Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть I. Институциональное пространство социального




Взаимодействия

Важность выделения институциональ-

ного уровня социокультурного пространства обусловлена

значимостью социальных институтов в организации и регулировании

совместного существования людей. Социальный инсти-

тут определяется как совокупность устойчивых норм, правил и ро-

левых функций,

сформированная общими усилиями для решения

постоянно воспроизводящихся в обществе проблем — удовлетво-

рения потребностей, реализации интересов и запросов, поддержа-

ния сообществ. Иными словами, институты существуют как от-

вет на адаптационные императивы.

Понятие «социальный институт» используется в двух частично

различающихся

смыслах. В более общем речь идет о любом нор-

мативно-функциональном установлении, имеющем значимость в

любом масштабе социальных отношений и связей: конкретная мо-

ральная норма, субкультурный

паттерн, юридический закон и т. п.

Более специальное значение понятие приобретает применительно

к социетальному (общесоциальному) уровню рассмотрения обще-

ства. В этом случае оно означает определенную структурную едини-

цу, выполняющую совокупность однородных социально значимых

функций, нормативные положения которой распространяются

на

общество в целом, например, правовые, образовательные, эконо-

мические, политические и др. институты. В дальнейшем понятие

будет

употребляться в этом втором смысле.

Выделение институционального пространства при изучении

социокультурной микродинамики имеет двойную значимость.

Во-первых, следует знать о том, какие его аспекты и в каких фор-

мах определяют стабильность или изменения в обществе, каковы

социальные

последствия этого. Во-вторых, важно представлять

себе институциональные формы взаимодействий и коммуникаций,

определяющие культурное содержание различных его областей.

Наконец, важно подчеркнуть, что концепцию институциональ-

ного пространства следует эксплицитно строить как социокультур-

ную. Дело в том, что социологическое рассмотрение институтов

включает в себя культурную компоненту, поскольку предполага-

ет содержательный, а не только структурный аспект соответству-

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

ющих социальных ролей, норм, правил. Когда же речь заходит

о культурных нормах, ценностях, паттернах, подразумевается,

хотя чаще всего не анализируется, их социальная природа и пото-

му стандартизованные структуры. Соответственно теоретическое

объединение обоих аспектов — социального и культурного, — поз-

волит сделать доступным для изучения как структурные, так и со-

держательные компоненты институционального измерения социо-

культурного пространства.

Его топологический аспект определяется концентрацией сов-

местных усилий людей для решения антропологически значимых

проблем,

которые в силу своей воспроизводимости

в обществе

приобрели институциональные формы.

При изучении упорядочения соци-

окультурного опыта в обществе

и культуре целесообразно обра-

титься к теоретико-информационным концептам

и категориям.

Это позволит в доступной для наблюдения форме провести

разли-

чие между социальным взаимодействием (обмен действиями, объ-

единение усилий, совместное оперирование инструментами и материалами)

и культурной коммуникацией (обмен сообщениями, взаимопони-

мание, совместное оперирование

символами). Как уже подчеркивалось ранее,

есть резон для концептуального разграничения

такого рода: не все

процессы социального взаимодействия сопровождаются коммуни-

кативными, но и последние могут осуществляться самостоятельно.

В этой связи необходимой становится концептуализация опос-

редующего звена между активностью и ее символическим отоб-

ражением, с одной стороны, и возможностями перехода из одной

качественно определенной,

институционализованной, специали-

зированной области социо– культурной реальности в другую. Обе

задачи становятся разрешимыми, если обратиться к понятию коди-

рования, о котором уже говорилось, но которое следует конкрети-

зировать применительно к построению концепции социокультур-

ного пространства.

В самом общем виде под кодированием понимается процесс

отображения

состояния одной системы через состояние некото-

рой другой, реализуемый с целью передачи информации. Соответственно

можно говорить о том, что отношения людей с окружени-

ем отображаются в формах социального взаимодействия, которые

в свою очередь фиксируются на уровне коммуникации и все это

можно представить через процессы кодирования. Такие трансфор-

мации осуществляются с помощью специфичных систем условных

знаков (символов) и их комбинаций, которым присваиваются осо-

бые значения, соответствующие выделенным областям со-

циокультурного опыта и институционализованные, т. е. имеющие об-

щесоциальную значимость и закрепленные нормативно. С точки зрения упорядочения социокультурного пространства

код можно определить как некоторое организован-

часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия

ное множество действий и их функциональных значений, которым

в ситуациях социального взаимодействия определенных классов

поставлено в соответствие организованное

множество символов,

имеющих те же значения. Правда, социокультурные коды относят-

ся к разряду так называемых необратимых, т. е. при их использова-

нии нельзя полностью восстановить ситуацию взаимодействия

во

всей полноте событий; отображаются главным образом ее общезначимые,

разделяемые черты.

