Микродинамики средствами социологии
Внимание социологов культуры к микроуровню социальной реальности, ее культурному измерению можно считать определен- ным продвижением в рамках этой науки по сравнению с устояв- шимися взглядами. Дело в том, что в сложившихся ранее теорети- ческих моделях общественные изменения представляются в самом общем виде. Предполагается, что они реализуются в контексте «общества в целом», а их содержание сводится к «общественному развитию» на макросоциальном уровне. Однако сегодня этого не- достаточно. Происходящая в настоящее время смена социально — научных парадигм открывает новые возможности, связанные с уточнением форм и содержания разнородных процессов социального взаимодействия, реализующихся в социокультурном пространстве и обусловливающих его дифференциацию, выявлением их закономерностей и перейти к уровню анализа социокультурной микродинамики. Смена эпистемологических моделей в науках об обществе и культуре обусловлена кумуляцией неосвоенных изменений, которые произошли в современном мире. Об этом свидетельствуют расхождения между наличным и социально необходимым качеством знания, су- ществующими в социологии культуры. Все более очевидным становится несоответствие или недостаточность эвристического потенциала существующих здесь теорий для интерпретации и объяснения новых социальных фактов. Такое расхождение означает необходимость пересмотра исходных социально– научных осно- ваний, обусловливающего изменение точки зрения на предметную область изучения. В данном случае на формы и содержание социо- культурных процессов, обусловленных разнородными реакция- ми на глобализацию, многомерностью информационных потоков,
экологическими проблемами, массовым снижением уровня куль- турной компетентности и т. п. и влияющих в массовом масштабе на образ жизни людей, на их повседневное существование. Для методологического уровня сегодня характерна ограничен- ность возможностей применяемых в социологии методов сбора и анализа такого рода данных. Ряд проблем, теоретически осмыс- закл ючение ленных сегодня как микросоциальные, оказывается значительно сложнее и тоньше, чем возможности их изучения, предлагаемые на уровне социологии культуры. Соответственно расхождение между фактами, теориями и методами предполагает пересмотр эписте- мологических оснований решения таких проблем, что означает пересмотр качества отбираемого для изучения материала и способов его анализа. Что касается прикладного уровня, то здесь обнаруживается не- соответствие между формализованными, упрощенными представ- лениями, прогнозами и рекомендациями консультантов, с одной стороны, и значительно большей сложностью социокультурных ситуаций, с которыми им приходится иметь дело в реальности — с другой. Работа в области социальной инженерии, социокультур- ного программирования и проектирования до сих пор не имеет серьезных теоретических оснований. Следовательно, речь идет о необходимости формирования более утонченной и культурно-содержа- тельной, чем теперь, модели построения прикладных разработок, сохраняющей преимущества их теоретических обоснований и ин- терпретаций полученных результатов и в то же время учитываю- щей особенности отдельных случаев. Примерно с середины 1990-х гг. стало очевидным, что рефлек- сия к основаниям социальных наук, происходившая в предыдущие десятилетия, принесла позитивные результаты и привела к началу формирования новой познавательной парадигмы. Разумеется, пока
еще преждевременно говорить о ее достаточной завершенности. Но уже сейчас можно выделить те из ее принципов, которые все бо- лее детерминируют современное направление изучения человека и его жизненного мира, в том числе в рамках социологии культуры. – Конструктивность: любая единица анализа и наблюдения трак- туется не как «естественно» существующая самотождественная целостность, но как сконструированная применительно к исследо- вательской ситуации. – Проблемность: построение таких единиц обусловлено направленностью на решение определенной проблемы, имеющей теоретическую или прикладную значимость. – Относительность: единицы социокультурного анализа рассмат- риваются не как самодовлеющие объекты, а как формирующиеся и модифицирующиеся в соотношении с другими динамическими еди- ницами, в совокупности составляющими ее окружение или среду. – Реляционизм: исследовательский акцент переносится с изуче- ния свойств «реальных объектов» на анализ связей, отношений че- ловека с окружением. – Микродинамика: изучаются социокультурные процессы, их формы и динамические механизмы во временных пределах, соиз- меримых с индивидуальным жизненным циклом. закл ючение – Антропность: необходимость исходить из антропологических