Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пищеварение в ротовой полости

Переработка пищи начинается в ротовой полости. Когда при раздражении рецептора импульсы по центростремительным волокнам тройничного, языкоглоточного и блуждающего нервов доходят до нервных центров продолговатого мозга. В результате чего начинается секреция слюнных, желудочных и поджелудочной желез. Пища в ротовой полости находится 15-30 с. В сутки вырабатывается 0,5 – 2л. слюны. pH 7,36.

 

Состав:

I.   Вода 99,5 %

II. Сухой остаток 0,5 %:

1. Неорганические вещества: соли NA, Ca, K, CL.

2.Органические вещества:

а) ферменты - амилаза, мальтаза. Амилаза действует на крахмал, расщепляя его до мальтозы, а мальтаза действует на мальтозу расщепляя ее до глюкозы. 

б) муцин – слизь, благодаря нему образует пищевой комок, пища легче проглатывается.

в) лизоцим – обладает бактерицидным действием, снижает образование кариеса.

3. микроорганизмы

 

Функции слюны:

1. Пищеварительная функция - за счет ферментов.

2. Способствует формированию вкусовых ощущений.

3. Формирование пищевого комка.

4. Защитная функция - за счет лизоцима.

5. Стимулирует секрецию желудочного сока.

 

Регуляция слюноотделения:

I. Нервная – секреция слюнных желез – возбуждается рефлекторно.

Безусловным раздражителем являются питательные вещества, действующие на рецепторы ротовой полости. Условным раздражителем является запах пищи.

1.Симпатические нервы тормозят выработку слюны.

2.Парасимпатические усиливают.

Центр находится в продолговатом мозге.

II. Гуморальная

1. если кровь богата питательными веществами, то действие слюнных желез тормозится

2. если бедна, то усиливается.

 

 

 


- Название «молочные зубы» дано Гиппократом. Молочные зубы заменяются постоянными. Последний коренной зуб прорезается обычно к 18-20г, когда человек «благодаря учению приобретает мудрость»- так думал великий древний врач.

- Половина населения человечества имеет только 2, а не 4 зуба мудрости.

- Острие сабли при ударе о зуб тупится. По твердости эмаль зуба можно сравнить с кварцем.

 

- Еще в Древней Индии применяли «испытание рисом». На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он смог его съесть, значит обвиняемый невиновен, если нет, то виновен. Это испытание основано на том, что при страхе прекращается слюноотделение, во рту пересыхает и сухой рис съесть невозможно.

 

 


ГЛОТКА (pharynx)

 

Границы: затылочная кость, 6 шейный позвонок.

Функции: проведение пищи и воздуха.

Глотка расположена на передней поверхности шейных позвонков, между глоткой и позвонками имеется заглоточное пространство заполненное соединительной тканью, здесь возможны распространение инфекции.

 

Части: 1. Носоглотка

      2. Ротоглотка

      3. Гортаноглотка

Отверстия: 2 в носовую полость – хоаны, 2 отверстия в евстахиевы трубы, 1 в ротовую полость – зев,1 гортанное, 1 пищеводное.

У входа в глотку скопление лимфоидной ткани – миндалины – 2 небные, 2 трубные, 1 язычная, 1 глоточная (у детей). Миндалины образует лимфатическое глоточное кольцо Пирогова – Вальдейера.

Функция: обезвреживание микроорганизмов.

 

 

/ - Tonsilla lingualis;

2 - Tonsilla palatina;

3 - Tonsilla tubaria;

4 – Tonsilla pharungea

Шесть миндалин стенки глотки,

Как контрольные посты,

Ставят вредностям отметки

В пище, что съедаешь ты.

Пара небных (2),

Пара трубных (3)

И одна язычная (1),

Плюс tonsilla pharungea (4)—

Вот кольцо отличное.

И название готово —

То кольцо, слышь, Пирогова.

 

Строение стенки:

1. Внутренний слой - слизистая. Слизистая оболочка в носоглотке выстлана мерцательным эпителием, в остальных частях - многослойным плоским.

2. Средний слой- мышечный-поперечно полосатая мышечная ткань, волокна продольные и три круговые – констрикторы.

3. Наружный слой адвентиция.

Воспаление – Фарингит.

ПИЩЕВОД (esophaqus)

 

Граница: 7 шейный позвонок- 11 грудной позвонок.

