Закономерности взаимоперехода парадигм в проблемной ситуации
Из сказанного следует, что в ходе взаимодействия парадигмы могут сменяться «естественным» образом, т. е. без изначальной преднамеренности участников. Поскольку было продемонстриро- вано, что они не сводимы друг к другу, — для их реализации не- обходимы различные предпосылки и условия; они предполагают неодинаковые структуры поведения, изменения форм взаимо- действия, — осуществление плавного перехода от одной к другой затруднительно. Для того чтобы трансформация произошла, необ- ходимы специальные условия и дополнительные усилия. Причем чаще всего усилий самих участников оказывается недостаточно, и нужны влияния или прямое вмешательство извне. Кроме того, даже в этом случае праткически невозможно каждую из парадигм произвольно трансформировать в любую другую. Существуют оп- ределенные закономерности динамики отношений между людьми, которые обусловливают вероятность преобразований. Так, пара- дигма консолидации с большей вероятностью преобразуется в кон- фликт, чем в переговоры. Конфликтная парадигма может транс- формироваться только в переговоры. Причем для этого необходи- мы существенные усилия. Переговоры могут перейти и в согласие, и в конфликт, хотя последний вариант является более вероятным. Для подобного рода модификаций необходимы специальные предпосылки и условия. Они не могут осуществляться в любой гла ва 5. Орга низац ия вза имодейст вия в пробл емной с итуац ии момент по ходу процесса. Однако в переломных точках взаимо- действия, когда открывается возможность изменить его направ- ленность, конструктивно ориентированным агентам можно ру- ководствоваться определенным набором правил, позволяющих
принимать решение смещении или сохранении его вектора в ходе решения проблемной ситуации: – оценить состояние отношений между сторонами — расстанов- ка сил, распределение издержек и выгод — и определить взаимное соотношение позиций; это позволит зафиксировать положение каждой из сторон на пути к решению проблемы; – оценить, как может повлиять на ход решения проблемы продол- жение взаимодействия в заданном направлении; изменение вектора его движения; выход из данной структуры взаимодействия; в этом случае можно увидеть альтернативы изменения формы отношений; – выявить конструктивные возможности каждой из предполага- емых альтернатив: отрефлексировать, что привело к переломной точке взаимодействия; что происходило до этого; каковы собствен- ные возможности к данному моменту, что можно сказать о потен- циале партнеров; таким образом выясняется, что можно и нужно, чтобы в дальнейшем решать проблему с большей степенью эффек- тивности; – не допускать полного отождествления себя с текущим положе- нием дел или занимаемой позицией; быть готовым к пересмотру ситуации и своего положения в ней, что позволит трезво оценить собственные выигрыши и проигрыши, ошибки и удачи; разумно использовать полученный опыт в дальнейшем; – не позволять импульсивному поведению преобладать над раци- ональностью, причем, это равно относится как к негативным, так и позитивным побуждениям, поскольку и те, и другие нарушают упорядоченность процесса взаимодействия, искажают его ход, уменьшают степень предсказуемости поведения; сдерживание не- посредственных побуждений, контроль над ними позволяет более разумно распределять усилия в ходе достаточно длительного про- цесса решения проблемы; – не позволять мнению других влиять на собственные решения, особенно в затруднительных ситуациях, избегать контактов с
теми, кто все видит в однозначно негативном или позитивном све- те и упорствует в своей позиции, с равнодушными или скептичес- ки настроенными людьми, не позволять другим поучать себя; при соблюдении предыдущих правил; это облегчит оценку ситуации с конструктивной точки зрения, а не в соответствии со стереотипа- ми общественного мнения; – переговорить с другими сторонами, когда оценка ситуации при- водит к обоснованному представлению о необходимости сменить парадигму взаимодействия; следует обратиться к ним — прямо или раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия через посредника — и либо обсудить возможности изменения со- отношения сил, либо поставить в известность о переориентации собственных действий. Трансформации парадигмы консолидации. Парадигма кон- солидации может трансформироваться либо в конфликтную, либо в переговорную. Причем, конфликт — более вероятный вариант изменения направления взаимодействия, особенно если от участ- ников требуется высокий уровень комплементарности. Переход к переговорной парадигме более вероятен в случаях, когда система взаимодействия носит «открытый» характер. Предпосылки перехода от