Часть I. Институциональное пространство социального
Взаимодействия Важность выделения институциональ- ного уровня социокультурного пространства обусловлена значимостью социальных институтов в организации и регулировании совместного существования людей. Социальный инсти- тут определяется как совокупность устойчивых норм, правил и ро- левых функций, сформированная общими усилиями для решения постоянно воспроизводящихся в обществе проблем — удовлетво- рения потребностей, реализации интересов и запросов, поддержа- ния сообществ. Иными словами, институты существуют как от- вет на адаптационные императивы. Понятие «социальный институт» используется в двух частично различающихся смыслах. В более общем речь идет о любом нор- мативно-функциональном установлении, имеющем значимость в любом масштабе социальных отношений и связей: конкретная мо- ральная норма, субкультурный паттерн, юридический закон и т. п. Более специальное значение понятие приобретает применительно к социетальному (общесоциальному) уровню рассмотрения обще- ства. В этом случае оно означает определенную структурную едини- цу, выполняющую совокупность однородных социально значимых функций, нормативные положения которой распространяются на общество в целом, например, правовые, образовательные, эконо- мические, политические и др. институты. В дальнейшем понятие будет употребляться в этом втором смысле. Выделение институционального пространства при изучении социокультурной микродинамики имеет двойную значимость. Во-первых, следует знать о том, какие его аспекты и в каких фор- мах определяют стабильность или изменения в обществе, каковы социальные последствия этого. Во-вторых, важно представлять
себе институциональные формы взаимодействий и коммуникаций, определяющие культурное содержание различных его областей. Наконец, важно подчеркнуть, что концепцию институциональ- ного пространства следует эксплицитно строить как социокультур- ную. Дело в том, что социологическое рассмотрение институтов включает в себя культурную компоненту, поскольку предполага- ет содержательный, а не только структурный аспект соответству- раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики ющих социальных ролей, норм, правил. Когда же речь заходит о культурных нормах, ценностях, паттернах, подразумевается, хотя чаще всего не анализируется, их социальная природа и пото- му стандартизованные структуры. Соответственно теоретическое объединение обоих аспектов — социального и культурного, — поз- волит сделать доступным для изучения как структурные, так и со- держательные компоненты институционального измерения социо- культурного пространства. Его топологический аспект определяется концентрацией сов- местных усилий людей для решения антропологически значимых проблем, которые в силу своей воспроизводимости в обществе приобрели институциональные формы. При изучении упорядочения соци- окультурного опыта в обществе и культуре целесообразно обра- титься к теоретико-информационным концептам и категориям. Это позволит в доступной для наблюдения форме провести разли- чие между социальным взаимодействием (обмен действиями, объ- единение усилий, совместное оперирование инструментами и материалами) и культурной коммуникацией (обмен сообщениями, взаимопони- мание, совместное оперирование символами). Как уже подчеркивалось ранее, есть резон для концептуального разграничения такого рода: не все процессы социального взаимодействия сопровождаются коммуни-
кативными, но и последние могут осуществляться самостоятельно. В этой связи необходимой становится концептуализация опос- редующего звена между активностью и ее символическим отоб- ражением, с одной стороны, и возможностями перехода из одной качественно определенной, институционализованной, специали- зированной области социо– культурной реальности в другую. Обе задачи становятся разрешимыми, если обратиться к понятию коди- рования, о котором уже говорилось, но которое следует конкрети- зировать применительно к построению концепции социокультур- ного пространства. В самом общем виде под кодированием понимается процесс отображения состояния одной системы через состояние некото- рой другой, реализуемый с целью передачи информации. Соответственно можно говорить о том, что отношения людей с окружени- ем отображаются в формах социального взаимодействия, которые в свою очередь фиксируются на уровне коммуникации и все это можно представить через процессы кодирования. Такие трансфор- мации осуществляются с помощью специфичных систем условных знаков (символов) и их комбинаций, которым присваиваются осо- бые значения, соответствующие выделенным областям со- циокультурного опыта и институционализованные, т. е. имеющие об- щесоциальную значимость и закрепленные нормативно. С точки зрения упорядочения социокультурного пространства код можно определить как некоторое организован- часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия ное множество действий и их функциональных значений, которым в ситуациях социального взаимодействия определенных классов поставлено в соответствие организованное множество символов, имеющих те же значения. Правда, социокультурные коды относят- ся к разряду так называемых необратимых, т. е. при их использова- нии нельзя полностью восстановить ситуацию взаимодействия во всей полноте событий; отображаются главным образом ее общезначимые, разделяемые черты. Социокультурные коды определяются совокупностью при- знаков, совместное присутствие которых характеризует специфи- ку трансформаций побуждений и действий, приводящих к результа-