оснований социально-научного познания и обусловленных ими познавательных возможностей и ограничений. Этот, пока еще неполный набор позиций, характерный для новой социологии культуры, свидетельствует о возможности преодоления жесткого детерминизма классической парадигмы и полного релятивизма радикального постмодернизма. Его использование при изучении социокультур- ной микродинамики открывает дополнительные возможности для понимания того, как люди в процессах взаимодействий и коммуни- каций поддерживают и меняют свой жизненный мир. На теоретическом уровне акцент на этой предметной области позволяет совершить логический пере- ход от межличностного пространства обыденной жизни к инсти- туциональному и от исторического к микровременному анализу соответствующих процессов. Таким образом, использу- ется принцип дополнительности в структурно-функциональной
и динамической трактовке изучаемых процессов. В области методоло- гии антропный принцип в изучении социокультур- ной микродинамики позволяет обоснованно переносить в соци- ологическую исследовательскую модель теоретические находки из антропологии и комбинировать их применительно к решению сформулированных проблем и задач. Конструктивный принцип позволяет в пределах антропно трактуемых пространства и време- ни определять ситуации и процессы взаимодействий и коммуни- каций и оценивать их вероятные последствия для более широкого социокультурного пространства. Представленные в этой книге проблемы и направления их решения построены на совокупности взаимосвязанных фундаментальных положений, принятых и утвердившихся в ряде дополняющих друг друга теоретических систем и определяющих исходные допуще- ния о возможностях людей поддерживать и изменять социокуль- турную реальность. Их можно разделить на три основных группы в соответствии с ответами на следующие вопросы: – каковы возможности людей в отношениях с окружением. В этом случае имеются в виду представления о человеке, о тех его врожденных свойствах, которые следует принимать во внимание, чтобы изучение динамики социокультурных процессов стало воз- можным и целесообразным; – в какой среде это происходит. Ответ на этот вопрос подразуме- вает упорядоченное представление о тех фундаментальных изме- рениях окружения людей, которые обеспечивают их совместное существование; – что происходит. При этом определяются формы и содержание социальных взаимодействий, культурных коммуникаций, а также закл ючение элементов жизненной среды, которые необходимы для полноцен- ного участия в социальной жизни. В рамках современной антропологии общепринятым является допущение о единстве человечества как вида. Его следствием стано- вится положение о наличии антропологических универсалий, т. е. общих для всех людей характеристик, определяющих их фундамен- тальные отношения с окружением. Свойства, способности осваи-
вать внешний мир, адаптироваться в нем относятся к таким уни- версальным характеристикам, принимаемым в качестве предпосы- лок, на которых выстраивается особое жизненное пространство. Принято считать, что социальные и культурные знания и навыки не являются врожденными, но приобретаются и реализуются людьми на этих основах в процессах взаимодействий и коммуникаций. Человек рассматривается как социальное существо, способ- ное к результативной активности. Соответственно люди осваива- ют окружение и строят пространство своего существования не индивидуально, но совместно на основании фундаментальных связей с ним. Их формы и содержание обусловлены необ- ходимостью удовлетворять потребности и реализовать интенции в процессах формирования, поддержания и изменения социальных и культурных целостностей. Это предполагает изучение процессов интеракций и их последствий в локусах их порождения, распро- странения и угасания. Продукты совместной активности составляют искусственное, т. е. неприродное окружение людей, которые упорядочивают его по различным, значимым для них основаниям (полезность, удобс- тво, доступность, экономия усилий и пр.). Совокупность этих по- рядков можно считать социокультурным пространством, а формы реализующихся здесь процессов определя- ют характер социального и культурного времени. Каждое поколе- ние осваивает их как исходную, естественную данность. В рамках постмодерна обосновывается, что социокультурное пространство и время неоднородны. Их внутренние формы опре- деляются постоянным набором измерений, которые даже в пост- модернистских построениях оказываются антропологическими универсалиями. Они детерминированы как процессами, происходящими в независимом от восприятия человека природ- ном мире, так и воспроизводящимися сетями социальных взаимодействий и коммуникаций. Эти порядки задают формы со- циального пространства и времени. Далее, их характеристики определяются свойствами создаваемых людьми, но не тождес- твенных им искусственных объектов, имеющих физическое изме- рение. Будучи определенным образом упорядоченными в процес- сах социального взаимодействия, они образуют предметно-куль- турные пространственные и временные порядки. Наконец, закл ючение распределение процессов совместной активности людей обус- ловлено внутренними характеристиками символических объектов, порождаемых людьми, но имеющих собственные закономерности существования. Они задают культурно-символические формы со-