консолидации к конфликту. Они воз- никают тогда, когда участники начинают отчетливо представлять себе, что их объединение не помогает решению проблем, а взаим- ные требования солидарности лишь затягивают их пребывание в неблагоприятной ситуации и препятствуют участию в ее преодоле- нии. Соответственно состояние перехода от консолидации к конф- ликту характеризуется следующими предпосылками: – давление проблемной ситуации оказывается сильнее групповой солидарности; – неудовлетворенность большинства членов группы своими по- ложением в более широкой социокультурной среде оказывается сильнее, чем удовлетворенность от групповой принадлежности; – уровень культурной компетентности в группе достаточно ни- зок, чтобы переопределить групповую стратегию. Условия перехода от консолидации к конфликту. Когда в ходе взаимодействия, организованного в соответствии в принципами консолидации, появляются признаки такого состояния, очевидно,
что близится изменение вектора направленности процесса. В этом случае ускоряется кумуляция условий, предопределяющих конф- ликтный взрыв в системе отношений. К числу необходимых усло- вий такого рода можно отнести: – появление в рамках группы отчетливой коалиции, предлагаю- щей свое определение ситуации и отстаивающей его; – акцентирование различий интересов внутри группы и их поля- ризация; – наличие внешних сил, заинтересованных в расколе группы. Факторы способствующие переходу от консолидации к кон- фликту. При таких условиях движение к конфликтной ситуации практически неизбежно, если ее зачинщик добровольно не выйдет из состава группы. Эта переходная ситуация будет либо более, либо менее затяжной, в зависимости от действия ряда внутри- групповых и внешних факторов. Процесс ускоряется по мере интенсификации действия следующих внутригрупповых факторов: – сильный лидер; – отчетливое альтернативное определение ситуации; гла ва 4. Орга низац ия вза имодейст вия в пробл емной с итуац ии – четкая определенность и давление образовавшейся группы интересов; поляризация между коалиционными и установленными групповы- ми целями; – сопротивление альтернативным ориентациям со стороны лидеров группы. Это направление движения может усилиться под влиянием следу- ющих факторов: – высокая степень неопределенности и напряженности в окру- жении; – активизация внешних воздействий на группу с целью либо сохранить ее установившуюся структуру (поддержка позиции «традиционного» лидера), либо трансформировать ее (поддержка коалиционного лидера), либо разрушить группу (преднамеренное столкновение поляризованных сил друг с другом); – расхождение между нормативными ориентациями группы и ок- ружения. При такой ситуации вполне достаточно благовидного повода, чтобы возникли внутригрупповые конфронтации, т. е. обозначи- лось начало конфликтной парадигмы взаимодействия. Если опи- санные выше ключевые моменты критической ситуации не про-
контролировать и не принять мер, то вектор направленности вза- имодействия сменится от консолидации к конфликту. Однако чле- ны группы консолидации имеют возможность трансформировать свою стратегию в переговорную и тем самым избежать раскола в группе, ее распада. Предпосылки перехода от консолидации к переговорам. Они складываются как реакция на безрезультатность совместного решения проблемы, когда неудачи приписываются подавляемо- му расхождению интересов у членов группы, т. е. недостаточной степени их функциональной автономности. В этом случае состояние перехода от консолидации к переговорам характеризуется следую- щими предпосылками: – давление проблемной ситуации соизмеримо со стремлением сохранить группу как инструмент совместного решения проблемы, неразрешимой в одиночку; – неудовлетворенность большинства членов группы своим поло- жением в более широкой социокультурной среде рассматривается как преодолимая за счет повышения эффективности группового взаимодействия; – сложившиеся групповые нормы и предпочтения начинают вос- приниматься как сковывающие необходимую инициативу и пото- му требующие изменения; – уровень культурной компетентности в группе достаточно вы- сок, чтобы пересмотреть групповую стратегию с точки зрения рас- ширения степени функциональной автономности ее членов. раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия Условия перехода от консолидации к переговорам. При таком состоянии можно считать, что наметилась тенденция, характери- зующая готовность ее членов к переговорам. Для ее актуализации необходимы определенные условия, наличие которых позволит эффективно и безболезненно совершить наметившийся переход. К ним относятся: – активизация в рамках группы коммуникативных процессов, на- правленных на выявление разногласий между участниками; – обсуждение различий интересов внутри группы и возможнос- тей их примирения при совместном решении проблемы; – наличие внешних сил, заинтересованных в сохранении группы. Факторы, способствующие переходу от консолидации к пе- реговорам. Эффективность целенаправленной организации пере- говоров при благоприятных условиях обусловливается действием ряда внутригрупповых факторов: – открытость обмена информацией при обсуждении внутригруп- повых расхождений интересов; – высокая толерантность членов группы к индивидуальным раз- личиям; – сильная «экспертная команда» по примирению интересов; — отчетливые альтернативы определения ситуации с выявлением