Функция: проведение пищи.

Длина: 25 см.

Части: 1. Шейная

2. Грудная

3. Брюшная

 

Анатомические сужения:

1. На уровне 7 шейного позвонка - место перехода глотки в пищевод.

2. На уровне 5 грудного позвонка - место бифуркации трахеи.

3.На уровне 10 грудного позвонка - переходит через диафрагму.

Там, где сужен пищевод, Пища медленно идет. И застрянет всяк предмет, Коль попал вместо конфет.

Сужений знает три анатом. Они видны на препарате. Одно— фарингеальное (1), Где орган начинается. Другое— аортальное (2), К аорте прикасается.

Третье— там, где пищевод Диафрагму сквозь пройдет (3).

Физиологические сужения: 1. Аортальное – 4 грудной

2. Кардиальное – 11 грудной

В области сужений могут застрять инородное тело, наблюдается стеноз пищевода при отравлении ядами.

 

Строение стенки:

1. Внутренний слой - слизистая.

2. Средний слой - мышечный, образован наружным продольным и внутренним кольцевым слоями. Ткань гладкая мышечная.

3. Наружный слой - адвентиция.

 

Задания для самоподготовки


I. Ответить на вопросы

 

1. Какова роль пищеварительной системы в организме?

4. Назовите по-русски и по-латыни основные отделы (органы) пищеварительной системы.

5. Строение стенки пищеварительного канала.

6. Функции пищеварительной системы.

7. Строение полости рта (её стенки и органы).

8. Объясните морфологические особенности строения зуба.

9. Какова форма зубов, их связь с функцией

10. Что такое зубная формула, её особенности для молочных и постоянных зубов?

11. Объясните строение языка, его частей и слизистой оболочки.

12. Назовите виды сосочков языка в связи с их функцией.

13. Слюнные железы.

14. Каковы структурно-функциональные особенности больших слюнных желез?

15. Объясните строение твердого и мягкого нёба.

16. Характерные свойства пищеварительных ферментов.

17. Состав, свойства и функции слюны.

18. Безусловнорефлекторная и условнорефлекторная регуляция слюноотделения.

19. Глотка, ее значение, положение и основные части.

20. Каковы особенности строения носовой, ротовой и гортанной частей глотки.

21. Лимфоидные образования, входящие в состав кольца Н.И.Пирогова - В.Вальдейера.

22. Объясните строение стенки глотки.

23. Пищевод: топография, части, сужения.

24. Что такое полость брюшины? Объясните её топографию и строение.

25. Брюшина, отношение органов к брюшине.

26. Брыжейки, связки, сальники.

27. Расскажите особенности строения верхнего этажа брюшной полости.

28. Назовите границы среднего этажа брюшной полости.

29. Каковы особенности строения нижнего этажа брюшной полости.

 


II. Заполнить терминологический словарь.

1. Брюшина

2. Брыжейка

3. Амилаза

4. Мальтаза

5. Носоглотка

6. Ротоглотка

7. Гортаноглотка

8. Хоаны

9. Лимфоидное глоточное кольцо

10.  Фарингит

 


III. Спроектировать 10 утверждений по данной теме и эталон к ним. Осуществить контроль на занятии в микрогруппах.

IV. Составить кроссворд (20 терминов: 50%- обязательных, 50%- дополнительных).

 

 


 Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

 

ПРАКТИКУМ № 1

 

Задание № 1

· Используя муляжи, планшеты, рисунки №№1-6.,скелет человека, «Атлас нормальной анатомии человека» В. Я. Липченко и др.,1988, с.148-175, учебники "Анатомия и физиология" Е.А.Воробьевой и др., 1987, с.145-154, 156-162, 168-173, 179-181, "Анатомия" Л.Ф.Гаврилова и др., 1986, с.153-184, Лекцию №1, изучите план строения пищеварительной системы, топографию и строение полости рта, ее органов, глотки, пищевода и желудка.

· Вначале на рисунке № 2 рассмотрите в обзорном плане отделы пищеварительного канала: полость рта, глотку, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник и расположенные за его пределами крупные пищеварительные железы: печень, поджелудочную, околоушную и другие железы.

· Затем более подробнее рассмотрите полость рта и ее органы.