циокультурных пространства и времени. Согласно позиции релятивизма процессы, реализуемые в этих пределах, и трансформации самих образующих их устойчивых конфигураций социального взаимодействия и коммуникации мо- гут порождаться различными факторами. Это могут быть внешние природные или социальные стимулы, значимые для социокультурной единицы, или внутренние для нее сдвиги в интересах, отношениях, опре- делении ситуации, специфичные для составляющих ее людей. Они связы- ваются также со сменой символического смысла происходящего. Наконец, причинами изменений могут быть факторы реактивной природы — обмен действиями и информацией, предполагающий соотнесенность пространственных и временных характеристик системы с другими, составляющими ее актуальное окружение. Эта проблемная область значима для становления социологии культу- ры, но пока почти не изучена. Философское допущение о двойственной природе челове- ческого существования, в какой бы форме оно ни выражалось: материя–дух, реальное–идеальное, актуальное–виртуальное и т. п. — подчеркивает различие в характере оперирования физи- ческими и символическими артефактами, а также рефлексивное, символически зафиксированное отношение к такому различению. Соответственно такая двойная экспозиция отношений человека с окружением и позволила аналитически разделить социокультур- ное пространство на два взаимопересекающихся уровня — соци- альный и культурный. Как было показано, социальное пространство определяется формами и структурами связей между людьми, образуемыми ими в процессах совместной жизни для организации необходимых вза- имодействий. Его внутренняя форма имеет символическое выра- жение и определяется упорядоченным характером интеракций в устойчивых и повторяющихся адаптационно значимых ситуациях, с одной стороны, и соответствующими практиками — с другой. Культурное пространство определяется коммуникативной ак- тивностью, сопровождающей процессы социального взаимодейс- твия. Оно структурируется с помощью организации определенных классов вещей, технологий, нормативных и ценностных образова- ний в устойчивые упорядоченные совокупности, имеющие смысл для поддержания совместной жизни людей и определяющие со- держание их активности. Такие устойчивые порядки можно обоз- начить — согласно современной общенаучной терминологии — закл ючение как культурные коды. Считается, что культурное пространство конструируется коммуникативными процессами, т. е обменами информацией, значениями и смыслами, выраженными в форме символов, замещающих физические объекты и реальные социаль- ные отношения. Теоретическое объединение этих позиций составило исходные основания для построения модели социокультурного пространс- тва. Его форма, внутренняя структурированность определяются в пределах каждого из возможных состояний общества соотноше- нием составляющих областей, обусловленным соответствующими адаптационными императивами. В обобщенном виде ответ на них осуществляется на следующих уровнях организации отношений: – с вещами (природными и искусственными объектами) — клас- сы объектов, их устойчивые совокупности, технологии оперирова- ния ими; – людей друг с другом — типичные ситуации и формы социального взаи- модействия, определяющие их роли и идентичности; – с символами — типичные коммуникативные ситуации и позиции в их рамках, культурные коды, способы оперирования ими. Таким образом, построение концепции социокультурного про- странства позволяет ставить вопрос о тех возможностях, которые открываются перед людьми на уровнях взаимодействия и комму- никации, отвечать на императивы отношений с окружением, соответствующие определенному состоянию общества. Адаптационные функции каждого из уровней пока не обобщены, а связи между ними вооб- ще теоретически не осмыслены. Эта тема еще ждет разработки в рамках социологии культуры. Итак, социокультурное пространство формируется через вос- производимые формы антропологически и/или общественно зна- чимых, т. е. стереотипных ситуаций, характеризующихся двумя уровнями — взаимодействие и коммуникация. На каждом из них