зон совпадений и расхождений. Движение к переговорам может усилиться, если в действие вступит ряд стимулирующих внешних факторов, таких как: – соответствие изменившихся групповых интересов конструк- тивной ориентации в решении проблемы другими группами; – усиление внешних влияний на группу с целью ее сохранения при некоторых структурных изменениях; – представление членов группы о том, что при сравнение груп- повых и внешних нормативных ориентаций, групповые могут оказаться полезными для организации взаимодействия с окружением. При такой ситуации переход от консолидации к переговорам вряд ли может быть осуществлен внутренними силами. Обычно в этих условиях в группе нарастают эгалитаристкие и сепаратист- кие тенденции. Поэтому выдвижение любого лидера будет вызы- вать сопротивление, а формирование ядра для выработки решения будет затруднено из-за расхождений интересов. В подобных слу- чаях необходимо вмешательство третьей стороны, которое может быть организовано самими членами группы. Такая сила не должна выполнять лидерские функции; ей следует выступать в роли ка- тализатора групповой реорганизации; посредника в примирении интересов; советника, соотносящего предложения членов группы с целями решения проблемы. При адекватном выполнении по- добного рода функций группа может безболезненно пройти че- гла ва 4. Орга низац ия вза имодейст вия в пробл емной с итуац ии рез структурные изменения, благодаря которым взаимодействие ее членов начнет осуществляться в соответствии с переговорной парадигмой. Последствия трансформации парадигмы консолидации. Каждая из возможных трансформаций парадигмы консолидации имеет для участников взаимодействия как позитивные, так и нега- тивные последствия. Как было отмечено выше, консолидация пе- реходит в конфликт при низком уровне культурной компетентности участников, при стремлении сохранить исходное согласие в меня- ющихся условиях. Позитивные последствия такой трансформации болезненны и для участников, и для более широкого окружения. Они связаны с утратой иллюзий относительно незыблемости и свя- щенности традиционных ценностей и норм, на которых базирова- лось такое согласие; с освобождением культурного пространства для новых нормативных образований, соответствующих изменив- шимся жизненным условиям. Негативные последствия в этом слу- чае определяются возникновением новых очагов конфликта. Консолидация переходит в переговоры при относительно вы- соком уровне культурной компетентности участников, желающих продолжать взаимодействие при неблагоприятных внешних усло- виях и понимающих невозможность решения проблемы в одиноч- ку. Позитивными последствиями такого перехода можно считать повышение степени чувствительности и реактивности по отноше- нию к внешним изменениям; переориентацию групповой актив- ности с поддержания межличностных отношений на преодоление проблемной ситуации. Негативные последствия связаны с ослаблением межличностных связей, эмоциональ- ных привязанностей людей друг к другу, чувства общности, обус- ловленным расширением у каждого из их зоны функциональной автономности и индивидуальной ответственности. Трансформации парадигмы конфликта. Конфликтная пара- дигма может трансформироваться только в переговорную, а лю- бые попытки выстроить на базе конфликта консолидацию не будут иметь успеха. В зависимости от этапа взаимодействия меняется вероятность эффективности переговоров. Так, хорошо известно, что пока происходит формирование конфликтной ситуации и еще не началось жесткое позиционное противостояние сторон, взаи- модействие между ними может быть переведено в переговорную парадигму третьей стороной, демонстрирующей совместимость их интересов и возможность взаимовыгодных действий. На начальных стадиях конфликтного взаимодействия, когда решение о несовместимости в данной ситуации сторонами уже принято и первые обмены действиями совершены, перейти к пере- говорам можно, но это очень трудно. Здесь нужны и посредники, и давление общественного мнения, и хорошо продуманная