа Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание № 4 Составить кроссворд. Задание № 5 Составить сравнительную таблицу Учебно-управленческие умения, учебно-информационные, учебно-логические. Задание № 12 Реферат. Задание № 13 УИРСПрактикум № 5 Семинар-контроль
Деятельность студента
Раздел / |
Тема
Целеполагание
Аудиторная диагностика
Внеаудиторная диагностика
![]() |
2ч
Ц1 Знать Латинскую терминологию АФО пищеварительной системы Ц2.Уметь. определять, называть и показывать на препаратах отделы пищеварительной системы. демонстрировать проекцию органов пищеварительного тракта на переднюю брюшную стенку Учебно-информационные умения Задание № 1- устный диктант. Задание № 3- взаимоконтроль в динамических парах по сравнительной таблице Задание № 4 –устный индивидуальный контроль Задание № 5 –компьютерное тестирование Задание № 6 – заполнить «немой» атлас. Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание № 2 - сравнительная таблица Задание № 7 -заполнить кроссворд Учебно-логические умения Задание №8 Учебно-информационные умения Задание № 4 Ответить на вопросы для самоконтроля Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание № 2 -сравнительная таблица Учебно-управленческие умения, учебно-информационные, учебно-логические. Реферат. УИРС
ЛЕКЦИЯ №1
Пищеварительная система
« Сырой материал, поступает на завод,проходит длинный ряд учреждений, в которых он подвергается известной механической и главным образом химической обработке и через
бесчисленные боковые ворота переводится в магазины тела. Кроме основных линий учреждений, по которой движется сырой материал,имеется ряд боковых химических фабрик, которые готовят известные реактивы
Для соответственной обработки сырого материала». И.П.Павлов
|
|