там, соответствующим выделенным классам социальных необхо- димостей. Прежде всего, выделяется функциональная доминанта организованного взаимодействия, на основании которой институ- ционализируются, т. е. нормируются соответствующие ситуации, формы, технологии и качество результатов взаимодействия. Она обусловливает выделенность и специфичность конфигураций ор- ганизованных совокупностей взаимодействий и коммуникаций, разграниченность их даже при условии реализации сходных дейс- твий и использовании общих символов. Иными словами, она при- дает каждому классу институциональных взаимодействий не только социальное значение, но и культурный смысл. Следующие наборы признаков характеризуют так называе- мые входы и выходы определенной институциональной области социального взаимодействия. Под «входами» понимаются неупорядоченные поля активности, обусловленной выделенными антро- пологически универсальными адаптационными императивами. «Выходы» здесь рассматриваются как соответствующие каждой такой области социокультурные порядки, т. е. организованные на- боры ситуаций, форм, технологий и результатов взаимодействий (артефактов). Далее, коды характеризуются классами операций, связанных с процедурами упорядочения социально значимой активности, составляющих программы трансформации ее в органи- зованнее ситуации взаимодействия и коммунакации. Специфика этих процедур диктуется содержанием побуждений, характером действий и качеством «материала» («входов»), соответствующих выделенным социально-антропологическим императивам. Кроме того, важно выделить логику упорядочения действий и символов, соответствующих специализированным, институцио- нализованным областям социокультурной активности. Она харак- теризует специфику деятельности трансформирующей «входы» в «выходы» для каждой из выделенных социокультурных областей. Наконец, следует определить институционализацию каждо- го кода, соответствующего рассматриваемым социокультурным
раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики трансформациям. Речь идет о действии таких институциональ- ных механизмов, как нормы, задающие границы сооветствующих трансформаций; правила преобразования входов в выходы на уровнях взаимодействия и сопровождающей его коммуникации; критерии оценки адекватности получаемых результатов, релеван- тности их каждой из специализированных областей социокультур- ной активности. С помощью этих наборов признаков можно структурировать институциональное измерение социокультурного пространства с точки и зрения его кодификации. Она является необходимой про- изводной социальности, поскольку обеспечивает возможность поддерживать общественное разделение труда. Пользование кода- ми позволяет людям: - объединяться для реше- ния социальных задач и проблем; - использовать стандартизованные определения ситуаций и распределения функциональных ролей, а не начинать каждое взаимодействие заново; - распознавать и иден- тифицировать ситуации взаимодействия по их социокультурному содержанию; - выбирать из репертуара освоенных паттернов дейс- твий и поведения те, что соответствуют институционально опреде- ленным ситуациям. Но для того, чтобы эффективно пользоваться такими систе- мами, нужно владеть также навыками декодирования. Речь идет о процессе преобразования закодированных определенным обра- зом сообщений в их первоначальную, форму. В социокультурном контексте следует выделить следующие аспекты этого процесса. Прежде всего речь идет о сведении выраженных в определен- ной интерсубъективной форме действий и символов к функци- ям, побуждениям и переживаниям, обусловившим их порождение. Далее, коммуникативные единицы могут сопоставляться с соот- ветствующими паттернами действий и взаимодействий. Наконец, предполагается перевод социокультурной информации с одного специализированного языка на другой или на обыденный. Освоение институционализован- ных социокультурных кодов является необходимой составляющей процессов социализации и инкультурации. Благодаря этому люди приобретают навыки ориентироваться в институциональном со- циокультурном пространстве и осваивать его в масштабах, значи- тельно превосходящих их непосредственный жизненный опыт. Сказанное позволяет представить в терминах кодов области инс- титуционального пространства, составляющие его ранее выделен- ных домены: социальная организация, социально значимое знание и трансляция социально значимой информации.
часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|