тактика раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия взаимных компромиссов, чтобы только побудить стороны согла- ситься вступить в переговоры. Такой переходный период пред- полагает значительные затраты времени и усилий третьими сто- ронам. Когда процесс приобретает характер полноценной борьбы, любые попытки начать переговоры в этот период будут безуспеш- ными. Логика эскалации конфликта такова, что, втягиваясь в нее, посредники начинают принимать позицию одной из сторон, следо- вательно, укреплять и таким образом выводить ее на новый уровень интенсификации борьбы. Опять вернуться к идее переговоров мож- но лишь тогда, когда ресурсы обеих сторон близки к состоянию исчерпанности. В этом случае ситуация в структурном отношении становится аналогичной началу конфликта. Заинтересованные третьи стороны могут при первых же проявлениях ремиссии, т. е. одновременного отступления участников с «поля боя» для пере- группировки сил и возобновления ресурсов, попытаться пред- ложить какие-то выгодные условия переговоров. При начальных отступлениях это может не иметь успеха. Но чем дальше конф- ликтующие стороны истощаются в борьбе, тем выше вероятность того, что предложение посредников вступить в переговоры может быть принято. Таким образом, в этом случае смена парадигм носит затяжной характер и требует от окружения значительных ресурс- ных вложений. Следует также подчеркнуть, что начиная с момента эскалации, конфликтное взаимодействие усугубляет существую- щую проблемную ситуацию. Поэтому даже удачная организация переговоров на его конечных стадиях не вносит никакого вклада в конструктивное решение проблемы и даже не возвращает ситу- ацию в состояние, предшествующее конфликту. Вот почему в цен- ностном отношении такая трансформация, будучи социально зна- чимой, не вызывает той степени удовлетворенности ни у организа- торов, ни у участников переговоров, ни у общественности, какую вызывает любой видимый позитивный шаг в решении проблемы как таковой. Предпосылки перехода от конфликта к переговорам. Они воз- никают тогда, когда участникам становится ясно, что несмотря на объявленную готовность к конфронтации они не имеют достаточ- но сил и ресурсов, чтобы выиграть борьбу. Соответственно состоя- ние перехода от конфликта к переговорам обусловливается следу- ющими предпосылки: – прекращение конфронтации оказывается для обеих сторон значительно более выгодным, чем продолжение; – неудовлетворенность обеих сторон конфликтным взаимодейс- твием значительно превышает неудовлетворенность от пребыва- ния в условиях проблемной ситуации, которые предшествовали началу конфликта; гла ва 4. Орга низац ия вза имодейст вия в пробл емной с итуац ии – уровень культурной компетентности сторон достаточно высок, чтобы перейти от бесконечного антагонизма к разделу сфер вли- яния. Условия перехода от конфликта к переговорам. Как уже отме- чалось выше, предпосылки для начала переговоров в ходе конф- ликтного взаимодействия не являются его устойчивой характерис- тикой, которая, раз зародившись, сохраняется в качестве его осно- вы. Напротив, они возникают, но не будучи использованными для изменения направленности хода процесса, исчезают под напором тех, что оказываются благоприятными для эскалации конфликта. Соответственно одного наличия предпосылок не достаточно, что- бы переходный процесс начался. Нужны определенные условия, обеспечивающие его формирование и развитие, к которым можно отнести следующие: – возникновение хотя бы у одной из конфликтующих сторон стремления вступить в переговоры; причем, его сила должна быть достаточной, чтобы начался активный поиск повода для организации переговоров; – выявление этой стороной тех общих интересов и тех возмож- ностей взаимных компромиссов, которые могли бы составить ос- нову будущих переговоров; – наличие такой расстановки внешних сил, при которой давление в направлении прекращения конфликта существенно преоблада- ет над заинтересованностью в его продолжении. Факторы, способствующие переходу от конфликта к перего- ворам. При наличии подобных условий целенаправленная органи- зация перехода к переговорам становится возможной. Ее реализа- цию можно начать в случае, когда в действие вступает ряд конс- труктивных факторов. 1. Наличие альтернативных решений относительно предмета переговоров и нейтрализации конфликтной ситуации: – устранение объекта конфликта; – разделение объекта конфликта между сторонами; – установление очередности или иных правил совместного поль- зования объектом; – компенсация одной из сторон за передачу объекта другой сто- роне; – разведение конфликтующих сторон; – переведение отношений сторон в другую плоскость, предпола- гающую согласование их интересов. Таким образом, сторонам предлагается вместо концентрации на одномерной конфронтации перейти к рассмотрению и оценке других возможностей. 