· Найдите преддверие рта, ограниченное снаружи губами, щеками, а изнутри зубами и деснами, и собственно полость рта, ограниченную снаружи зубами и деснами, вверху твердым и мягким небом, внизу дном ротовой полости с лежащим на нем языком.

· Рассмотрите также твердое и мягкое небо, небную занавеску с выступом посередине - язычком, небные дужки и залегающие между ними небные миндалины.

· Далее на рисунке №6 выделите язык, его составные части: корень, тело, верхушку (кончик), а также спинку, края, сосочки: нитевидные, конусовидные, обладающие общей чувствительностью (тактильной, болевой, температурной), грибовидные, желобовидные, листовидные, содержащие вкусовые луковицьг и являющиеся рецепторами вкусового анализатора.

· После этого на рисунках № 4,5 рассмотрите зубы, их составные части (коронку, шейку, корень).

· На верхней и нижней челюстях с зубами покажите резцы, клыки, малые (премоляры), большие (моляры) коренные зубы, составьте зубную формулу постоянных и молочных зубов, определите время их появления.

· На рисунке № 2 рассмотрите большие слюнные железы (околоушную, поднижнечелюстную, подъязычную) и их выводные протоки.

Вы легко можете убедиться, что в слюне есть фермент амилаза: пожуйте кусок булки подольше, не глотая и вы ощутите сладкий вкус. Крахмал под действием фермента слюны превращается в сахар.

· Затем найдите глотку, расположенную на уровне I-VI шейных позвонков, рассмотрите ее части: носовую, ротовую, гортанную, сообщение глотки с полостями носа (через хоаны), рта (через зев), среднего уха (через слуховые трубы), глоточную, трубные, небные и язычную миндалины, входящие в состав лимфоидного кольца Н.И.Пирогова - В.Вальдейера.

· Запомните, что в глотке происходит перекрещивание пищеварительных а дыхательных путей.

· При изучении пищевода выделите в нем три части: шейную, грудную, брюшную и три анатомические сужения: первое (фарингеальное) -у его начала, второе (бронхиальное) - на уровне раздвоения трахеи (IV-V грудного позвонка), третье (диафрагмальное) - в месте, где он проходит через диафрагму.

· Запомните, что у взрослого человека расстояние от передних зубов до входа в желудок равно примерно 40-45 см, из которых 25-30 см. падает на длину пищевода (важно знать при введении желудочного зонда).

 

 


Задание №2.

Зарисуйте в альбомы из рис.90 на с.150 "Атласа..." В.Я. Липченко и др. общий план строения пищеварительной системы и обозначьте название органов по-русски и по-латыни. Работу по зарисовке в альбомы органов пищеварительной системы можно закончить дома.

 


Задание №3.

· Используя рисунок №1 и рекомендованную литературу, изучите строение, функции, топографию брюшины и отношение органов брюшной полости к брюшине.

                            

 

Что брюшина - это серозная оболочка, выстилающая стенки полости живота (париетальная, пристеночная брюшина) и переходящая на внутренние органы, расположенные, в этой полости, образуя их наружную оболочку (висцеральная, внутренностная брюшина).

· Брюшина состоит из соединительной ткани с большим количеством эластических волокон, покрытой однослойным плоским эпителием (мезотелием).

· Запомните 3 важных функции брюшины: 1) функцию скольжения внутренних органов друг о друга, уменьшения трения; 2) выделение и всасывание серозной жидкости; 3) защитную функцию, осуществляемую лимфоидной тканью, находящейся в толще брюшины.

· Брюшину можно рассматривать как мешок, который вставлен в брюшную полость и который покрывает различные органы брюшной полости неодинаково. Убедитесь в этом, внимательно изучая рисунок № 1, демонстрирующий отношение органов к брюшине.

· Одни органы, например: желудок, селезенка, тощая, подвздошная, слепая кишка с аппендиксом, поперечная, сигмовидная ободочные кишки, верхняя треть прямой кишки, матка, маточные трубы и др. покрыты брюшиной со всех сторон, т.е. они лежат внутрибрюшинно (интраперитонеально).

· Другие органы, например; печень, желчный пузырь, часть двенадцатиперстной кишки, восходящая и нисходящая ободочные кишки, средняя треть прямой кишки окружены брюшиной с трех сторон и лежат мезоперитонеально.