такие ситуации определяются целым рядом теоретических концеп- тов, выражающих их структурно-функциональную специфику. Так, социокультурные образцы определяются как показатель- ные примеры удачной или неудачной организации взаимодейс- твия, направленного на решения значимой для его участников за- дачи или проблемы. Паттернами взаимодействия называются та- кие его устойчивые структуры, которые нужны людям для воспро- изведения, поддержания социальных отношений. Деятельность в контексте социального взаимодействия означает устойчивую и повторяющуюся схему процедур организованной активности, приводящую к одинаковым результатам в одних и тех же ситуа- циях совместного целедостижения. Под поведением понимается организованная активность, составляющая базу для коммуника- закл ючение ции в ситуациях взаимодействия. Концепция социального обме- на предполагает структурирование последовательности действий каждого из участников интеракции в соответствии с принципом эквивалентности. В рамках существующих социологических и ан- тропологических теорий считается, что такие устойчивые образо- вания институционализируется, т. е. им придается квази-каноническая форма, которая фиксируется в виде правил; легитимизируются, т. е. заключаются в нормативные рамки; приобретают устойчивое символическое выражение на письменном, устном или экстралин- гвистическом (мимика, жесты, пространственное поведение) уров- не. В таком социокультурном микропространстве осуществляются процессы интеракции. Что касается теоретических допущений о природе взаимо- действия, то в контексте социологии культуры они выводятся из хорошо известной теории социального действия. Само же понятие, несмотря на широкое использование, не имеет подробной теорети- ческой разработанности. Соответственно пока можно говорить о двойственном рассмотрении ситуаций интеракции. С одной сторо- ны, речь идет об уже изученной структуре действия, рассмотрен- ного на уровне атомарных социальных единиц и представленного как соотношение «интенция–результат». С другой — существует понятие социальной системы, где взаимодействие представлено в терминах структурно-функциональных связей. В обоих случаях слабо раскрыт его как культурно-содержательный, так и процессу- альный характер. Соответственно в рамках социологии культуры нужны теоретические построения, позволяющие систематичес- ким образом изучать социальное взаимодействие. Побуждения к совместной активности можно считать фундаменталь- ной характеристикой социальной жизни. Во-первых, речь идет о потребностях, которые рассматриваются как антропологическая универсалия, предопределяющая одинаковость движущих сил для объединения людей и элементов их окружения с целью жизнеобес- печения. Более того, в некоторых теориях в качестве фундамен- тальной врожденной характеристики человека утверждается пот- ребность в социальности. Во-вторых, в теории культуры в качестве стимулов выделяются желания и интересы, которые организуют социальное взаимодействие на основе разделяемых представлений и оценок, приобретаемых в ходе социализации и инкультурации. С точки зрения рассматриваемой темы именно взаимодейс- твие, а не действие базируется на этих побуждениях и определяет элементарную единицу изучения социальности. Ее можно пред- ставить как целостность, составленную из одновременно или пос- ледовательно осуществляемой активности в интерсубъективном пространстве социально значимых ситуаций. В этом теоретичес- ком контексте понятие «действие» не имеет самодовлеющей зна- закл ючение чимости, не определяет ни структуры, ни содержания интеракции. Каждое детерминируется не индивидуальной интенцией, но интер- субъективной средой, в которой она порождается и реализуется. Концепции взаимодействия как процессов организованной совместной активности людей и смены типичных антропологически значимых ситуаций, где оно осуществляются, пока в рамках соци- ологии культуры отсутствуют. В то же время теоретическая модель социокультурного пространства позволяет локализовать их и оценить с точки зрения эффек- тивной адаптации людей в жизненной среде. В отличие от социального взаимодействия концепция коммуникации в социологии и антропологии подробно разра- ботана. В самом общем виде ее можно свести к трем взаимосвя- занным, но характеризуемым собственными закономерностями областям. Во-первых, речь идет о динамических связях между вза- имодействием человека с окружением и формированием внутрен- них концептов, позволяющих «ставить метку» на его фрагментах с целью их обозначения и упорядочения. Такая способность счита- ется антропологической универсалией обеспечивающей возмож- ность символической коммуникации даже представителей разных