2. Разработанные альтернативы путей перехода к переговорам, т. е. к возможностям достижения соглашений по спорным вопро- раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия сам. С этой точки зрения по степени возрастания действенности можно выделить следующие факторы: – предложения одной из противоборствующих сторон, которые могут — но совсем не обязательно - вызвать у другой интерес к идее переговоров; – апелляция третьих сторон к соответствующим юридическим или этическим нормам, переговорный потенциал которых обуслов- лен реальными гарантиями их эффективности; – предложения посредников, базирующиеся на совпадении ин- тересов сторон, значимость которых для перехода к переговорам зависит как от степени готовности к ним соперников, так и от эф- фективности медиаторов. 3. Переход от конфликтного взаимодействия к переговорам зависит от признания сторонами ответственности за ущерб, на- несенный друг другу. Это трудное решение, поскольку в таком случае предполагается, что каждая должна что-то исправить или оплатить потери. Однако возможны различные пути урегулиро- вания проблемы ответственности. Одна из сторон готова принять определенные обязательства по отношению к другой и соглаша- ется на уступки. Если она принимает часть вины за случившееся, ей следует объясниться с оппонентом и признать ошибку. Чтобы не быть при этом в положении оправдывающейся, ей важно со- средоточиться на обсуждении ситуации и выходе из нее. Можно также предложить компромисс, при котором сторона-инициатор берет на себя больше ответственности в одной области с тем, что- бы другая сделала что-то взамен. В этом случае нередко возникают напряжения в связи с различием точек зрения сторон на то, что каждая из них должна сделать. Поэтому необходимо вмешательс- тво третьей силы, которая поможет выявить оценки, побуждения, приоритеты соперников и вместе с ними выработать решение о распределении ответственности. Наконец, можно найти общие для обеих сторона интересы и осуществить переход к переговорам на этой основе. 4. Инструментальные факторы, или социокультурные образо- зования, действие которых прямо направлено на то, чтобы транс- формировать конфликтную парадигму взаимодействия в перего- ворную. К ним можно отнести: – институциональные организации, специально предназначен- ные для осуществления переговоров, поиска взаимовыгодных ре- шений, в том числе в рамках законодательной, исполнительной и судебной власти; – предшествующий опыт согласования разнонаправленных инте- ресов, закрепленный в культурных образцах; – консультации, приводящие к осведомлению конфликтующих сторон относительно возможностей взаимоприемлемого решения. гла ва 4. Орга низац ия вза имодейст вия в пробл емной с итуац ии 5. Силовые факторы, облегчающие переход. Часть из них свя- зана с равновесием ресурсного потенциала. Если конфликтующие стороны выравниваются по этому параметру, конфликтное взаимо- действие становится бесперспективным и неуместным. Сторонам лучше начать ориентироваться не столько на победу, сколько на снижение напряженности, вызванной конфликтом. В этом случае переход к переговорам оказывается целесообразным и вероятным, поскольку освободит стороны от дальнейших потерь. Другая часть характеризуется синергетическим потенциалом конфликта, т. е. его притягательностью для других участников. Чем выше этот по- тенциал, тем больше сторон включается в конфликт и тем более сложным и затяжным он становится. Чем он ниже, чем сильнее осуждается конфликт со стороны общественности и чем менее он выгоден значимым политическим силам, тем вероятнее в этом слу- чае переход к переговорам. Последствия трансформации конфликтной парадигмы. Переход от конфликта к переговорам заключает в себе как пози- тивные, так и негативные последствия для участников взаимодейс- твия. Проблема здесь состоит не в полном устранении предпосы- лок для конфронтации — это невозможно, — но в попытках свести к минимуму опасность необратимых взаимных разрушений и рас- ширения зоны напряжений. Это имеет положительный эффект. Прежде всего, прекращаются взаимные разрушения. Далее, сторо- ны выводятся на такие позиции во взаимодействии, которые поз- воляют им увидеть общие интересы и возможности их реализации за счет переговоров или разводятся по другим локусам взаимодейс- твия. Наконец, переход к переговорам означает начало движения к нормированию отношений между соперниками: установление вза- имных прав, обязанностей, санкций за их нарушение. Негативные аспекты такого перехода обусловлены