· Часть органов, например: поджелудочная железа, большая часть двенадцатиперстной кишки, почки, надпочечники, мочеточники, мочевой пузырь, нижняя треть прямой кишки покрыты брюшиной только с одной стороны, т.е. лежат забрюшинно (экстра-, или ретроперитонеально).

 

 

· Затем р ассмотрит е некоторые образования брюшины: брыжейки, связки и сальники (большой и малый).

· Найдите тощую, подвздошную, поперечную и сигмовидную ободочные кишки и убедитесь, что они подвешены к задней стенке живота двойными листками брюшины, называемыми брыжейками.

· Брюшина, переходящая со стенки живота на внутренний орган или с органа на орган, называется связкой (например: венечная, серповидная, правая и левая треугольные связки печени).

· Сальники, являясь одним из видов связок брюшины, представлены листками брюшины, между которыми находится жировая ткань.

 

· Рассмотрите большой сальник, который начинается от большой кривизны желудка, спускается как фартук вниз до уровня лобкового симфиза, затем подворачивается и поднимается вверх, проходит впереди поперечную ободочную кишку и прикрепляется к задней стенке живота.

· Далее найдите малый сальник, который образуют печеночно-дуоденальная и печеночно-желудочная связки, переходящие друг в друга. В правом крае малого сальника (в печеночно-дуоденальной связке) между листками брюшины расположены общий желчный проток, воротная вена и собственная печеночная артерия).

 

· Отметьте основные функции сальников: они защищают органы от повреждения, являются местом отложения жира, не пропускают в брюшную полость микроорганизмы и чужеродные тела, уменьшают теплоотдачу и смягчают удары в область живота.

Задание № 4

Приготовьтесь к индивидуальному ответу на контрольные вопросы или к другому виду контроля: тестовому, кроссвордам и т.д. (по усмотрению преподавателя).

Контрольные вопросы

1. Какова роль пищеварительной системы в организме?

30. Назовите по-русски и по-латыни основные отделы (органы) пищеварительной системы.

31. Строение стенки пищеварительного канала.

32. Функции пищеварительной системы.

33. Строение полости рта (её стенки и органы).

34. Объясните морфологические особенности строения зуба.

35. Какова форма зубов, их связь с функцией

36. Что такое зубная формула, её особенности для молочных и постоянных зубов?

37. Объясните строение языка, его частей и слизистой оболочки.

38. Назовите виды сосочков языка в связи с их функцией.

39. Слюнные железы.

40. Каковы структурно-функциональные особенности больших слюнных желез?

41. Объясните строение твердого и мягкого нёба.

42. Характерные свойства пищеварительных ферментов.

43. Состав, свойства и функции слюны.

44. Безусловнорефлекторная и условнорефлекторная регуляция слюноотделения.

45. Глотка, ее значение, положение и основные части.

46. Каковы особенности строения носовой, ротовой и гортанной частей глотки.

47. Лимфоидные образования, входящие в состав кольца Н.И.Пирогова - В.Вальдейера.

48. Объясните строение стенки глотки.

49. Пищевод: топография, части, сужения.

50. Что такое полость брюшины? Объясните её топографию и строение.

51. Брюшина, отношение органов к брюшине.

52. Брыжейки, связки, сальники.

53. Расскажите особенности строения верхнего этажа брюшной полости.

54. Назовите границы среднего этажа брюшной полости.

55. Каковы особенности строения нижнего этажа брюшной полости.

 

 

Задание № 5


Выполнить графический диктант (если утверждение верно, то «+», если нет, то «-«)

1. Брюшина- это серозная оболочка, состоящая из 2-х листков.

2. Ротовая полость выстлана однослойным мерцательным эпителием.

3. Лизоцим слюны выполняет ферментативную функцию.

4. В слюне содержатся ферменты пептидазы.

5. Лимфоидное глоточное кольцо выполняет защитную функцию.

6. Выделяют 3 анатомических сужения пищевода.

7. В глотке выделяют 2 отдела: ротоглотка и носоглотка.

8. К функциям глотки относятся: проведение пищи и воздуха.

9. Отростки брюшины, в которых проходят кровеносные сосуды и нервы называются брыжейкой.

10. Хоаны – отверстия, сообщающие ротовую полость с глоткой.

 

Задание № 6

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...