культур. Во-вторых, концептуализирована сама коммуникативная активность. Выделены стандартные ситуации обмена сообщени- ями, определяемые разделяемыми представлениями о соответс- твующих побуждениях, практиках и ожидаемых результатах. Акт коммуникации определяется как обмен разделяемыми символами относительно побуждений, структуры и выходов предполагаемого или реального взаимодействия. В-третьих, существуют теорети- ческие модели формирования интерсубъективных знаков и сим- волов. В этом случае акцент ставится на процессах установления связи между означаемым (компоненты социального взаимодейс- твия и его результаты) и означающим (вербальные, иконические, проксемические и др. символы). Однако эта тема в рамках как со- циологии культуры, так и антропологии до сих пор остается наибо- лее спорной. Дифференциация социокультурного пространства на основании различий кодификации его компонент, а также форм и парадигм социального взаимодействия позволит изучить форми- рование коммуникативных единиц, их значений и правил опери- рования ими в стандартных интерактивных ситуациях. Все сказанное выше относится главным образом к стереотип- ным, институционализированным ситуациям такого рода. Однако благодаря постмодернистским изысканиям в сферу исследова- тельского внимания сегодня включаются элементы человеческо- го опыта, которые можно считать пограничными или по тем или иным причинам не определившимися по отношению к установлен- ным социокультурным формам. В совокупности они составляют закл ючение область феноменов, которую можно рассматривать как источник изменчивости в контексте социокультурной реальности. Прежде всего следует отметить область вариативности дейс- твий в системах взаимодействия. В рамках социологии культуры и антропологии установлено, что схемы интеракций здесь не остаются неизменными. Совместные действия, их результаты, отношения к ним — все это не остается самотождественным при повторении, но каждый раз претерпевает незначительные измене- ния, которые не нарушают структуру и функции организованной активности. Их принято называть вариациями, и они со временем накапливаются и приводят к модификации, а иногда и к разруше- нию сложившихся порядков. Эффективность функционирования системы взаимодействия снижается при сложении вариаций дейс- твий участников, поскольку каждый раз требуются дополнитель- ные усилия и время на их координацию. Эта область «естествен- ной» изменчивости хорошо описана в эволюционистских теориях. Однако в социологии культуры она остается мало изучен- ной, и без ответа остаются вопросы, как происходит формирова- ние представлений о границах самотождественности повторяю- щихся или продолжающихся ситуаций взаимодействия и об облас- ти индивидуально удобных, «свободных» проявлений в их пределах. Далее следует указать на случайные и контингентные (необя- зательные) изменения. Представления о них выражено в концеп- ции проб и ошибок. Этим путем могут быть найдены удачные и ad hoc модификации стандартных форм активности, их результатов, которые в дальнейшем повторно используются. Но изменение мо- жет быть и неудачным, нарушающим установившийся ритм взаи- модействия. Тогда источник изменения нейтрализуется. Подобные непреднамеренные события обусловливают закрепление случай- ных находок и исправление ошибок. Важно также выделить ситуации, характеризующиеся устой- чивым нарушением эффективности взаимодействия. Это вынуж- дает его участников на рациональном уровне искать такие измене- ния рутинных схем, которые восстановили бы прежнюю резуль- тативность системы либо повысили ее степень в ответ на внешние требования. Такой поиск может носить индивидуальный или кол- лективный характер, однако рациональная выработка конструк- тивного решения задач совместна. Наконец, заслуживает рассмотрения случай переопределения ситуации. Неудовлетворенность участников взаимодействия или окружающих его результатами даже при наличии ранее перечис- ленных модификаций вызывает необходимость переориентиро- вать его. Для этого оказывается необходимым изменение интенции и/или предметного поля активности. В подобных ситуациях проис- ходит отказ от стереотипов, изменение объекта ориентации. закл ючение Все эти темы значимы для изучения социальных и культурных изменений в рамках социологии культуры. Однако их анализ возможен только в предметной области социокультурной микро- динамики и при условии точной локализации соответствующих ситуаций. Следующая группа пограничных феноменов порождается не- осознаваемым импульсами. Действие механизмов бессознатель- ного подробно описано в психоаналитических работах. В ситуации взаимодействия оно может проявляться на индивидуальном или групповом