качеством его организации и уровнем культурной компетентности сторон. Если соответствующие меры временны и паллиативны, затраги- вают не существо конфликта, а лишь симптомы, ситуация усугуб- ляется. Он расширится за счет негативной реакции сторон, обма- нувшихся в своих надеждах на улучшение, против тех, кто давал такие обещания. Если переход к переговорам используется сторо- нами как маневр для перегруппировки внутренних сил и попол- нения ресурсов, для временной передышки, то ситуация не улуч- шается. Переговоры так и не складываются, а их значимость как инструмента целедостижения дискредитируется в общественном мнении. И чем ниже оказывается уровень культурной компетен- тности соперников и посредников, тем больше вероятность при попытках смены парадигм принести больше вреда, чем пользы. Поэтому целенаправленные действия в этом направлении должны быть компетентными, взвешенными и осторожными. раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия Трансформации парадигмы переговоров. Парадигма перего- воров может трансформироваться либо в консолидацию, либо в конфликт. В проблемной ситуации более вероятным является пе- реход к конфликту, поскольку свойственная ей напряженность обусловливает взаимную настороженность партнеров и склон- ность к агрессивным или оборонительным реакциям. Попытки консолидации можно ожидать тогда, когда социальное положе- ние участников не достаточно высоко и они склонны отводить себе в проблемной ситуации более пассивную, нежели активную позицию. Предпосылки перехода от переговоров к конфликту. Они воз- никают тогда, когда участники начинают понимать, что взаимо- действие сдвигается от ориентации на интересы и их примирение к обсуждению позиционных расхождений или процедурных воп- росов. В этом случае о предпосылках перехода к конфликту можно судить по следующим показателям: — польза от силового давления представляется большей, чем от по- иска взаимных компромиссов; — выигрыш от реализации общих интересов не удовлетворяет кого-то из участников — через переговоры по частному поводу начинают проступать бо- лее глубинные разногласия или претензии кого-то из участников. Условия перехода от переговоров к конфликту. При появле- нии таких устойчивых характеристик в процессе переговоров воз- растание напряженности в отношениях между участниками может вызвать их конфронтацию. В качестве условий, способствующих такому повороту событий, можно назвать следующие: – акцентирование различий интересов между участниками пере- говоров и их поляризация; – активизация критического начала в отношениях участников: взаимное неприятие предложений, позиций, личностных характе- ристик; – недостаток информации об интересах, ресурсах, намерениях партнеров, вызывающий взаимное недоверие; – наличие внешних сил, заинтересованных в затягивании или срыве переговоров. При наличие таких условий достаточно любого предлога, что- бы более заинтересованная в конфликте сторона начала активные атакующие действия. Факторы, способствующие переходу от переговоров к конф- ликту. Переход от переговоров к конфликту может быть представ- лен следующим образом: – в начале переговоров стороны вынужденно отказываются от части своих требований вследствие чего прочность достигнутых компромиссных решений невелика; гла ва 4. Орга низац ия вза имодейст вия в пробл емной с итуац ии – параллельно формируются предпосылки и условия для конф- ликтной ситуации; – стороны начинают использовать силовое давление, чтобы от- стоять собственные интересы или позицию; – силы сторон или их активность оказываются неравными, и бо- лее слабой приходится отступать для пополнения ресурсов; – затем с новыми силами отступившая сторона пытается взять ре- ванш. Так начинается эскалация конфликтного взаимодействия. При подобных обстоятельствах чрезвычайно трудно вернуться к пере- говорам. И процесс приобретает характер борьбы. При таком обороте событий интенсификация конфликтного взаимодействия может возрастать, если стороны: – пытаются представить собственные промахи как ошибки парт- нера; такие обвинения нагнетают взаимную враждебность, благо- приятную для эскалации процесса; – частично скрывают свои интересы; в результате накапливают- ся недоговоренности, сокрытие становится заметным и нарастает взаимное недоверие, укрепляющее проитвостояние сторон; – начинают без необходимости атаковать или обороняться, чем провоцируют рост напряженности в отношениях и агрессивные реакции; – настаивают на своих преимуществах или превосходстве, что ведет к акцентированию неравенства, разрушающему структуру переговорных отношений; – возобновляют преодоленные ранее разногласия, подчеркивают уязвимые места друг друга, переносят