Социокультурные коды определяются совокупностью при-

знаков, совместное присутствие которых характеризует специфи-

ку трансформаций

побуждений и действий, приводящих к результа-

там, соответствующим выделенным классам социальных необхо-

димостей.

Прежде всего, выделяется функциональная доминанта

организованного

взаимодействия, на основании которой институ-

ционализируются, т. е. нормируются соответствующие ситуации,

формы, технологии и качество результатов взаимодействия. Она

обусловливает выделенность и специфичность конфигураций ор-

ганизованных совокупностей взаимодействий и коммуникаций,

разграниченность их даже при условии реализации

сходных дейс-

твий и использовании общих символов. Иными словами, она при-

дает каждому классу институциональных взаимодействий не только

социальное значение, но и культурный смысл.

Следующие наборы признаков характеризуют так называе-

мые входы и выходы определенной институциональной области

социального

взаимодействия. Под «входами» понимаются неупорядоченные

поля активности, обусловленной выделенными антро-

пологически универсальными адаптационными императивами.

«Выходы» здесь рассматриваются как соответствующие каждой

такой области социокультурные порядки, т. е. организованные на-

боры ситуаций, форм, технологий и результатов взаимодействий (артефактов).

Далее, коды характеризуются классами операций,

связанных с процедурами упорядочения социально значимой активности,

составляющих программы трансформации ее в органи-

зованнее ситуации взаимодействия и коммунакации. Специфика

этих процедур диктуется содержанием побуждений,

характером

действий и качеством «материала» («входов»), соответствующих

выделенным социально-антропологическим императивам.

Кроме того, важно выделить логику упорядочения действий

и символов, соответствующих специализированным,

институцио-

нализованным областям социокультурной активности.

Она харак-

теризует специфику деятельности трансформирующей

«входы» в

«выходы» для каждой из выделенных социокультурных областей.

Наконец, следует определить институционализацию каждо-

го кода, соответствующего рассматриваемым социокультурным

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

трансформациям. Речь идет о действии таких институциональ-

ных механизмов, как нормы, задающие границы сооветствующих

трансформаций; правила преобразования входов в выходы на

уровнях взаимодействия и сопровождающей его коммуникации;

критерии

оценки адекватности получаемых результатов, релеван-

тности их каждой

из специализированных областей социокультур-

ной активности.

С помощью этих наборов признаков можно структурировать

институциональное измерение социокультурного пространства с

точки и зрения его кодификации. Она является необходимой про-

изводной социальности, поскольку обеспечивает возможность

поддерживать общественное разделение труда. Пользование кода-

ми позволяет людям:

- объединяться для реше-

ния социальных задач и проблем;

- использовать стандартизованные

определения ситуаций и распределения

функциональных ролей, а

не начинать каждое взаимодействие заново;

- распознавать и иден-

тифицировать ситуации взаимодействия по их социокультурному

содержанию;

- выбирать из репертуара освоенных паттернов дейс-

твий и поведения те, что соответствуют институционально опреде-

ленным ситуациям.

Но для того, чтобы эффективно пользоваться такими систе-

мами, нужно владеть также навыками декодирования. Речь идет

о процессе преобразования

закодированных определенным обра-

зом сообщений в их первоначальную,

форму. В социокультурном

контексте следует выделить следующие аспекты этого процесса.

Прежде всего речь идет о сведении выраженных в определен-

ной интерсубъективной

форме действий и символов к функци-

ям, побуждениям и переживаниям,

обусловившим их порождение.

Далее, коммуникативные

единицы могут сопоставляться с соот-

ветствующими паттернами действий и взаимодействий. Наконец,

предполагается перевод социокультурной информации с одного

специализированного языка на другой или на обыденный.

Освоение институционализован-

ных социокультурных кодов является необходимой составляющей

процессов социализации и инкультурации. Благодаря этому люди

приобретают навыки ориентироваться в институциональном со-

циокультурном пространстве и осваивать его в масштабах, значи-

тельно превосходящих их непосредственный жизненный опыт.

Сказанное позволяет представить в терминах кодов области инс-

титуционального пространства, составляющие его ранее выделен-

ных домены: социальная организация, социально значимое знание

и трансляция социально значимой информации.

часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...