уровнях, но так или иначе способствует модификации сложившихся и конвенционально установленных стереотипов: – замещение: в системе интеракции его действие обусловливает изменение ориентации активности. Она сдвигается от целедости- жения к индивидуальному или групповому самоутверждению; – проекция: ее действие обычно активизируется при цепи неудач в совместной активности. Оно проявляется в том, что вместо реф- лексии относительно причин своих неудач участники начинают об- винять друг друга или обобщенного другого; – рационализация: при неуспешном объединении усилий она приводит к нереалистичному изменению точки зрения на ситу- ацию. Это могут быть либо оправдание правомерности таких не- удач, либо попытки выдать их за достижения. Общепризнано, что механизмы бессознательного следует рас- сматривать как антропологическую универсалию. Однако в рам- ках социологии культуры они не вписаны в изучение факторов, препятствующих успешным взаимодействиям в разных областях социокультурного пространства. Существенным источником изменения организованных, фун- кционально приемлемых единиц интеракции можно считать об- ласть виртуальных феноменов. Самые известные проявления та- кого рода — иллюзии и фантазии. Иллюзиями принято называть такие способы восприятия ок- ружения, при которых одни его элементы принимаются за другие или же к ситуации предъявляются невыполнимые требования. Обычно в контексте взаимодействия индивиду указывают на не- адекватность его представлений. Однако если даже такие пред- ставления не оказывают прямого влияния на ход процесса, то они могут накапливаться, определенным образом организовываться и составлять часть виртуальной реальности воспроизводящихся со- циально значимых ситуаций. К фантазиям относятся представления о несуществующем, ос- нованные на врожденной способности человека к комбинаторике как таковой безотносительно к характеру используемых для этого объектов. Соответственно в различных контекстах взаимодейс- твия люди могут в качестве эксперимента или развлечения пытать- закл ючение ся сочетать разнородные вещи и символы, придумывать прошлое или будущее. Фантазии и иллюзии могут по-разному влиять на эффектив- ность интеракции. Пока ее установившиеся, канонические формы соответствуют интересам участников и внешним запросам, нереа- листичные представления могут вносить искажения в стереотип- ные схемы коммуникации. Однако, когда такие формы утрачивают свою эффективность, иллюзии и фантазии начинают работать как механизмы остранения и в этом качестве становятся стимулами для пересмотра стереотипных представлений, для построения аль- тернативных целей, направлений, форм совместной активности. Соответственно изучение подобных феноменов, составляю- щих область виртуальной реальности, становится важным направ- лением социологии культуры с точки зрения: – выхода в поле новых возможностей (интенций, планов, предпо- лагаемых результатов) взаимодействия; преодоления стресса мо- нотонии, возникающего в результате повторения рутинных опера- ций; переключения на новые внешние ориентиры; – компенсации расхождений между реальными и идеально пред- ставляемыми системами и результатами совместной активности. Наконец, важную область институционально не организован- ных феноменов составляют социокультурные последствия расхож- дений между внутренними концептами, символами и реальными действиями, между интенцией и результатом. Указание на несов- падения между ними можно обнаружить в обсуждении вопроса оз- начаемого и означающего. Эта область также становится источни- ком изменения стереотипных структур отношений между людьми. Так, ее наличие обусловливает понимание или непонимание людь- ми друг друга, ситуаций, в которых они оказываются, содержания и значимости внешних воздействий. В зависимости от положения дел они меняют либо стереотипные формы взаимодействия, либо их интерпретацию, либо представления. Это может стать побуж- дением для изменения структурных или функциональных состав- ляющих интеракции с целью преодоления или по крайней мере уменьшения степени подобных расхождений. В рамках социологии культуры пока социокультурные причи- ны и последствия различий и совпадений между тем, что думается, говорится и делается, не стали предметом специального изучения. Из сказанного следует, что социологические представления о социокуль- турной реальности не следует ограничивать только раз- деляемыми и институционализированными формами отношений и представлений. Следует также отдавать должное пограничным, слабо организованным и случайным феноменам, которые состав- ляют неотъемлемую часть человеческого опыта и неизбежно ока- зывают влияние на установившиеся социокультурные образования. закл