критику результатов, полу- ченных в ходе переговоров, на личности; это вызывает гнев, обиду и т. п., укрепляющие враждебность в отношениях сторон; – по окончании раундов переговоров объявляются победитель и побежденный, что разрушает атмосферу взаимного нейтралитета, характерную для переговоров. Если не контролировать ход переговоров, то описанные выше условия и факторы будут кумулироваться. По мере их актуализа- ции достигнутые договоренности подвергают- ся все большей угрозе нарушения, принимая во внимание, что речь идет о различных интересах, которые достаточно трудно прими- рить. Даже в случае удачи их разнонаправленность сохраняется и всегда остается потенциальным источником возникновения раз- ногласий и споров. Любая умело предпринятая попытка вызвать резонанс скрытых расхождений нарушает какие-то из непрочных связей, установившихся между партнерами ранее. Многократное воздействие деструктивных факторов приводит к разрушению не только отношений, но и самих предпосылок, не- обходимых для их установления. Соответственно слабый контроль раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия над осуществлением переговорной парадигмы в проблемной ситу- ации с высокой вероятностью открывает путь для перехода в конфликтную. Иногда переговоры в проблемной ситуации могут трансформироваться в консолидацию. Для этого необходимо осо- бое стечение обстоятельств. Предпосылки перехода от переговоров к консолидации. Они появляются, когда участники понимают, что их интересы в про- блемной ситуации весьма близки; их позиции в основе своей не расходятся, а имея дело с проблемой в одиночку, каждый из них проиграет неизмеримо больше, чем жертвуя частью функциональ- ной автономности при объединении ресурсов и усилий для ее совмес- тного решения. В этом случае предпосылки перехода к консолида- ции могут распознаваться по следующим показателям: – интересы участников близки по направленности и оказываются совместимыми в поле проблемной ситуации; – польза от объединения усилий представляется большей, чем от автономного решения проблемы; – выигрыш от реализации общих интересов удовлетворяет всех участников; – участники сами по себе оказываются достаточно маломощными. Условия перехода от переговоров к консолидации. Когда такого рода предпосылки приобретают устойчивость, можно считать, что есть основания для переориентации отношений на парадигму кон- солидации. Но чтобы это произошло и имело действенные последс- твия, необходимы следующие условия: – поощрение проявлений доброжелательности, симпатии и вза- имного приятия в отношениях между участниками переговоров; – избежание обсуждения взаимных различий или представление их как не имеющих особого значения; – стремление к максимально возможной полноте информацион- ного обмена; – наличие внешних враждебных сил, страх перед которыми по- буждает участников переговоров к консолидации. При таких условиях стороны постепенно начинают сближать- ся, оказывать взаимную поддержку, все больше ценить чисто лич- ностные отношения. Факторы, способствующие переходу от переговоров к консо- лидации. Переход от переговоров к консолидации можно схема- тично представить следующим образом: – вначале, выслушивая аргументацию друг друга, стороны убеж- даются в том, что при объединении для совместного решения про- блемы компромиссы, на которые им придется идти в отношении собственных интересов, окажутся минимальными или вполне при- емлемыми; гла ва 4. Орга низац ия вза имодейст вия в пробл емной с итуац ии – это закладывает предпосылки для ориентации на более тесные отношения; – стороны начинают проявлять знаки взаимного приятия и ней- трализовать расхождения в оценках, мнениях, суждениях; – усилия и ресурсы объединяются и начинают распределяться в структуре взаимодействия по принципу комплементарности; – все большее внимание уделяется поддержанию благоприятных межличностных отношений и все меньшее — ходу переговоров и ориентированности на решение проблемы. С этого момента можно говорить о том, что тенденция перехо- да от переговорной парадигмы к консолидации сложилась. Укреплению такой ситуации могут способствовать следующие факторы: – открытые проявления симпатии, признания взаимных досто- инств помогают установить атмосферу дружелюбия, которая у каждого вызывает ощущение личностного комфорта; – избежание разногласий и споров закрепляет общие для них ин- тересы и позиции, которые приобретают характер групповых нор- мативных образований; – активизация обмена знаниями, навыками, информацией в свя- зи с проблемной ситуацией способствует нарастанию взаимного доверия, укрепляющего намерение сотрудничать; <
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|