Публикации. Глава 1. Возникновение византийского права: историко-теоретический аспект. 1. 1 право в византии: зарождение, развитие, особенности
Публикации. 1) Саутин, Р. М. Специфика византийского памятника права – Эклоги / Р. М. Саутин // Актуальные вопросы права и государственного строительства: Материалы студенческой научно-практической конференции (11 апреля 2019 г. ). Выпуск XXIII. – Донецк: ДонНУ, 2019. – С. 201-202. 2) Саутин, Р. М. Византийская цивилизация как духовно-правовая основа развития Древнерусского государства / Р. М. Саутин // Социально-экономические, идеологические и политические аспекты развития государства и права: история и современность: сборник материалов круглого стола, 03 декабря 2021 г., г. Донецк / ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», Юридический фак-т, каф. теории и истории государства и права; редкол.: Е. В. Щербинина [и др. ]. – Донецк: ГОУ ВПО ДОННУ, 2021. – Вып. 4. – С. 35-36. 3) Саутин, Р. М. «Симфония властей» как основополагающий принцип государственного правления в Византийской империи / Р. М. Саутин // Актуальные вопросы права и государственного строительства: Материалы студенческой научно-практической конференции (20 апреля 2022 г. ). Выпуск XXVI. – Донецк: ДонНУ, 2022. – С. 81-82. Структура работы состоит из введения, трех глав, которые включают девять пунктов, заключения, списка использованных источников и трёх приложений. Полный объем дипломной работы – 95 страниц, в том числе списка использованных источников – 10 страниц, приложений – 16 страниц. ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКОГО ПРАВА: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 1. 1 Право в Византии: зарождение, развитие, особенности После падения Западной части Римской империи и прекращения многовековой истории Рима её Восточная часть превратилась в самостоятельное государство, которое еще на протяжении почти тысячелетия продолжало хранить и развивать традиции своей исторической колыбели.
Византийское государство оформилось в результате отделения восточной части Римской империи в конце IV в. н. э. Оно просуществовало свыше тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы Константинополя в ходе турецкого нашествия. Развитие Византийского государства, отличавшееся самобытностью, прошло несколько этапов. Первый этап (IV – середина VII в. ) был периодом разложения рабовладельческого строя, зарождения в недрах византийского общества элементов раннефеодальных отношений. Государство этого периода представляло централизованную монархию с развитым военно-бюрократическим аппаратом, но с некоторыми ограничениями власти императора. Второй этап (с конца VII – до конца XII в. ) был периодом формирования феодальных порядков. В это время государство приобретает законченные черты своеобразной формы неограниченной монархии, отличной от деспотических монархий Востока и монархий феодального Запада. В этот период императорская власть в Византии достигает наивысшего уровня. Наконец, на третьем этапе (XIII – XV вв. ) происходит углубление политического кризиса византийского общества, вызванного усилением процесса его феодализации в условиях нарастания турецкой военной агрессии. Этот период характеризуется резким ослаблением византийского государства и его фактическим распадом в XIII – XIV вв., что привело его в XV в. к гибели[1]. И если со стороны публично-правового порядка Византия наследовала от Римской империи лишь некоторые управленческие институты, то с точки зрения права именно она путем кропотливой и глобальной систематизации вековых накоплений и наслоений римской правовой практики, приведшей к созданию фундаментального Corpus juris civilis, завершила длительный процесс формирования римского права. Следует отметить справедливое суждение И. И. Иванова о том, что римское право для Византии являлось мощной базой, на основании которой впоследствии была построена своя правовая модель[2].
Более того, Восточная Римская империя в ходе своего самостоятельного развития пошла еще дальше. Опираясь на положения древнеримского права, она создала свою, особую правовую систему — византийское право. В отличие от большинства государств средневековой Европы, в Византии сохранялось единое кодифицированное, распространяющее свое действие на всю территорию империи законодательство. Осуществленная императором Юстинианом в VI в., и кодификация римского права (corpus juris civilis) заложила основу для длительного развития византийского права и оказала влияние на последующее развитие европейских правовых систем. Стоит отметить, что значение кодификации Юстиниана очень велико. Это крупнейший кодификационный труд во всей античности, а может быть, и во всей истории права, если принимать во внимание его содержание и влияние, оказанное на дальнейшее развитие права. Император Юстиниан (527-566 гг. ) – последний, кто сумел объединить большие части Восточной и прежней Западной римской империи. Согласно некоторым авторам, это последний римский правитель, а согласно другим – это первый византийский император. Юстиниан сознавал, что правовая неопределенность является результатом неупорядоченности римского права и прежде всего – противоречия между древним римским правом, содержащимся в трудах классических правоведов, и новым правом, проистекающим из конституций римских императоров. Понимая, что государство основывается не только на силе оружия, но и на праве, Юстиниан решил провести кодификацию всего римского права, создав, таким образом, единую правовую систему[3]. Однако стоит отметить, что еще до законов Юстиниана, в 438 г. вышел первый официальный свод – Кодекс Феодосия, который включал нормы, изданные византийскими императорами начиная с Константина. В 726 г. был издан краткий свод законов на греческом языке Эклога, в 872 г. – Прохирон. Несколько позднее вышли многотомные Василики. Многочисленные императорские новеллы (отдельные нормативные акты) издавались в течение всего периода существования Византийской империи. Наряду с официальными правовыми актами издавалось большое число частных компиляций законов, указателей и справочников по юридическим вопросам. Источники античного римского права в значительном количестве содержались в Дигестах (втором томе Свода Юстиниана). Огромное число юридических казусов, включенных в этот том, предназначалось для обучения правоведов. При составлении нормативных сводов (из норм римского права) допускалась редакционная обработка: объединение сходных «конституций», вставки, сокращения, перераспределение правового материала.