ючение Важно еще раз подчеркнуть: чтобы знать и понимать содержание социокультурной жизни, механизмы поддержания и изменения ее форм, следует разместить рассмотренные выше области взаимодействий и коммуникаций в социокультурном пространстве. Его структура определяется выде- ленными социальными и культурными адаптационными императи- вами, а содержание детерминирует различия в степени диффе- ренцированности и упорядоченности взаимодействий и коммуни- каций, которые осуществляются на микролокальном (обыденном и институциональном) уровне. Морфологические основания построения модели социокуль- турного пространства предполагают структурно-функциональное его определение и выявление тех задач, которые возникают в связи с удовлетворением фундаментальных человеческих потребностей и реализацией культурно обусловленных интенций. Структурная составляющая модели позволяет упорядочить его области в соот- ветствии с определенными теоретическими различениями: – между социальным и культурным аспектами их рассмотрения; – между социокультурными кодами, на основе которых они об- разуются. Морфологические (функциональные) единицы социального измерения этого пространства концептуально объединяют допу- щения об обусловленности взаимодействия людей их социальной природой, с одной стороны, и антропологической необходимостью адаптироваться в окружении, для чего совместная активность необходима — с другой. В социологии и антропологии этим условиям отвечают следующие единицы анализа. Прежде всего, это первичные группы, т. е. объединения людей для межлич- ностных взаимодействий и коммуникаций, организованных в со- ответствии с удовлетворением потребностей и реализацией интен- ций, которые неосуществимы в одиночку. Далее, выделяются со- циальные институты, рассмотрение которых здесь ограничивается организационной формой социетального уровня. В этом смысле они представляют собой структуры норм и правил, упорядочива- ющих набор ситуаций социального взаимодействия, находящихся под их юрисдикцией и ориентированных на реализацию ключевых социально значимых функций. Наконец, это социальная сеть как аналитическая единица, выделяющая первичные группы, связан- ные непосредственными контактами, как на обыденном, так и на институциональном уровне. Ее использование позволяет выявить механизмы связей между нормативными предписаниями и реаль- ными проявлениями совместной активности людей. Иными слова- ми, с помощью этих аналитических единиц структурируются ин- ституционализированный и обыденный уровни социокультурного пространства, а также устанавливаются связи между ними. закл ючение Однако для изучения происходящих здесь процессов выделе- ние только форм организации совместного существования людей оказывается недостаточным. Способы и результаты удовлетворе- ния потребностей и реализации интенций обусловлены и их куль- турным содержанием. Кроме того, исходное допущение, что соци- альное взаимодействие сопровождается коммуникацией, также означает необходимость включить в исследовательскую модель аналитические единицы, отражающие содержательную сторону коммуникативных процессов. Они выделяются на уровне куль- туры, понимаемой как искусственный мир людей, содержание — функциональное и символическое — их отношений, и конструиру- ются на основании их обусловленности необходимостью коммуни- кации в ходе социальных взаимодействий. С этой точки зрения морфологическая модель культуры стро- ится на тех же фундаментальных основаниях, что и концепция со- циальной реальности, но с акцентом на значениях и смыслах со- циальных процессов, на коммуникативных сетях, на области опе- рирования символами. В соответствии с выделением в предметной области социальной реальности социетально-институционального и обыденного уровней культура также рассматривается с этой точ- ки зрения. Во-первых, речь идет о специализированных ее облас- тях. Они отличаются тем, что необходимые здесь знания и навыки осваиваются путем специального обучения; осуществляемые в их рамках взаимодействия структурируются в рамках институциона- лизированной системы общественного разделения труда; вследс- твие этого их результаты имеют общесоциальную значимость. Во-вторых, выделяется обыденный уровень культуры, характери- зующийся тем, что трансляция, освоение и использование приоб- ретенного здесь опыта происходят по большей части нерефлексив- но, в контексте непосредственных межличностных отношений и контактов. Их процессы и результаты имеют значимость в рамках социальных сетей. При таком понимании культурной реальности центральной ка- тегорией становятся (социо)культурные коды, т. е. специфичные наборы м<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|