Развитие византийского права характеризовалось постоянной тенденцией к систематизации материала[4]. Во многих сводах (Дигестах и кодексе Юстиниана, кодексе Феодосия) распределение нормативных актов осуществлялось по систематическому принципу в сочетании с принципом хронологическим. Изменения, вносимые в законодательство IX-XI вв., шли часто за счет использования норм VI в., «реставрация» старых норм не была повторением этих норм в сводах этого времени. Нормы, взятые из сводов Юстиниана, обычно переданы в сильно сокращенном виде. Урезывание текста, пропуски, вставки, часто неточная передача по-гречески содержания латинского оригинала приводили подчас к серьезным нормативным изменениям, менявшим старые законы и приближавшим их к изменившимся условиям жизни позднейшего времени. С принятием славянскими народами христианства в форме восточного православия некоторые части византийского законодательства были переведены, подобно Эклоге, на славянские языки и вошли в состав законодательных сводов этих государств[5]. История византийской правовой мысли указывает на то, что правотворчество империи влияла не только рецепция классического римского права, но оно испытывало колоссальное влияние со стороны христианства. Слияние классического римского права и христианства является характерной чертой Византийской, отличающей её от всех иных правовых систем в котором христианство определяло содержание, а римское право форму этих законодательных памятников[6].
В византийском государстве важнейшими источниками права признавались положения Священного писания и канонические постановления. В отличие от собственно римского права характерной чертой византийского права был дуализм церковного и светского права. Право не только ограждает христиан от грешников и греха, но и включает в себя семена Божественной справедливости. Право не только внешним образом судит человека и общество, но и воспитывает его, оно является защитником личного и общественного благочестия. Право и нравственность сливаются в органическом единстве, не утрачивая при том своей самостоятельности и сущности. Закон нисколько не противоречит вере[7]. Рассматривая вопрос особенностей византийского права, стоит подчеркнуть тот факт, что, несмотря на многочисленные кодификационные работы, в империи никогда не был принят акт конституционного значения, в рамках одного или некоторой системы юридически значимых документов. Некоторые исследователи, например, В. Вальденберг, И. П. Медведев и др. указывают на существование, так называемой, «неписаной конституции» – комплекса весьма аморфных и по большей части не зафиксированных в законодательстве постановлений и обычаев, определяющих общественное и государственное устройство империи[8]. При этом дошедшие до нас политико-правовые произведения и факты, известные из данных различных исторических источников, говорят об отлаженной и эффективной системе государственной власти, позволившей Византии существовать и развиваться на протяжении тысячелетия. Таким образом, свод императора Юстиниана I, Эклога, Василики и другие многочисленные кодификации исполняли роль скорее своеобразной «гражданской» конституции государства[9]. Отдельное внимание следует уделить такому аспекту, как характеристика византийского права. Так, к общим характерным чертам византийского права, составляющим его своеобразие, относятся следующие: 1) византийское право стало прямым продолжением римского права; 2) 535-1453 гг. надо рассматривать как период особой системы права, не тождественной римскому праву; 3) компонентом византийского права было каноническое; 4) в основном (или в значительной мере) византийское право было симпилиматическим, хотя законодателей нельзя упрекнуть в плагиате - они являются обладателями права составителей; 5) небольшой была доля официальных юридических сводов (речь идет о количестве, а не объёме), так как основную массу образовывали частные юридические собрания;
б) в условиях централизованной империи основными действующими законами империи были номосы императоров; 7) континуитет права. Традиционный характер права Византии свойствен всей византийской эпохе; 8) частью норм действующего права являлись нормы, оформленные задолго до начала функционирования византийского права (каноны Вселенских и Поместных соборов, правила 12 отцов церкви, апостольские постановления, «Свод гражданского права»); 9) неизбывная проблема приоритета среди двух групп норм (законов и канонов) была порождена, среди прочего, и наличием коллизий между ними; 10) одной из линий эволюции византийского права был постепенный переход от романской правовой системы к системе прецедентного права, правда, эта метаморфоза достигла лишь стадии генезиса прецедентного права; 11) византийское право было классическим правом частной собственности, товарно-денежных отношений и моногамной семьи, поскольку правовая идеология была воспринята от античного общества без катаклизмов; 12) византийское право следует считать самым развитым правом той эпохи, которое являлось элиминацией средневековья[10]. Исходя из основных характеристик византийского права, его зарождения и становления, можно прийти к выводу, что начиная с истоков византийской цивилизации подготавливалась почва для проведения масштабных кодификационных работ в области права. Таким образом, подводя итог, необходимо установить тот факт, что Византийские юристы были не просто хранителями античных правовых норм, они смогли применить римское право к новым потребностям византийского общества, внося при этом изменения и добавления в оригинальные тексты римских юристов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|